-
18.02.2008, 14:59 #1
Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
Программ поддержки и продвижения молодых исполнителей сегодня в России существует множество. Однако профессия "дирижер" имеет особую судьбу. Вундеркинды тут встречаются крайне редко, все больше - музыканты, уже окончившие вузы и в зрелом возрасте открывшие в себе это редкое призвание. Пробиться за пульт статусного оркестра иногда становится делом всей жизни, огромную роль играет его величество случай. В то же время расхожим стало мнение, что не только великих, но даже хороших дирижеров просто не осталось. Беседа о том, так ли это и как помочь реализовать себя талантливому начинающему дирижеру, состоялась за "круглым столом" в Национальном филармоническом оркестре России.
В ней приняли участие генеральный директор Московской филармонии Алексей ШАЛАШОВ, директор НФОРа Георгий АГЕЕВ, заслуженный артист России, доцент Московской консерватории дирижер Анатолий ЛЕВИН, музыкальный критик, доктор искусствоведения Евгения КРИВИЦКАЯ, музыковед Александр ЦЕРЕТЕЛИ, дирижеры-стажеры НФОРа Ксения ЖАРКО, Азиз ШОХАКИМОВ, Константин ХВАТЫНЕЦ.
Евгения КРИВИЦКАЯ. Открывая дискуссию, хочу подчеркнуть, что место встречи - Дом музыки, Национальный филармонический оркестр России - выбрано неслучайно. Уже три года в НФОРе действует уникальный проект - дирижерско-стажерская группа, куда принимаются талантливые и перспективные начинающие дирижеры. Интерес среди молодых дирижеров к этому начинанию огромен - сейчас группа насчитывает уже 17 человек. Они регулярно посещают репетиции оркестра, с которым работают ведущие зарубежные дирижеры, активно пользуются библиотекой НФОРа, где есть уникальные экземпляры с пометками Светланова и Кондрашина, отдельные стажеры проводили настройки и репетиции различных групп оркестра. Наконец, лучшие из них два года подряд получали право выступить с НФОРом в специально организованном в этих целях концерте дирижеров-стажеров. Так что проблемы, существующие у начинающих дирижеров, здесь знают не понаслышке.
Георгий АГЕЕВ. Поскольку тема необъятная и имеет множество аспектов, хотел бы обозначить некоторые "болевые точки". Прежде всего хочу выразить обеспокоенность процессами, которые сейчас происходят в нашей системе музыкального образования. Подписав Болонскую конвенцию, чиновники Минобразования пытаются разрушить десятилетиями оправдывавшую себя триаду "музыкальная школа - училище - вуз", которая была и остается необходимым условием полноценной профессиональной подготовки музыкантов и источником всемирной славы отечественной исполнительской школы. Считаю, что мы должны консолидировать силы и отстаивать неприкосновенность системы профессионального музыкального образования, сложившейся в нашей стране и давшей миру десятки великих музыкантов - от Гилельса и Ойстраха до Башмета, Спивакова и Плетнева. В этой связи замечу, что дирижер вообще находится на особом положении, поскольку в эту профессию многие приходят уже после окончания консерватории и получения какой-то одной, а то и нескольких музыкальных специальностей. Это логично, так как дирижирование - наиболее сложная музыкальная профессия. Но по существующим законам второе высшее образование может быть только платным. А это значит, что не все могут себе его позволить.
Другая серьезнейшая проблема заключается в том, что, обучаясь в консерватории, студент почти не имеет выхода к оркестру - то есть к своему инструменту. Перефразируя классиков марксизма, дирижеры в процессе обучения отчуждены от своих средств производства. Такой ситуации нет ни в одной исполнительской профессии: пианисты, скрипачи могут и должны репетировать каждый день, а начинающий дирижер такой возможности лишен. Хотел бы еще отметить, что сегодня дирижеру почти не у кого учиться. Ушли из жизни великие педагоги, такие безусловные авторитеты в дирижерской профессии, как Илья Мусин, Николай Рабинович, Лео Гинзбург, Кирилл Кондрашин. Из великих дирижеров-педагогов остался один Геннадий Николаевич Рождественский. Нынешние худруки ведущих столичных оркестров - за исключением Владимира Понькина и Валерия Полянского - не преподают и совершенно не стремятся передать кому-то свой опыт, более того, на пушечный выстрел не подпускают к своим коллективам не только начинающих, но вообще любых талантливых и неординарных дирижеров. Их опыт оказывается невостребованным. Почему? Этот вопрос адресован не только им, но и руководству высших музыкальных учебных заведений.
Как только дирижер заканчивает учебное заведение, выясняется, что он не нужен ни в качестве штатного дирижера, ни даже в качестве стажера или ассистента нигде - ни в оперных театрах, ни в симфонических оркестрах. Таким образом, мне дирижер видится наиболее трагической фигурой концертно-филармонической жизни.
Алексей ШАЛАШОВ. Что касается Московской филармонии, то мы параллельно с НФОРом предпринимали определенные шаги в поддержку молодых дирижеров. В частности, в 2005 году проводился необычный конкурс, где в голосовании принимали участие и публика, и эксперты, и жюри, и даже оркестранты. Он назывался "Российские консерватории в Москве. Филармонический дебют". Мы собрали заявки из пяти консерваторий, и среди других специалистов в конкурсе приняли участие три дирижера. Это были совершенно не известные нам имена. В качестве премии двоим из них по результатам голосования была предоставлена возможность продирижировать программу в нашем абонементе. Позднее один из участников, Денис Кирпанёв, был взят ассистентом в оркестр Московской филармонии. И два-три раза в сезон он имеет концерты.
Проблема востребованности молодых дирижеров существует не только в России: то же самое происходит и на Западе. Есть огромная разница между столичной и провинциальной филармонической жизнью. Сравните, к примеру, афишу Лондона и других английских городов, и вы поймете, о чем я говорю. Думаю, вас не удивляет, что на должность главного дирижера Берлинского филармонического оркестра или Лондонской филармонии не приглашают начинающего музыканта. И даже ассистенты дирижера не имеют собственных концертов в оркестрах подобного уровня. Логично, чтобы молодые дирижеры начинали свою карьеру в провинциальных оркестрах, набирались там опыта, постепенно завоевывая свою публику и в столице.
Что касается конкретной ситуации в России, то в регионах есть необходимость в молодых дирижерских кадрах: директора региональных филармоний постоянно просят посоветовать им достойные кандидатуры молодых дирижеров. Были бы полезны специальные дирижерские конкурсы, размещение сведений о вакансиях в СМИ и в Интернете. Думаю, проблема должна решаться комплексно, по разным направлениям: объединение филармонического пространства столиц и регионов, больший обмен информацией внутри страны.
В качестве возможных шагов, - продолжил тему Александр ЦЕРЕТЕЛИ, - не попробовать ли организовать некую акцию, например, турне по Волге на пароходе с хорошим симфоническим оркестром, за пульт которого встанут молодые дирижеры. Еще один возможный проект поддержки - летняя школа, кстати, очень популярная форма на Западе. А чтобы привлечь публику на концерты молодых дирижеров, можно было бы пригласить в качестве солистов многочисленных лауреатов, которые тоже не всегда востребованы. Хорошо бы, чтобы государство изыскало возможность дотации подобных программ. Пусть этот проект будет некоммерческим, на государственном финансировании.
Анатолий ЛЕВИН. Считаю, что летняя школа должна все же иметь образовательный статус. Приведу конкретный пример. Уже пять лет я возглавляю Международный молодежный оркестр Поволжья. Ребята приезжают из России, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Беларуси, Испании. Мы собираемся дважды в год: репетируем во время зимних и летних каникул и даем затем концерты: 6 - 8 программ в Самаре, Тольятти, Чебоксарах, Ижевске, Уфе, а в прошлом году нас пригласили на гастроли во Францию. У нас молодежь не только в оркестре, но и за дирижерским пультом. Например, Азиз Шохакимов, Максим Емельянычев - стажеры НФОРа, успешно показавшие себя в концерте "Знай наших". Прекрасно показал себя совсем юный дирижер - 14-летний Тимур Зангиев. За эти годы через Молодежный оркестр Поволжья прошли сотни ребят, освоивших оркестровую практику.
Георгий АГЕЕВ. Некоторые из них теперь играют в нашем оркестре, в частности, первый трубач Кирилл Солдатов и скрипачка Татьяна Кузнецова.
Алексей ШАЛАШОВ. Организации отдельного концерта или стипендии недостаточно для начала карьеры молодого дирижера. Необходима постоянная работа агента не только для дирижера, но и вообще для любого начинающего музыканта. Нельзя не учитывать, что включение абсолютно не известного имени в филармонические концерты обрекает организатора на финансовые потери. Это не значит, что не продвигается молодежь. Филармония пытается соединять молодых исполнителей и звезд, которые, правда, далеко не всегда соглашаются участвовать в таких проектах.
Георгий АГЕЕВ. Хорошо бы создать программу продвижения молодых дирижеров, добиться для нее государственной поддержки, но пока это случится, будет вновь упущено целое поколение. Я - сторонник теории "малых дел". И в этой связи у Национального филармонического оркестра России и Московской филармонии возникло совместное предложение, и я прошу Алексея Алексеевича Шалашова рассказать об этом подробнее.
Алексей ШАЛАШОВ. Во время проведения Второго всероссийского музыкального форума в конце июня этого года мы предоставим Концертный зал имени Чайковского для публичного выступления лучших дирижеров-стажеров Национального филармонического оркестра России за пультом этого коллектива перед участниками форума - директорами филармоний, симфонических оркестров, концертных и продюсерских агентств, представителями управления органов культуры разных уровней, многие из которых, действительно, как я уже говорил, озабочены проблемой поиска для регионов России и отдельных коллективов крепких профессиональных дирижеров. НФОР, проявивший неоценимую готовность поддержать молодых дирижеров, согласен выступить бесплатно, и я считаю это смелым поступком с их стороны.
Евгения КРИВИЦКАЯ. Не такое уж это и "малое дело", а прекрасная инициатива, достойная наших аплодисментов. А теперь настало время дать слово главным героям сегодняшней беседы - молодым дирижерам-стажерам НФОРа.
Азиз ШОХАКИМОВ. Нам предоставляется замечательный шанс показать себя перед такой серьезной аудиторией за пультом одного из лучших российских оркестров. Поэтому со своей стороны мы должны критично отнестись к себе, чтобы выглядеть в этой ситуации достойно. Кроме того, я уверен, что мы вообще должны стремиться реализовать себя в любых, самых маленьких проектах - с камерным оркестром, с ансамблем в десять человек, исполняющим современную музыку, аккомпанируя певцам, солистам. И делать это добросовестно, на самом высоком уровне. Это тот опыт, который должен позволить в нужный момент, если представится случай, проявить себя с лучшей стороны.
Ксения ЖАРКО. Я присоединяюсь к тому, что сказал Азиз. И в качестве примера приведу свою историю. Когда несколько лет назад в Московском театре оперетты объявили конкурс на должность дирижера, то довольно долго не могли найти подходящую кандидатуру - нужен был гибкий, внутренне мобильный музыкант, чувствующий специфику этого жанра. Так получилось, что декан композиторского факультета Московской консерватории Александр Кобляков порекомендовал меня дирекции театра, сказав, что я умею с двух репетиций озвучить даже достаточно сложные и каверзные современные партитуры. И вот уже пять лет я работаю в Оперетте, дирижирую спектаклями текущего репертуара. Конечно, я постараюсь максимально использовать возможность заявить о себе, которую нам предоставляет совместная инициатива Московской филармонии и Национального филармонического оркестра России.
Константин ХВАТЫНЕЦ. Если затронуть тему кризиса дирижерской профессии, то у нас сейчас дирижеров даже больше, чем нужно. В Московской консерватории одновременно учатся 30 дирижеров, так что в такой толпе трудно разглядеть по-настоящему интересного музыканта. Поэтому, кстати, так мало времени отводится для работы с учебным оркестром консерватории - надо же обеспечить такую возможность множеству людей.
Анатолий ЛЕВИН. Я хотел бы прокомментировать то, о чем сказал Константин. Действительно, иногда поступают люди, не всегда соответствующие по своим профессиональным качествам уровню Московской консерватории. Но критерии отбора, как мне кажется, становятся с каждым годом все строже. Кроме того, с осени в консерватории действует профессиональный учебный оркестр. Был объявлен конкурс, отбор музыкантов в оркестр возглавил сам Геннадий Николаевич Рождественский. Были отобраны очень хорошие молодые музыканты, так что теперь студенты смогут получать нормальную практику в рамках учебного процесса. Предполагается, что Симфонический оркестр кафедры дирижирования Московской консерватории станет концертирующим коллективом, так что молодые дирижеры получат еще один шанс проявить себя.
Георгий АГЕЕВ. Подводя итоги нашей дискуссии, я хотел бы поблагодарить всех ее участников и особенно Алексея Алексеевича Шалашова за заинтересованность в решении многочисленных проблем начинающих дирижеров. Давайте помечтаем. Как было бы здорово, если бы нас услышали в Министерстве культуры и в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии и обязали руководителей симфонических оркестров федерального подчинения, в особенности получателей президентских и правительственных грантов, отчитываться о состоявшихся концертах с участием молодых солистов и дирижеров и чтобы в том числе и от выполнения этого условия зависел размер выделяемого коллективу гранта. Как было бы верно, если бы Роскультура выделила каждому федеральному оркестру единицу ассистента главного дирижера с небольшим, но достойным окладом и обязал руководителей оркестров принимать на эту работу исключительно молодых талантливых дирижеров и только на конкурсной основе. Как было бы замечательно, если бы худруки и директора всех филармоний и оркестров считали бы одной из важнейших задач не организацию концертов "раскрученных", "кассовых" артистов, а поиск и продвижение молодых талантов и в первую очередь молодых дирижеров, без которых нет будущего ни у оркестрового дела, ни у концертно-филармонической деятельности в целом. Конечно, многое упирается в деньги, но не все. Нельзя терять способности влюбиться в чужой талант и желания помочь ему в самореализации.
Подготовила Евгения МИШИНА,
Оригинал материала можно найтиИ все-таки алкоголик Мусоргский нам дороже трезвенника Кюи...
Е. Колобов
Ответ: Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
Статья лишний раз доказывает, что дирижер - не профессия, а состояние или процесс. В процессе не каждый образованный музыкант может стать дирижером. Дирижеры - это штучный товар, выстроенный по принципу пирамиды: внизу обычные дирижеры и их много, посредине хорошие - их меньше, наверху гениальные - их единицы.
Ответ: Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
...Иной раз трудно ждать. Но куда хуже, когда ждать уже нечего...
Хорошо, когда есть, что вспомнить.Но зачем жить, если остались только воспоминания...
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Ответ: Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
Было бы, конечно, интересно почитать полную расшифровку. Жаль, что еня Кривицкая здесь не появляется...
Уже лет тридцать все твердят, что . Разве что г-н Агеев имел в виду, что это не должны делать чиновники, исходя из каких-то своих, неведомых соображений. Но то, что система не соответствует тем ожиданиям, которые на нее возложены - это факт, и это понимают абсолютно все профессиональные музыканты.Сообщение от Георгий Агеев
Что касается молодых дирижеров - нельзя не отметить те действия, которые предпринимаются по этом поводу в Мариинском театре. исключительно ради соблюдения исторической справедливости.
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
- Регистрация
- 26.06.2007
- Сообщений
- 41
Ответ: Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
Основная проблема в том,что России дирижер - это гос.чиновник,а не музыкант.У нас все оркестры государственные и на должность глав.дир.назначает мин.культ. по одному ему известным критериям (в основном личным связям).Хорошо, если этот человек хорошо себя зарекомендовал как солист (Башмет,Спиваков,Федотов), а если только личные связи и никакого таланта,кроме административного? Не случайно,что сам Плетнев сказал: в России дирижирование не профессия,а привилегия! Естесственно,что за такую привилегию многие даже на пушечный выстрел не подпустят молодых талантливых дир.к "своим" оркестрам.
А вот во всех известных западных оркестрах ТОЛЬКО оркестр решает с каким дирижером ему работать.ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ!!! И это правильно со всех точек зрения: только оркестрант лучше всего чувствует квалификацию дир. и если дир. не может установить творч. контакт,то ничего не получится; в такой ситуации немыслимо,чтобы дир. повысил голос на музыканта,что нередко в наших оркестрах. Все это самым благотворным образом влияет на качество оркестров. Так что,пока элементы такого подхода не привьется в российских оркестрах - надеятся на лучшее не стоит
Ответ: Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
И ведь начали уже. Прозападный образчик бакалавриата и магистратуры, этот "призрак бродит по Европе", уже зашел к нам. Возникла нелепая ситуация - во всем мире профессиональные музыканты отдают должное российскому музпрофобразованию, котируются дипломы Московской и С.Петербургской консерватории, гнесинки. В музыкальных кругах эти вузы - брэнды, говорящие сами за себя, но не в политических конъюктурах. Взоры госчиновников обращены на смыкание российских стандартов с европейскими во всех отраслях, в том числе в образовании. Фальшивая ситуация заключается еще и в том, что некоторые клерки во обеспечение занимаемой ими должности в аппаратах министерств документы учебных программ и планов вплоть до репертуарных перечней европейских учебных заведений, переведенных кем-то на русский язык, сличают с российскими аналогичными программами, и искусственно доказывают несоответствие российского зарубежному. Пока не трогают национальные и региональные культуры, понимая, что этот компонент не имеет на западе альтернативы. Реформирование образования уже началось.
Позволю себе неожиданный поворот в разговоре - в начальных классах общеобразовательных школ скоро выведут уроки музыки и изо из основного времени и "порекомендуют" проводить их в послеобеденное время в качестве так называемого "дополнительного образования". Мы представляем, чем это обернется для детей. Это тоже след реформирования образования.
Впрочем, как отношение руководства к отечественным традициям на примере выдавливания школы им. Гнесиных. Ведь имеются силы=люди, настойчиво проталкивающие какие-то свои планы на территорию гнесинки, не останавливающиеся ни перед чем, прикрывающиеся умными фразами, чуть ли не афоризмами.
Последний раз редактировалось vladsam; 22.02.2008 в 11:17. Причина: Дополнение
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Ответ: Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
не без этого, увы... но так было и в СССР.
а стОит ли из одной крайности шарахаться в другую?!А вот во всех известных западных оркестрах ТОЛЬКО оркестр решает с каким дирижером ему работать.
да уж... и все начинают играть одинаково безлико... (и серо)Все это самым благотворным образом влияет на качество оркестров.
нет, и ещё раз нет: крайности (диктат оркестра или дирижера) - это абсурд!
Если от дирижера достаточно профессионально "махать" - тогда и не нужно ничего требовать от исполнений (концертов)...
Ответ: Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
Сообщение от Евгения Мишина
Между прочим, за пределами России эту профессию могут получать, как первое высшее музыкальное образование (бакалавриат, далее магистратура и т.д.).Сообщение от Георгий Агеев
- Регистрация
- 29.07.2006
- Адрес
- Ярославль
- Возраст
- 59
- Сообщений
- 324
Ответ: Молодые дирижеры: кризис или перепроизводство?
Георгий Агеев: "Но по существующим законам второе высшее образование может быть только платным. А это значит, что не все могут себе его позволить..."
Не совсем так.
По российским законам каждый человек имеет право на получение одного бесплатного высшего образования с поступлением на конкурсной основе. Но в законе не говорится, что второе высшее образование обязательно должно быть платным.
Разница есть.
Я говорю не о существующей практике, а о законе.
Похожие темы
-
Молодые дирижеры
от Vyacheslav в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 44Последнее сообщение: 01.09.2010, 21:23 -
Культура и кризис
от vasily-muzikant в разделе БеседкаОтветов: 16Последнее сообщение: 02.04.2009, 13:24 -
А к вам пришел кризис?
от Tuner в разделе Про все на светеОтветов: 27Последнее сообщение: 22.12.2008, 10:42 -
LUSIA: Кризис жанра или мистификация?
от irene в разделе Техническая поддержкаОтветов: 87Последнее сообщение: 30.03.2005, 20:13




Ответить с цитированием


Социальные закладки