-
28.10.2004, 13:40 #1хансэнронся
- Регистрация
- 01.02.2004
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 2,890
СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
Нерешительный я человек, но ситуация, похоже, вынуждает...

Итак, сначала
Хорошо, давайте откроем новый. Название условно. Подкините вариант получше – поменяю. Слава богу (и Илье Блинову
Сообщение от оpus_posth
), опыт имеется. Можно и по ходу корректировать, дабы не опасаться выйти из темы.
На форуме есть люди, которым интересны Ваши мысли.
Сообщение от regards
Его же:
Сообщение от A-Lex
(Прошу прощение за обширность цитат, но что-то внутри восставало против сокращения.)В конце концов, в этой драгоценной частной коллекции и три великих новатора музыки ХХ века - Дебюсси, Мессиан, Булез. Каждому из них узок 10-бальный рейтинг с его пунктами и коэффициентами, о каждом бы из них я бы читал с великим пристрастием любое из высказываний старожилов и нефитов этого форума. При этом, возможно, потребуется фигура космического масштаба b3 для сколько-нибудь адекватного поминания головоломной духовной эволюции Мессиана, - от подаренного ему в качестве подарка на десятилетия партитуры "Пеллеаса" через раннее "франкианство" опусов подобных "Le Banquet céleste", и до головокружительных высот его поздних шедевров, что уже вполне... "sur l'au-delà".
Взгляните на свой рейтинг, в конце концов!
Да, интерфейс нового движка, громоздок, но у него есть и достоинства, к которым, видимо, следует отнести еще и присутствующую функцию «Добавить<ник> в список игнорирования»
Между прочим, цитировать в нем ничуть не сложнее, чем в старом; )
Позволю себе напоследок, пожалуй, еще одну цитату. Речь о другом человеке, и тем не менее...
Времена меняются?..
Сообщение от Olorulus
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
Вы бы еще про любимое произведение сказали "черт с ней, с формой"! Форма и содержание важны одинаково. Особенно если вспомнить, что это вроде бы еще музыкальный форум...ну а форма... да, может быть, могла быть покорректней. А может, черт с ней, с формой?![]()
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
Да. Интересно - как бы СТР отнесся к идеи "зевершенности классики?! ... я и не могу предположить... Да, некотрые вещи он не играл или не возвращался к ним - лучше не сыграть! (Ему? или вообще?... _у него_ я ответа не нашел)
Но ведь бОльшую часть своего репертуара он играл на протяжении десятков лет! Зачем?! К чему стремился? Если бы не верил во что-то - ведь не стремился бы! Он ведь не из тех, кто играет "просто так"...
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
А знаете, это совсем как с литературным произведением: кажется, что классическая лит-ра\музыка скончалась, и ничего дальше быть не может. Но суть в том, что у поэтического (в широком смысле) слова нет закрепленного значения. А у звука-образа тем более!
Это проблема рецепции, потому классика не стареет, и уж тем более не умирает. (Поэтому я уверена,что никогда не останусь без работы)
Каждая эпоха приносит новое понимание мира, новый взгляд на вещи. Еще надо учитывать проиобретаемый человеком в течение жизни личный опыт. Появляются новые ассоциации, параллели. Невозможно два раза одинаково воспринять один и тот же текст, неважно, музыкальный или литературный.
Потому рассуждения типа "давайте отметим похороны классики" кажутся, мягко говоря, поспешными. Люди и после нас будут слушать ее и открывать новые смыслы, о коих мы сейчас даже подозревать не можем...
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
Хм... Интересно...
А вот как Вы думаете, по большому счету, классика - это что? Ведь нельзя сказать, что классика - это от Букстехуде до Шостаковича. Границ-то нету, если так посмотреть. По крайней мере, временных. Может быть, поменялось значение слова. И высоколобые критики называют классиками одних ( в соответствии с современной парадигмой). А на душе "кошки скребут" от такой классики. А другие высоколобые критики считают, что со смертью композитора Н все кончилось. И оплакивают свою судьбу. А ведь не известно (мне), может, какие-нибуь молодые композиторы творят в стиле барокко великолепные произведения. Но они никому не нужны. Заброшены. А господа Щедрины и Шнитке на пике популярности. Итак, сначала надо определиться с "понятиями". Вот когда скажете, что такое классика, можно будет что-то обсуждать.
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
в контексте всех этих разговоров под "классикой" чаще всего подразумевают "академическое" направление в музыке - симфонии, оперы, концерты, камерную и вокальную музыку "академического" толка и т.д.
Разве тут нужно что-то объяснять?!
Иногда говорят о "классике" жанра - мюзикла, рок-музыки, эстрады и т.п. Тоже вроде всё понятно...
Или как?
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
Ой, Владислав, серьезную проблему вы затронули. Да кто ж вам четко вот так прям скажет, что такое есть классика? Это слишком субьективно. Да и вообще, вопрос-то философский: "а был ли мальчик?"
Может, кому-то и Моцарт - не классика, а лучший друг и учитель с детства и по жизни? А для кого-то тот же Екимов - классик, уже потому, что посмел написать хоть что-то в манере, напоминающей классическую (читай: совсем-совсем классическую, чтоб без вопросов) музыку...
Хотя в целом согласна с Вашим замечанием. Вопрос остается открытым...
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
Ура, я не в меньшинстве.
Алексей: не слишком ли расплывчатое определение? В логике это называется определением неизвестного через неизвестное. Что такое "академическое направление". То, что проходят в школе и консе? Ну, тогда я не играю.
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
Давайте установим четкую границу: до такого-то произведения такого-то автора - классика. А после - ну уж извините, так получилось...![]()
Re: СТР и "конец" классики?.. Мессиан?.. Вагнер?..
Владислав! не уводите всех в сторону с самого начала. Классика - не классика жанра, не венские классики, а классическая музыка, как бы размыта она не была на своих границах исторических жанровых и прочих. Все всё поняли. Не загоняйте в тупик с самого начала. "Классика" - в простом, расхожем словоупотреблении...
- И она умирает! Становится невостребованной или дурно понимаемой-воспринимаемой.
Тут по-моему возникает некий парадокс, типа зеноновского, обусловленный ошибками представления о классике не как о непрерывном ПРОЦЕССЕ, а "атомистическим" подходом, рассыпающим классику на отдельные бусины произведений, существующих "в себе". Последствия такой методологической "ошибки" сразу не очевидны, но фатальны.Если рассматривать "классику" как процесс непрерываного раскрытия каждым поколением в себе, на ландшафтах своей души, высшей человеческой сущности, хорошо, пусть не высшей, а скрытой - глубины восчувствования и осознания, то можно в худшем случае говорить только о увеличившемся нежелании новых поколений что-то раскрывать в своей душе таким образом. То есть о сознательном или бессознательном отторжении этого пути по причинам... ну хотя бы того же "информационного" бума. То есть видимости(!) его. Зачем идти вглубь, когда каждый день можно найти что-нибудь интересненькое. Зачем три года углубляться самому в сонату какую-нибудь, когда доступно каждый день слушать несколько новых дисков? отсюда проистекают множество ручейков - поверхностного коллекционирования-хоббирования, того же автентизма (к слову), псевдо-глубокомысленного классификаторства (a'la b3).
На самом деле, как писала Timbre, границ не существует, каждый волен идти все дальше по пути осмысления и воспламенения в себе новых областей восчувствования и осознания.
Timbre:
Каждая эпоха приносит новое понимание мира, новый взгляд на вещи. Еще надо учитывать проиобретаемый человеком в течение жизни личный опыт. Появляются новые ассоциации, параллели. Невозможно два раза одинаково воспринять один и тот же текст, неважно, музыкальный или литературный.
Люди и после нас будут слушать ее и открывать новые смыслы, о коих мы сейчас даже подозревать не можем...
Но суть в том, что у поэтического (в широком смысле) слова нет закрепленного значения. А у звука-образа тем более!
То есть, по мне - тот кто говорит о таких глобальных вещах как кризис классической музыки, на самом деле манифестирует прежде всего кризис своего (а как же иначе?) восприятия.
Вот я никакого кризиса не ощущаю, я наоборот вижу безграничность того мира, который виден через ракрытую настежь дверь классики, и вижу что мы едва решились сделать один-два шага за порог. А кое-кто и просто только нос высунул, чтобы сразу закричать -"там ничего нет!"
Есть еще социальный аспект этого вопроса. тут могут быть, как и всегда в истории периоды спадов и подъемов. Об этом спорить нечего. Естественно нет востребования - не будет и массы, переходящей в качество. Не будет Эстергази - не будет и Гайдна - сопьется где-нибудь от беспросветной нищеты.
Но как сама способность, или область человеческой психики - "классика" не только не умрет, но может в латентном состоянии даже пережить исчезновение цивилизаций и прочие потрясения.
Я не верю , что в борьбе двух сознаний человека: оперативного обыденного разума (князя мира сего) и глубинного разума, ответственного за творчество, любовь и самую человеческую суть, так однозначно победит первый, какими бы побрякушками и имитациями он нас не пользовал. А потом, такая победа будет означать на самом деле поражение. Потому что первый разум. зацикленный на себе и самолюбовании всегда сам себе смертельно надоедает. В самом деле - как же тоскливо всю жизнь перебирать один и тот же реестр "понятий", хорошо еще, если хоть как-то обновляемый... И насколько прекрасно этот реестр оставить и взлететь на крыльях свободного, не привязанного к вещам осознания! Вот ЭТО - уму не доступно, поэтому он через своих эмиссаров рекрутирует, где только можно, единомышленников, соблазняя их "ИНТЕРЕСНОСТЬЮ". А что такое интересность? - это всего лишь возможность в своем сундучке выкопать свои же но подзабытые вещи. Почесать давно не троганные места... Кайф!![]()
А как падки на это даже лучшие представители форума. Ну да, мы сюда приходим именно ради потачки рассуждению и уму. Особенным мастерством отличаются пара человек - ничего нового не говоря, так стимулировать разум, в неожиданном аспекте, что он с удовольствием начинает отзываться на востребованность и готов идти за таким куда угодно. соглашаясь даже с очевидным "бредом".
Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить
И печальна так и хороша,
Темная звериная душа:
Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить -
И плывет дельфином молодым
По седым пучинам мировым
1909 О.Э.М.
Похожие темы
-
Помогите, пожалуйста, найти ноты! Вагнер-Оловников "Оргия фанатиков" из балета "Свет и тени"!
от Ляпушка в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 20Последнее сообщение: 27.11.2022, 02:24 -
Мессиан Квартет на конец времени
от zempianoforte в разделе Камерная музыкаОтветов: 8Последнее сообщение: 18.10.2014, 01:30 -
Оливье Мессиан "Квартет на конец света"
от Vikont в разделе Поиск нот для скрипки и альтаОтветов: 3Последнее сообщение: 10.04.2009, 20:24 -
Мессиан "Три маленькие литургии божественного присутствия"
от annakin в разделе Хоровая музыкаОтветов: 0Последнее сообщение: 12.04.2007, 23:50 -
Мессиан "Квартет на конец времени"
от alfi в разделе Где скачать классическую музыку?Ответов: 3Последнее сообщение: 24.11.2005, 04:48



Ответить с цитированием



Социальные закладки