Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 42

Тема: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

              
  1. #1
    Старожил Аватар для femmina
    Регистрация
    02.09.2007
    Сообщений
    6,748
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    Орнетт Коулман
    14 июля
    ММДМ

    среда, 30.06.2010, 15:02:00
    Орнетт Коулман - легенда фри-джаза. Экспериментатор и самоучка, он один из немногих, кто получил Пультцеровскую премию в области музыки.



    Впервые московская публика получит шанс услышать его фирменный «плачущий» звук в исполнении маэстро и оригинального состава его группы (Анна Никитина, TimeOut).

    Деятельность Коулмена разделила джазовый мир на два лагеря — на тех, кто видел в нем мессию, и на тех, кто считал его шарлатаном. Темпераментные и свободные импровизации Коулмена были неповторимо индивидуальны и наполнены огромной энергией, инструментальное мастерство покоряло любую аудиторию, но выработанные им концепции не всегда были понятны даже его партнерам по ансамблю. Любопытно, что Коулмен не сблизился с другими представителями фри-джаза ни в Америке, ни в Европе. Много времени уделял сочинению музыки для камерных ансамблей (три произведения были исполнены в 1985 году на фестивале в Хартфорде).

    Шуллер провозгласил Коулмена самым ярким новатором современного джаза после Charlie Parker. В игре Коулмена обращают на себя внимание необычный тембр звучания его инструмента (пластмассовый саксофон оригинальной конструкции), сочетание совершенной исполнительской техники со стремлением к вокализации инструментальной мелодии, блюзовая окраска интонации при доминирующей роли свободной атональности и микротоновой хроматики, логичность и целенаправленность в разработке исходного тематического материала наряду с тенденцией к стихийной импровизационности, отход от традиционных принципов формообразования. Коулмен оказал влияние не только на молодых музыкантов-экспериментаторов, но и на некоторых ведущих представителей модерн-джаза (John Coltrane, Eric Dolphy, А. Эйлер, А. Шепп и других). .

    http://music.km.ru/news.asp?id=e4acc...3ee62ff778c34e

    KMnews

    22.06.2010











    Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.

  • #2
    Старожил Аватар для femmina
    Регистрация
    02.09.2007
    Сообщений
    6,748
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию

    Вольная грамматика
    // Григорий Дурново о концерте Орнетта Коулмена в Доме музыки






    Фото: Zuma Press


    "Это не джаз" — такой вердикт о музыке саксофониста Орнетта Коулмена выносил великий трубач Диззи Гиллеспи. А контрабасист Чарльз Мингус подвергал сомнению способность Коулмена сыграть до-мажорную гамму. Правда, Мингус, сам незадолго до саксофониста начавший двигаться в направлении к свободной, ничем не стесненной импровизации, признавал: Коулмен — это знак, что всем уже пора перестать играть как Чарли Паркер. Забавно, что ранние опыты саксофониста, которые уже демонстрировали попытку отхода от стилистических канонов и вызывали недоумение и негодование коллег (многие музыканты уходили со сцены, когда он начинал солировать), сегодня воспринимаются почти что как бибоп — и по структуре, и по манере игры самого Коулмена, который поначалу еще во многом наследовал Паркеру. Однако решительное исключение рояля из инструментального состава, пластиковый саксофон с колеблющимся тоном (Коулмен то ли сознательно фальшивил, то ли до конца не освоил принципы музыкальной теории), карманная труба Дона Черри, белый (Чарли Хейден) на черном инструменте (контрабасе) — все это вкупе с постепенным, но подчеркнутым выходом за рамки создавало эффект чего-то совсем нового и необычного. А потом наступил 1961 год, когда Коулмен выпустил революционный альбом "Free Jazz: A Collective Improvisation" — пластинку, практически целиком состоящую из коллективной спонтанной игры, ожесточенного соревнования двух квартетов, каждому из которых был выделен свой стереоканал. После этого Коулмен мгновенно застолбил себе место на джазовом олимпе, а вынесенное в заглавие альбома словосочетание free jazz обозначило новое музыкальное направление.

    Коулмена и сейчас помнят и знают прежде всего благодаря этому труду 50-летней давности, хотя и после альбома "Free Jazz", безусловной вершины в истории импровизационной музыки, у него была масса интереснейших работ. Он начал играть еще и на трубе, а также на скрипке, которую, правда, использовал для создания не мелодии, а скорее шумового эффекта. Сочинял для струнных, что вылилось в 1972 году в создание уникальной сюиты (или, точнее, кончерто гроссо) "Skies Of America" для симфонического оркестра и саксофона. Разработал концепцию равенства мелодии, гармонии и ритма, которую назвал гармолодикой. Часто приглашал в свой ансамбль сразу двух контрабасистов. Наконец, в 1970-х годах он обратился к электрическому звучанию, стал привлекать гитаристов, использовать ритмы, более типичные для рока и фанка, чем для джаза, но от принципов свободной импровизации не отступил. Надо сказать, что все эти более поздние, чем "Free Jazz", находки Коулмена не нашли того отклика, какой могли бы найти: не раз отмечалось, что Коулмен не имел настоящих последователей. И это при том, что некоторые его композиции уже фактически стали джазовой классикой. Неудивительно, что их исполняют постмодернисты и радикалы вроде куратора нью-йоркского авангарда Джона Зорна, американского трио The Bad Plus или скандинавского The Thing. Но ранняя пьеса Коулмена "Lonely Woman" стала настоящим джазовым стандартом, и одними из первых ее исполнили музыканты совсем иного толка — камерные и тихие The Modern Jazz Quartet, которые разглядели в странном саксофонисте большого мастера.

    С годами Коулмен стал меньше выступать и записываться, упоминавшаяся выше "Звуковая грамматика" 2006 года стала первой пластинкой почти за десять лет. Тем не менее именно за нее он получил Пулитцеровскую премию. Сегодня с Коулменом выступают контрабасист Тони Фаланга, бас-гитарист Эл Макдауэлл и барабанщик Денардо, сын саксофониста,— имея вокруг множество блестящих барабанщиков, Орнетт еще в 1966 году предпочел им всем своего сына, которому на тот момент было всего девять лет. Это был очередной смелый шаг Коулмена, а насколько он себя оправдал, мы услышим 14 июля.

    ММДМ, 14 июля, 19.00
    Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.

  • #3
    Новичок Аватар для exuperantia
    Регистрация
    15.04.2010
    Возраст
    43
    Сообщений
    89
    Записей в дневнике
    13

    По умолчанию Re: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    Цитата из материала Википедии (http://en.wikipedia.org/wiki/Ornette_Coleman, довольно интересно):

    "Legacy
    Coleman continues to push himself into unusual playing situations, often with much younger musicians or musicians from radically different musical cultures, and still performs regularly. An increasing number of his compositions, while not ubiquitous, have become minor jazz standards, including "Lonely Woman," "Peace," "Turnaround," "When Will the Blues Leave?" "The Blessing," "Law Years," "What Reason Could I Give" and "I've Waited All My Life", among others. He has influenced virtually every saxophonist of a modern disposition, and nearly every such jazz musician, of the generation that followed him. His songs have proven endlessly malleable: pianists such as Paul Bley and Paul Plimley have managed to turn them to their purposes; John Zorn recorded Spy vs Spy (1989), an album of extremely loud, fast, and abrupt versions of Coleman songs. Finnish jazz singer Carola covered Coleman's "Lonely Woman" and there have even been progressive bluegrass versions of Coleman tunes (by Richard Greene). Coleman's playing has profoundly influenced, directly or otherwise, countless musicians, trying as he has for five decades to understand and discover the shape of not just jazz, but all music to come."
    музыка всесильна

  • #4
    Новичок Аватар для exuperantia
    Регистрация
    15.04.2010
    Возраст
    43
    Сообщений
    89
    Записей в дневнике
    13

    По умолчанию Re: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    Был ли кто-нибудь на концерте? Что были за первая и вторая композиции? Особенно вторая с чередующимся контрабасом (смычковым методом) и бешенством ударных!
    музыка всесильна

  • #5
    Старожил Аватар для femmina
    Регистрация
    02.09.2007
    Сообщений
    6,748
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    Джаз на свободе
    // В Москве выступил Орнетт Коулмен





    Концерт джаз
    Новатор и философ, музыкант, введший в оборот термин "фри-джаз", дал единственный концерт в столице со своим квартетом. В том, что достижения 50-летней давности до сих пор свежи и воспринимаются как откровение, в очередной раз убедился ГРИГОРИЙ ДУРНОВО.

    Дороговизна билетов на концерты в Доме музыки уже давно стала притчей во языцех среди любителей джаза. Чтобы попасть на единственное выступление саксофониста Орнетта Коулмена, предлагалось заплатить от двух до одиннадцати тысяч. И это при том, что Коулмен, безусловная легенда, один из последних оставшихся в живых столпов и авторитетов в мировом джазе, далеко не всякому зрителю известен и близок. Афиши, извещавшие о концерте, были развешаны по всей Москве, но никто не удосужился пояснить, в чем заслуга Коулмена и почему человеку, не знающему историю джаза, следует покупать недешевый билет. Впрочем, неясно, что следовало бы написать на афише под фамилией. "Основатель фри-джаза"? Даже если не учитывать неоднозначность такой формулировки (Коулмен, чья пластинка "Free Jazz" 1961 года произвела революцию в импровизационной музыке, был не первым экспериментатором в области свободной формы и выступал против того, чтобы словосочетание "свободный джаз" считать термином), понятно, что понятие "фри-джаз" тоже придется растолковывать. Возникал и другой вопрос: подходящая ли выбрана площадка, годится ли фри-джаз, предполагающий возможность отказаться от следования гармонии и ритму, не говоря о так называемом благозвучии, для Светлановского зала, не нужна ли для восприятия такой музыки более камерная обстановка? Идти за примером недалеко: другой выдающийся саксофонист и новатор в области свободного джаза, Энтони Брэкстон, два года назад выступал в культурном центре "Дом", и это место было абсолютно адекватно его сложной музыке. Кажется, время, когда на авангардные концерты можно было собрать большой зал, прошло. Правда, Коулмен — в большей степени историческая фигура (ему в этом году исполнилось 80 лет, а Брэкстону каких-то 65), и те эксперименты, которые он ставил 50 лет назад, сегодня стали хоть и не общедоступной, но классикой. И все же пустеющие ряды в амфитеатре Светлановского зала свидетельствовали как о нелепой финансовой политике организаторов концерта, так и отчасти о том, какому количеству людей музыка Коулмена действительно небезразлична. Не помогла даже летняя акция с продажей двух билетов по цене одного.

    Многие опыты в области джазового авангарда, развивавшегося в 1960-е годы, до сих пор сложны для восприятия. Сложен упоминавшийся выше альбом Коулмена "Free Jazz", в котором представлена коллективная импровизация сразу двух квартетов, сложна его более поздняя удивительная работа с симфоническим оркестром Skies of America. Но большая часть пьес Коулмена, сыгранных в Доме музыки, особым радикализмом не отличается — ни прозвучавшая на бис "Lonely Woman", самый известный его хит, ни простейшая плясовая "Dancing in Your Head". Из тех, кто все же добрался до концерта, покинули зал до финала считаные единицы.

    Можно сказать, что в исполнении быстрых композиций квартет Коулмена отчасти продолжает идеи Чарли Паркера, только куда более яростно и ярко, чем это делают приверженцы джазового мейнстрима. При этом Орнетт практически не дает солировать другим участникам. В 1970-е годы после долгой и плодотворной совместной работы с трубачами Коулмен сам освоил эту роль и по сей день разбавляет пронзительные соло на саксофоне краткими и язвительными репликами трубы. Третьим его инструментом тогда же стала скрипка, но к ней музыкант за весь концерт так и не притронулся. Коулмену аккомпанируют барабанщик и два басиста (бывало и трое сразу). Контрабасист Тони Фаланга активно пользуется смычком, а бас-гитарист Эл Макдауэлл большую часть концерта играет гитарным звуком. Но если с ними Коулмен безусловно образует единое целое, то его сын Денардо нередко, похоже, уносится в какое-то совсем иное пространство. Особенно явно это слышно в медленных композициях, когда Коулмен-младший, которого отец первый раз пригласил на запись, когда тому было девять лет, начинает играть в любом произвольном ритме, почти не обращая внимания на остальных. Впрочем, к середине концерта об этом результате музыкального непотизма забываешь. К Коулмену-старшему при желании тоже можно было бы придраться: он нередко фальшивит (эта фальшь восстанавливала против него многих коллег еще в 1950-х годах) и растягивает мелодию, как будто не поспевая за ритмом. Но удивительным образом именно эти неправильности и оказываются самым запоминающимся и значимым элементом музыки, производящим самое сильное впечатление. Престарелый саксофонист, робко оглядывающий пространство и передвигающийся не без труда, в игре остается таким же естественным и живым, каким был в годы расцвета.

    http://www.kommersant.ru/doc.aspx?Do...3218&NodesID=8
    Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.

  • #6
    Старожил Аватар для NbP
    Регистрация
    07.02.2007
    Адрес
    Там,где еще менее скучно , чем прежде
    Сообщений
    6,220

    По умолчанию Re: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    Цитата Сообщение от femmina Посмотреть сообщение
    , Коулмен не имел настоящих последователей.
    На чем именно основано это заявление?Мне известно нечто иное...
    I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

  • #7

    По умолчанию Re: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    Давайте для начала оттолкнемся от истории - Коулмен был фактическим родоначальником нового стиля в джазе, закрепив те идеи, которые уже хаотически витали в воздухе до его первых радикальных на то время пластинок (нек. записи не любимого мной Ленни Тристано), но еще не получили крепкого практического закрепления. Если человек явился таким мощным стимулом для развития целого жанра в жанре, можно ли сказать, что он не имел настоящих последователей?

  • #8
    Старожил Аватар для NbP
    Регистрация
    07.02.2007
    Адрес
    Там,где еще менее скучно , чем прежде
    Сообщений
    6,220

    По умолчанию Re: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    Вот "примерчик": http://www.youtube.com/watch?v=2AcwnScNM9M
    I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

  • #9

    По умолчанию Re: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    Мне тоже Ллойд первым пришел на ум. Да и те же поздние записи Колтрейна в дуэте с барабанщиком можно считать примером.

  • #10
    Старожил Аватар для NbP
    Регистрация
    07.02.2007
    Адрес
    Там,где еще менее скучно , чем прежде
    Сообщений
    6,220

    По умолчанию Re: Орнетт Коулман 14 июля ММДМ

    ЛЛойд пришел вторым,а первым пришел Р.Кунсман.
    I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

  • Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Муз-Арт-Лит 30 июля Полтавская д.18
      от sergitschko в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 31.07.2012, 13:32
    2. Муз-Арт-Лит 2 июля Полтавская д.18
      от sergitschko в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 29.06.2012, 13:41
    3. Муз-Арт-Лит 25 июля 19-00 Полтавская
      от sergitschko в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 29
      Последнее сообщение: 01.08.2011, 21:16
    4. Ответов: 1
      Последнее сообщение: 20.07.2010, 15:30
    5. Встреча 8 июля
      от SashaWL в разделе Встречи форума
      Ответов: 26
      Последнее сообщение: 14.07.2007, 12:31

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100