-
11.10.2009, 10:58 #1
E или U? Третьего не дано?
Сошлюсь на интересные заметки об E-musik и U-musik Бориса Филановского
Автор рассуждает о музыке академической и неакадемической, о невозможности сочетать несочетаемое.
Помещаю небольшую выжимку из его статьи, хотя, конечно, лучше прочитать ее всю.
А в чем суть моей озабоченности? Автор утверждает, что U-musik, если повезет и постараться, может стать E-musik. А вот когда серьезный композитор сближается с U-musik, то это непременно, - падение, неудача. Так ли это? У меня сомнения...
Где граница между академической музыкой, о которой пишут в данном разделе OPENSPACE.RU, и ее неакадемическими соседями, которых обозвали «современной музыкой»? Лучше, кстати, употреблять немецкие термины E-Musik и U-Musik, ernste Musik и Unterhaltungsmusik, серьезная и развлекательная. Я их буду называть проще — е-музыка и у-музыка.
Думаю, граница проходит вот где: есть работа с музыкальным временем или ее нет. Музыкальное время, понятное дело, тесно связано со слушательским восприятием, то есть работу с восприятием нельзя отделить от работы со временем; как композиторы работали с тем и с другим, насколько сознательно, насколько успешно, насколько это было важно для них — всё это, собственно, и составляет подлинную историю музыки.
Так вот, работа со временем. Почему заигрывания е-музыки с роком, попсой и другими коммерческими направлениями остаются по большому счету бесплодными? Потому что они — при охотном заимствовании друг у друга приемов, техник, инструментария; вообще при активном взаимоопылении — остаются несовместимыми в самом главном. У-музыка возникла и продолжает оставаться аккомпанементом к различным жизненным действиям, это прикладная традиция, тогда как е-музыка требует выключиться из жизни и проделать работу по восприятию. Но и это лишь следствие того, что у-музыка — времяпроводительная, а е-музыка — времясозидательная.
С обеих сторон существует масса исключений, но вот что интересно: образцы у-музыки могут стать е-музыкой только при значительном усилии у-музыканта; напротив, е-музыка оказывается у-музыкой разве что по неумению или неталантливости автора. Я сейчас не говорю об иерархии, о значении того и другого для культуры или, допустим, о том, что песни «Битлз» — это выдающиеся произведения. Речь идет о базовом признаке: по нему Revolution это хоть и гениальная, но у-музыка, а какая-нибудь унылая соната какого-нибудь члена Союза композиторов — это все-таки е-музыка, пусть и бездарная.
Вот...
И еще тут вложение. Послушайте. Скажите. E или U? Или еще какая нехорошая буква?И ни туды...
И ни сюды...
Re: E или U? Третьего не дано?
ох, не знаток я всяких нехороших букав, но мне кажется, это точно не "у".
почему-то представила себе, что такая музыка, если бы звучала в кино, то на её фоне ничего бы не происходило. Например, улица(фонарьаптека)дождьрассветзакат
так что вот поэтому я подумала что это не у.
Приложэниэ: бэз приложэний.
Re: E или U? Третьего не дано?
Но и не е-... Как-то неумело жмура тянут...
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
- Регистрация
- 10.05.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 40
- Сообщений
- 895
- Записей в дневнике
- 1
Re: E или U? Третьего не дано?
Меня удивила эта статья, т.к. автор ее некогда писал, что не разбирается в U. Начни щас спрашивать его про разные "направления", о том сколько альбомов того-то и того-то прослушал, думаю, получим неудовлетворительный ответ.
...Y yo me ire. Y se quedaran los pajaros
cantando;
y se quedara mi huerto, con su verde arbol,
y con su pozo blanco.
- Регистрация
- 07.10.2009
- Сообщений
- 19
Re: E или U? Третьего не дано?
Статью не осилил, но скажу - Борис Филановский человек сомневающийся и оттого глубоко мне симпатичный. Поэтому все, что он пишет (а я вообще-то всегда советую поменьше букф композиторам писать, от греха подальше) не более чем диалоги с самим собой. И так далее. А то, что это каждый может прочитать, так это говорит даже и о некоторой гражданской позиции, да и вообще - не его это дело, кто что читает, может допекли человека. Чо пристали? ))
Re: E или U? Третьего не дано?
Только что обнаружила, что эту статью Филановского на форуме уже обсуждали. Может быть, модераторы нас туда перенесут на ковре-самолете?
И ни туды...
И ни сюды...
- Регистрация
- 07.10.2009
- Сообщений
- 19
Re: E или U? Третьего не дано?
ну вот, в кусты опять сразу. а чо я тогда распинался? ))
![]()
Re: E или U? Третьего не дано?
Почему я заговорила о переносе в другой поток, так это только потому, что там уже много кто чего интересного сказал.
И ни туды...
И ни сюды...
Re: E или U? Третьего не дано?
Так ведь в том-то и фокус, что универсала, который бы разбирался во всем, и которому в равной степени была близка и знакома и U- и E - музыка- таких, вероятно, и в природе то - раз два и обчелся...
А Филановский - это, не только человек-оркестр-певец-актер-композитор-критик, но и человек-учреждение! И очень эффективно работающее "учреждение".
И ни туды...
И ни сюды...
Похожие темы
-
Вокал Прослушивание третьего тура ХХIY Международного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки 14 декабря БЗК
от Tracy в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 11.12.2011, 12:43 -
Стандарты третьего поколения
от Николай Кузнецов в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 1Последнее сообщение: 12.05.2011, 13:59 -
Помогите опознать запись третьего концерта Рахманинова
от fire-pump в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 6Последнее сообщение: 30.11.2005, 22:44




Ответить с цитированием



Социальные закладки