RSS лента

Opera & Co.

Die Ägyptische Helena - Deutsche Oper Berlin (14.02.2009)

Оценить эту запись


В последнее время, мне как-то повезло с (мне) малознакомыми или даже новыми операми. То ли я стал больше экспериментировать, то ли репертуарная политика многих (западных) театров стала меняться, но за последнюю пару лет я познакомился с приличным числом опер, мне до этого совершенно незнакомых. Причем здесь я имею в виду не записи, а именно спектакли. Среди них такие спектакли как «Пеллеас и Мелизанда», «Питер Граймс», «Диалоги Крамелиток», «Повождение Повесы», «Партенопе», «Еврейка», а также совершенно новые оперы как «Братья Карамазовы» и «Гамлет комедия». Конечно, не все из них понравились. Но то, что их всех объединяет, это то ощущение присущее первому знакомству с новым произведением именно в театре. Само познание очень интересный и увлекательный процесс. Еще и сам не решил, какой подход лучше - знакомится с произведением до спектакля (изучая либретто, критики, историю, слушая записи) или просто прийти в театр и впервые столкнутся с произведением без каких либо предрассудков. Честно говоря, не знаю, что лучше, но чаще всего использую второй вариант. Вот так-то я и познакомился впервые с совершенно не известной мне до этого, оперой «Египетская Елена» Рихарда Штрауса.

Единственно, что знал об этой опере, что она не очень-то популярна и что написана она Рихардом Штраусом на основании либретто Гюго фон Гофманшталля. Кроме того, оказался в Берлине сразу после премьеры новой постановки Марко Артуро Морелли в Дойче Опер, о которой в блогах читал только положительные отзывы. Ну и конечно мимо пройти не смог. И кажется, мне уж то очень повезло.

Сразу скажу, что это явно не лучшая опера Рихарда Штрауса, и явно не шедевр. Но, как кто-то из англоязычных критиков хорошо написал “it’s not a masterpiece, but a work of master” – может не шедевр, но точно дело мастера. Основная проблема оперы, и наверняка единственная, на мой взгляд, это ужасно запутанное либретто и слишком сложный поэтический язык Гофманшталля. Говорят что на премьеры в Дрездене, Штраус с Гофманшталлем решили всем зрителям раздать либретто и не выключать свет в зале, чтобы зрители смогли следить за спектаклем (тогда конечно еще не придумали титров ). Но сама то история, если коротко, о Елене Троянской, которую на обратном пути домой сопровождает ревнивый Менелай, старающийся ее убить, но остановленный колдуньей Этрой, которая с помощью магии помогает паре, вновь найти любовь. Музыка достаточно типичная для Штрауса, этакая смесь Электры и Ариадны.

Морелли поставил очень красивый спектакль о семейной паре, путешествующей на круизном лайнере, у которой семейная жизнь разваливается, и в пути они медленно снова обретают друг друга, а главным связывающим элементом становится их ребенок. Все равно, признаюсь, само по себе было достаточно сложно следить за спектаклем, но зато просто можно было наслаждался великолепным, просто сказочно красивым оформлением, и замечательной игрой.

Но главным героем оказалоась сама музыка и просто прекрасное исполнение. Великолепным оркестром Дойче Опер дирижировал Эндрю Литтон. Музыка звучала роскошно, причем слышен был почти каждый инструмент, в звучании было так много нюансов, что мне напомнило лучшие партитуры Штрауса. Рикарда Мербет в заглавной роли просто доминировала сценой, хотя сначала показалось, что у нее не все получается, зато, как только вошла в роль пела великолепно и очень мощно. Одинаково хорошо была и Лора Эйкин в роли Этры, с прекрасным голосом и замечательной игрой. А Роббер Чевин (Наверняка так пишется – Chavin) хотя не в лучшей вокальной форме, мастерский компенсировал вокальные недостатки потрясающей игрой.

Надеюсь, что этот абсолютно шикарный спектакль в каком-то смысле реабилитирует саму оперу, и она войдет и в репертуар других театров. Кажется, по реакции Берлинской публики и критики в это даже можно и надеяться.

Отправить "Die Ägyptische Helena - Deutsche Oper Berlin (14.02.2009)" в Google Отправить "Die Ägyptische Helena - Deutsche Oper Berlin (14.02.2009)" в Facebook Отправить "Die Ägyptische Helena - Deutsche Oper Berlin (14.02.2009)" в Twitter Отправить "Die Ägyptische Helena - Deutsche Oper Berlin (14.02.2009)" в del.icio.us Отправить "Die Ägyptische Helena - Deutsche Oper Berlin (14.02.2009)" в Digg Отправить "Die Ägyptische Helena - Deutsche Oper Berlin (14.02.2009)" в StumbleUpon

Комментарии

  1. Аватар для Sasha.E.Zhur
    А мне опера нравится. Много действительно красивой музыки. Очень трудные партии, даже небольшие (Да-уд, Альтаир, Говорящая раковина...)Роскошная партия самой Елены. Примадонская! Менелай, правда, трудный, но невыигрышный...Рад, что Мербет Вам понравилась. Спасибо.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100