Тема: Сто лет Аррау
-
05.02.2003, 14:54 #1Активный участник
- Регистрация
- 13.12.2002
- Адрес
- Letzebuerg
- Сообщений
- 363
Сто лет Аррау
Завтра, 6 февраля, Аррау исполнилось бы сто лет. И уже почти 12 лет как его имя относится к "пианистам прошлого" (если 1997 год - конец великой эпохи пианизма, то 1991 - год смерти Аррау, Кемпфа, Серкина, - возможно завершил её предпоследнюю главу). Очевидно, что этот юбилей, как и само имя, может вызвать самые разные чувства у участников форума (где, как недавно было сказано, "мы вовсе не должны быть согласны друг с другом). Я же всё-таки считаю уместным процитировать здесь Верди, сказавшим, как известно, по отношению к другому великому композитору, с которым он вовсе "не был согласен": "Здесь должны умолкнуть всякие оценки...".
Аррау is rather esteemed than revered. В самом деле, есть чему поражаться и за что его уважать даже тем, кто не может дослушать до конца ни один из его дисков. Первый концерт он дал в 1910, его Берлинский дебют состоялся перед Мировой войной (1-ой, конечно же!). Выступал совместно почти со всеми величайшими дирижёрами прошлого века - и не только "того прошлого" Футвенглера, Клемперера, Гвидо Кантелли и Менгельберга, но и "глубже" - Артура Никиша и Карла Мука. Абсолютно беспрецендентна и его "дискографическая карьера", поражающая и продукцией (уж точно за сотню дисков) и своей длительностью: почти 70 лет, со времени первых записей 1920-х годов (недавно частично переизданных в серии "Great Pianists of the Century") и вплоть до конца 80-х, за которыми уже мы гонялись по Садовому и по Ленинскому как за последними новинками грамзаписи (e.g. a revelatory Beethoven's 5th concerto). Столь же колоссальным был и его концертный репертуар, включавший более 70 концертов, из которых более 50 держались, по его собственным словам, в его памяти до самых последних дней. Так что, выражаясь оценками Дмитрия Лароша - тут и выслуга лет налицо и звание "много раз заслуженного артиста Филипса" заслужено.
Менее беспорными могут показаться некоторым его чисто пианистические достоинства. Его игра была слишком сбалансированной, концентрированной, где то даже неброской (и совершенно нешумной!), его звук немного сумрачный (хотя и абсолютно ясный - никогда, даже в самой насыщенной фактуре и многозвучных аккордах, он не терял гармонии Zusammenklingen), его ритм подчас слишком скрупулёзным, чтобы незамедлительно поражать воображение. Собственно стиль Аррау и невозможно однозначно классифицировать: не "громовержец" как Циффра, не "поэт" как Кемпф, не "чародей звука" как АБМ, не "первооткрыватель/провокатор" как Гульд - Аррау, будучи сам феноменальным виртуозом (что особенно очевидно в его довоенных записях), со временем выработал то особое, трудно выразимое, но немедленно узнаваемое, сочетание одухотворённого интелектуализма и аристократической музыкальности, включавшее и абсолютную верность композиторскому тексту и невероятную фантазию и стилевые перевополощения (для куда более лучшей, нежели эти неловкие определения, иллюстрации его искусства перевополощения можно было бы послушать в один вечер его Шумановскую Фантазию с удивительной передачей полифонической многослойности этой музыки; затем - Сонату Листа с коллосальной внутренней энергией, немного подчёркнутыми басами и заметной ритмической свободой в медленных частях; затем - 2 и 4 Баллады Брамса, простые, ясные, даже немного тяжеловесные; затем - "Et la lune descend sur le temple qui fut" Дебюсси, где парадоксально ощущается "пуантилистичность" этой музыки - столь инидивидуально значительным оказывается каждый сыгранный звук).
Понятно, что Аррау - это не "наше всё" . Пресловуты его замедления перед виртуозными пассажами, продления затухающих фраз, остуствие "дыхания" в романтической музыке. Его Шопен, наверное, слишком серьёзен, лишённый подчас elan'а. По поводу его Faschingsschwank'a один мой приятель заметил, что это как "радиообращение к нации": столь претенциозно, дидактично и тяжеловесно это звучит. Малоудачны обе известные мне версии концертов Грига и Шумана. Его Дебюсси, в общем, тоже на любителя. И, всё-таки, жемчужин в его фонографическом наследии куда больше остального... Для меня, например, его запись (1970) Листовской Сонаты стоит почти на той же недосягаемой высоте, как и записи Рихтера. Его Douze Etudes d'execution transcendante - одна из самых гениальных интерпретаций: звуковая феерия, где откровения, в этой казалось бы известной музыке, содержатся едва ли не в каждом такте. Бесподобно торжественны и вместе с тем поэтичны медленные части Бетховенских концертов (4 - с Хайтинком и 5 - с Колином Дейвисом). Тоже можно сказать и о втором концерте Шопена с Инбалом - все эти трели и фиоритиуры медленной части сыграны с филигранной точностью и "кантабильностью" и вместе с тем очевидна непрекращающаяся поступь и нарастание гармонического напряжения...
Право же, его записи, а не слова должны звучать в этот юбилей. Воьзму-ка я завтра отгул...
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: Сто лет Аррау
Можно пояснить (прокомментировать)?Сообщение от A-Lex
А что скажете насчет концертов Брамса (с Хайтинком и Джулини)?
Re: Сто лет Аррау
А я, пожалуй, наполню ещё один вечер
Сообщение от A-Lex
Дорогой A-Lex,
Как Вы меня растрогали! Я уже где-то предлагал поговорить о пианистах дорихтеровского времени. Аромат той эпохи именно в том, что ещё было далеко до появления идеи и возможности стать "нашим всем", и каждый мастер углублялся в никому не известные бездны на свой страх и риск. Всякие замедления перед трудными пассажами на этом фоне - просто милые атрибуты эпохи, вызывающие скорее ностальгическое умиление, чем желание критиковать.
Чем-то это напоминает соотношение между Тотом и Евклидом из очерка Арнольда. Кажется, Вы не заметили его в разделе "Смешно" в оффтопике. Я привёл там статью целиком специально для Вас![]()
Смотря у кого... Вот b3, например...Сообщение от regards
Ухожу, ухожу...![]()
- Регистрация
- 13.12.2002
- Адрес
- Letzebuerg
- Сообщений
- 363
Дорогой Regards,
О главном - "математическую шутку" я и не приметил: не часто забредаю в комнату смеха на этом форуме. Огромное Вам спасибо - прочитал в несколько залпов, прерываясь время от времени только в связи со становящимися непереносимыми коликами. Всё-таки Арнольд - блестящий публицист! (И, конечно, блестящий математик - уже одно решение 13 проблемы Гильберта о суперпозиции непрерывных функций двух переменных обесмертило его имя, не говоря о теории К-А-М устойчивости динамических систем).
Вот только, как и полагается в публицистике, в статье есть немало передержек и умолчаний ("оболганное" Бурбакистское определение имплицитного вывода, анекдот с бородой про французского ученика и пр.), да и некоторые из высмеиваемых определений, на мой взгляд, не столь уж уморительны (0 - это натуральное число - Ха!! - а почему нет? С точки зрения Теории Множеств - всё очень логично), но всё это ничуть не снижает впечатление от около-циффровой (или Циффровской?) феерии.
Мда, ну а уж если быть совсем занудным, то и общий вывод с общим пафосом ("Математика - "естественная наука". Не верите - читайте Тота!") мне тоже кажутся как бы и не вполне... Конечно, все "леммы" Арнольда о естественно-физическом происхождении математических головоломок и решений - верны, и подобных исторических анекдотов можно набрать ещё на три форума (тут и решение задачи о трёх телах для вящих нужд мореплавателей, и "Кёнигсбергские мосты" Эйлера, и потребности Лейбница знать сколько всё-таки Померолей было залито в конические бочки, и Ганноверский кюрфюрст, подгоняющий Гаусса с измерениями в полях и со-делящий поэтому славу основоположника дифферианциальной геометрии, и ещё много-много чего), ...но!
Собственно, о какой математике идёт речь? Если, условно говоря, до Гауссовой-с-Коши, то может она и была "про-физической" (не уверен, впрочем, и в этом - вопрос: можно ли было даже тогда доказывать математические истины на основе "физической" индукции?). Ну а уже начиная с "дельты-эпсилона", теории групп, многообразий, общей алгебраизации геометрии и, в дальнейшем, теорий множеств, логики и доказательств - родилась уже иная, не "Тотовская" дисциплина.
В общем, перефразируя Дебюсси (в оригинале - про Рихардов и Штраусов): из двух Арнольдов я бы выбрал Шёнберга (Шварценеггера?), а из двух Владимиров - Горовица!
Но это, понятно, был "офф-сюжет" (не хочу звучать как заправский эротоман). А вот по поводу собственно Вашего "многослойного" комментария на Аррау (второй слой, - а дальше я и не вижу, - переводится, как я понял: "Неужели сейчас можно слушать до-Рихтеровских пианистов? - всё равно, что читать Тредиаковского или вычислять орбиту Земли по трудам Апполония и Птолемея"), я может когда-нибудь что-нибудь и скажу (если доведётся совместно прикончить пару-тройку vintages Chateau Margaux premier grand cru classe) . А пока soberly скажу лишь, что без Тота и Евклиду бы было тяжелее...
Дорогой A-Lex,
Второго слоя не было! Святой истинный крест! Я вовсе не рихтероман, просто выполняю здесь манские функции в силу необходимостиУ Рихтера ничему не научишься, а старых мастеров можно слушать, как открытый урок... Да и устаёшь иногда от "закрытого" совершенства. Так приятно услышать какое-нибудь неуместное замедление или ляп, человеком себя чувствуешь немедленно...
А физику я всегда считал частью математики, никак не наоборот. Арнольд, конечно, мастер мелкого мухлежа, всегда стараюсь ему подражать в этом, но за историю о Тоте можно простить. Давно ли Ю.И.Манин стал "одним из ведущих германских математиков"? Я как-то потерял его из виду. Его критикуемые взгляды на природу математики восходят ещё к середине 80-х. Мне обещали принести речь Арнольда в Папской академии, народ в восторге. К сожалению, её нет в электронном виде. Как получу, помещу туда же, а лучше в ЛС, чтобы не огорчать интеллигенцию
![]()
Небожители! Можно вклиниться, как бы ненароком, в столь ошеломляющую по уровню и духу Вашу беседу?
два дня с проклятой инфлуенцей сидел дома и только и слушал, что рука доставала наугад. В том числе Рихтера. Меня остановила 3-я Баллада Шопена - а ну ка еще и еще. И снова ставлю.
Что-то тут не так. Ну да! От великого до немецко-дебильного один шаг. Но Он его, конечно, не делает. (Свят, свят! Оговорюсь сразу. Минуй меня гнев....) Но близко. В Шопене слишком много человеческого, именно того, что Р. отрешенно оставляет где-то там, в стороне.
Вообразите ситуацию: вы после мучительно долгой разлуки (хоть война) видите родное лицо и .... размеренными шагами подходите, говоря - "Здравствуй Марта, я очень много взволнован и купил тебе этот дорогой букет, чтобы ты радовалась от нашей встречи..."
Он ведь в кульминации не позволяет себе даже несколько ускорить, собрать аккорды!!! Он, совершенно гениальный в слышании звуков музыки, выстраивающий как архитектор многосложные произведения.
Он вдруг - плохой психолог? Нет он не плохой психолог. Он правильно о себе говорил, что он холодный. Это истина - он холоден. Лист призывал учиться у жизни, подмечать реакцию человека. Так, после сильного аффекта наступает реакция, и т.д. А тут, вроде, нет никого (человека)?
Так вот, я не о Рихтере (Про тест Пушкина-Рихтера позже), я об эпохе, когда из искусства еще не удалили человека и предметность.
Конечно, "Черный квадрат" Малевича, это шаг вперед, совершенно естественный, что бы не унижать искусство вечно "изображением", копированием чего-то. Но тонкий озоновый слой человечности в искусстве всегда будет милее, пока ты сам не отрешился от всего, что дорого.
Есть некий тест (подскажите откуда, что-то оч. популярное: забыыл..)
Мол, когда человек начинает осознавать, что Пушкин величайший гений (сам осознавать) то - это значит человек состоялся , созрел что-ли как личность. Я считаю, что этот тест можно дополнить фамилией Рихтера. Когда человек начинает понимать величие и уникальность Р. как музыканта он.... что дальше даже не знаю, как написать.
Вобщем понятно.
А как приятно иногда "украсть" выражение у Аррау, Д'Альбера, Падеревского (cis-moll'ную мазурку 63,3 играет ли кто лучше? Вот когда еще закрывали!), Розенталя. Сейчас так уже не говорят. Походка другая, осанка другая, екатерининских гвардейцев играют - ну братва да и только.
А каков 1-й Листа у Аррау!! И это записано в Германии в 41м?! Или нет? не помню.
Григорий Соколов. Закрыл. Мазурку. ор.63 № 3.Сообщение от Gtn
Ага! Тогда Пад. открыл. Для меня, для других. Как Колумб - Америку, как Гуттенберг - книгопечатанье, как Резерфорд.... что-то там еще, и так далее.
Может кто-то своей поездкой уже закрыл Ам.
Может кто-то своей книгой закрыл книгопечатанье.
Может кто-то закрыл физику блестящим открытием.
....А я всего этого нее знааю :o
Процесс во времени, развивающийся. Правомочно ли применять к нему <>.
Записи - проекции.
- "Посмотри, какие звезды!"
- "Я их уже видел, еще в детстве, кстати, их лучшая фотография - там-то."
Похожие темы
-
Шопен Клаудио Аррау для "славянского уха".
от Барбаросса в разделе Классическая музыка для начинающихОтветов: 16Последнее сообщение: 01.02.2013, 20:55



Ответить с цитированием

Социальные закладки