-
29.12.2010, 22:01 #1
Замкнутый (?) чистый строй
Разбираю теорию ладов, темпераций. Ну, тема , конечно, неисчерпаемая.
Прочитал заглавные посты на эту тему. Похоже, я на правильном пути
Пара вопросов, у кого времечко есть.
1. Всегда считал, что пифагоров и чистый строи незамкнуты, т.е. продолжая строить
квинты ( по Пифагору) и мажорный ряд от данной ноты чистого строя будем получать бесконечную хроматику, т.е. интервалы, выраженные рациональными числами, но со все большими значениями числителя и знаменателя. Ну, для Пифагора этого пока никто не оспорил. А вот в книге (вроде толковой) А.В. Волошинова "Математика и искусство" утверждается, что чистый строй, содержащий в октаве 84 ноты, является замкнутым, т.е. позволяет проводить произвольное транспонирование.
Практического значения он, конечно, не имеет. Но это просто интересно! Я пытаюсь смоделировать этот процесс в Wolfram Mathematica, но у меня все неограниченно разрастается. Если кто знает ссылку на точное изложение этого вопроса (можно на english) прошу подсказать. А кто сможет помочь уточнить алгоритм - напишите ЛС.
2. Практически музыкой занимаюсь на блок и пан флейте и ксилофоне
Учитывая "плавание" частот (особенно при атаке на пан и рекордере), равномерная темперация в данных случаях самая практичная и приемлемая для слуха.
Но вот наловчился брать 2-3 ноты одновременно на ксилофоне, на клавишных немного позанимался, услышал, что такое биения...Послушал записи скрипки и органа в чистом строе. Всё-таки есть разница! Чтобы крыша не поехала, решил что-то взять за основу. Услышал такое мнение, что бемоли - это именно бемоли, а диезы - это диезы. Почитал на эту тему, врубился. Решил для работы с компьютером (микротюнинг и т.п.) и для будущей модели ксилофона остановится на таком варианте чистого строя.
Хотел бы услышать мнения людей, реально использующих подобный строй для игры или синтеза .
Re: Замкнутый (?) чистый строй
Какой практический смысл в этом? Я, например, для каждого инструмента подбираю свой собственный строй, чтобы приблизить звучание к естественному. Для одних инструментов подходит что-то из известных шаблонов, другие просто подстраиваю по слуху. Реальные диезы и бемоли появляются при сдвиге в настройке квинты 12РДО. В чистом строе все подчинено другому принципу.
- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
Re: Замкнутый (?) чистый строй
1. Формально-математически любой чистый строй незамкнут, просто потому что уравнение
имеет единственное решение в целых числах: k=m=n=0. (Т.е. никакие k октав (k>0) не могут быть представлены как сумма некоторого количества чистых квинт и/или чистых б. терций, откладываемых вверх или вниз. Отсюда же легко следует, что в любом чистом строе с конечным числом ступеней всегда существует интервал, который можно отложить от одной ступени и нельзя - от некоторой другой, т.е. строй нетранспонирующий).
Однако это "абстрактно-математически", а когда ступеней много, то при некотором правильном построении строй можно считать транспонирующим, поскольку - если говорить "на пальцах" - искажение транспонированного интервала акустически ничтожно. Например 31 октава отличается от 53 квинт на интервал менее 4 центов ("Меркаторову комму"), поэтому "с точностью до одной слегка испорченной квинты" 53-ступенный пифагоров строй можно считать транспонирующим. Также можно построить "почти транспонирующий" 53-ступенный чистый строй. Ну а если правильно выбирать количество ступеней (увеличивать) и правильно их настраивать в чистом строе, можно все больше и больше убирать "дефект".
2. Не годится. Послушайте, какая у Вас выйдет хотя бы квинта ре-ля. Надо или темперировать (например, строй Царлино-Салинаса - 19 ступеней, все квинты по цепи темперированы на 1/4 коммы), или увеличивать число ступеней.
И в "приемлемом" чистом строе Вам понадобятся не только диезы и бемоли, но и комматические изменения ступеней (например, два варианта ноты "ре" - для "двойной доминанты" в до-мажоре и для "сексты субдоминанты" - это разные высоты выйдут).
Re: Замкнутый (?) чистый строй
На стр. 151, о рояле В. Ф. Одоевского написано нечто не совпадающее с тем, что писалось о нём в убедительной статье З. Тухмановой на сс. 23..26 журнала "Старинная музыка" №№ 3-4 (29-30) 2005 (вкладываю).
не всегда достоверна в утверждениях, но всё же полезна хотя бы тем, что желание проверить истинность её утверждений заставит о многом узнать и подумать.
Последний раз редактировалось commator; 10.05.2011 в 16:48.
Re: Замкнутый (?) чистый строй
Практическое значение он, конечно, имеет. Просто возможностей практиковать было ешё мало. Теперь их больше, только Волошинов о них понятия не имеет, как не имеет понятия об особенностях рояля Одоевского.
Похоже первую попытку практиковать музицирование на инструменте, имеющем 84 клавиши (не ноты) в октаве осуществил в 70-х позапрошлого века Р. Х. М. Бозанкет в Англии. Его уникальная фисгармония сохранилась и у неё из 84-х клавиш 53 различимых ноты в октаве. Остальные 31 дают неотличимые от чистых унисоны с 31-й из упомянутых 53-х нот.
Из других тем:Из своей практики мне ясно, что не количество клавиш и нот в октаве, а предварительная возня с подготовкой нотных текстов, и только она, способна многим отбить охоту к исполнению существующей письменной музыки в системе 53-х равных или почти равных делений октавы.
Напротив, свободная импровизация на таком клавишном должна быть даже для презирающих теорию, но успешно практикующих музыкантов с развитым слухом весьма несложным и захватывающим процессом.
Кроме того, беспокойные искатели музыкальных истин, хоть и не часто рождаются, но были на Земле всегла. Они никогда не переведутся, а 12 клавиш в октаве для них не были и не будут пределом устремлений. В том числе и на Руси. Достаточно посмотреть на клавиатуру современного и всё ещё популярного русского народного инструментра, именуемого пятирядный баян:
![]()
Последний раз редактировалось commator; 16.05.2011 в 08:21.
Похожие темы
-
Замкнутый круг отношений с пианистами
от Styx в разделе Про все на светеОтветов: 28Последнее сообщение: 14.11.2014, 17:17 -
не держит строй
от a.belov.n в разделе Фортепианный настройщикОтветов: 1Последнее сообщение: 27.12.2012, 21:19 -
Строй и энгармонизмы.
от vcirkov в разделе Теория музыкиОтветов: 52Последнее сообщение: 02.09.2012, 22:41 -
Баховский строй
от leporello в разделе Органная музыкаОтветов: 4Последнее сообщение: 21.08.2009, 12:14 -
Вечный строй
от Арина в разделе ИнструментарийОтветов: 32Последнее сообщение: 19.02.2008, 10:16




Ответить с цитированием


Социальные закладки