• XX "Арт-ноябрь". "Новое поколение искусства": 1 февраля Музыка Южной и Северной Америки


      XX международный фестиваль искусств «АРТ-НОЯБРЬ»
      представляет концерт

      Музыка Южной и Северной Америки

      в рамках цикла «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ИСКУССТВА»

      1 февраля 2014, суббота, 19.30

      Концертный зал «Вернадский»
      Моховая ул., д. 11, стр. 11 (метро: «Охотный ряд», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская»)

      Исполнители:
      Линда Чаттертон, флейта (США)
      Эдит Пенья, фортепиано (Венесуэла)

      Вступительное слово – Дмитрий Макаров

      В программе:
      Энресто Лекуона (1895–1963) Куба
      La Comparsa (Уличный карнавал) для фортепиано
      A la Antigua (В старинном стиле) для фортепиано
      Альба Куинтанилла (1945) Венесуэла
      Vals Cumanés (Вальс из Куманы) для фортепиано
      Merengue Caraqueño (Меренге из Каракаса) для фортепиано
      Луиза Елена Пайсано (1940) Венесуэла
      Joropo Zapateado (Хоропо-чечетка) для фортепиано
      Ичли Зителла (1965) Венесуэла
      Joropo (Хоропо) для фортепиано
      Альберто Хинастера (1916–1983) Аргентина
      Три Аргентинских танца, ор.2 для фортепиано
      Соната для фортепиано №1 ор. 22
      Эди Хилл (1962) США
      «Этот зыбкий мир» для флейты соло
      Лоуэлл Либерман (1961) США
      Соната для флейты и фортепиано, ор. 23
      Роберто Сьерра (1953) Пуэрто-Рико
      «Смак» из Сонаты №1 для флейты и фортепиано

      Официальная артистка Ямахи Линда Чаттертон дает концерты в Карнеги-холл, в престижных концертных сериях в Чикаго и Лондоне, гастролирует с концертами и мастер-классами в Европе, преподает в Университете Минессоты. «Национальная гордость Венесуэлы», выдающаяся пианистка Эдит Пенья широко известна не только в Латинской Америке, но и далеко за её пределами, регулярно выступает в Европе, США, Венесуэле, Перу, Мексике с сольными программами и с оркестрами. Творческий союз двух знаменитых артисток, которые по приглашению Фестиваля «Арт-ноябрь» впервые предстанут перед российской публикой, сложился в рамках проекта «Новое поколение искусства».

      Танцевальные ритмы Южной Америки – сквозная тема концерта Эдит Пеньи и Линды Чаттертон. Яркие кубинские мелодии Эрнесто Лекуоны, венесуэльские меренге и вальсы Альбы Куантиниллы, хоропо Луизы Елены Пайсано и Ичли Зителлы, Аргентинские танцы Хинастеры ненадолго уступают место классическим циклам Эди Хилл и Лоуэла Либермана, но лишь для того, чтобы вновь вернуться ритмами сальсы и румбы в Сонате рожденного в Пуэрто-Рико Роберто Сьерра.

      Стиль меренге происходит от кубинской мелодии upa habanera, которая пришла в Доминиканскую Республику в середине 19 века. Танец, одно из движений которого называлось «меренге», вошел в моду сначала в Пуэрто-Рико, а потом и в Санто-Доминго. Появившееся чуть позднее Венесуэльское меренге отличается от первоначального пятидольным метром и специфическим музыкальным строем, сохранившим черты негритянской музыки центрально-американского побережья.

      Из салонных танцев, привезённых в Венесуэлу в 19 веке, одним из самых популярных был вальс, однако лишь немногие композиторы создавали произведения под собственными именами, большая часть вальсов осталась анонимной. В народной традиции мотивы вальса можно найти во многих танцах, в том числе в Joropo (Хоропо).

      Хоропо — квинтэссенция народной венесуэльской музыки, средоточие всех наиболее характерных ее элементов, подобно колумбийской румбе или самакуэке в Аргентине. Сюита из танцев, песен и пьес, исполняемых на мараке (трещотка, сделанная из тыквы), небольшой арфе и четырёхструнной гитаре куатро. В музыке чувствуется влияние испанского фламенко, однако само слово происходит от арабского “xarop” (танец). Хоропо блистал в аристократических салонах 19 века и был обязательным элементом народного празднества. По сути, хоропо – это смешение культур и этнических стилей, без которого нельзя представить венесуэльскую культурную традицию и современное искусство.

      Иной мир откроется слушателям в “This Floating World” Эди Хилл. В основе этого четырехчастного сочинения, написанного специально для Линды Чаттертон, цикл из 4 хокку Мацуо Басё. Сочинения Эдди Хилл регулярно звучат в концертных сезонах и на фестивалях в США, Канаде и Европе. Обладатель множества титулов и наград Эди Хилл пишет во всех стилях и жанрах – от соло до оркестра, от коротких эпиграмм до эпических полотен, ведет просветительскую деятельность, активно поддерживает молодых авторов, участвует в композиторских форумах и читает лекции в университетах США и Европы.

      Выдающийся американский композитор и пианист, обладатель наград Американской Академии, Общества Чарльза Айвза и многих других, Стейнвей-артист, номинант премии Грэмми Лоуэлл Либерман сегодня признан одним из самых исполняемых американских авторов. Он пишет по заказу Нью-Йорк Филармоник, Метрополитен Опера, Филадельфийского Оркестра, Токийского NHK, Национального оркестра Франции, его сочинения входят в репертуар Дж. Голуэя, Ш. Дютюа, К. Мазура, Beaux Arts Trio, Дж. Белла, Ст. Иссерлиса, Ж.-И. Тибоде, изданы на более чем 60 компакт дисках BMG, Hyperion, Virgin Classics, New World Records, Musical Heritage Society и др. Среди более 100 опусов Либермана – оперы, симфонии и множество инструментальной музыки. Некоторые его произведения давно стали частью классического инструментального репертуара, в том числе Соната для флейты и фортепиано, написанная, как и другие его флейтовые сочинения, для Сэра Джеймса Голуэя.

      Завершает программу концерта, возвращая слушателя в танцевальную атмосферу латино-американской музыки, яркая пьеса знаменитого пуэрториканца, ученика Дьердя Лигетти, лауреата премии Оскар и Премии Фонда Кусевицкого, пишущего по заказу практически всех ведущих оркестров мира, члена Американской Академии искусств и науки Роберто Сьерра.

      Концерт проходит при поддержке Посольства США в России и компании Delta Airlines

      Телефоны для справок +7 (495) 692-09-43, +7-495-782-79-13, сайт http://www.sgm.ru/
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100