RSS лента

murom

Сложный звук

Оценить эту запись
              
Все звуки, в том числе и музыкальные, возникают из-за изменения давления воздуха. Если в шумах изменения давления воздуха хаотичны, то в музыкальных имеют определенную закономерность, которую в самом простейшем виде можно изобразить в виде синусоиды. Синусоида имеет частоту и амплитуду. Частоту - количество колебаний в секунду - наш мозг воспринимает как высоту тона. Амплитуду - интенсивность изменения давления - мы воспринимаем как громкость. Музыкальные звуки состоят из множества различных синусоид. Французский математик и физик Жан Батист Фурье разработал математический метод, при помощи которого мы можем разложить этот сложный звук на синусоидальные составляющие.
Я не буду сейчас раскладывать сложную структуру волн на синусоидальные составляющие, я буду делать всё наоборот: составлять сложный звук из нескольких синусоид.
Складывать Сложный Звук из множества синусоид занятие кропотливое и долгое, поэтому я представляю вам сложение только трёх синусоид, т.е. первых трёх гармоник ноты До:



1 - это струна в состоянии покоя.
2 - это основной тон или первая гармоника (например, нота До).
3 - это вторая гармоника, т.е. октава.
4 - это сложение первых двух гармоник. Как видно из картинки, некоторые пики увеличились путем сложения двух пиков в фазе, а некоторые уменьшились путем вычитания двух пиков в противофазе.
5 - Добавляем третью гармонику, ноту Соль:

Пики, приходящие на первую гармонику увеличились значительно и стали заметно выделяться на общем фоне других пиков.
Мы можем сказать, что у нас получилась осциллограмма сложного звука, состоящего из трёх гармоник. Таким образом можно продолжать наращивать сложный звук и пик основной ноты будет постоянно увеличиваться на этой картинке.
Что такое осциллограмма звука? Это кривая, содержащая информацию о всех гармониках, включенных в сложный звук. В наше ухо все отдельные синусоиды от музыкального инструмента попадают так же отдельно, как они и существуют. В наше ухо не попадает одна вот такая сложная волна – эту кривую рисует самописец осциллографа или компьютер, т.к. он имеет всего одно «перо», а не несколько. Вот несколько «перьев» имеет спектроанализатор. Компьютерный или аналоговый спектроанализатор и разложит вот эту сложную картинку на отдельные синусоиды, которые так и существуют в природе отдельно. Если постепенно из этой сложной кривой убирать все верхние гармоники, то останется нижний тон с очень маленькой амплитудой. И эта амплитуда никак не может стать вдруг большой. Только наш мозг, проделав все операции по вычленению разностных тонов и суммированию громкостей этих тонов даст эффект громкого основного тона, который или есть в малом количестве, или вообще отсутствует.
Но эта картинка никак нам не показывает, что мы имеем основной тон громче других гармоник. Основной тон так и есть тихий (он окрашен в черный цвет), а вот увеличение амплитуды в этой же точке ВРЕМЕНИ происходит за счет других гармоник (красная и голубая отрезки).
Узнать истинную громкость основного тона по осциллограмме никто не сможет на глазок – только при разложении её на отдельные синусоиды, что и проводит современный компьютер с легкостью.

Как же происходит выделение основного тона ноты у нас в голове, если он очень тихий или даже полностью отсутствует?
1 - при помощи разностного тона, основанного на биениях.
Биения — явление, возникающее при наложении двух гармонических колебаний близкой частоты и выражающееся в периодическом уменьшении и увеличении амплитуды суммарного сигнала. Частота изменения амплитуды суммарного сигнала равна разности частот двух исходных сигналов.
Биения возникают от того, что один из двух сигналов постоянно отстаёт от другого по фазе и в те моменты, когда колебания происходят синфазно, суммарный сигнал оказывается усилен, а в те моменты, когда два сигнала оказываются в противофазе, они взаимно гасят друг друга. Эти моменты периодически сменяют друг друга по мере того как нарастает отставание. (материал из Википедии)


Если мы видим осциллограмму звука с биениями, то, подсчитывая динамические модуляции за секунду, мы можем узнать, сколько биений мы имеем при звучании двух нот.
Каждая пара гармоник создает свои биения, частота динамических модуляций которых равна частоте основного тона и является "Разностным Тоном". Такой "субъективный тон", возникающий у нас в голове, в сумме всех разностных тонов и делает основной тон громким, даже при его полном отсутствии.

2 - Сложение амплитуд от каждой гармоники, приходящие на время амплитуд основного тона, что мы и видим на любой осциллограмме.

Как она получилась, и что она показывает?
1 - самые высокие пики - это "сумма амплитуд всех гармоник, совпадающих по времени с амплитудами основного тона" - синфазность. Чтобы выяснить, какой же основной тон в этой осциллограмме, нужно вычесть из неё все верхние гармоники, что и делает спектроанализатор.
Если представить на минутку, что разностные тона не создаются, то даже вот эта "сумма амплитуд всех гармоник, совпадающих по времени с амплитудами основного тона" даст слушателю возможность услышать основной тон (даже если его там не было) по тем же законам, по которым мы слышим разностный тон, т.е. по "частоте динамических модуляций".
Получается, что для нашего уха абсолютно все равно, от каких волн (каких гармоник) пришелся удар на барабанную перепонку с определенной частотой: от одной единственной (как от основного тона) или от всех вместе (синфазность всех гармоник, происходящая только с частотой основного тона). Наше ухо эту динамическую модуляцию воспримет как звук определенной частоты - частоты этих ударов, т.к. основной звук ноты, хотя он там может и не присутствовать совсем.

Отправить "Сложный звук" в Google Отправить "Сложный звук" в Facebook Отправить "Сложный звук" в Twitter Отправить "Сложный звук" в del.icio.us Отправить "Сложный звук" в Digg Отправить "Сложный звук" в StumbleUpon

Обновлено 22.10.2009 в 15:50 murom

Категории
Скрипичный мастер

Комментарии

  1. Аватар для Г-н Недостоевский
    Да) как сейчас помню огромное наглядное пособие в формате плаката "При пожаре звонить 01" - "АНАЛИЗ СЛОЖНОЙ КРИВОЙ" с рядами гармонических преобразований) Беда только в том, что негармонические колебания (апериодика) при этом анализе оказываются гораздо раньше, чем мы можем себе предположить (особенно если источником является канифоленная струна, по которой трут волосяным смычком, а не генератор звуковой частоты - пусть и ламповый старый). Некоторые композиторы, однако, обращают результаты этого анализа в высокое художественное творчество и даже моделируют звуки с нужным количеством шума, а потом чешут в затылке, как это его извлечь и на чем) Называется спектральная школа))
    Кстати, каким спектроанализатором пользуетесь?
  2. Аватар для murom
    Кстати, каким спектроанализатором пользуетесь?
    Sound Forge 4.5

    Да, современные синезаторы не в состоянии даже приблизительно воспроизвести скрипичный звук. Получается какой-то гобой. И все из-за негармонических преобразований. Я как-то ходил по магазинам в Сиднее и просил представить мне самый лучший вариант синтезированного скрипичного звука (а здесь много чего продается, дефицита нет) - жуть полнейшая. А вот другие инструменты, даже духовые - еще терпимо. Можно даже унать, какой инструмент играет.
  3. Аватар для Г-н Недостоевский
    Частотный синтез никогда не даст Вам сносного звука струнных (ответ на вопрос Вы дали сами). Только аддитивный. Но это очень долгая песня...
    Гей, электронщики!
    Сюда!
    Интересный разговор наклевывается...
    с двух полюсов Земли воскрешаем голову профессора Гарбузова))
  4. Аватар для jevlampij
    Дак выходит духовых звук проще будет? А каков же там механизъм физический? Про скрипочку сообщают нелинейность сцепления силы между струною и смычком, а нащщет духовых где ж там нелинейность прячетца нету ли ссылочки у друзей дорогих?
  5. Аватар для jevlampij
    Однако зачем непременно исполнять? Запишы* дисок дак ы тоже неплохо будет раз хорошо вышло.

    *Тут не лично а пожелание такое общее.
  6. Аватар для murom
    "Дак выходит духовых звук проще будет? "
    У кларнета, например, до сих пор не понятен процесс в звукообразовании первичного колебания. Одни пишут одно, а другие другое. Всякого я начитался. Думаю, что там намного сложнее, чем описывают. В объяснении только краевого эффекта полно неясного. А в кларнете и он есть, хотя об этом не пишут.
  7. Аватар для murom
    Добавил еще немного текста и картинок в основной Текст.
  8. Аватар для jevlampij
    Вглыдваюсь вот в дорогова murom'а картиночки преинтересные. Дак ы што ж подметить-то можно? А то можно тут подметить што ежели поздвигать заборчики разноцветные то и перестанут пипочки складыватца а начнут вычитатца. Каково уху-то тогда? Неужто игроки в оркестре все синусоиды свои на нуль привесть могут по дирижора взмаху? Однако не поверю. А тон слышу. Дак ы где ж тут загвоздка?
  9. Аватар для murom
    Смещение по фазе случайно происходит постоянно, но не на все тоны, а только некоторые и в очень непродолжительное время. Чтобы вдруг все звуки (все гармоники и др. шумы даже) запустить в противофазе - это нужно спец.фантастическая литература. Ну сделали такой аппарат, который считывает сигнал и запускает автоматом этот же сигнал в противофазе, чтобы создать "тишину". И кто эту тишину "услышит"? Правильно, один человек, и этот аппарат обязательно должен стоять строго между человеком и источником звука. И источник звук должен быть точечный, типа динамика, но никак не симфонический оркестр.
  10. Аватар для jevlampij
    Дак звуков-то много, все случайно смещённые, дак ы што ж там наскладываетца?
  11. Аватар для murom
    Амплитуды. Некоторые накладываются, а некоторые вычитаются.
  12. Аватар для jevlampij
    Ссылочку в копилочку: http://elementy.ru/lib/430692 Почему звучат струнные музыкальные инструменты? Ю. А. Демьянов, А. А. Малашин«Природа» №8, 2008
  13. Аватар для Люсинька
    Цитата Сообщение от jevlampij
    А то можно тут подметить што ежели поздвигать заборчики разноцветные то и перестанут пипочки складыватца а начнут вычитатца. Каково уху-то тогда? Неужто игроки в оркестре все синусоиды свои на нуль привесть могут по дирижора взмаху? Однако не поверю. А тон слышу. Дак ы где ж тут загвоздка?
    По теории вероятности чайник поставленный на плиту может не закипеть, а замёрзнуть. Только вероятность наступления это события стремится к нулю. Игроки в оркестре могут издать тишину с той же вероятностью.
  14. Аватар для murom
    Цитата Сообщение от Люсинька
    По теории вероятности чайник поставленный на плиту может не закипеть, а замёрзнуть. Только вероятность наступления это события стремится к нулю. Игроки в оркестре могут издать тишину с той же вероятностью.
    Они могут просто не играть
  15. Аватар для corpuscul
    Вот ещё неплохая статейка
    http://corpuscul.net/sintez-i-obrabo...ka/additivnyj/
  16. Аватар для murom
    По рекомендации Роман Н слегка подправил начальный текст статьи.
  17. Аватар для AZ_from_Belarus
    Близко к теме. Полушутливое. Доплеровские биения. Ставите два динамика на противоположных концах карусели. Подаете на них один и тот же гармонический сигнал. Слушаете сей дивный унисон. Затем начинаете раскручивать карусель.
    Вместо карусели можно попробовать разместить динамики на велосипедном колесе и совмещать велосипедную прогулку с прослушиванием биений и размышлением о высоком. Особенно занятным может оказаться если запустить не гармоническую гуделку а какую-нибудь музыкальную запись - заставить "биться" весь спектр.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100