-
18.06.2009, 00:13 #1
Моцарт ― Концерт для кларнета A-dur, KV 622
А теперь вот хотелось бы поговорить о «настоящем» концерте Моцарта. В чём его прелесть и сложность?
У меня вот изрядное количество записей накопилось ― есть Келл, Влах, Лайстер, Соколов, Михайлов, Сабина Мейер, Поль Мейер, и каждый по-своему замечательно играет. А на ваш взгляд ― кто лучший исполнитель?Каждый имеет право на своё мнение ― при условии, что оно совпадает с моим (Б. Шоу)
- Регистрация
- 24.03.2009
- Сообщений
- 44
Re: Моцарт ― Концерт для кларнета A-dur, KV 622
Прелесть в том, что это единственный концерт (ну, если не брать в расчёт всякие новейшие изыскания) Моцарта. А сложность, наверное, в том, чтобы сыграть его качественно и не манерно. Музыку, содержащую мало нот и понятную по музыкальной ткани вообще трудно играть, потому что любая ошибка и помарка слышна; это не современная музыка, где можно навалять невесть чего, и слышно этого не будет, если только детально не знаешь текста.
Многие кларнетисты грешат тем, что играют форшлаги из-за такта, что неверно. Форшлаги играются "в долю", как и принято у венских классиков.
Кто лучший исполнитель — трудно сказать. Соколов играет неплохо, но форшлаги неверно исполняет. Я слышал ещё Бенни Гудмена — это вообще жуть. Остальных, перечисленных вами, не слышал, и вообще, пока не слышал идеального, на мой вкус, исполнения этого концерта.
Последний раз редактировалось DJ Mogarych; 18.06.2009 в 19:44.
Re: Моцарт ― Концерт для кларнета A-dur, KV 622
Михайлова недавно выкладывали на intoclassics: (вместе с 31-й симфонией п/у Баршая). Живо, интересно, понравилось.
Архивные записи Реджинальда Келла и Леопольда Влаха имеются вот тут (качество не запредельное ― 128 kbps):
Влах ― типично «венской» закалки кларнетист, должен быть ближе к оригиналу. Келл хорош, но вибрато... по-моему, не для Моцарта.
Последний раз редактировалось Velmistr; 18.06.2009 в 21:17. Причина: неверно обработалась восьмёрка
Каждый имеет право на своё мнение ― при условии, что оно совпадает с моим (Б. Шоу)
Re: Моцарт ― Концерт для кларнета A-dur, KV 622
Это еще мягко сказано
Еще немаловажная деталь - этот концерт должен исполняться на так называемом "Моцартовском кларнете". Не на бассетгорне даже, а именно вот на том самом... Все пассажи, которые на обычном ля-кларнете приходится "ломать", в оригинале естественно идут вниз... Не так он звучит без этих нижних ноток, ну не так...Слышала вживую этот концерт на том самом инструменте - слушается до невозможности органично
![]()
Свободу пианистам!
Re: Моцарт ― Концерт для кларнета A-dur, KV 622
Вот я так до сих пор и не пойму ― что имеется в виду под «Моцартовским кларнетом»? В оставшемся огрызке манускрипта (доступен в моцартовском Gesamtausgabe в Сети) написано «Corno di bassetto in G», т. е. всё-таки бассетгорн.
Шарон Кам году так в 2006 играла его на удлинённом кларнете с нижними звуками, но в A-dur. Ни к селу, ни к городу.
Каждый имеет право на своё мнение ― при условии, что оно совпадает с моим (Б. Шоу)
- Регистрация
- 08.06.2009
- Сообщений
- 14
- Регистрация
- 24.03.2009
- Сообщений
- 44
Re: Моцарт ― Концерт для кларнета A-dur, KV 622
А, вспомнил. Скачивал Михайлова, но мне не понравилось, и стёр его. "Мускулистая" игра, но неизящная; звучит как этюд.
Velmistr, спасибо за ссылку, послушаю Келла и Влаха, интересно.
Upd:
Послушал первую часть в исполнении того и другого. Влах играет просто неряшливо, тусклым звуком, ноты часто берутся с посторонними призвуками, верхние ноты пережимает, регистры неровные. Не пойдёт. Келл тоже не понравился — вибрато какое-то неуместное, и рубато непонятно зачем и для чего.
В общем, запись Соколова пока лучшая.
Честно говоря, не понимаю вот этого стремления к "аутентичности". Сегодняшние инструменты гораздо совершеннее, чем во времена Моцарта, как по градации динамики, так и по удобству. Нет смысла использовать старую конструкцию, если есть новая. Никто же не играет сегодня на роялях старой конструкции те произведения, которые были написаны тогда.
Пассажирка, то, что у венских классиков форшлаги играются "в долю", общеизвестно. Почему Владимир Александрович решил сыграть именно так, я не знаю. Это его право — как играть. А когда я первый раз с ним встретился, я не то что не знал, как форшлаги играть у венцев, а вообще не знал, как концерт Моцарта-то звучит.
Последний раз редактировалось DJ Mogarych; 19.06.2009 в 09:22. Причина: Послушал
Re: Моцарт ― Концерт для кларнета A-dur, KV 622
Есть «исторические» рояли, и на них играют.
Я в какой-то степени понимаю аутентистов. Если в общих чертах обозначать их доктрину, то получится примерно так: «На современных инструментах играть проще, а ты попробуй на исторических». Проблема только в том, что настоящих «исторических» инструментов сохранилось немного и они практически в неиграбельном состоянии. А действительно ли современные реконструированные звучат так, как звучали «тогда» ― мы никогда не узнаем. Так что настоящей реконструкции в любом случае не получится. Ну да это тема для другой ветки.
Каждый имеет право на своё мнение ― при условии, что оно совпадает с моим (Б. Шоу)
- Регистрация
- 24.03.2009
- Сообщений
- 44
Re: Моцарт ― Концерт для кларнета A-dur, KV 622
А я не совсем понимаю. "Экскаватором проще, а ты лопатой выкопай", "на машине проще, а ты пешком дойди", "на Буффе проще, а ты на ленинградском эбонитовом попробуй".
Ну, почему не узнаем? Есть и сохранившиеся инструменты, и наверняка чертежи с набросками остались, и материал известен. Сделать такой же инструмент при современном развитии технологий проблем нет. Эти реконструированные даже получше должны получаться, чем старые.
Помню, читал у нас лекцию преподаватель МГК и отличный кларнетист К. Рыбаков, и приносил такой старинный кларнет и играл на нём. На нём почти нет клапанов и вообще металла, звучит он очень мягко, без характерного блеска в звуке. Вещь любопытная, но по выразительным средствам современным кларнетам, конечно, уступает. Да и в эксплуатации очень неудобен — сплошное дерево, трескается только так.
Мда, опять офтопик, но интересный.
А кто ещё записывал Концерт Моцарта, кроме вышеперечисленных?
Похожие темы
-
Концерт для кларнета Арти Шоу
от tihoneac в разделе Музыка для духовых инструментовОтветов: 1Последнее сообщение: 11.09.2016, 17:19 -
В.-А. Моцарт. Трио "Kegelstatt" для кларнета, альта и фортепиано
от Niya в разделе Где скачать классическую музыку?Ответов: 0Последнее сообщение: 24.02.2011, 12:30 -
Моцарт ― Второй концерт для кларнета?
от Velmistr в разделе Музыка для духовых инструментовОтветов: 18Последнее сообщение: 07.06.2009, 11:21 -
Концерт Вебера №2 для кларнета
от balalaika в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 0Последнее сообщение: 19.11.2008, 12:38 -
Тартини 3-й концерт для кларнета
от JGras в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 0Последнее сообщение: 12.06.2007, 19:17




Ответить с цитированием





Социальные закладки