Тема: Мажор и минор
-
18.02.2007, 02:24 #1
Мажор и минор
"Мажор - это когда весело;
Минор - это когда грустно."
- постулат, оспаривать который без выхода на внемузыкальный понятийный контекст невозможно. (Сторонники иного мнения приглашаются к дискуссии).
В чем заключается механизм, порождающий при восприятии мажорного и минорного трезвучий (если рассматривать более элементарно: терций) соответствующую перманентно-однозначную эмоциональную реакцию?
Всех, кого не оставляет в покое неразрешенность вопроса о природе означенного явления бытия прошу делиться своими соображениями, а также имеющейся информацией о различных (психоакустических, акустикофизиологических, психоаналитических, собственных и всех прочих мыслимых) теориях данного явления.Musica est scientia numeris
Re: Мажор и минор
Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
----------------------
"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."
Re: Мажор и минор
Благодарю за ссылки! ||
Кажется всё же, что чем глубже исследователи залезают в обертоны, тем больше они удаляются от эмоционально-психологической стороны явления.
Существует масса различных подходов к акустическому объяснению трезвучий, но все они <? c иными не ознакомлен>, будучи достаточно убедительными, затрагивают лишь их объективную сторону вне связи с восприятием.
Минорное трезвучие может быть сколь угодно "акустически обоснованным" и "консонантным", причем с точек зрения совершенно различных теорий одновременно, но это совершенно не объясняет его пресловутой "грустности". Вопрос, полагаю, следует рассматривать в иной плоскости и иных (психологических <?>) категориях: напр., связана ли "грустность" м3/5 с его меньшей по сравнению с Б3/5 "приятностью", и, если так, то чем обусловлена пoследняя?
Musica est scientia numeris
Re: Мажор и минор
Музыка - это хрупкий мостик между душой и математикой. По нему можно переходить с одной стороны на другую, но его нельзя использовать, чтобы совместить несовместимое. Не получится математически (логически, непротиворечиво, строго, как угодно) определить радость и грусть, как ни старайтесь. Нету там базовых понятий, к которым свести рассуждения можно, от которых отталкиваться в рассуждениях, не-ту! Принять как данность - только и остается.
Я так думаю (с)![]()
Re: Мажор и минор
О, еще одна попытка "поверить алгеброй гармонию"! Что, опять не вышло?![]()
Труднее всего стереть точку, поставленную над i
Re: Мажор и минор
Мне кажется, основой восприятия "грустное-весёлое" в музыке является ассоциативный ряд. В частности, плач, всевозможное нытьё и завывания у человека производятся чередованием секундных интервалов. Поэтому у ребёнка секунды связываются с чем-то нестерпимым. Весёлые песенки для европейца с детства ассоциируются со звукорядами типа до-ми-соль-до, а отклонения в секунду от каждой из ступеней этого звукоряда вызывают беспокойство. У пигмея могут быть совершенно иные ассоциации.
Re: Мажор и минор
Именно. Возьмём хоть незападноевропейскую народную музыку, но ближе, чем пигмеев; в некоторых районах Болгарии секунда (в т.ч. малая) является совершенным консонансом и трактуется как очень красивое и устойчивое созвучие. Так что, мне думается, "грустность" минора--вопрос в первую очередь слухового воспитания, хотя имеет основание в виде меньшей акустической "гармоничности" минора.
А поверка гармонии алгеброй здесь, извините, ни при чём.![]()
Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
----------------------
"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."
Re: Мажор и минор
Интересно, какой практический смысл в этих изысканиях? Чтобы рассчитать психологическое воздействие произведения на потенциального слушателя? Это я так, из праздного любопытства и по сугубому музыкальному безграмотству.![]()
Труднее всего стереть точку, поставленную над i
Re: Мажор и минор
А половина малой секунды, т.е. четверть тона?
А "три четверти малой секунды", т.е. расширение малой секунды на четверть тона? А все промежуточные интервалы?
Проблема-то в том, что определения "чистой малой секунды" не существует, их в разных строях 4 разных, по-моему.
Какое соотношение частот для малой секунды используют в тех районах Болгарии? Равномерно-темперированное? А как передают свои знания? По тюнеру? Или у всех там слух абсолютный? Струны на скрипке в чистую квинту выстроить - много слуха не надо (а если в октаву или в унисон - тем более), а попробуйте в малую секунду?![]()
Re: Мажор и минор
Простите, если перебью немного, но это по теме.
Кто объяснит мне, вот почему я миноры Баха воспринимаю мажорнее, чем его музыку собственно написанную в мажоре. На медленных его мажорах мне грустно. Но почему? Почему??!![]()
Даже один взмах крыла бабочки может изменить наше будущее.
Похожие темы
-
Минор-мажор и настроение
от BaleMale в разделе Теория музыкиОтветов: 54Последнее сообщение: 23.11.2013, 21:47 -
Понятия мажор и минор
от Андрей0852 в разделе Теория музыкиОтветов: 46Последнее сообщение: 28.06.2012, 19:08 -
Минор, мажор
от Евгения Владимировна в разделе Мастер-классОтветов: 5Последнее сообщение: 25.09.2010, 12:47 -
Мажор и минор
от Lois в разделе Искусство композицииОтветов: 49Последнее сообщение: 05.10.2007, 13:03 -
Сонаты №2 фа мажор и №8 ля минор МОЦАРТ
от Ля мажор в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 2Последнее сообщение: 31.10.2006, 16:23




Ответить с цитированием






Социальные закладки