RSS лента

Leonore

Opera musicologica

Рейтинг: 5.00. Голосов: 2.
Странные вещи всё-таки происходят с нашей культурной жизнью. Вроде бы всё идёт враскосяк и трещит по швам, а вдруг - то концерт замечательный, то книжка хорошая, то новый журнал...
Откуда что берётся? Как подснежники среди зимы из сказки про 12 месяцев.

В Петербургской консерватории начал выходить новый музыковедческий ежеквартальник: Opera musicologica (в переводе с латыни - "Музыковедческие труды").




В Москве его ещё ни у кого нет (мне прислали в индивидуальном порядке).
В сети про него тоже почти ничего, хотя ушлые библиографы успели найти и вывесить содержание и аннотации (последние - на английском):
rilm.org/blogstuff/Opera%20musicologica%20TOC%20and%20Abstracts3.pdf

(Даже на сайте петербургской консерватории я этого не нашла!)

Что ж, научный уровень первого номера - на большой высоте.
Журнал совершенно западного типа, ничем не хуже какого-нибудь JAMS, разве что объём поскромнее. Предназначен исключительно специалистам.

На мой взгляд, "гвоздь" этого номера и настоящее событие в нашем музыковедении - статья (точнее, небольшая монография) Ирины Гулецки (из бывших "наших", вернее, "советских", она давно живёт на Западе и сейчас преподаёт в Канаде).
Статья называется "Manus Mysterialis: символика формы ренессансной мессы".
Она уже публиковалась в том или ином виде на Западе, но эти издания нам малодоступны (я, например, только тут узнала о существовании специального журнала по музыкальной иконографии: Journal for Music Iconography).

Идея статьи вкратце состоит в следующем.
Автор, изучая многочисленные ренессансные мессы 15-16 веков, улавливала в них некие закономерности, которые показались ей признаком присутствия некоей системы, причём системы не чисто формальной. Она создала компьютерную программу и обработала аналитические результаты с её помощью, выявив точные пропорции частей авторских многоголосных месс.
Обнаружилось, что часть месс (примерно 15%) имеет симметричную структуру - иногда абсолютно идеальную, напоминающую фасад ренессансного собора или композицию некоторых алтарных картин.
Другие же мессы, напротив, асимметричны, причём иногда резко и причудливо асимметричны: иногда "торчит", выделяясь непропорциональным размерами, Credo, иногда - Gloria, нередко - Gloria и Credo вместе, и т.д. Легче всего объяснить это разной длиной текстов, но автор допустила, что если закономерность, связанная с сакральной идеей, есть в первой группе, то она должна быть и во второй.
И Гулецки удалось найти и объяснить эту закономерность.
Несимметричные мессы, по её мнению (подтверждаемому наглядными схемами и сопоставлениями с изобразительными материалом), запечатлели сакральную концепцию "священной руки", незримо присутствующей над молящимися во время исполнения мессы.
Разновидности этой "руки" тоже бывают всякими: и перст указующий, и благословление двумя перстами, и простёртая длань - десница Божья.

Вывод на с. 77: "Форма-символ Ординария является уникальной в истории музыки. Она многозначна и связывает этот жанр со всеми областям средневекового знания. Но прежде всего она запечатлела основную идею жанра и его функции - благословление и отпущение грехов, которое выражено в последних словах литургического текста: "Ite, missa est". Именно создание такой формы, отражающей чисто сакральную идею, и являлось сверхзадачей композитора".

Возможно, коллеги-медиевисты и специалисты по Ренессансу найдут в концепции Гулецки какие-то уязвимые места (о некоторых она сама пишет - например, оговаривает, что в своих подсчётах игнорировала обычно невыписанный повтор Hosanna после Benedictus).
Но для меня она стала подлинным открытием, многое поставившим на свои места.

Поэтому искренне советую всем интересующимся найти этот журнал и прочитать прежде всего статью Гулецки (хотя там есть ещё много чего интересного и полезного).
Мой номер уже "пошёл по рукам".

Отправить "Opera musicologica" в Google Отправить "Opera musicologica" в Facebook Отправить "Opera musicologica" в Twitter Отправить "Opera musicologica" в del.icio.us Отправить "Opera musicologica" в Digg Отправить "Opera musicologica" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для kalina
    Спасибо! Интересная информация.
  2. Аватар для Г-н Недостоевский
    Статья очень хорошая, но на взгляд специалиста в другой области. Боюсь, Вы правы, медиевисты ее разбомбят. Или пощиплют... по крайней мере. У них нрав такой.
    Кстати.
    Меня к этому журнальчику уже "припахали", и я уже чего-то там обозреваю, и воленс-ноленс большую статею готовлю.
  3. Аватар для asd_12
    Leonore, спасибо! А случайно еще незвестно, где можно будет добыть журнал?
  4. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от asd_12
    Leonore, спасибо! А случайно еще незвестно, где можно будет добыть журнал?
    Наверное, либо в Питере, либо через тамошних друзей, либо в крупных библиотеках, либо по подписке (в каталоги он уже внесён, если верить сетевым источникам). К сожалению, я свой номер отдала почитать, и не могу посмотреть, что там сказано насчёт распространения.
  5. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от Г-н Недостоевский
    Статья очень хорошая, но на взгляд специалиста в другой области. Боюсь, Вы правы, медиевисты ее разбомбят. Или пощиплют... по крайней мере. У них нрав такой.
    Кстати.
    Меня к этому журнальчику уже "припахали", и я уже чего-то там обозреваю, и воленс-ноленс большую статею готовлю.
    Меня тоже "припахали", за что я и имею персональный экземпляр
  6. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от Anna-Marta
    Да, "хотелось бы попробовать". Так мой маленький сосед говорит, когда к нам приходит в гости и слышит запахи еды .
    Где приобрести ж-л можно?
    Наверное, либо в Питере, либо через тамошних друзей, либо в крупных библиотеках, либо по подписке (в каталоги он уже внесён, если верить сетевым источникам). К сожалению, я свой номер отдала почитать, и не могу посмотреть, что там сказано насчёт распространения.
    Ищите и обрящете!
  7. Аватар для Г-н Недостоевский
    Мы решили так. Я везу в СПб 5 номеров нашей Музыкальной академии, а оттуда - 5 номеров Оперы музиколоджики. И так каждый аффтар! Глядишь, и наполнится у кого надо... Пока альтернатив не видно.
    Интересно, что моя матушка - не музыкант, но случайно прочла журнал и была потрясена статьей о пропорциях месс. Ведь она всю жизнь барочной эмблематикой занималась...
  8. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от Г-н Недостоевский
    Мы решили так. Я везу в СПб 5 номеров нашей Музыкальной академии, а оттуда - 5 номеров Оперы музиколоджики. И так каждый аффтар! Глядишь, и наполнится у кого надо... Пока альтернатив не видно.
    Интересно, что моя матушка - не музыкант, но случайно прочла журнал и была потрясена статьей о пропорциях месс. Ведь она всю жизнь барочной эмблематикой занималась...
    Вот и у меня первый читатель, рванувший из рук журнал, оказался искусствоведом, занимающимся Ренессансом.
  9. Аватар для asd_12
    Так интересно же не только в плане информации... Вот меня заинтриговал вообще подход к интерпретации формы месс. Не иконография, но иконология ткзть...
  10. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от asd_12
    Так интересно же не только в плане информации... Вот меня заинтриговал вообще подход к интерпретации формы месс. Не иконография, но иконология ткзть...
    Именно об этом там и говорится. Поэтому советую добыть, прочитать и посмотреть схемы и иллюстративный материал.
  11. Аватар для Moroka
    Выложил бы кто. Мессы. Анонс статьи выглядит притягательно. Наверняка интересно попридираться.

    Иконология вообще — скользкая дорожка. Знаем, ходили. Впрочем, может и хорошо оказаться.
  12. Аватар для pochetta
    а сетевой вариант неужели трудно организовать? или это вопрос принципиальный...

    Меня вот мессы мало занимают, каюсь, а вот пассеистическую статью вижу, и автор знаком, интересно было бы.
  13. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от Moroka
    Выложил бы кто. Мессы. Анонс статьи выглядит притягательно. Наверняка интересно попридираться.

    Иконология вообще — скользкая дорожка. Знаем, ходили. Впрочем, может и хорошо оказаться.
    Боюсь, что выложить, не нарушив законы копирайта, невозможно. Я за это не возьмусь.
  14. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от pochetta
    а сетевой вариант неужели трудно организовать? или это вопрос принципиальный...

    Меня вот мессы мало занимают, каюсь, а вот пассеистическую статью вижу, и автор знаком, интересно было бы.
    Я не рискну ничего такого организовывать. В той статье каждая схема сопровождается реверансами в сторону организаций, разрешивших публикацию. Пиратствовать я не могу.
  15. Аватар для pochetta
    да это не к вам, Leonore, а в пространство, понятное дело... а то - ФМ 5 экземпляров, оттуда - 5 экземпляров - прикидывают люди, сидящие в интернете. Смешно же. Неужели авторы были бы против, как-то мне трудно это вообразить. Хотя, если схемы некими организациями охраняются как чертежи нейтронной бомбы... тогда всё может быть, конечно
  16. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от pochetta
    да это не к вам, Leonore, а в пространство, понятное дело... а то - ФМ 5 экземпляров, оттуда - 5 экземпляров - прикидывают люди, сидящие в интернете. Смешно же. Неужели авторы были бы против, как-то мне трудно это вообразить. Хотя, если схемы некими организациями охраняются как чертежи нейтронной бомбы... тогда всё может быть, конечно
    Работа выполнялась на Западе и в западных учреждениях, поэтому соблюдать политес необходимо.
    У автора есть электронный адрес, он приводится в журнале, так что можно направить все вопросы непосредственно к первоисточнику.
  17. Аватар для Filin
    Киньте сюда этот электронный адрес, а мы уж упросим автора выложить её в интернете, со ссылкой на журнал, понятное дело. А адреса других авторов там тоже есть?
  18. Аватар для Ася Магдалена
    Нельзя ли получить журнал для издания Classica.FM? Возможно, кто-то будет готов написать для нас обзорную рецензию, либо мы сами это сделаем.
  19. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от Filin
    Киньте сюда этот электронный адрес, а мы уж упросим автора выложить её в интернете, со ссылкой на журнал, понятное дело. А адреса других авторов там тоже есть?
    Да, там есть в конце электронные адреса всех авторов. Но в данный момент у меня нет книжки журнала - отдала почитать.
  20. Аватар для Leonore
    Цитата Сообщение от Ася Магдалена
    Нельзя ли получить журнал для издания Classica.FM? Возможно, кто-то будет готов написать для нас обзорную рецензию, либо мы сами это сделаем.
    Из моих рук этот номер уже "урвали", у меня его пока нет.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100