-
23.01.2010, 22:02 #11
К слову для иллюстрации решения финала с более длительными паузами и отчётливыми разделами выложил здесь запись первого исполнителя "Встречи Волги с Доном" дирижёра Самосуда (21,8 Mb):
Продолжаю рассказ.
Говоря о сочинениях Прокофьева, музыку которого я люблю, невозможно отойти от личной оценки
сочинений: нравится-не нравится.
И следующая вещь как раз из тех, про которые не могу сказать, что она мне нравится.
Но рассказать о ней я должен, взявшись за тему о связи двух композиторов.
Речь пойдёт о 5 симфонии Прокофьева.
В ней автор пошёл на поводу и сочинил пафосную вещь в духе времени.
Получился на мой взгляд настоящий соцарт.
Это был ответ на 7 симфонию Шостаковича, а также на личный выпад Шостаковича (да-да, взаимные уколы были с двух сторон),
в котором тот говорил, что Прокофьев дескать не умеет развивать тематический материал,
стыкуя просто одну мелодию с другой и даже что его сочинения недостаточно патриотичны (о сюите "1941 год").
Обратите внимание на первую часть 5 симфонии, где Прокофьев по сути в течение всего времени развивает
и варьирует практически одну тему-мелодию, доводя её в финале до кульминации. Что это как не попытка доказать Шостаковичу, что он умеет работать с материалом.
В основе второй части используется музыка положенная несколько лет назад под сукно.
Я имею ввиду одну из сцен написанную для балета Ромео и Джульетта, но не вошедшею в него.
Поменялась лишь окраска этого фрагмента, ставшая более воинственной.
В середине второй части незаметно вторгается танец похожий больше на музыку Хачатуряна "Танец с саблями".
Сейчас можно сказать открыто - это символ Сталина, так как используется танец кавказского характера.
Третья часть носит мрачный характер, что естественно во время войны (сочинение 1944 года).
В середине четвёртой части обращает на себя внимание распевная мелодия из финала оперы
Прокофьева "Семён Котко", что говорит о том, что вещь в действительности на патриотическую тему.
По какому-то стечению обстоятельств сегодня именно 5-ая симфония решенная в стиле соцарта стала наиболее репертуарной,
оставив в тени выдающиеся самобытные работы, к коим я отношу последующую 6-ую симфонию.
В качестве иллюстрации разместил ссылку sav2403 на исполнение 5 симфонии Прокофьева
Марком Эрмлером. Исполнение превосходно, это относится прежде всего к первой части и также четвёртой.
(формат МР3, 95 Mb)
А также выложил здесь любопытный исходный фрагмент не включённый в балет Ромео и Джульетта,
который вошёл позднее переработанным в 5-ую симфонию
в качестве первой половины 2-ой части. В оригинале музыка носила название "Сцена с письмом",
по крайней мере так можно перевести англоязычное название трэка "Letter Scene":
(формат mp3, 6 Мб, оркестр Большого театра, дирижёр Жюрайтис):
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось Дима; 23.01.2010 в 23:55.
Разбавлю текст о Прокофьеве, историей из жизни.
Связно вязать мысли я научился благодаря в том числе форуму.
С улыбкой вспоминаю, что в школе по литературе у меня была тройка в аттестате и я не мог писать сочинения.
За плохое отношение ко мне учительницы литературы, я как-то на просьбу подготовить к следующему уроку
стихотворение Маяковского, выкопал его стихотворение "Вам" и прочёл с выражением, когда меня вызвали к доске.
Приведу его здесь, чтобы было понятно:
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!
Самое удивительное, что класс это слушал в гробовой тишине, потому как все мы были дети, чтобы понимать такие вещи,
а учительница сделала вид, что ничего не произошло. По большому счёту и я в этом стихотворении ничего не понимал,
за исключением слова "блядям", которое на мой взгляд и должно было производить нужный эффект:).
Последний раз редактировалось Дима; 24.01.2010 в 03:12.
- Регистрация
- 12.07.2008
- Сообщений
- 295
Попалось интереснейшее интервью с Мстиславом Ростроповичем, где он делится воспоминаниями о Прокофьеве и Шостаковиче:
Правда, вызвало сомнение утверждение о безразличности Прокофьева к вопросам религии:
А как же его увлечение Christian Science?Волков. Разве Шостакович не был убежденным материалистом?
Ростропович. Никто этого не знает. Никто. Абсолютно точно могу сказать.
Волков. А Прокофьев?
Ростропович. Тот не задумывался над этим. Но его музыка отличается чистотой, правда? Музыка у Прокофьева может быть удачной, или менее удачной, или просто гениальной, но она всегда очень чиста. А ведь чистота - это и есть идеал настоящей религии.
Или вот цитата, приписываемая Прокофьеву, к сожалению не могу сказать, откуда:
"Старый вопрос– есть или нету Бога – принимает несколько иное освещение, если поставить его иначе, а именно: творчество в природе сознательно или бессознательно? Атеисты, по-видимому, утверждают, что оно бессознательно. Если же допустить, что оно сознательно, то это и есть уже Бог! В теориях атеистов – какая-то шаткость: как это бессознательное творчество природы нашло в себе элементы сознательного человека, и когда этот человек всё осознал, то он оказался все-таки глупее бессознательной природы, постоянно удивляясь ей и получая от нее уроки? Довольно обидно и глупо. И как все стройно, как только допустить сознательное творчество."
У нас тут кухонная посиделка получилась. Как это хорошо.
Ничего не могу сказать на эту тему, хотя вы не первый кто её подымает.
Я просто не знаю, что это знание даёт?
В церковь Прокофьев практически не ходил.
Однозначно можно утверждать, что Бог в лоб его
при рождении поцеловал. И то, что Прокофьев умер в один день
со Сталиным не простая случайность - такие вещи это знак свыше.
Какие-то компромиссные решения Бог своим гениальным проводникам
не прощает. Жизнь Прокофьева вообще напоминает библейскую притчу.
Ещё и поэтому её важно знать.
Переслушал музыку, прислушавшись к траурной третьей части 5 симфонии.
То что Прокофьев сюда вложил свои накопившиеся чувства не только в связи с войной, но и репрессиями, безусловно.
Иначе зачем в предыдущей второй части образ Сталина шаржированный в виде кавказского танца.
Но во время войны, когда сочинение исполнялось, эта боль воспринималась думаю об ушедших на войне.
Мне правда не очень нравится местами ложный пафос сочинения. Однозначного мнения о сочинении у меня всё таки нет.
Пишу я не подготовившись, поэтому некоторые свои же мысли приходится править на ходу, комментируя свои же высказывания.
Так я хотел бы сказать, что поэма "Встреча Волги с Доном" интереснее популярной 5 симфонии Прокофьева - причём собственно музыкой. В исполнении Филадельфийского оркестра это понятно. Я не всё о ней рассказал, оставляя место для собственных размышлений.
Несмотря на исполнение 5 симфонии десятками выдающихся коллективов, это более стандартное сочинение, вероятно именно поэтому более понятное непривыкшему к музыке Прокофьева слушателю. Иначе я не знаю, чем объяснить популярность этой вещи. Этот вопрос меня почему-то занимает также как WalterScott вопрос об отношении Прокофьева к религии. Может быть кто-то даст свой ответ?
Эпилог: "И всё время ждут кого-то Бородинские ворота".
Внятно причину появления постановления 1948 года о "композиторах-формалистах"
до сих пор открыто не называют, высказывая мысль о самодурстве власти,
несмотря на то, что причина всё же существовала.
Ты не интересуешься политикой, политика не интересуется тобой -
негласное правило тех лет.
Факты говорят о том, что композиторы в своём музыкальном творчестве
стали открыто выступать против политики властей.
И если раньше это было как-то закамуфлировано, либо не выходило в свет, по цензурным соображениям,
то за несколько месяцев до постановления ситуация вышла из под контроля.
Группа композиторов солидаризировавшись,
по времени, совпадающим с концертами
к 30-летию революции, сочинила вещи протестного характера.
Ещё одна группа музыкантов, бывших музыкальными боссами тех лет,
покровительствовала исполнению данных сочинений.
После постановления они все были сняты с должностей.
Официальное обвинение и тем и другим предъявили не за их поступок, а
за профнепригодность и неумение сочинять музыку.
Про тех кто писал явно блестящую музыку, сказали, что
их музыка ниже тем, о которых они пишут.
Однако реальные цели выдаёт хотя бы то, что новые начальники в кураже обвинений
предлагали даже физически избавиться от названных в постановлении композиторов.
Одной из воплощённых мер по усмирению стал арест Лины Прокофьевой, первой жены композитора,
матери его детей. И хотя на тот момент он с ней не общался,
можно себе представить каково ему было смотреть детям в глаза.
На мой взгляд в те годы для Прокофьева двигателем жизни оставалась любовь к своей второй жене.
Однако сегодня я хотел бы обратиться к сочинениям, которые и вызвали такой
резонанс, пусть вскорости и погашенный властями.
Начну с Мясковского - кантаты "Кремль ночью" (стихи C. Васильева), премьеру которой (15 ноября 1947 года) исполнял Аносов,
отец Геннадия Рождественского (Г.Рождественский несколько лет назад повторно исполнил это забытое сочинение).
Музыка сочинения сумрачная, но главное в ней стихи, написанные в символистском стиле.
В них словно выкрик звучит кульминация: "Cколько ж можно, в самом деле" (отсканированный полный текст выложен в файле):
Вложение 36186
Премьера прошла в Большом Зале Московской консерватории.
Сочинение было исполнено силами студентов консерватории, причём дважды (на бис) и становится
логичным, что в постановление попал не только сам Мясковский, но и директор консерватории Шебалин.
Продолжение следует...
P.S.
Вспоминаю юмор Прокофьева - "Друзья, мне приятно, что вы здесь"
пишет он в дневнике, воображая подпись к своему скелету в музее.
Я думаю, если б Прокофьев гипотетически узнал бы, что умрёт
в один день с тираном, обязательно что-нибудь иронично-колкое сказал.
Ведь Прокофьев свою автобиографию начинает именно с того,
с кем из известных людей он родился в одно время и
с какой разницей, включая к слову и Сталина.
Какой-то космический символизм.
Последний раз редактировалось Дима; 26.01.2010 в 09:16.
Мне запомнилось высказывание Хачатуряна в советской книге,
где он саркастически, на мой взгляд, объясняет, что такое "формализм" и почему им не надо увлекаться. Так он пишет, что "формализм" это когда композитор чересчур увлекается формой :)
Кстати разместил здесь редкую фотографию, на которой Хачатурян с Прокофьевым в 1945 году:
Сегодня пойдёт рассказ о 6 симфонии Прокофьева, также предшествующей событиям 1948 года.
Мравинский, игравший премьеру (11 октября 1947 года), сказал, что он в этом сочинении не поменял бы ни ноты.
Композитор приберёг для 6 симфонии символичный номер опуса - 111,
который совпадает с номером последней 32-ой сонаты Бетховена (Бетховен в ней заканчивает борьбу с "судьбой", и пишет музыку уже словно "оттуда"), тем самым, пометив, что сочинение для него может быть последним.
Первая часть:
Это музыка трагедии войны, где практически с помощью минималистичных
средств (одной запоминающейся темы) передаётся вся история войны.
По форме музыка 1-ой части это поэма и уровень обобщения в ней таков, что это уже законченное произведение. В музыкальном отношении это наиболее выдающаяся часть в симфонии на мой взгляд.
Забегая вперёд, скажу, что вторая часть отчасти формальна, однако с берущими за живое кульминациями, а последняя часть совмещает в себе не только музыку, но и политику.
Итак, не остановившись после первой части о войне, Прокофьев решил написать музыку заглядывающую дальше, вперед. Поэтому симфонию композитор писал несколько лет, наблюдая за развитием событий в стране (сочинение писалось с 1945 по 47 гг.).
Во второй части, носящей больше траурный характер, хронологически передаются послевоенные события с кинематографической подробностью. Начинается музыка словно со сцены "солдат у разрушенного дома".
Третья часть по контрасту с предыдущими частями звучит бодро -
изображается строительство и восстановление жизни после войны, для этого используется советская
простоватая тема, которая претерпевает порой интересные метаморфозы.
В Советском Союзе в 45 г. после победы
повеяло воздухом свободы - об этом пишут современники Прокофьева.
Однако репрессии и закручивание гаек, до которых не доходили руки во время войны вскоре
развернулись с новой силой.
Чем же закончит Прокофьев своё сочинение?
Послушаем заключительные аккорды 6 симфонии Прокофьева:
(mp3; 1.1Mb)
После постановления 1948 года сочинение было запрещено с формулировкой:
"Живые и ясные мысли то и дело заглушаются надуманными сумбурными громыханиями".
Последний раз редактировалось Дима; 27.01.2010 в 23:36.
Похожие темы
-
Камерная музыка Михаил Крутик и Николай Мажара, 16.02.2012, СПб - Шостакович, Прокофьев
от violinist&composer в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 13.02.2012, 21:25 -
Симфоническая музыка Москва, 28.12.2010: ГАСО, Горенштейн/Гаврилюк/Прокофьев, Шостакович
от Vic в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 3Последнее сообщение: 14.01.2011, 12:52 -
Скрябин, Рахманинов, Шостакович, Прокофьев, Стравинский
от Стас в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 201Последнее сообщение: 12.07.2010, 19:05 -
Ищу музыку Мр3 Шостакович, Прокофьев, Свиридов
от Alex-djek в разделе Где скачать классическую музыку?Ответов: 2Последнее сообщение: 04.11.2008, 12:54 -
Прокофьев - Здравица, Шостакович - Раек.
от Blackmore в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 36Последнее сообщение: 11.10.2007, 10:42




Ответить с цитированием

Социальные закладки