-
30.09.2009, 22:01 #1
Международный фестиваль «Дягилев. Постскриптум». Петербург
30.09.09 20:01
Петербург как единственный в своем роде культурный феномен России предстанет в программе Первого международного фестиваля «Дягилев. Постскриптум»
Праздник пройдет 12-19 октября под знаком 100-летия Русских сезонов в Европе. Фестиваль откроется выступлением Гамбургского балета под руководством Джона Ноймайера в Александринском театре.
На открытии будут показаны балеты мастера, которые никогда ранее в России не исполнялись. Выставки, отвечающие теме праздника, откроются в Эрмитаже и Государственном Русском музее. В Большом зале Филармонии пройдет опера-гала «Посвящение Дягилеву» при участии молодых певцов России. Предполагается, что такой праздник будет проходить в Петербурге раз в два года.
Re: Международный фестиваль «Дягилев. Постскриптум». Петербург
Нижинский во сне и наяву
// Балеты Джона Ноймайера на фестивале "Дягилев. Постскриптум"
1 из 4 «Le sacre»
представляет Татьяна Кузнецова
Программа петербургской фестивальной недели посвящена балетным авантюрам 100-летней давности, которые Сергей Павлович Дягилев осуществлял с таким блеском и размахом, что резонанс и век спустя встряхивает мировое балетное сообщество. Она действительно выглядит постскриптумом, припиской к основному тексту — собственно балету. Несколько выставок, оперное гала, ужины, балы, концерт питомцев Вагановской академии, концерт юных музыкантов под названием "Императорская коллекция" — названием, вовсе не уместным в контексте празднеств в честь Дягилева, не ладившего с императорским двором. Единственным событием, сполна оправдывающим маргинальные юбилейные торжества, станут гастроли знаменитого Гамбургского балета, руководимого Джоном Ноймайером — хореографом, одержимым "Русскими сезонами".
Этот 67-летний американец, всю жизнь проработавший в Германии, собрал, пожалуй, крупнейшую коллекцию раритетов, связанных с главным героем первых "сезонов" — Вацлавом Нижинским. Да и о самой дягилевской антрепризе, ее персонажах и художественных событиях коллекционер-хореограф (по первому образованию театровед) знает едва ли не больше всех в мире, включая профессиональных историков.
Однако страсть хореографа отличается от страсти коллекционера — она рвется на публику. Свои рефлексии на излюбленную тему Ноймайер неизменно облекает в танцевальную форму, ставя всю жизнь балеты, так или иначе связанные с "Русскими сезонами". Танцбиографии Нижинского переплетаются у него с реминисценциями исторических постановок, новые версии спектаклей дягилевской антрепризы — с архивными изысканиями.
На фестиваль в Петербург знаток "Русских сезонов" привозит захватывающую программу из трех одноактных балетов, никогда раньше не бывавших в России. Что неудивительно: два из них — "Вацлав" и "Le sacre" (половинка от французского названия "Весны священной") были поставлены еще в 1970-х и возобновлялись нечасто. Третий — "Павильон Армиды" — последняя премьера Гамбургского балета, предъявленная публике в июне этого года. Все три балета как раз и представляют различные подходы Ноймайера к обожаемой эпохе и ее героям.
"Вацлав", как следует из названия, посвящен Нижинскому. Этот опус вдохновлен несвязными замыслами будущих балетов, которые закончивший карьеру гениальный безумец набрасывал в тиши швейцарского пансиона, и поставлен на музыку Баха — Нижинский мечтал использовать ее в своих постановках. Биографической конкретики в "Вацлаве" нет. Он выстроен на иных, хореографических воспоминаниях. Развернутые пятые позиции ученического класса — косолапые ножки сникшего Петрушки — томный декаданс поз Призрака розы — авангардные углы Фавна — вклиниваются в сумбурные монологи теряющего рассудок героя, пунктиром обозначая главные вехи его балетной жизни.
В "Le sacre" от прототипа — "Весны священной" в постановке Нижинского, вызвавшей в 1913 году в Париже небывалый скандал (сторонники и противники балета дрались тростями и зонтиками прямо во время представления), не осталось почти ничего. Языческие ритуалы Древней Руси, равно как и персонажей, заботливо выписанных Стравинским в партитуре, Ноймайер оставил без внимания. В 1972 году хореограф поставил балет настолько современный, что неискушенную часть российской публики он может шокировать и сейчас. В нем есть экспрессивная сцена массового изнасилования, напряженно-сексуальный дуэт, общее эротическое томление, нарочито бесполое соло бесноватой Избранницы.
Однако по своей сути это интеллектуальный балет. Буйство природных сил, жертвы и насильники не так интересуют хореографа, как возможность нащупать глубинные связи между авангардной лексикой 1913 года и языком современного балета. В свое "Посвящение" Ноймайер вклинивает характерные движения из "Весны священной", известные по описаниям очевидцев: ногу с загнутой вверх стопой, прыжки с жестким приземлением, паническое хлопанье руками-крыльями; а в мизансценах подчеркивает несколько тяжеловесную статичность, характерную для постановки Нижинского.
А в свежем "Павильоне Армиды" (название и музыка Черепнина заимствованы хореографом у раннего балета Фокина, показанного в Париже в 1909 году, в первый "Русский сезон") Ноймайер использует биографический жанр, применяя свои излюбленные флешбэки. Нижинский, отправленный рыдающей женой в психиатрическую клинику, вспоминает светлые минуты прошлого: балетную школу, первые триумфы дягилевской антрепризы. Персонажи, естественно, двоятся: Доктора в психушке и Дягилева играет один и тот же актер, любимую жену Ромолу и чаровницу Армиду танцует одна балерина. Зато сам Нижинский в спектакле Ноймайера поделился на троих: душевнобольной узнает себя в юном выпускнике балетной школы и в образе обольстительного Раба Армиды — в этой роли реальный Нижинский в 1909 году оттеснил на второй план саму Анну Павлову, после чего звезда навсегда покинула Дягилева и его антрепризу.
Санкт-Петербург, Александринский театр, 12 и 13 октября, 19.00
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: Международный фестиваль «Дягилев. Постскриптум». Петербург
Вчера Джон Ноймайер представил три балета в Александринке.
В коротком выступлении хореографа перед началом он подчеркнул свое провинциальное американское происхождение. Тем удивительнее его проникновение в стиль "петербургского" балета, который мы, почему-то, теряем...
Самое новое произведение -"Павильон Армиды" мне показалось и самым интересным, самым лиричным и откровенным. Прежние "Вацлав" - формально-пластичным выражением музыки Баха (1979), "Le Sacre" (1972) - декларативно-публицистичным - это отклик молодого Джона Ноймайера на студенческие демонстрации 1968 г.
а вот "Павильон" - это цепь ассоциаций, со всем миром страшноватой петербургской гофманианы Бенуа -Черепнина. И если герой того, изначального "Павильона" погружался в пространство волшебного гобелена, то Ноймаер уводит нас в волшебные сады Армиды цитируя в декорации акварель Бенуа (1909) из своей собственной коллекции.
Эта удивителная реинкарнация тревожит, мучает и восхищает...
Re: Международный фестиваль «Дягилев. Постскриптум». Петербург
Ноймайеровщина вместо дягилевщины
// Джон Ноймайер в Александринском театре
1 из 5 "Весна священная" вышла на сцену ощетинившимся ежом. Фото: Виктор Васильев/
Фестиваль балет
Гастролями Гамбургского балета Джона Ноймайера в Петербурге открылся фестиваль "Дягилев. Постскриптум". Так столетие первого парижского "Русского сезона" (1909) и восьмидесятилетие смерти в Венеции (1929) первого международного балетного продюсера отмечают в городе, откуда он был когда-то изгнан с позором и без права поступления на государственную службу.
Из Петербурга — ЮЛИЯ Ъ-ЯКОВЛЕВА.
Заодно в этот день в Петербург пришла зима. В зале Александринского театра бедно одетые балетоманы с надеждой шныряли сквозь первые ряды партера, рассчитывая, что путь к балету обеспеченным гражданам преградит мокрый снег, уже успешно парализовавший аэропорт. В коридорах дамы по две, надменно изогнув спины на бархатных кушетках, словно делая вид, будто происходящее ниже не имеет к ним никакого отношения, массово скидывали облепленные грязью сапоги и переоблачались в лодочки. И балетоманы разочарованно потащились к себе на антресоли. В партере и ложах кипел гипераншлаг с Ульяной Лопаткиной в качестве королевы бала. Гастроли Ноймайера — не то событие, которое можно пропустить. Особенно сейчас, когда Мариинский театр после смены балетного руководства все слабее и слабее генерирует события.
Джон Ноймайер бывает в Петербурге чаще любого другого западного хореографа. Как подсчитал он сам, это пятый визит, к тому же его балеты уже шли в Мариинке. Но судя по энтузиазму зала, хореографии Ноймайера не бывает мало. В этом городе ему досталась народная любовь, которой годами тщетно добивается Борис Эйфман. Ибо немецкий коллега сумел вывести в пробирке балет понятный, эмоционально открытый, но приятно отягощенный скукой, по которой сразу опознается солидный "культурный досуг". В Петербурге это ценят.
В речи перед занавесом Ноймайер даже пошутил что-то про "американского немца из Милуоки", который вот вырос и стоит теперь на легендарной сцене в качестве открытки к траурному юбилею своего кумира Дягилева... Но было понятно, что такая самоирония возможна только из уст любимца публики. Речь худрука Александринки Валерия Фокина удивила в основном внешним сходством Валерия Фокина и Джона Ноймайера. Вице-губернатор Алла Манилова, как и положено в ее положении, явила прелестное незнание предмета. А удачнее всех выступила арт-директор фестиваля Наталья Метелица, просто сообщив, что фестиваль открыт. Она явно знала, что делала. Три одноактных балета Джона Ноймайера оказались зрелищем предлинным. И хотя все три позиции отлично подобраны к теме фестиваля (благо история русского балета начала ХХ века — предмет давней ностальгической страсти Джона Ноймайера), профессорская рассудительность не изменила балетмейстеру даже в порыве сентиментальных чувств.
Его "Павильон Армиды" занятно придуман. Ноймайер взял одну из первых премьер "Русских сезонов" — историю про волшебницу Армиду, сошедшую с гобелена к мечтательному влюбленному. И скрестил с биографией Вацлава Нижинского. Дело происходит в дурдоме, и бедному больному являются мемуарные видения в виде кусочков его ролей, припущенных при температуре романсов "Пара гнедых" или "Она была мечтой поэта..." о красавице, которая стареет в бедности, болезни и одиночестве (но, мол, такова уж судьба артиста). Причем для изображения Нижинского выбраны не Видение розы, Петрушка или Золотой Раб, а эзотерический Сиамский танец. Это как если бы кто-то клеил коллаж про Мэрилин Монро, но без взлетевшей юбки над вентиляцией метро. Исполнитель Отто Бубеничек вложил в этот гербарий бездну чувств. Но единственным настоящим оправданием закаченных сцен был Иван Урбан в роли Доктора: в пыльно-сером сюртучке, с цепкостью насекомого скользящий по сложным траекториям хореографии, он словно плел паутину по углам, стенам, жалкой мебелишке, отчего больничная палата с танцующими видениями выглядела адской банькой-вечностью в духе Достоевского.
Второй балет, хоть и назывался "Вацлав", к биографии Нижинского относился совсем шапочно. Именно эту музыку Баха когда-то выбрал Нижинский, уже проваливаясь в безумие, но хореографию, конечно, так и не поставил. Ее сочинил Ноймайер. Это чисто прибранная композиция для нескольких пар солистов: соло, дуэты, квартеты, секстеты. Игра на поле Баланчина (инструментальные пуантовые танцы под Баха), но что сказать... Не Баланчин. Встряхнула публику только "Весна священная". Дягилев тут при том только, что такая музыка гремела в 1913 году и у него. Ноймайер поставил свою "Весну" вместе со всеми или почти всеми хореографами его поколения: еще не остыла лава 1968 года, и кордебалетные завихрения рифмовались со студенческими баррикадами и демонстрациями. Зрители сильно заерзали во время дуэта юношей, то и дело ныряющих друг другу лицом в промежность. Но таков уж Петербург: архивный бунт почти сорокалетней выдержки здесь все еще фраппирует общественность.
Re: Международный фестиваль «Дягилев. Постскриптум». Петербург
"Звёзды мирового балета" сверкнули на сцене Александринского театра
Дата публикации: 10:14 20/10/2009
Источник: "Ореанда-Новости"
Город: Санкт-Петербург
Щедрым подарком поклонникам хореографии стал гала-концерт "Звёзды мирового балета" на сцене Александринского театра.
Вечером 19 октября 2009 г. в Санкт-Петербурге завершился I международный фестиваль "Дягилев. Постскриптум". Своеобразным эпиграфом гала-концерта стал одноактный балет "Русские сезоны", поставленный Алексеем Ратманским на музыку Леонида Десятникова. Это произведение исполнили солисты Большого театра России, сообщает Радио "Культура".
Международный фестиваль "Дягилев. Постскриптум" теперь будет проходить в Петербурге раз в два года.
Re: Международный фестиваль «Дягилев. Постскриптум». Петербург
Возвращение в Санкт-Петербург. «Дягилев. Постскриптум»
Дата: 03-11-2009
Татьяна СЕРЕБРЯКОВА.
Великая Эпоха (The Epoch Times)
Успехом завершился новый фестиваль искусств, названный «Дягилев. Постскриптум», посвященный 100-летию «Русских сезонов в Париже».
Русская фигура Возрождения
Художественный руководитель фестиваля, директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица назвала Дягилева «абсолютной производной петербургской культуры 1900-х годов».
Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) родился в Новгородской губернии в генеральской семье. В Петербурге он оканчивает университет по факультету права, одновременно учится композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Входит в мир любителей и почитателей искусства.
По творческому диапазону Дягилев – фигура возрожденческого размаха. Он – издатель, редактор, коллекционер, один из создателей художественного объединения и журнала «Мир Искусства». Его дар предпринимателя проявился в устройстве выставок и спектаклей в России и за рубежом. С 1907 года он начал ежегодные «Русские сезоны за границей»: симфонические концерты, на которых выступили Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин. 1909 год стал первым оперно-балетным сезоном в Париже, завершившимся всеобщим признанием русского театра. Благодаря Дягилеву, Европа увидела и оценила Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Тамару Карсавину и Михаила Фокина.
Резонанс через 100 лет
В 2009 году в Париже и Ницце прошли выставки, посвященные Дягилеву. В Петербурге фестиваль «Дягилев. Постскриптум» включил несколько выставок в ведущих музеях, балы, международную конференцию, концерты.
Оставим профессиональным искусствоведам соревноваться в оценках на страницах их журналов, предоставим слово петербурженке Светлане Ивановой, большому любителю балета. Она побывала почти на всех мероприятиях фестиваля:
«Выставка в Русском музее «Дягилев. Начало», где впервые показали занавес Бакста к «Элизиуму», органично передала сам дух эпохи начала XX века. Даже фрагментарный показ трех первых выставок Дягилева дает ясное представление о его безошибочном чувстве прекрасного. Он сумел в частных коллекциях отобрать лучшие вещи для показа в Таврическом дворце, на русско-финляндской выставке и в Париже, где они имели огромный успех. Понимаете, какими организаторскими способностями был наделен этот человек?
Известно, что «Русские сезоны» оказали огромное влияние на мировое балетное искусство. Из трех вещей Гамбургского балета Джона Ноймайера особое впечатление оставил балет «Vaslaw». Труппа, ведомая творческой фантазией хореографа, показала отличный спектакль, полный человеческих эмоций и первоклассного балета. Это подтверждали щедрые аплодисменты благодарной публики, вспоминавшей Нижинского.
Настоящим апофеозом этого праздника искусств стал Гала-концерт звезд мирового балета в Александринском театре. Фрагменты балетов хореографов разных стран зримо продемонстрировали, как «Русские сезоны» изменили мировой балет. Шахерезада в исполнении Дианы Вишневой – поистине «факсимильное издание» ее творца М. Фокина. Проникновенной и изысканной была Ульяна Лопаткина в «Гибели розы» в хореографии Р. Пети. Ее утонченность не оставила равнодушных в зале. Молодые солисты Сарафанов и Терешкина безукоризненно, в невероятно сложной технике исполнили классическое pas-de-deux. Это радует – традиция русского балета существует и будет сохраняться.
Хочется увидеть следующий дягилевский фестиваль, как и обещают устроители, через два года. Спасибо за балетный праздник».
Великая Эпоха ( The Epoch Times ) - Актуальные новости и фоторепортажи со всего мира.
- Регистрация
- 10.11.2009
- Сообщений
- 4
Re: Международный фестиваль «Дягилев. Постскриптум». Петербург
Доброй ночи! Ищу запись балета Массне "Манон"... Не подскажете, где можно ее купить. Заранее благодарен..
Re: Международный фестиваль «Дягилев. Постскриптум». Петербург
Фестиваль
Звезды русского зарубежья на сцене и экране
10 ноября 2009 года в рамках 3-го Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье» состоялся вечер, посвященный столетию знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
В большом зале Дома Русского Зарубежья собрались поклонники балета разных возрастов в надежде, прикоснуться к творчеству выдающихся художников, хореографов и танцовщиков, прославивших отечественное искусство на весь мир в начале ХХ века.
![]()
Возможность погрузиться в атмосферу «Русских сезонов» и ощутить все богатство красок и смелой фантазии художников «Мира искусства», участвовавших в оформлении балетов труппы Сергея Дягилева, зрители получили в фойе Дома благодаря выставке живописных работ Анны и Анатолия Нежных. Этот плодотворный дуэт, успешно объединяющий в своем творчестве театр, живопись, шоу и дизайн, еще в 1993 году по рисункам и эскизам Льва Бакста и других дореволюционных художников восстановил декорации и костюмы к балетам «Русских сезонов» «Петрушка», «Шехерезада», «Жар-птица». Скрупулезный труд Нежных был вознагражден новым триумфом легендарных постановок на подмостках Большого и Мариинского театров, а затем и на сцене оперных театров Рима, Дрездена, Риги. Все три спектакля были запечатлены на пленку блистательным оператором Павлом Лебешевым, благодаря чему поклонники балета и сегодня могут насладиться этим удивительным зрелищем. Интересно, что сам организатор «Русских сезонов» был категорически против перенесения спектаклей на пленку, считая, что немые черно-белые картинки не смогут передать буйство красок и экспрессию постановок его труппы. Это и неудивительно, зная, что в первое десятилетие ХХ века кинематограф представлял собой не более чем забавный и бестолковый аттракцион для увеселения низших слоев общества. Поэтому восстанавливать прославленные спектакли пришлось, опираясь на воспоминания очевидцев и эскизы художников.
![]()
Вечер открылся показом замечательного документального фильма Ольги Трегубовой «Сергей Дягилев. Искусство и возрождение», в котором режиссер попыталась создать портрет, пожалуй, самого успешного пропагандиста русского искусства за рубежом. По утверждению биографов Дягилева, этот тонкий и проницательный продюсер обладал «исключительным талантом привлекать и объединять исключительные таланты». Не будучи профессионалом (Дягилев получил юридическое образование) он, как никто другой, умел создавать легенды.
![]()
После показа фильма состоялась встреча с поклонниками и знатоками «Русских сезонов». Громкими овациями было встречено появление на сцене танцовщика и хореографа Андриса Лиепы – автора восстановленных в 90-е годы спектаклей труппы Сергея Дягилева. Танцовщик успел рассказать не только о триумфах, но и поражениях отца модернизма (как Дягилева нарекла история). Так, в начале прошлого века парижская публика не приняла чересчур новаторскую по тогдашним меркам постановку «Весны священной» на музыку Игоря Стравинского. Как музыка, так и дерзкая хореография Вацлава Нижинского, более чем на полвека опередили свое время. Только в 1986 году американский балетмейстер Роберт Джофри сумел восстановить этот спектакль, который имел грандиозный успех во многих странах мира. Лиепа назвал Дягилева, чьи заслуги пытались всячески принизить культурные идеологи советской эпохи, «первым диссидентом, вывезшим русскую культуру на Запад».
![]()
В наступающем 2010 году, который станет годом культуры России во Франции, при помощи усилий «реставратора Дягилева» Андриса Лиепы, парижане вновь получат возможность лицезреть блистательные спектакли «Русских сезонов» «Жар-птица» и «Шахерезада» и в очередной раз убедиться в том, что в балете русским равных нет.
Автор: Ксения Сахарнова
Дополнительно по теме:
09.11.2009
14.10.2009
Похожие темы
-
Фестиваль Международный фестиваль «Мир звука. Микротоновые инновации» Санкт-Петербург, 5 – 14 октября 2012 года
от Marya G в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 29.09.2012, 12:51 -
Фестиваль Звуковые пути.23 -ий международный фестиваль новой музыки.2011г. Санкт-Петербург.
от Capricornus в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 01.12.2011, 20:34 -
XXII Международный музыкальный фестиваль «ЗЕМЛЯ ДЕТЕЙ» Санкт-Петербург
от Masha_vin в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 22.03.2011, 10:15 -
Фестиваль XIII Международный фестиваль EARLYMUSIC. 05.09 — 30.09.2010, Санкт-Петербург.
от theodorus в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 03.09.2010, 17:07 -
Международный фестиваль искусств "Дягилев. Постскриптум" в Петербурге с 12-19 октября
от femmina в разделе БалетОтветов: 0Последнее сообщение: 04.09.2009, 22:43



Ответить с цитированием
Фестиваль

Социальные закладки