Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 20

Тема: Фольклорист - тот же музыковед?

              
  1. #1

    По умолчанию Фольклорист - тот же музыковед?

    В чём специфика фольклористики?
    На этом курсе я перешла на кафедру фольклора (очень люблю народную музыку в традиционном виде и современную этническую музыку различных авторов). Но для меня фольклористика как раздел музыкознания пока не известна. Встречаются какие-то непривычные понятия, термины...

    Складывается такое впечатление, что изучение фольклора - это совершенно особая специальность, очень опосредованно связанная с "классической" теорией музыки. Ведь нормы анализа, применимые к классике в широком смысле слова не всегда применимы к народной музыке.

    Так ли это?
    Последний раз редактировалось Магнолия; 09.11.2007 в 12:23.

  • #2

    По умолчанию Ответ: Фольклорист - тот же музыковед?

    На мой взгляд, фолькористика - это особый раздел музыковедения и музыкознания. Раздел очень интересный и сложный, а самое важное - неоднозначный. То есть возможны разные варианты трактовок каких-то понятий. Например, лирическую протяжную песню некоторые считают жанром, а другие "песенной формулой", и т.д. Так же есть незакрепленность песен за каким-либо обрядом. Не всегда возможно определить жанр песни - схожими оказываются историческая песня, городской романс, лирическая....
    В общем, в народном творчестве, как ни в каком другом виде музыковедения, существует огромное поле для работы и исследований.

    Для меня открытый вопрос - это судьба фольклора в 20 веке. Принято считать, что в 20 веке появляются 2 жанровые разновидности - частушка и авторская песня, о чем пишет Попова. Но как авторская песня может считаться народной? Поделитесь, пожалуйста, некоторыми соображениями на этот счет!
    mes meilleurs vœux.

  • #3
    массажист-затейник
    Регистрация
    10.08.2007
    Адрес
    столица фонтанов и велосипедов
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,431
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Ответ: Фольклорист - тот же музыковед?

    Очень просто. Три основных признака музыкального фольклора - анонимность (автор неизвестен), незафиксированность (отсутствие нотной записи) и многовариантность (каждый последующий исполнитель привносит что-то своё в первоисточник, зачастую меняя его до неузнаваемости). Авторская, или бардовская, песня вполне под эти услровия подходит. О личности автора, как правило, осведомлён лишь узкий круг "посвящённых", перепевают же все, кому не лень, по слуху, каждый на свой лад. В сущности, это и есть фольклор, только "городской" (название весьма условное, просто в противовес фольклору традиционнму, "деревенскому").
    А вообще-то любая песня - авторская. Не думаете же Вы, в самом деле, что "музыку сочиняет народ" - это собирается 150 человек и увлечённо препираясь, творят "нетленки"?
    "Подмосковные вечера" поют по всему миру, но только у нас любая собака в подворотне знает её авторов. "Вдоль по улице метелица метёт" - между прочим, А.Е. Варламов сочинил. "Гори, гори, моя звезда" - поют вариант, как правило, весьма далёкий от булаховского оригинала...
    Мы расскажем всё, что вы хотели спросить, но боялись узнать.

  • #4
    Частый гость
    Регистрация
    08.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    131

    По умолчанию Ответ: Фольклорист - тот же музыковед?

    Что значит для Вас "классическая теория музыки"? Теория музыки, объясняющая европейскую музыку?
    Дело в том, что сейчас в область музыкознания вошло огромное количество музыкальных стилей и жанров. И каждый из них приходится объяснять понятиями, свойственными именно этой музыке. Поэтому, например, звуковысотность в фольклоре анализируется иначе, чем в европейской тональной и атональной музыке. При этом, конечно, существуют фундаментальные понятия, общие для всех стилей и жанров музыки.
    Однако, когда Римский-Корсаков создал сборник "100 русских народных песен", гармонизованы они были по-европейски, опираясь именно на известную тогда европейскую теорию музыки. Это создает известную стилизованность обработанных напевов.
    И, напротив, современные расшифровки многоканальных записей народных песен дают подлинное представление о типе многоголосия и характере исполнения их.
    Так что, теория музыкального фольклора - вещь сложная, включающая помимо музыкальных терминов этнографические, лингвистические, филологические. Музыкальные все же преобладают....
    Кстати, немногие студенты-музыковеды решаются специализироваться по традиционной культуре (т.е. церковной музыке (медиевистике) и фольклористике.

  • #5
    Старожил Аватар для vcirkov
    Регистрация
    06.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,475
    Записей в дневнике
    5

    Question Re: Ответ: Фольклорист - тот же музыковед?

    Цитата Сообщение от Demoiselle Посмотреть сообщение
    Для меня открытый вопрос - это судьба фольклора в 20 веке. Принято считать, что в 20 веке появляются 2 жанровые разновидности - частушка и авторская песня, о чем пишет Попова. Но как авторская песня может считаться народной? Поделитесь, пожалуйста, некоторыми соображениями на этот счет!
    Думаю, было бы большой ошибкой отождествлять фольклор и авторскую песню. Стихи (большей частью плохого качества), исполненные под простейший аккомпанемент гитары, не могут претендовать на жанр фольклора. Во всяком случае, их нельзя изучать вместе.
    Что касается судьбы фольклора - http://vcirkov.narod.ru/Folklor.htm

  • #6
    Активный участник Аватар для dragomira hamova
    Регистрация
    07.08.2007
    Адрес
    Карловы Вары Чехия
    Возраст
    79
    Сообщений
    495
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Re: Ответ: Фольклорист - тот же музыковед?

    Цитата Сообщение от stvorchok Посмотреть сообщение
    Очень просто. Три основных признака музыкального фольклора - анонимность (автор неизвестен), незафиксированность (отсутствие нотной записи) и многовариантность (каждый последующий исполнитель привносит что-то своё в первоисточник, зачастую меняя его до неузнаваемости). Авторская, или бардовская, песня вполне под эти услровия подходит. О личности автора, как правило, осведомлён лишь узкий круг "посвящённых", перепевают же все, кому не лень, по слуху, каждый на свой лад. В сущности, это и есть фольклор, только "городской" (название весьма условное, просто в противовес фольклору традиционнму, "деревенскому").
    А вообще-то любая песня - авторская. Не думаете же Вы, в самом деле, что "музыку сочиняет народ" - это собирается 150 человек и увлечённо препираясь, творят "нетленки"?
    "Подмосковные вечера" поют по всему миру, но только у нас любая собака в подворотне знает её авторов. "Вдоль по улице метелица метёт" - между прочим, А.Е. Варламов сочинил. "Гори, гори, моя звезда" - поют вариант, как правило, весьма далёкий от булаховского оригинала...
    Очи чёрные ещё!!!
    Завидую я студентке-автору темы,что этим будет заниматься,интересно и богато!
    И что касается начального вопроса- фолклориста считаю специфическим,но музыковедом.
    Все,что происходит,происходит к лучшему,хотя это на первый взгляд так и не кажется...

  • #7
    Старожил Аватар для vcirkov
    Регистрация
    06.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,475
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Ответ: Фольклорист - тот же музыковед?

    Цитата Сообщение от stvorchok Посмотреть сообщение
    Очень просто. Три основных признака музыкального фольклора - анонимность (автор неизвестен), незафиксированность (отсутствие нотной записи) и многовариантность (каждый последующий исполнитель привносит что-то своё в первоисточник, зачастую меняя его до неузнаваемости). Авторская, или бардовская, песня вполне под эти услровия подходит.
    К чему приводит поверхностный взгляд на вещи.
    Я могу привести больше аргументов в пользу того, что муляж апельсина (например) почти по всем признакам похож на натуральный апельсин. Тока сока в нем нету.

  • #8
    Активный участник Аватар для dragomira hamova
    Регистрация
    07.08.2007
    Адрес
    Карловы Вары Чехия
    Возраст
    79
    Сообщений
    495
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Re: Ответ: Фольклорист - тот же музыковед?

    Цитата Сообщение от vcirkov Посмотреть сообщение
    К чему приводит поверхностный взгляд на вещи.
    Я могу привести больше аргументов в пользу того, что муляж апельсина (например) почти по всем признакам похож на натуральный апельсин. Тока сока в нем нету.
    Почему здесь речь идёт о поверхности?
    Точно так я моим студентам про общую характеристику народной песни и говорю....
    Все,что происходит,происходит к лучшему,хотя это на первый взгляд так и не кажется...

  • #9
    Fiddler оn thе rооf Аватар для murom
    Регистрация
    04.05.2007
    Адрес
    Сидней, Австралия
    Возраст
    71
    Сообщений
    19,497
    Записей в дневнике
    107

    По умолчанию Re: Фольклорист - тот же музыковед?

    Я в училище теоретические предметы посещал вместе с теоретиками. А когда они собрались летом поехать в фольклорную экспедицию по Сибири, то и я с ними увязался и потом еще помогал им расшифровывать записи. А они были акапельные и многоголосные. Попотели здорово, но было интересно.
    На сколько я помню, в то время (1972 год) мы еще застали старую фольклорную песню, т.е. с 19 века. Пели только очень старые бабушки и дедушки. Молодые в деревнях практически их и не знали. За всю экспедицию там было только парочку женщин в районе 40 лет, а остальные все много старше.
    Вот такая вот судьба фольклора. А ездили мы в основном в деревни по Оби. Были песни, привезенные в Сибирь с Урала или Европейской части (это нам сказали руководители - педагоги).

  • #10
    Активный участник Аватар для dragomira hamova
    Регистрация
    07.08.2007
    Адрес
    Карловы Вары Чехия
    Возраст
    79
    Сообщений
    495
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Re: Фольклорист - тот же музыковед?

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    Я в училище теоретические предметы посещал вместе с теоретиками. А когда они собрались летом поехать в фольклорную экспедицию по Сибири, то и я с ними увязался и потом еще помогал им расшифровывать записи. А они были акапельные и многоголосные. Попотели здорово, но было интересно.
    На сколько я помню, в то время (1972 год) мы еще застали старую фольклорную песню, т.е. с 19 века. Пели только очень старые бабушки и дедушки. Молодые в деревнях практически их и не знали. За всю экспедицию там было только парочку женщин в районе 40 лет, а остальные все много старше.
    Вот такая вот судьба фольклора. А ездили мы в основном в деревни по Оби. Были песни, привезенные в Сибирь с Урала или Европейской части (это нам сказали руководители - педагоги).
    Ой- интересно как!Напишите про это побольше- или в дневник!И про фолклористику в Австралии...
    Все,что происходит,происходит к лучшему,хотя это на первый взгляд так и не кажется...

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. пианист-музыковед, я вас ищу!
      от рысик в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 15.03.2012, 09:50
    2. Санкт-Петербург Музыковед, внештатный корреспондент
      от Verlena в разделе Поиски работы
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 19.12.2008, 16:15
    3. Музыковед А. К. Поставная
      от Greg в разделе Светлая память
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 03.02.2008, 14:41
    4. Кто же все-таки МУЗЫКОВЕД...
      от Сара в разделе Теория музыки
      Ответов: 637
      Последнее сообщение: 06.11.2007, 21:56
    5. Музыковед и харизма
      от Mirey в разделе Теория музыки
      Ответов: 44
      Последнее сообщение: 23.02.2007, 11:00

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100