"Струн шесть, пальцев пять, нот семь. Как они играют?! " А на арфе как? Там их 46! А на рояле? Там их вообще 88! Нам с вами ещё повезло, мы играем на гитаре!"(с)
"На самом деле, всё делается очень просто. Покупай гитару сразу с запасом - купи себе 12-струнку. Сначала ставь одну струну и учись играть на ней. Потом, через год, поставь ещё одну. И так далее. В результате, когда у тебя появятся всё 12 струн и прилично отрастут за это время волосы, можно смело идти на сцену!"(с)
Предположим, что как-то было установлено наличие двух натуральных интервалов, именуемых нынче октавой и (чистой)квинтой, и октава звучит в два раза выше, чем выбранный тон, а квинта - в полтора. На сколько (геометрически) равных частей надо разделить октаву, чтобы внутри нее эти части могли, сложившить, образовать интервал, наиболее близкий к квинте?
Шилов Г.Е. Вопрос о том, какие именно тоны должна содержать музыкальная шкала, решается математическими методами. Этому и посвещена настоящая брошюра, в основу которой легла лекция прочитанная автором в школьном математическом кружке при МГУ.
В несколько упрощенном виде, речь идет о следующем. Во-первых, необходимым условием полноценной шкалы, дающей возможность транспонировать (переносить) музыку на различную высоту без искажений, объявляется равномерно темперировнный звукоряд. Второе условие "моделируемой" шкалы (после равномерности) опроеделятся как "созвучность" основному тону, отсюда появляются октава, квинта и терция. Забавно, что необходимость использования кварты, сексты, секунды и септимы автор аргументирует их присутствием в народной музыке. В результате акустического "примирения" октавы и всех интервалов-участников и получается логарифмическая шкала из 12 звуков. В заключение автор отмечает, что равномерная темперация не могла возникнуть раньше создания алгебры иррациональных величин и логарифмов, т.е. раньше XVII века.
Шилов Г.Е. А около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил описанную здесь шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответсвии с ней <...> Далеко не все музыканты сразу приняли шкалу Веркмейстера; например, известный французский философ и музыкант Дидро был ее противником; он считал, что шкала без чистых интервалов не может лежать в основе музыки. Но крупнейший немецкий композитор XVIII века Иоганн Себастьян Бах делом доказал жизнеспособность новой системы <...>
Слегка не в тему, но давно так думаю: весомейшим аргументом против того, что Бах одобрял равномерную темперацию, может служить тот факт, что кроме двух томов ХТК, у него нет ни одного сочинения, где при ключе было бы больше трёх-четырёх знаков.
Каждый имеет право на своё мнение ― при условии, что оно совпадает с моим (Б. Шоу)
Слегка не в тему, но давно так думаю: весомейшим аргументом против того, что Бах одобрял равномерную темперацию, может служить тот факт, что кроме двух томов ХТК, у него нет ни одного сочинения, где при ключе было бы больше трёх-четырёх знаков.
Теоретически, это могло быть связано с трудностью перенастройки инструментов.
Нашла здесь, на форуме, интересный пост, опровергающий вышесказанное про Веркмейстера:
Сообщение от Zub01
Тем не менее, в бесчисленных популярных изложениях говорят о "строе (чисто-квинтовом), который изобрел Пифагор" (все 12 ступеней ), и о том, как его "исправил" Веркмайстер, "сделав равномерную темперацию". Ни то, ни другое не верно (Ни Пифагор, ни даже пифагорейцы не изобретали "пифагорейский 12-ступенный строй" - это достижение средних веков); Веркмайстер же действительно "улучшил клавир", "хорошо темперировав его", однако его оригинальные темперации неравномерны (все!), и особой любви к РТ он нигде не проявил.
Последний раз редактировалось Chartum; 07.06.2009 в 17:22.
Люди с очень высоким индексом массы тела (ИМТ 50–60) относятся к категории морбидного ожирения, при котором традиционные методы (диеты, медикаменты, физическая активность) зачастую не дают стойких...
Социальные закладки