Итак, основная идея потока своими корнями уходит в давным-давно поднятый вопрос о "закрытых" произведениях и формулируется в вопрос:
- Существует ли "эталонные записи" и каковы главные их характеристики?
Следует отметить, что я заведомо меняю традиционный термин "закрытость" на "эталонная запись" во избежание разночтений - первый подразумевает объективную оценку, второй допускает субъективную позицию, кроме того я вношу кое-какие коррективы в саму "древнюю" идею.
Итак, какое определение можно дать понятию "эталонная запись"?
Попробую уместить его в три пункта:
1) это - запись, наиболее полным образом раскрывающая замысел и идею композитора
2) это - запись, соответствующая современным исполнительским и техническим стандартам
3) это - запись, предпочитающаяся другим, соответствующим пунктам 1 и 2, слушателем как отражение самой близкой его внутреннему миру грани музыки конкретного композитора. Каждый слушатель фактически имеет одну (допустимо - и более) записи (записей) соответсвующих этому стандарту. Таким образом, я смещаю акценты на субъективную оценку записи.
В чем заключается важность второго пункта? Приведу пример "из жизни".
На горьком опыте мы убеждаемся, что любое обсуждение подобной темы неизбежно приводит к дискуссии о записях Рихтера. Отмечу, что я ставлю акцент на точку зрения аудиофилов, не воспитывавшихся в России, а не посетителей данного форума, поскольку для европейцев и американцев, например, Рихтер является загадкой (вспомним "Enigma"), которая сопровождает любую русскую фамилию. Возможно, секрет сокрыт в различии театральных школ - школы Станиславского и западной. Однако, рассуждая логически, мы приходим к тому, что любая точка зрения, касающаяся пункта 3 имеет право на существование, поскольку является всего лишь субъективной оценкой. В чем же заключается основная причина того, что немногие западные аудиофилы могут назвать его исполнения в числе эталонных?
Ответ кроется в пункте 2 - записи Рихтера имеют большие технические погрешности, как в исполнительском плане, так и в плане звука. Если взять запись "Картинок с выставки" на сольном концерте в Софии, то, как справедливо отмечал Г. Гульд в скандально известной статье "Перспективы звукозаписи" - запись выглядит так, будто сделана с последнего ряда галерки. Это значительно уменьшает ее ценность.
ЭТАЛОН [фр. etalon] - тщательно изготовленный образец меры, служащий для проверки таких же находящихся в обращении мер.
Если поверить определению из словаря иностранных слов, то получается что эталонная запись - это запись единственного возможного варианта исполнения музыкального произведения, на который должны ровняться все исполнители и по которому должно судить о праве на существование других записей этого произведения. Тем самым трактовки, расходящиеся с эталонной записью признаются неправомочными. Получается, что прав тот исполнитель, который скопирует какого-нибудь Иванова-Петрова с максимальной точностью. Но, ведь копировать возможно только внешние черты - не возможно же влезть в голову и душу этого самого Иванова-Петрова и узнать досканально тонкости построения его концепции, на чем там она держится, какие конкретно образы он представлял себе, когда играл (пел, дирижировал).
В свою очередь хочу привести пример с Гленном Гульдом. Я, как и многие, нахожу его нестандартные трактовки произведений Баха убедительными. Но, Боже упаси, что-то начнется, если вдруг кто-нибудь скажет: исполнения Гульда эталонны, с завтрашнего дня все играем как Гульд! То есть, влезь в мозги Гульда, и - вперед! Не дай Бог! Исполнения Гульда интересны с точки зрения того, чтобы поломать голову над тем, что он сам там для себя раскопал, но никак не для того чтобы тупо лизать с него.
Наверное, эталонная запись, если и может иметь место, то уж по крайней мере в субъективном порядке - для каждого своя. И не обязательно для каждого произведения. Скорее эталонная в смысле подхода исполнителя к исполнению. Ну, грубо говоря, Васе понравилось, как Караян гениально исполняет симфонию Малера, и он решает стремиться к тому, чтобы также гениально ( ха-ха! ) исполнять сонатину Клементи.
Эталон.......было бы лучше говорить о хорошем на данный момент традиционном исполнении музыки того или иного композитора. Для этого нужно знать соответствующую традицию. Исполнения Гульда не традиционны - поэтому о них следует вести разговор особый.
А хороших традиционных исполнителей Баха нужно искать не в Канаде, а в Германии - там эта традиция бережно передаётся из поколения в поколение и её знают лучше где бы то ни было. Бах в хорошем традиционном исполнении - это нечто особенное. Это не русский Бах и не Бах Гульда - это традиционный немецкий Бах.
Эталон.......было бы лучше говорить о хорошем на данный момент традиционном исполнении музыки того или иного композитора. Для этого нужно знать соответствующую традицию. Исполнения Гульда не традиционны - поэтому о них следует вести разговор особый.
А хороших традиционных исполнителей Баха нужно искать не в Канаде, а в Германии - там эта традиция бережно передаётся из поколения в поколение и её знают лучше где бы то ни было. Бах в хорошем традиционном исполнении - это нечто особенное. Это не русский Бах и не Бах Гульда - это традиционный немецкий Бах.
Дима, о каких хороших традиционных исполнителях Баха в Германии идет речь? Что такое Бах в хорошем немецком исполнении (немецким пианистом с немецкой школой )? Нельзя ли остановится на этих общих чертах, хотя бы их обозначить. А то Регардс уже совсем заскучал, пытаясь вспомнить свой специалитет апликатуры 2го этюда и переиграв по Вашему совету всего сольного Прокошу.
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
Дима, о каких хороших традиционных исполнителях Баха в Германии идет речь? Что такое Бах в хорошем немецком исполнении (немецким пианистом с немецкой школой )? Нельзя ли остановится на этих общих чертах, хотя бы их обозначить. А то Регардс уже совсем заскучал, пытаясь вспомнить свой специалитет апликатуры 2го этюда и переиграв по Вашему совету всего сольного Прокошу.
Не при regards-e будет сказано, но если говорить своими словами о традиционном немецком исполнении:
Особенность - это ровный и одновременно свободный ритм без механистичности, а наиболее важный приём выразительности - это громче-тише при этом темп остаётся неизменным. То есть громче-тише это не тоже самое, что игра эмоционально/отстраннённо (здесь она всегда отстранённа), просто эмоции вытекают сами собой из исполнения в стиле громче-тише, но эмоция получается как бы авторская - достигается это изменением в соответствующих местах одной силы звука, а музыка продолжает течь в том же заданном темпе.
Субъективно такие исполнения мне больше всего нравятся.
Пример, исполнение немецкого пианиста Werner Haas, запись 1972г.:
Итальянский концерт (к сожалению у него других записей Баха нет):
1 часть:
(900 kb)
3 же часть наиболее показательна с описываемой точки зрения:
(900 kb)
===============================================
Как обычно напоминаю - для скачивания архива нужно нажать обязательно =левой= кнопкой мыши по данным ссылкам, и далее скачать в соответствии с указанием на появившейся странице, выбрав на ней ссылку снова левой кнопкой. После скачивания просто измените расширение файла на .wma, чтобы файл выглядел как Bach-WernerHaas03.wma, после этого файл можно сразу проигрывать. Это на самом деле не zip архив, а музыкальный файл.
===============================================
Во многих других исполнениях я замечаю делают упор либо на выделении отдельных голосов, либо главная цель это лишь показать разные голоса в равной степени отчётливо. В немецком традиционном исполнении помимо отчётливо слышимой полифонии используется и такой важный способ достижения выразительности как громче-тише. С удовольствием ознакомился бы с творчеством других людей, которые играют на столь же высоком уровне в соответствии с этой традицией. Может кто подскажет?
Исполнения Гульда не традиционны - поэтому о них следует вести разговор особый...
...Это не русский Бах и не Бах Гульда - это традиционный немецкий Бах.
К вопросу об игре Гульда.
Романтизированная редакция ХТК Муджеллини, как утверждают нынешние специалисты, не имеет отношения к традициям исполнения клавесинной музыки Баха и композиторов его эпохи. Некоторые исполнители ощущая несостоятельность редакции Муджеллини и вообще романтических традиций исполнения доклассической музыки интуитивно пытались найти другой способ подхода к музыкальному материалу. Гульд нашел тот способ, который он нашел и который заслуженно привлекал и привлекает внимание музыкантов. Но были музыканты, которые нашли неубедительными и гульдовские трактовки ( и правильно сделали). Поиски достоверности, правды в исполнении барочной музыки продолжились. Приблизится к правде помогла публикация таких трудов, как например "Искусство игры на клавесине" Ф.Куперена.
Сегодня, когда мы уже имеем уровень Леонхардта, исполнительский стиль Гульда кажется интересным в историческом контексте - какую роль Гульд сыграл в восстановлении старинных традиций ( разумеется, помимо всех безусловных достоинств его индивидуальной манеры исполнения ).
Дима! в представленных вами двух фрагментах есть один существеннейший недостаток. который позволяет однозначно отнести это исполнение к разряду слабых. Вы уж меня простите. Сей недостаток - заученность. Совершенно очевидно. что исполнитель прекрасно знает что будет дальше - и он не ТВОРИТ музыку А ПОВТОРЯЕТ. Этот повтор создает вторичность и успокоенное самодовольство. Музыка теряет внутреннее напряжение-натяжение. В итоге вялость и "ученизм"... Так вообще-то в училищах играют хорошие ("правильные") ученики... Понятно, почему этот пианист не представлен обилием Баховских записей. Это просто не его композитор. Бах вообще не терпит "провисания". Это постоянно динамика и взаимосвязь. между любыми двумя нотами у Баха - электрическая дуга. А вы нам демонстрируете пластилинового, объединенного только лишь ровным ритмом.... под соусом традиционного немецкого, теперь понятно, почему Шопен так возмущался и спрашивал - "кто Вас научил играть в немецкой манере?" Я не вообще про немецкую щколу а про Ваши примеры - филистерского самодовольного исполнения. Не дай бог если немцы все такие...(а они слава Богу не такие)
Оформили кредитку, а спустя несколько дней заметили списание за страховку? Такое происходит часто: банки нередко подключают страховые услуги по умолчанию или «рекомендуют» их при выдаче карты....
Аюрведа — это не просто система лечения, а целая философия жизни, пришедшая к нам из Древней Индии. Её возраст превышает пять тысяч лет, и за это время она доказала свою актуальность, предлагая...
Искусственный интеллект стремительно становится частью повседневной жизни, и ChatGPT-5 — один из самых ярких примеров того, как технологии делают общение между человеком и машиной максимально...
Социальные закладки