-
07.01.2010, 23:27 #211
Конечно, в СССР после войны всё немецкое искоренялось, хотя советские самодеятельные капеллы (как и рабочие хоры в Германии и Австрии) - это точно такие же коллективы. Термин "застольная песня" на самом деле указывает на историческое происхождение таких хоров и изначальную форму и фактуру. Но, как я уже писал, в Латвии, Эстонии и Финляндии такие хоровые песни приобрели в пору национального пробуждения политическое значение, т.к. их удобство для пения позволило организовывать певческие праздники (то, что там пелось в 19-м веке и что большей частью поётся сейчас - это именно песни в стиле лидертафель), где собиралось великое множество народа. При условии, что тексты песен являлись патриотическими (они обычно были посвящены родной природе и жизни своего народа) и были написаны на родном языке, они после праздников распевались практически всеми, чем и укреплялось самосознание народов. Вместе с тем у царского правительства не было предлога, чтобы запретить такие праздники, несмотря на политику русификации - форма была вроде бы разлекательной, чем-то вроде самодеятельности, призывов к восстанию в песнях не содержалось...
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Протестантский хорал он и есть такой. Не могу представить себе (даже у студентов-первокурсников), чтобы у них словосочетание "немецкая ансамблевая песня" вызвало ассоциацию с протестантским хоралом. Вы серьезно считаете, что протестантский хорал можно назвать "немецкой ансамблевой песней"?
Что касается Шуберта, его тоже так не обобщают, по кр. мере, я никогда не слышал, обычно - "вокальные ансамбли Шуберта".
Что касается немецкого фольклора, скажите, а разве есть культура вокального ансамблирования именно в фольклоре у немцев? Что Вы здесь имеете в виду конкретно? Какие песни, каких веков, какой земли? Уточните.
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Еще раз возвращаясь к песенному застолью. Интересно, а Barbershop quartet не родственное ли типологически явление? Да и в Британии, кажется, самодеятельное мужское вокальное ансамблирование было одно время в моде... Возможно, я ошибаюсь, но, кажется, феномен Lierdertafel вовсе не сугубо (австро-)немецкая практика, а имитация британских part songs. Проверьте, если не лень. М.б. начать даже еще раньше, с glee (есть хорошая статья в NGD 2001).
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
- Регистрация
- 08.12.2007
- Адрес
- Четвертитончик из верхнего регистра
- Сообщений
- 1,564
- Записей в дневнике
- 17
Я не помню, в какой из книг (у Евдокимовой? У Симаковой?) - была цитирована фраза из некоего европейского письменного источника времён, кажется, позднего Средневековья. Смысл этой фразы был в том ,что европейцы уже тогда совершали путешествия к британцам, чтобы только послушать пение особого благозвучия (именно вертикали, как ясно было из контекста цитаты), чем уже тогда британцы славились и отличались...
Но с другой стороны: что же делать, коли из воображаемой подтекстовки коннотаций не выкинешь...
PS для ув. читателей ветки.
Вот уж на что кводлибет как гораздо более ранний вид музицирования (и со стилем Liedertafel наверное напрямую-то никак не связанный) благородно осенён именами семьи Баха! А ведь и в нёмизначально заключены те же самые "питийные"
намёки (а, собственно, имеется даже такой жанр -"пьянственные песни"). Вот и Википедия гласит:
Кводли́бет (от quod libet — что угодно) — шуточное произведение, «склеенное» из разнообразных популярных мелодий и текстов (или их отрывков). Чаще всего многоголосное. Одноголосные экземпляры редки в популярной культуре.
Заглавие песенника Шмельцля
Кводлибеты распространены в основном в Германии. Первым сочинением такого рода, получившим это жанровое обозначение, считается песня «Так пили они…» ( Da trunken sie...) из песенного сборника «Доброе, необычайное и искусное немецкое пение» ( Guter, seltzamer, und künstreicher teutscher Gesang: sonderlich ettliche künstliche Quodlibet-Schlacht, und der gleichen mit vier oder fünff Stimmen biss her im Truck nicht gesehen), составленного в г. немецким композитором , — отмечается, что эксперименты Шмельцля представляют собой важный эпизод в истории перехода немецкой музыки от к .
PPS. Разумеется, то, что здесь разграничивается "техника cочинения на c.f." и "полифония" -вопрос отдельный...
Последний раз редактировалось Светлана Надлер; 11.01.2010 в 14:53.
Кот Фёдор Тимофеевич изредка приходит домой пожрать (Чехов, письма)
В статье К.Зенкина "Слово в музыкальном мире Мессиана..." в переводе комментария Мессиана к пьесе "Иволга":
1) не троглодит, а крапивник;стремительная нисходящая строфа троглодита, ... витиеватость краснохвостки с белой грудкой и чёрным горлышком
2) его строфа не нисходящая, а решительная;
3) не какая-то загадочная краснохвостка с белой грудкой и чёрным горлышком, а вполне обыкновенная горихвостка;
4) и не неопределенная витиеватость в ее песне, а вполне конкретный амфимакр - вид античной стопы и соответствующий вид необратимого ритма у Мессиана.
Учитывая замечание ув. Дмитрия и получив на то согласие К. Зенкина, я как редактор непременно исправлю соответствующие места в тексте статьи.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Похожие темы
-
Международный музыкальный Интернет конкурс
от MiloMir в разделе Музыкальные конкурсыОтветов: 3Последнее сообщение: 23.10.2012, 19:55 -
Новый музыковедческий журнал
от Leonore в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 0Последнее сообщение: 18.11.2009, 09:15 -
Интернет-журнал для родителей
от LLeNNa в разделе Про все на светеОтветов: 4Последнее сообщение: 25.06.2009, 17:04 -
Музыкальный интернет-аукцион MuzTorg
от MuzTorg в разделе Покупка и продажа инструментов и аксессуаровОтветов: 0Последнее сообщение: 15.07.2006, 10:41 -
Музыкальный интернет-аукцион
от AKart в разделе Покупка и продажа инструментов и аксессуаровОтветов: 0Последнее сообщение: 28.04.2006, 13:23






Ответить с цитированием
. И можно, кто ж спорит? Но, если честно, я вот не помню, чтобы по поводу Liedertafel, скажем, в лекциях (к примеру, тех, что я слушала) подробно говорилось. У нас, как я поняла, долгое время не было самого явления -таких клубов. Вот пойдя по ссылке, которую я потом выложила, я обнаружила сведения о таком московском клубе. Мне это было очень интересно узнать! Кстати, там даётся вот какая расшифровка немецкого понятия: "застольная песня". То есть, определение вида песни даётся по её обиходу, который автоматически диктует фактуру, удобную для распевания... Наверно, можно было бы исторически проследить корни такого пения, да и наверняка они прослежены уже, если речь идёт о хоральной фактуре...

намёки (а, собственно, имеется даже такой жанр -"пьянственные песни"). Вот и Википедия гласит:

Социальные закладки