- Регистрация
- 21.03.2006
- Адрес
- Киев
- Сообщений
- 1,097
Re: Именитые музыканты месяца
Sviatoslav Richter plays Rimsky-Korsakov Piano Concerto
Рихтер О Римском-Корсакове.
- Первая опера, которую увидел на сцене, — «Снегурочка»
Римского-Корсакова. Сильнейшее впечатление — даже заболел.
-----------------------------
- Очень люблю Римского. Пусть он немного холодный, открытый, ясный, но для меня он всегда трогательный, чистый. В прохладности у него есть своя прелесть.
- У кого из современных композиторов есть общее с Римским? Пожалуй, у Бриттена. У обоих акварель или гуашь, а не масляные краски.
- Да, у Римского все более камерно, а дирижеры хотят все сделать более масштабно. Даже слушая такой шедевр, как «Снегурочка», испытываешь разочарование именно из-за перенасыщенности, ложно понятой масштабности исполнения.
- Для меня Римский, как бабочка, — если тронуть, пыльца сойдет.
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери (c)
Re: Именитые музыканты месяца
19 марта родился австрийский композитор и музыковед Йозеф Маттиас Хауэр (Hauer, 1883 - 1959).
Композитор родился в Винер-Нойштадт (предместье Вены) в семье тюремного надзирателя. Ещё во время учёбы в школе занимался игрой на фортепиано, органе, виолончели и цитре и хоровым пением; одновременно самостоятельно изучал теорию музыки. С 1902 г. работал учителем народной школы в Крумбахе, с 1904 - в Винер-Нойштадте. Одновременно служил органистом, хоровым дирижёром, виолончелистом в квартете, преподавал музыку в школе. В 1914 был ненадолго призван в армию, в 1915 переселился в Вену.
С 1912 начал разрабатывать собственную систему двенадцатитоновой техники, его пьеса "Nomos" ор. 19, созданная в 1919 г., считается первым двенадцатитоновым произведением (следует отметить, что уже первые сочинения Хауэра были атональными). Техника двенадцатитоновых композиций Хауэра базировалась на 44 тропах (этому числу Хауэр не давал никакого рационального объяснения; биографы предполагают, что оно избрано по числу провинций, на которые тогда делился Китай - Хауэр был под сильным влиянием китайской философии). В 1930 году композитор (скорее всего, не добровольно) вышел на "почётную" пенсию. После распространения фашизма у Хауэра усиливаются антесемитские настроения, которые подогреваются его конкуренцией с Шёнбергом. Тем не менее после аншлюса Австрии в 1938 году его музыка была причислена к "выродившемуся искусству". Материальное положение композитора резко ухудшилось. Из осторожности до конца Второй мировой войны он ничего не издавал. В результате имя Хауэра забылось, и из сотен произведений, созданных им в последние 20 лет, при жизни композитора были изданы лишь единицы, а многие произведения остались неисполненными. "Возрождение" Хауэра началось в 1960-е годы.
В отличие от Шёнберга, который не написал ни одного теоретического труда, посвящённого додекафонии (все его статьи, где затрагивались вопросы двенадцатитоновой техники, были посвящены либо проведению параллелей между нововенцами и классикой, либо анализу своих произведений и сочинений своих соратников), Хауэр шёл к музыкальной практике от теории. Через "теорию тембров", основанную на гётевском учении о цвете, он приходит к мыслям о "естественном" развитии звукового материала, и уже в 1920 г. излагает свою теорию о тропах в статье "Сущность музыкального", а в 1924 г. появляется его статья "Тропы". В тропах значительную роль играют не только соотношения звуков, нужно учитывать и тембры, и симметрию в построениях. Поэтому тропы Хауэра не 12-, а 6-звучны. Отдельно и до известной степени по классическим законам из тропов строились все элементы музыкальной ткани: кроме собственно построения рядов это были мелодия, гармония и даже тембровые характеристики. Всё это только образовывало материал, из которого затем строилось произведение; это напоминает технику сериализма. Начиная с 1940 года Хауэр пишет произведения, связанные с даосистской философией, согласно которой музыка является центром Космоса. Он перестаёт давать заглавия своим произведениям, обозначая их как "двенадцатитоновые игры" и нумеруя. Начиная с 1917 года Хауэр неоднократно пытался установить контакт с Шёнбергом, посвятил ему "Девять этюдов" ор.22; а Шёнберг одно время хотел написать книгу о додекафонии вместе с Хауэром, но все попытки сотрудничества разбивались об антисемитизм Хауэра.
Хауэр был достаточно плодовитым композитором: ему принадлежат 2 оперы, 2 мессы, кантаты, оратории, множество вокальных циклов в сопровождении фортепиано, ансамбля или оркестра, симфония, симфониетта, 6 оркестровых сюит, 2 концерта и другие симфонические произведения, музыка для фортепиано (от одного до 9 исполнителей), камерные ансамбли, множество "двенадцатитоновых игр" для самых разных составов - от фортепиано до симфонического оркестра...
Из 17 книг и 33 статей и эссе Хауэра следует выделить "О тембре" (191, "Учение об атональной мелодии" (1923), "От мелоса к литаврам" (1925), "Двенадцатитоновая техника. Учение о тропах" (1926), "Космическое завещание" в 3 частях (1937, 1941, 1945).
Музыка Хауэра оказала большое влияние на Кейджа и Шнитке.
Последний раз редактировалось Filin; 20.03.2009 в 08:43.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Re: Именитые музыканты месяца
Знаете, кто родился 136 лет назад?
(вытянувшись в струнку перед аватаром от Roussakoff, продолжаю)
Макс Регер (Reger, 19.03.1873 - 11.05.1916).
(
)
Снимки, закреплённые авторскими правами:
"В музыке - никаких компромиссов!" (М.Регер)
" Четыре в одном" - полное имя музыканта Иоганн Баптист Иосиф Максимилиан Регер (Йоханн Баптист Йозеф Максимилиан Регер, Johann Baptist Joseph Maximilian Reger). А в музыке и все "шесть в одном" - композитор, органист, пианист, дирижёр, педагог и теоретик. Он прожил сорок три года.
Регера увлекла эпоха и музыка барокко:
- играл на органе и сочинял для этого инструмента,
- сочинял старинные сюиты, прелюдии и фуги, сольной сонаты, кончерто гроссо.
Одним из первых композиторов признался, что наибольшее влияние на него оказал И.С. Бах. А Шёнберг, отметивший в одном из писем 1922 Цемлинскому, что считает Регера "гением", штудировал со своими учениками его произведения.
За два десятилетия творческой деятельности написал большое количество произведений в самых разных жанрах. Практически всю жизнь композитор сочинял для органа (написал почти столько же произведений, что и И.С.Бах).
Исполнение музыкальных композиций, таких, как оратория "Псалом 100" и в наше время производят сильное впечатление на публику (см. посл. абзац ).
(
)
Познакомьтесь с полезными ссылками.
Материалы форума предлагают:
1. тему "Макс Регер" (открытую A.V.P. ещё в ноябре 2005) -
Последнее, на сегодняшний день 159 сообщение (от Vic), появилось вчера;
2. тему "Макс Регер, Органная Фантазия и Фуга ре минор op. 135b" (от Clerambault, 2007) -
В теме насчитывается 125 сообщений (пока);
3. коротенькую тему "Органный интеграл Регера" (открыл Консонанс) -
Загляните в
Дополнительная информация:
!!! Подборка видеоклипов:
Последний раз редактировалось kalina; 20.03.2009 в 11:36.
- Регистрация
- 21.03.2006
- Адрес
- Киев
- Сообщений
- 1,097
Re: Именитые музыканты месяца
Сегодня день рождения Святослава Теофиловича Рихтера, по образному выражению Г.Г. Нейгауза, “первого среди равных”, наиболее “симптоматического” пианиста своего времени. Он владел неким “божественным кодом” (с) в искусстве и раскрывал его высокий смысл языком музыки. Ему были подвластны самые разные музыкальные стили, его прочтения бывали новыми открытиями хорошо известных произведений. Его прозрения будут волновать многие и многие поколения людей, для которых музыка является неотъемлемой частью жизни.
Вот как начинался путь будущего великого Музыканта (программа его первого концерта, которую я здесь демонстрирую, была воссоздана в одном из вечеров в его квартире-музее):
![]()
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери (c)
Re: Именитые музыканты месяца
Последний раз редактировалось kalina; 21.03.2009 в 00:44.
Re: Именитые музыканты месяца
Сегодняшним юбиляром является
Рейн Хейнрихович Лаул (Rein Laul, род. 20.03.1939)
Композитор и музыковед. Родился в Таллинне. Cегодня ему исполнилось 70 лет.
В 1964 закончил Ленинградскую консерваторию, как музыковед (в кл. Ады Шнитке) и в 1967 по классу композиции (у Вадима Салманова).
В 1971 (по некоторым источникам 1970) окончил аспирантуру Ленинградского Института театра, музыки и кинематографии (ЛГТИТМиК) у С.Н.Богоявленского. Защитил кандидатскую диссертацию "Стиль и композиционная техника А. Шенберга" (1972).
Доктор искусствоведения. В 1990 защитил в Московской консерватории докторскую диссертацию на тему "Логические функции мотива в процессе формообразования".
Преподаёт музыкально-теоретические дисциплины в Петербургской консерватории с 1970 (со времён ЛОЛГК), с 1993 профессор.
Рейн Лаул автор ряда музыкальных композиций. Среди них:
- Симфония (1973),
- Musica trista (для большого симфонического оркестра), памяти Дм.Шостаковича (1976),
- Концерт для струнного оркестра (F-dur, 1962),
- Два ноктюрна (1973) и Вариации (1967) для струнного оркестра,
- Струнный квартет (d-moll, 1953, ред. 1964-1981),
- Квинтет для духовых инструментов (1970 или 1976).
- Камерные произведения, в т.ч.
- Соната для скрипки и фортепиано (1965),
- Соната для скрипки (соло) D-dur (1963),
- Речитатив для виолончели (соло) (1963).
Для фортепиано: Три сонаты (1963, 1971, 1976), Пять листков из альбома (1973), Пассакалья и фуга d-moll (1961)...
Мотет Gloria для смешанного хора (1973) и др.
Из музыковедческих работ (опубликованных на русском, английском и эстонском языках) назовём:
- "О модулирующих формах" (Л.,1986),
- "Мотив и музыкальное формообразование" (Л.,1987),
- "О функциональной динамике сонатной формы венских классиков" (Форма и стиль. Л., 1990),
- "О творческом методе А.Шёнберга" (Вопросы теории и эстетики музыки, IX. Л., 1969),
- "Принципы формообразования в симфонических произведениях К.Дебюсси (Дебюсси и музыка ХХ века. Л., 1983) и др.
Кстати, род Лаулов в Эстонии представлен многими уважаемыми музыкантами.
Ещё раз поздравляем юбиляра и, по совместительству, отца нашего Петра Лаула!
Дополнительно:
,
(Особая просьба - не нашла в сети снимка. М.Б. его любезно предоставят Пётр Лаул или форумчане из Питера...).
Последний раз редактировалось kalina; 20.03.2009 в 20:51.
Re: Именитые музыканты месяца
Нашёл одну фотку Лаула из газеты "Postimees":
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Похожие темы
-
Именитые музыканты месяца: март
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 294Последнее сообщение: 08.04.2025, 20:01 -
Именитые музыканты месяца: февраль
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 247Последнее сообщение: 10.02.2024, 16:06 -
Именитые музыканты месяца: январь
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 211Последнее сообщение: 01.02.2018, 00:33 -
Именитые музыканты месяца: сентябрь
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 297Последнее сообщение: 01.10.2017, 22:56 -
Именитые музыканты месяца: май
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 239Последнее сообщение: 07.05.2017, 12:17



. Так что ждём-с...





















Социальные закладки