RSS лента

Leonore

Он утонул... О "Китеже" Някрошюса

Рейтинг: 5.00. Голосов: 3.
Вчера побывала на представлении "Китежа" в Большом. Сегодня - четвёртый спектакль, потом будем длительный перерыв, так что, если кто интересуется, шанс есть. Но однозначно призывать всех бросать дела и идти смотреть/слушать, увы, не могу.


Слушать, кстати, очень даже можно. Вопреки некоторому шипению знатоков вокала на Татьяну Моногарову (Феврония), она, по-моему, "вытянула" на себе всю оперу и в музыкальном, и в эмоциональном, и даже в актёрском отношении. То, что её голос имеет определённые пределы по мощи и объёмности звучания, очевидно, и ясно, что не всем может нравиться его тембр, однако никаких "провалов" и тем более срывов я не заметила. А смотреть на неё было приятно (я сидела во втором ряду партера, и Феврония глаз не коробила).
Куда меньше в чисто вокальном отношении мне понравился Княжич Всеволод (Виталий Панфилов) - иногда сбивался на теноровую "крикливость", уместную где-нибудь у Масканьи и Леонкавалло. Да и двигался несколько скованно. Но внешне роли соответствовал.
Гришка Кутерьма (Виталий Таращенко) выглядел, наоборот, слишком упитанным для нищего бражника; видимо, от природы он человек не злой, и потому наиболее страшные стороны Гришкиного характера у него, по-моему, не вышли. И безумствовал как-то не убедительно. А пел неплохо.
Понравился Князь Юрий (Михаил Казаков): тут всё было на месте, и стать, и манеры, и голос, и смысл слов.
Приятно удивили татарские князья Бедяй и Бурундай (Андрей Архипов и Вячеслав Почапский) - иногда их представляют в почти карикатурном виде, как несколько инфернальных Бобчинского и Добчинского. А тут - мощные фактуристые мужики с сочными голосами. Дикие, правда. Но так им положено.

Александр Ведерников дирижировал... ну, как умеет. Корректно, но без хватания звёзд с неба. Некоторые моменты всё-таки впечатлили: молитва Богородице в 3 акте (особенно первое её проведение), преображение Китежа в конце того же акта, появление призрака Княжича в 4 акте... Но вот "Сеча при Керженце" не потрясла, хотя был момент, когда, казалось, у дирижёра появилось настоящее вдохновение (появление русской темы). Музыкально "сложился" финал 4 акта, во многом благодаря прекрасно певшему хору, однако и верно взятые темпы, торжественные, но не затянутые, тоже этому способствовали.

Больше всего внутренних претензий у меня возникло к режиссуре и сценографии, принадлежащих Эймунтасу и Мариусу Някрошюсам. Внешне всё выглядело современно и красиво; листая перед началом буклет с картинками, я предвкушала чисто зрительское удовольствие.
Увы... Раздражение, возникшее уже в 1 акте, причём больше всего от режиссуры, нарастало с каждой сценой. Не то что бы я сильно тосковала по "имперским" постановкам "Китежа" с настоящими городами, медведями и лошадьми на сцене. Я охотно приму любой авангард, если он не идёт вразрез с музыкой или позволяет раскрыть в ней какие-то совсем новые стороны.
Но тут, похоже, режиссёру музыка словно бы мешала, или он стеснялся её щедрой многословности, чисто "растительной" статики (как в тёмном лесу) и обезоруживающей красоты (которую режиссёр всё время норовил превратить в китч). Слишком много деталей, слишком много движения - в том числе бессмысленных передвижений по сцене (ну зачем всю первую картину 3 акта за князем Юрием таскают по сцене кресло-трон?! Выглядит это просто по-идиотски), слишком много "выдуманных" персонажей (девушки из балетной труппы в голубых тапочках, театральные детишки, которым в 11 вечера давно пора лежать в кроватках)...

Мне кажется, при всей любви режиссёра к каким-то загадкам, метафорам или сугубо личным визуальным "концептам", нельзя (ибо вредно для восприятия целого!) всё время заставлять зрителя разгадывать какие-то ребусы и теряться в догадках, зачем тот или иной предмет вообще нужен на сцене, и где, в конце концов, это "ружьишко" пальнёт.

Вот, например, начало 1 акта (все картинки - из сети, причём "Китеж" Някрошюса - со спектаклей в городе Кальяри); на сцене Феврония и Княжич.



Допустим, "домики" за земле - это ульи. Верхние, видимо, тоже. Но почему у второго слева улья дверца всё время приоткрывается (пока Феврония поёт замечательную "Похвалу пустыне") - а потом оттуда вываливается... странное существо в косматой шубе. Кто это?.. Медведь?.. Или... убогий разумом брат героини - так можно понять из её жеста, когда она объясняет Княжичу, что живёт "при брате"?.. Если брат, то почему Феврония кормит его вместе со зверями - и почему Княжич потом замахивается на него посохом, чтобы не мешал свиданию с "зазнобушкой"?.. Тот же странный человекомедведь появляется в начале 2 акта в Малом Китеже. Его что, изловили люди Всеволода?.. Тайна мутанта осталась неразгаданной.

Звери у Февронии тоже... ещё те. Конечно, Римский-Корсаков, понаписав в своих операх ролей для всякой живности, наверное, не очень задумывался, каково будет всё это играть на сцене. Костюм медведя соорудить ещё можно, а вот с журавлём или "быстроногим туром" дело хуже... Но, заметьте, в либретто упоминается только одно рогатое травоядное животное, и, в конце концов, давно изведённого тура можно заменить на лося или, на худой конец, оленя. -- но не на целое же стадо оленей, как у Някрошюса! Причём это стадо дармоедов постоянно носится по сцене туда и сюда. И зачем?..



Сооружение посреди сцены тоже непонятно по своему назначению. Вроде бы похоже на ткацкий станок, и Феврония очень красиво садится за него, как кисейная барышня за пианино. Но почему она ткёт... прямо из пучков травы? И почему этими же пучками кормит своих бара... оленей, а потом мечет эти пучки, как миниракеты, в людей Княжича, вздумавших пострелять в её подопечных?.. И что за щепочки они с Княжичем собирают в пучки, а потом выбрасывают во время своего любовно-религиозного диспута?.. Лучины, свечки, баклуши? Смысл-то какой в этом действии? И откуда на заднем плане взялись детишки, азартно подбирающие щепочки, если Феврония живёт одна с братом "в пустыне"? Густонаселённая глушь, однако...

Повадки Февронии тоже несколько настораживают. Режиссёр предписал ей уж слишком большую долю придурковатости. Неуклюжие жесты, резкие движения, склонность к резвым играм в ответственные моменты. Нормального Княжича такая невеста должна была бы озадачить: ведь ей предстоит стать "первой леди"! Да, в либретто героиня неоднократно говорит о себе, что она "простая, неучёная", но ведь речи произносит, тем не менее, мудрые, и всегда ведёт себя с достоинством. Простота здесь - синоним сердечности и искренности, а не дурных манер. Впрочем, в исполнении Моногаровой эти нелепые дрыгания на грани тика, приплясывания и шарахания в сторону несколько сгладились, но всё равно стремление режиссёра во что бы то ни стало сделать идеальную героиню юродивой очень чувствовалось.

Всё-таки самым сильным моим впечатлением от "Китежа" был спектакль Мариинского театра в постановке Дмитрия Чернякова, который я видела в Москве на фестивале "Золотая маска".
Вот та же 1 картина 1 действия.



Кажется, будто театральный язык похож, но на самом деле - две, как говорят, большие разницы. У Чернякова всё на месте, но нет ничего лишнего и ничего непонятного.
Брат-бортник присутствует в виде немого силуэта на дереве слева. И правильно: в опере он не появляется, только упоминается. Упоминаются там и "болота" - вот они, в виде тростников и спуска к воде по камешкам. Лестницы - знак не только занятий брата бортничеством, но и символ грядущего восхождения Февронии к высшей участи. Намёк на мученичество - три "распятых" на лестницах фигуры подопечных Февронии, бродяг, которых она кличет Журавль, Тур и Медведь:




А избушка-развалюха... Она ох как аукнется в конце оперы: для неё найдётся место в Великом Китеже, и именно там сядут за стол просветленные жених и невеста.



Возможно, Някрошюсы воспользовались кое-какими общими с Черняковым приёмами. Во всяком случае, гигантский ковш во 2 акте (из него, как в цирке, появляется Гришка) выглядит явным "приветом" черняковскому умывальнику и кувшинам (те символизировали, насколько я проникла в идею режиссёра, бесхитростный быт и нравственную чистоту героини).



Но что делают в Малом Китеже ульи на сваях из 1 акта, совершенно непонятно. Их-то смысловая нагрузка тут какова? Да и калики перехожие всё время мельтешат со своими щитами-костылями и совсем не кажутся убогими инвалидами.

Татары просто смешны, кроме, как я уже говорила, шикарных статных князей, этаких степных мачо. Их соратники без толку размахивают кривыми саблями (не нанося никому очевидного вреда) или какими-то странные предметами вроде мохнатых хвостов. Поэтому все разговоры о лютой жестокости захватчиков разбиваются вдребезги о карикатурную реальность.

Между тем у Чернякова во 2 акте был сильнейший контраст, усугублённый нарочито приземлённым изображением Малого Китежа, как будто списанного с привокзальных площадей России 90-х (да и с площадей возле многих нецентральных станций Московского метро): вонючий бомжатник, разнузданное и жалкое торжище, разгул пьяни... Но когда в стене возникает пролом и появляются Враги, сразу становится ясно: в Малом Китеже, хоть и опустившиеся, но - люди. А ЭТО - НЕ ЛЮДИ. И к легендарным татарам (на самом деле, монголам) конфликт не имеет прямого отношения. Потому Черняков старался избежать какого-либо национального акцента. Совершенно неважно, откуда пришли захватчики. Ясно одно: это - экзистенциальный конфликт. И опера - не про 13 век, а про все времена нашей истории (которая для Някрошюсов - "ихняя", а не "наша").




Возвращаюсь к Някрошюсу.
Всю первую половину 3 акта слушанию прекрасной музыки мне мешало постоянное гадание: зачем жителям Великого Китежа голубые подушки, которые они всё время прижимают к щекам или к грудям?.. Допустим, появление ослеплённого врагами Фёдора Поярка застигло их в постелях, и они выбежали, в чём были (однако спят-то они при полном параде!). Но нелепость этих подушек вовремя акафиста Богородице всё время колола глаз. Господи, думалось, ну что они с ними, в конце концов, сделают?! Ведь зачем-то это режиссёру было надо?!
А вот зачем. После ухода дружины (кстати, почему с мечом был только Княжич Всеволод, а остальные мужики - с голубыми вёслами?.. Что за намёки?) в момент преображения Китежа бабоньки сложили, наконец, подушки посреди сцены, и получилось круглое озеро Светлояр. Уффф... И стоило - ради этого?.. Ну, допустим. Идея последнего омовения из озера выглядела красиво. Но какого чёрта в озере делала модельной внешности блондинка в синем хитоне, силящаяся эротически соблазнить княжего Отрока?.. Она кто - местная Царевна-Лебедь? Русалка? Мелизанда? Ну явно не из той оперы. Горожанки прощаются друг с другом перед смертью (или перед уходом в иной мир, пусть лучший), а подростки резвятся и плещутся... Режиссура рассчитана на тинэйджеров или потребителей попсовых клипов, что ли?..

Один френд по ЖЖ написал мне как-то в комментарии, что, дескать, у Чернякова ему не понравилась "нелепая пантомима" в "Сече при Керженце". Но, клянусь бородой Николая Андреевича, ничего нелепее игривой русалочьей пантомимы в момент погружения Китежа и вообразить себе нельзя! А у Чернякова как раз никакой пантомимы не было. Была безлюдная сцена с разбросанной верхней одеждой ушедшей на верную смерть рати (уходили -- в белых рубахах), а над этими тёмными ворохами безжизненного тряпья (они же - метафора безымянных воинских могил) жутко и ритмично раскачивались медленно спускавшиеся с неба лампы... На меня тогда это произвело сильнейшее впечатление. Такой неординарной "Сечи при Керженце" я никогда не видела, да и вообще её не принято ставить визуально. И, главное, потом этот образ "отозвался" в следующей картине: Феврония плакала по убитому жениху, найдя на месте битвы и узнав его одежду... Это тоже было совершенно пронзительно.



Однако самым потрясающим моментом в постановке Чернякова была сцена смерти Февронии в первой картине 4 акта. Сирин и Алконост (чудовищные и омерзительные вороньи чучела с дряблыми красными носами у Някрошюсов) были представлены как простые деревенские бабы, пришедшие обряжать страдалицу в последний путь: одевать, омывать, причёсывать... Другие три персонажа на приводимой ниже картинке - это пресловутые "звери" из 1 акта, которых Черняков показал как нищих, приходивших к избушке Февронии подкормиться. А эти жалкие деревянные саночки, на которые уложили умершую Февронию, не могли не вызвать слёзы у всякого, кто хотя бы по картинкам и фильмам имеет представление о Ленинградской блокаде...


В спектакле же Някрошюсов в этом месте никакой трагедии не было вообще. Ну, убежал Гришка в лес, помахав ручкой на прощание (похоже, Феврония вздохнула с облегчением). Сама героиня не выглядела ни отчаявшейся, ни до смерти измученной. Зато на сцену вытащили целый питомник бутафорских синих цветов. На картинке оно, конечно, даже красиво, а вот из партера смотрелось очень нелепо, ибо ряд цветиков выше человеческого роста поставили в проходе перед оркестровой ямой, и они заслонили часть происходящего на сцене. Перед второй картиной кордебалет их быстренько убрал, но всё равно эти перемещения стоеросовой ботаники очень мешали слушать божественную музыку симфонического антракта - "Хождения в град Китеж".




Умирала тутошняя Феврония как-то уж очень легко и весело, твёрдо стоя на ногах. Откуда и зачем в этот момент на сцене (в глухом-то лесу!) взялись какие-то очередные бабоньки с ткацкими станками (Парки?) и кордебалет с коромыслами, вообще непонятно.



Таких птичек и здоровый испугается...



Зато Княжич выглядел для призрака очень здоровым и жизнерадостным.

Когда, наконец, они прибыли в Великий Китеж, показалось, что всё встало на свои места. Красивая сценография, красивые костюмы в черно-бело-золотистой гамме... У Чернякова, помнится, была идея Китежа как "соборной Руси" - града просветлённых душ всех времён, от древних князей до Екатерины Великой, мучеников Гражданской войны, солдат Великой Отечественной... Някрошюсы и художник по костюмам Надежда Гультяева используют ту же идею, но акцентируют её иначе: Китеж - это "Россия, которую мы потеряли": одеяния китежан украшены фотографиями из семейных альбомов начала 20 века.



Но вот самый конец оказался неожиданно мрачным и страшным. Послав благую весть Гришке и собираясь идти с Княжичем в церковь к венцу, Феврония вдруг падает у врат града... мёртвой? Тыльные стороны костюмов всех персонажей - чёрные, и когда рядом с нею ложатся Княжич, Князь и Фёдор Поярок, а силуэты то ли храмов, то ли лодок с ликам святых выглядят как отверстые гробы...





В общем, все умерли?..
Свет на сцене подтвердил эту догадку, сгустившись на последних аккордах оперы до почти полной темени.
Это оставило очень тяжёлый и неприятный осадок. Мы и так знаем, что всё четвертое действие происходит в ином мире, но всё-таки оно - о вечной жизни, а не о смерти.

Аплодировали и между актами, и после спектакля не очень активно. Оваций не было. В антрактах некоторые уходили, особенно перед 4 актом. В целом реакция публики была довольно вялой. Кто-то, видимо, ничего не понял, кто-то был разочарован отсутствием в опере "шлягеров", а кому-то, как мне, просто не понравилась режиссура. Я досидела до конца, но смотреть это действо ещё раз, наверное, не пойду.

Отправить "Он утонул... О "Китеже" Някрошюса" в Google Отправить "Он утонул... О "Китеже" Някрошюса" в Facebook Отправить "Он утонул... О "Китеже" Някрошюса" в Twitter Отправить "Он утонул... О "Китеже" Някрошюса" в del.icio.us Отправить "Он утонул... О "Китеже" Някрошюса" в Digg Отправить "Он утонул... О "Китеже" Някрошюса" в StumbleUpon

Обновлено 14.10.2008 в 20:23 Leonore

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Tatra
    Някрошюс сказал, что спектакля Чернякова не видел. А зря.
  2. Аватар для flo
    Спасибо за подробный отзыв и фотографии!!!
  3. Аватар для LaHire
    Как легко мы раздражаемся на чужые недостатки, просчеты, изъяны. А ведь музыка Римского-Корсакова про ЛЮБОВЬ. Не потусторонню...Любовь которая жертвует, все прощает, терпит, не ищет своего, любы творит.
    В прекрасном,светлом и счастливом состоянием я вышел из БТ. Окрыленный чудеснейшим творением величайшего русского человека.
    И я пренепременно, несмотря на сценографию прийду еще и еще послушать эту гениальную Музыку в реале.
  4. Аватар для Leonore
    Видите ли, многоуважаемый La Hire, я пришла в театр в светлом и приподнятом настроении, а ушла ,увы, в мрачном и подавленном.
    Именно потому, что люблю эту оперу.
    И если Вы призываете меня относиться к режиссуре г-на Някрошюса так же, как Феврония относилась к мерзавцу Гришке , то должна Вас разочаровать. На такие нравственные подвиги я не способна.

    Ich heisse Leonore! - как поётся в кульминационный момент в другой знаменитой опере ...
  5. Аватар для LaHire
    Я неисправимый оптимист, уважаемая Leonore!!!
    И верю, что Ваше чудесное сердце способно вместить в себя весь КОСМОС!
  6. Аватар для flo
    Леонора, только вот Сирин а Алконост, по-моему, не те птицы с красными носами все-таки...
    Сегенюк и Аглатова выходили в черных бархатных каки-то платьях с золотыми воротниками-венцами...


    В остальном - подписываюсь под каждым словом про режиссуру!
  7. Аватар для Андрей C.
    Большое спасибо Вам! Мне нравился спектакль Чернякова, жаль, если Гергиев его не восстановит. Но в этой опере столько смыслов... их можно постигать
    бесконечно. А ткацкий стан - это София, премудрость Божия? Пещера нимф по Платону?
  8. Аватар для AlexAt
    подписываюсь под каждым словом об этом сценическом недоразумении!
  9. Аватар для AlexAt
    Андрей С., ткацкий стан в этом спектакле - это пианина!!! %)
  10. Аватар для boris
    Один мой коллега про голубенькие цветы в четвертом акте сообщил: "Это - гигантские ВАСИЛЬКИ-УБИЙЦЫ"

    Ульи, по коллективному мнению из оркестровой ямы, - иллюстрация программы "доступное жилье".

    Ну, а вся постановка имеет подзаголовок "Чудо из прУда".

    Гхм...
  11. Аватар для Mishul
    Борис, Вы чудесно играли solo!
    Спасибо!
  12. Аватар для барух
    Цитата Сообщение от boris
    Один мой коллега про голубенькие цветы в четвертом акте сообщил: "Это - гигантские ВАСИЛЬКИ-УБИЙЦЫ"
    Вaсилиски
  13. Аватар для Leonore
    Flo:
    Леонора, только вот Сирин а Алконост, по-моему, не те птицы с красными носами все-таки...
    Сегенюк и Аглатова выходили в черных бархатных каки-то платьях с золотыми воротниками-венцами...
    Птицы с красными носами, отвислыми, как у индюков, появлялись ещё во 2 акте (у задника, когда пел Нищий - хорошо, кстати, пел), а потом вновь топтали сцену перед смертью Февронии. Конечно, чучела не пели, голоса певиц доносились издалека. А в финале обе симпатичные певицы были одеты не без блеска - то ли птицы, то ли барыни, то ли архангелы.
  14. Аватар для Mishul
    Спасибо, дорогая Leonore, за блестящую и подробнейшую рецензию, за неподражаемую иронию!
    Читая некоторые описания нельзя удержаться от смеха. — И ведь действительно именно так и было, думаешь сейчас, воспроизводя в памяти всех этих оленей, и медведя, и птиц, и Мелузину.
    Может быть, постановка действительно грешит какими-то странностями,
    и Ваша ставящая всё на свои места логика в этом плане остудила мои восторги.
    Спасибо Вам за то, что Вы допускаете возможность, что это кому-то могло понравиться. (Отношу себя к таковым).
    Но те, кто «подписался под каждым Вашим словом», по-моему, вместе с водой выплескивают из ванны и ребёнка.
    Могу только повторить то, что уже написано в моем посте: «Ну тогда не смотрите на сцену, а только слушайте».
    Лично у меня происходящее на сцене не вызывало никаких отрицательных эмоций. Мое место было на последнем ряду галерки.
    Была возможность пересесть в партер, но подумав, отказалась от этой мысли (и , думаю, поступила правильно).
  15. Аватар для Leonore
    Могу только повторить то, что уже написано в моем посте: «Ну тогда не смотрите на сцену, а только слушайте».
    Лично у меня происходящее на сцене не вызывало никаких отрицательных эмоций. Мое место было на последнем ряду галерки.
    Была возможность пересесть в партер, но подумав, отказалась от этой мысли (и , думаю, поступила правильно).
    Уважаемая Mishul, а зачем тогда вообще в театр ходить? Я, кстати, неоднократно пыталась закрыть глаза и просто слушать. Не получилось. У театра своя специфика: надо смотреть, даже если не нравится. Слушать без зрительного ряда можно, когда звук "собран" и ничто не отвлекает, а в театральном зале это редко когда возможно. Тем более что у многих певцов (особенно у Моногаровой) была плохая дикция, и даже неплохо помня текст, всё равно приходилось посматривать на титры...
    Соглашусь лишь в одном: допускаю, что с галёрки всё это и впрямь смотрится не так ужасно. Картинки, которые я нашла в сети, выглядят очень привлекательными. Возможно, тут - заслуга сценографа. Но я-то говорю о режиссуре, которая, как и музыка, процессуальна и должна иметь свою логику и свои "лейтмотивы", а её картинки как раз и не передают.
  16. Аватар для Анна (ББ)
    Спасибо за подробный рассказ и за фото!
  17. Аватар для Leonore
    Спасибо за подробный рассказ и за фото!
    Пожалуйста.
  18. Аватар для Leonore
    Спасибо за подробный рассказ и за фото!
    Пожалуйста. Я бы рада была написать что-то более хвалебное, но - увы...
    А фото не мои. Они из разных сетевых источников.
  19. Аватар для ingapinga
    Благодаря рассказу и фотографиям создается ощущение присутствия на спектакле, за что огроменное спасибо.

    Но, знаете, послевкусие осталось все-таки очень положительное . Визуальное впечатление - фантастическая красота! И, если честно, с музыкой Р-К никакого смыслового и эстетического противоречия не чувствуется, на мой неавторитетный взгляд. А вот фотографии спектакля Чернякова - воспринимаются хуже. Разница - как между документальным кино и театром с большой буквы.

    Понимаю, что смешно вякать что-либо, не видя спектаклей, но что остается нам, провинциалам - только завидовать москвичам и питерцам. В чем и подписуюсь. .

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100