-
09.12.2009, 11:01 #41
Re: Про обертоны и Хиндемита
Да почему "советской"-то? Вот далась Вам советская власть... Вместо того чтобы громить "порочное советское музыкознание", потратьте время на изучение справочной литературы, ведь столько раз уж не просил даже, а умолял!
Уйдите в затвор, наконец,... хотя бы на месяц и для начала просто ознакомьтесь с тем положением, которое сложилось в науке и получило отражение в крупнейших отраслевых энциклопедиях и справочниках (RML, MGG, NGD и им подобных) -- вместо того, чтобы порождать пустые лишние сущности и гоняться за "призраком коммунизма".
Народ Вам будет благодарен....perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
- Регистрация
- 10.05.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 41
- Сообщений
- 2,550
- Записей в дневнике
- 10
Re: Про обертоны и Хиндемита
Прошу прощения, что давно не появлялся - времени не было.
Спасибо всем участникам дискуссии за прояснения в этой области, которых я, собственно, и искал, особенно уважаемому Dmitrii, который гораздо точнее изложил то, что пытался сказать я. Конечно, без всяких споров я согласен именовать гармоники гармониками, раз это точнее - я просто именовал их в точности так, как меня учили (совсем, надо сказать, недавно). Подытоживая:
1) Тритон - диссонанс, поскольку от нижнего звука совпадает лишь в 7-й гармонике, не входя в первые 6.
2) Вопросы малой терции и малой сексты решаются путём обращения интервалов - согласен, это действительно имеет смысл и всё упрощает.
3) Вопрос кварты - действительно очень интересный. Кварту через октаву я слышу как диссонанс, а через 2-3 октавы ещё больше, что меня удивляло ещё в детстве. Насколько я понимаю, проблема в том, что 3-я гармоника достаточно слышна для того, чтобы с этой квартой вступать в секундовые соотношения.
4) Возможна ли иерархия диссонансов по той же логике? Думаю, да, и тогда получается, что тритон и малая септима наиболее консонантые среди диссонансов, далее большая секунда, большая септима и малая секунда. Так? И, стало быть, Хиндемит всё же заблуждался насчёт тритона?
5) Меня не оставляет беспокойство по поводу того, что разностный тон большой терции в равномерной темперации даёт большую септиму. Возможно, это не единственный такой случай? Не значит ли это, что действительно пора массово менять строй на более приемлемый? И почему при этом мы продолжаем слышать большую терцию как консонанс?
Re: Про обертоны и Хиндемита
Re: Про обертоны и Хиндемита
Последний раз редактировалось commator; 09.12.2009 в 16:37.
- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
Re: Про обертоны и Хиндемита
Народ был бы безмерно благодарен, безусловно... Но, боюсь, эти воззвания, некоторым образом, направлены в пустоту : когда полуобразованные агрессивные невежды, мнящие себя чуть ли не "учёными исследователями", получают - совершенно неконтролируемо со стороны специалистов - общественный канал для извержения потока словоблудия - сколь интенсивного, столь же и бессмысленного - заткнуть сей поток очень сложно. A propos, никакого "неуважения" тут нет, если что.
Для тех, кто был вдруг смущён, еще раз повторю: нумерация обертонов и нумерация гармоник НЕ совпадают: "номер обертона" на единицу меньше номера гармоники; при этом, для общего единства, основной тон (1-я гармоника) считается "нулевым обертоном". Также чётные гармоники соответствуют нечётным обертонам, и наоборот.
В частности, в русской википедии написана безграмотная чушь (про то, что 1-й обертон = основной тон). Возможно, это было списано с иностранных источников, где слово Naturton или harmonics было переведено произвольно как "обертон".
Это замечание (о различии нумераций гармоник и гармонических обертонов) в явном виде присутствует не только в советской справочно-научной литературе, но даже и в каких-то здравых интернет-ресурсах (русских), посвященных полулюбительской "компьютерной композиции" (ссылки легко найти, я этого делать не буду). Это же замечание мне много лет назад, например, сделал доцент кафедры акустики (одной из) физфака МГУ, когда я пришёл туда, начитавшись популярных книжек для юношества, и сказал об октавном "втором обертоне". Это же замечание мне буквально на днях пришлось увидеть, когда я перечитывал старое (первое) издание книги В. Порвенкова о настройке музыкальных инструментов. (Понятно, что это лишь первые пришедшие в голову примеры.)
Теперь собственно о деле. Терминология "1-я гармоника = 1-й обертон, 2-я гармоника = 2-й обертон" и так далее плоха не только из-за дефиниций (что "обер", "over" - "над"). Дело в том, что в строгом смысле утверждение "обертоны совпадают с гармониками" (здесь пока БЕЗ вопроса о нумерации) неверно. Именно, "обертон" - "над-тон", "дополнительный призвук с самостоятельной частотой" - не обязан быть гармоническим. Это значит, что его частота необязательно кратна основной частоте. Обертоны, частоты которых кратны основной частоте (т.е. которые совпадают с гармониками, начиная от 2-й) называются гармоническими, иначе - негармоническими.
Негармоничность обертонов (особо ярко проявляемая, например, в нижних струнах фортепиано из-за большой жёсткости) есть причина хитростей слуховой (субъективной) настройки, когда реально струны оказываются настроены НЕ в "математически верной" равномерной темперации - из-за того, что биения негармонических обертонов не соответствуют формально-математической модели биений гармонических обертонов. Следует также помнить, что математическое доказательство существования гармонических обертонов (кратных основному тону) основывается на предположении "идеальности" источника колебаний, например "идеальности" струны (без жёсткости и др.) Реальность гораздо хуже, обертоны негармоничны относительно часто, особенно в источниках звука "крайних регистров". Хотя, конечно, в очень многих случаях (напр. в некоторых органных трубах, тонких необмотанных струнах) обертоны - гармонические (или очень-очень несущественно отличаются от них).
Короче говоря, это я к тому, что в строгом смысле надо говорить о совпадении гармоник и гармонических обертонов, а не "вообще обертонов". У некого источника звука может быть "октавная гармоника" (т.е. формально-математический источник с частотой в два раза больше основного тона), но 1-й обертон (негармонический) может быть НИЖЕ частоты 2-й гармоники, и при этом в спектре НЕТ никакого обертона, который звучит "октавно".
Далее, например, в муз. энц. словаре (МЭС - это "советское" издание!) 1990 (или 1991, что ли) года нигде не говорится о "нумерации обертонов", начиная от основного тона как первого. Говорится о гармониках и гармонических обертонах. Имеется понятие "натурального звукоряда", ступени которого занумерованы соответственно номерам гармоник (т.е. 1-я осн. частота, 2-я - октава и т.п.). При этом отдельно на схеме отрисовано, что натуральный звукоряд состоит а) из основного тона (первая ступень нат. звукоряда) и б) обертонов (вторая (!) ступень и далее). При этом говорится о "номерах ступеней натурального звукоряда", а не "номерах обертонов" (которые вообще не при делах) - именно так, что логично.
Еще раз далее, в немецкой литературе есть понятие Naturton (их нумерация начинается от 1-цы, первый Naturton - это основной тон, 2-й - октавный и т.п.). Это собственно, ровно то, что соответствует "ступени/тону натурального звукоряда" в упомянутом выше МЭСе (с соответствующим номером). Естественно, Naturton отличается от Harm. Oberton'а именно номером.
В таблице интервалов Римана (см. частичное воспроизведение на русском языке в "серой гармонии" Холопова - , 200КБ) - как раз упоминаются Naturton'ы (переведенные как "тоны натурального звукоряда") *) Это корректная терминология.
Для общих рассуждений с "натуральным звукорядом" **), если нужна нумерация 1,2,3..., начиная от основного тона и далее по кратным частотам - нужно использовать термин "гармоника". Повторюсь, в том числе и потому, что "гармоника" не зависит от "обертона", который может быть негармоническим. В английских книжках это называется "harmonics", что должно переводиться как "гармоника" либо "гармонический обертон", но если контекст не увязан на нумерацию.
Что касается "обертонов" с неверной нумерацией, к сожалению, встречающихся в русскоязычных книгах, что делать, это от некоторой безграмотности, "жаргонно-бытового употребления", которому не нужно следовать. (Наконец, даже в русской википедии отмечено, что определенные биения некоторые настройщики называют "обертонами", ну и что с того, что это всего лишь "жаргонизм").
А, кстати, сейчас просмотрел статью в ру-википедии ( ). Но вот интересно, что спёртая откуда-то КАРТИНКА имеет в принципе ПРАВИЛЬНУЮ подпись: "Колебания идеальной струны. Реальные колебания составляются из указанных. 1 — основной тон, 2—5 — обертоны". Именно так. Здесь "номера" - это номера на картинке, и нумерация этих колебаний соответствует именно тому, что написано. "Внутренняя нумерация" обертонов будет от единицы.
Сноски:
*) При пользовании этой таблицей интервалов следует помнить, что "натуральный интервал" там сводится к интервалу в пределах октавы (т.е. подъёмом основного тона на нужное количество октав). Например, "17-му тону натур. звукоряда" соответствует интервал 17/16 (в знаменателе берётся наибольшая степень двойки так, чтобы получаемое отношение не превосходило 2).
**) Удивительна (и распространяемая некоторыми лицами) безграмотность существует и в отношении "натурального звукоряда", который путается с "чистым" (квинто-терцовым, звукорядом Дидима-Птолемея-Царлино-Салинаса). Но это отдельная тема.
Re: Про обертоны и Хиндемита
Не торопитесь свои чаяния народными величать. Однако пара недель моего отсутсвия у вас будет. Но я не в затвор ухожу, а в непосредственное международное общение.
Холопов, оказывается, не по-немецки нумерует:
<<... квинта (g) образует с 3-м обертоном совершеннейший консонанс ...>>
Это из его учебника Гармония. Теоретический курс. Глава 2, раздел 3.
Я вот не знаю, упоребляет ли Холопов словосочетаниено для меня обертон может иметь лишь высоту. Иметь частоту - привилегия гармоник.
Последний раз редактировалось commator; 09.12.2009 в 18:36.
- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
Re: Про обертоны и Хиндемита
Я знаю, да, это к сожалению (так же и в некоторых других словарях, но именно некоторых). Действительно, основной тон условно относят к обертонам (чтобы каждый раз не таскать выражение "основной тон и обертоны", имея нумерацию), но не попишешь ничего - его "условность" выражается в том, что он становится "нулевым".
Ну и потом там путано насчёт "соотношений простых чисел". Человек может заглянуть в статью "простое число" и уже случится полный когнитивный диссонанс
.
Собсно, Риман/Гельмгольц имеют концепцию "частичных тонов" (парциальтон), что тоже употребляется по-русски. (Более точно было бы "частных" от слова "часть" - тут имеется в виду не "часть струны" 1,2,3, а именно "часть колебательного процесса"). Соответственно, основной тон является 1-м частичным тоном ("главной" частью колебательного процесса), а 2-й частичный тон есть 1-й обертон, что явно пишет, скажем, Риман. Таким образом, гармонические частичные тоны - то же самое, что гармоники (с точностью до нумерации).
(Собсно, у Гельмгольца обертон - это именно сокращение от оберпарциальтон - имелось в виду, что частичные тоны - это "всё вместе", а оберпарциали - для отделения от основного). В результате это выросло в самостоятельное определение, и вызвало при заимствованиях музыкантами в Россию путаницу (возможно, так). Эллис (переводчик Гельмгольца и изобретатель центовой шкалы) предупреждал вообще о том, чтобы не использовать термин "обертон". Попозже найду точное место (см. On the sensation of Tone - англ. перевод Гельмгольца Эллисом).
Возможно (я посмотрю точно попозже) слово harmonics было изобретено тоже Эллисом, а немцы импортировали его взад под названием die (!) harmonische.
P.S. Интересно, что почти во всех википедиях (разных языков) приведено различие, например:
f 440 Hz tom fundamental primeiro harmônico
2f 880 Hz primeiro sobretom segundo harmônico
3f 1320 Hz segundo sobretom terceiro harmônico
4f 1760 Hz terceiro sobretom quarto harmônico
Только русская википедия отличилась. (в украинской специально это не оговаривается, но ошибок вроде нет).
P.P.S. ВНИМАНИЕ! ЭТО ВООБЩЕ К НАЧАЛЬНОМУ ПОСТУ ПОТОКА. Прошу обратить внимание, что по ссылке, приведённой в 1-м посте написано "Теория рядов Хиндемита". Это какая-то терминологическая путаница. "Теория рядов" не связана никак с Хиндемитом. "Теория рядов" - это совсем, совсем другое. (Это крайне, крайне неудачный перевод термина (Musical) Set Theory, см. напр. кратко ).
Re: Про обертоны и Хиндемита
А я все о своем. Добавлю еще несколько слов по поводу иерархии интервалов, представленной в сообщении #17.
Сочинил вот простую формулу для определения уровня консонантности интервала, представляемого несократимой дробью m/n (*).
Прежде чем дать саму эту формулу, надо сначала ввести одну вспомогательную величину - наибольший нечетный делитель числа n. Это самое большое натуральное число, на которое число n делится без остатка. Будем обозначать его n'.
(Если число n - нечетное, то оно само и является своим наибольшим нечетным делителем, т.е. n'=n. Если же n - четное, то надо поделить его на 2, и если получится нечетное число, то оно и есть наибольший нечетный делитель, а если четное - то опять поделить на 2, и так до тех пор, пока не получится нечетное.
Например: n=7, n'=7; n=6, n'=3; n=8, n'=1.)
Аналогично, наибольший нечетный делитель числа m будем обозначать m'.
Так вот, уровень консонантности интервала, представляемого несократимой дробью n/m, равен
k=(max(n',m')+1)/2.
Здесь max(n',m') обозначает большее из чисел n' и m'.
Например: n/m=68/11, n'=17, m'=11, k=(17+1)/2=9.
(*) Это в общем-то и не формула даже, а так, формулка. Да и наверняка сочинена она была уже давным давно. Так что, это я просто велосипед изобретаю, в порядке культурного досуга.
- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
Re: Про обертоны и Хиндемита
Ну да, я понимаю, что какую науку не возьми, в ней непременно обнаружатся какие-нибудь формулы Эйлера! Про его изыскания в области музыкальной акустики я немного знал, про его слова, что музыка уже научилась, или должна научиться считать до семи и т.п., но про Gradus suavitatis не знал. Спасибо. Сейчас вот посмотрел. Забавно! Правда, конечно, у него там всякие противоречия с традиционными взглядами возникают, типа что малая терция оказывается менее благозвучной, чем целый тон. Понятное дело, малую терцию всегда третировали, но не до такой же степени, это ж просто открытый призыв к бунту. А у меня все тихо, мирно, математика низведена до роли служанки элементарной теории музыки.
Про Эйлера вот я забыл, но зато наткнулся на другой замечательный сюжет. Джованни Баттиста Бенедетти (1530-1590) - интереснейший тип, о котором я раньше ничего не знал. Математик и философ герцогов Пармы и Савойи, среди многого прочего чем он занимался, он задолго до Галилея, еще до его рождения, исследовал падение тел и пришел к выводу о независимости скорости падения от массы. Опять-таки еще до рождения Галилея, в 1563г. он написал два письма Чиприано де Роре, где впервые в истории науки высказал соображение, что высота звука определяется частотой колебаний струн, а ощущение консонанса связано с периодическим совпадением этих колебаний. Но, увы, письма оставались неопубликованными до 1585г., и только после этой запоздалой публикации о них узнал, среди прочих, например, Мерсенн и стал обсуждать и развивать эти идеи в переписке со своими многочисленными учеными друзьями (*)...
Так вот, Бенедетти там предложил и "меру благозвучия" интервала, представляемого несократимой дробью n/m. Просто произведение n*m.
(*) А еще он рассчитал дату своей смерти в 1592г., но умер на самом деле в 1590, и когда понял, что умирает, то тщательно проверил свои вычисления и пришел к выводу, что ошибся потому, что использовал в расчетах неверное время рождения - с ошибкой в четыре минуты.
Последний раз редактировалось Dmitrii; 15.12.2009 в 20:12.
Похожие темы
-
Фортепианная соната № 2 Хиндемита.
от vanusha в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 2Последнее сообщение: 14.01.2012, 23:49 -
Обертоны
от Gnot в разделе Теория музыкиОтветов: 19Последнее сообщение: 29.01.2010, 20:50 -
Как исполнять Хиндемита?
от Альт-соната в разделе Скрипичная и альтовая музыкаОтветов: 10Последнее сообщение: 11.02.2009, 14:51 -
3 соната Хиндемита
от Julie_Ta в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 1Последнее сообщение: 23.01.2008, 02:37 -
Публикация Обертоны по вторникам
от boris в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 26Последнее сообщение: 15.11.2005, 04:57





Ответить с цитированием


Социальные закладки