RSS лента

Dmitrii

Античный орган

Рейтинг: 4.29. Голосов: 7.
              
В блоге Старейший струнный клавишный инструмент наметилось интересное ответвление, и возникла идея перенести его в отдельный блог. Ну что ж, попробуем. Ниже цитируется это самое ответвление.

Отправить "Античный орган" в Google Отправить "Античный орган" в Facebook Отправить "Античный орган" в Twitter Отправить "Античный орган" в del.icio.us Отправить "Античный орган" в Digg Отправить "Античный орган" в StumbleUpon

Обновлено 12.03.2010 в 12:23 Dmitrii

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Dmitrii
    Цитата Сообщение от yohji_nap
    Вся эта ветка меня заставила погрузиться в мечтания о том, как орган из Аквинкума (если кто пропустил, см. ветку про образцы звучания, на которую Дмитрий ссылается в самом начале поста) становится известным и часто копируемым инструментом, и все на нём играют изобретательные одноголосные обработки всякого.
    Цитата Сообщение от Dmitrii
    Так, нашел там этот орган:
    Цитата Сообщение от Growingwinners
    Реконструкция органа 228 г. из Аквинкума (ныне Будапешт).
    Первый дельфийский гимн.
    Мария Вернер (сопрано), Шебештен Печи (орган):
    http://www.forumklassika.ru/attachme...4&d=1204081865
    Надо же. Я ожидал услышать что-то наподобие органа-портатива, а оказалось совсем другое звучание. И очень даже симпатичное. Интересно.
    Цитата Сообщение от yohji_nap
    Я там ещё ссылку привёл в теме, http://www.aquincum.hu/orgona/orgonaangol.htm - тот же инструмент, но другое играют и записано по-другому - ближе, что ли?...
    Цитата Сообщение от Dmitrii
    Ага, спасибо. А вот правильно ли я понимаю, что в первом файле, где 1й дельфийский гимн, там до 0:43 один регистр звучит, а после - другой?
    Цитата Сообщение от yohji_nap
    Не знаю. Какое-то тембровое изменение там вроде есть... Вообще, см. http://books.google.com/books?id=So-...wTVjZ2cCg&cd=1 (не знаю, сработает ли - если нет, наберите в books.google.com "organ aquincum" и выберите слева искать только limited preview and full view, первая же ссылка будет на книжку Ancient Greek Music), там пишут, что базовые регистры, вероятно, имели место. А как конкретно тут реконструировали - неизвестно.
    Цитата Сообщение от Dmitrii
    Неизвестно как реконструировали? Так вроде на http://www.aquincum.hu/orgona/orgonaangol.htm прямо же пишут - четыре регистра мол.
    Цитата Сообщение от yohji_nap
    Э, миль пардон, это я не углядел там. Страницу давно видел, сейчас не перечитал...
    Цитата Сообщение от Dmitrii
    Ага, и мне еще кажется, что во втором файле используется как раз тот регистр, или сочетание, которое в первом после 0:43.

    PS: Кстати, там ошибочка вроде. В первом файле не 1й Дельфийский гимн, а сколий (сколия) Сейкила. Причем с ритмом немного отличным от классической расшифровки Пёльмана.
    PPS: Решил по такому случаю хоть немного ликвидировать собственную безграмотность в плане древнегреческой музыки.
    На intoclassics обнаружились три соответствующие выкладки:
    Ensemble Melpomen (Conrad Steinmann, dir.) - Melpomen
    Atrium Musicae de Madrid (Gregorio Paniagua, dir.) - Ancient Greek Music
    Petros Tabouris et al. - Music of Greek Antiquity
    На форуме - три ветки:
    Melpomen
    Вокальная музыка Древней Греции
    Инструментальная музыка Византии
    И у Олорулуса:
    Пёльман - Памятники древнегреческой музыки.
    Ну что ж, послушаем, посмотрим.
    Цитата Сообщение от yohji_nap
    С древнегреческой самое обидное, что репертуара для клавишных не сохранилось. Сохранились только свидетельства про то, что он был, что он был богатый, что были и виртуозные произведения для быстро бегающих по клавиатуре пальцев, и т.д. :(
    Цитата Сообщение от Г-н Недостоевский
    Потомки древних греков (Янаки, Ставраки, Папасатырос (с)) переселились таки в Одессу, а там все преувеличивают. Спросите за это у Мурома.
    Не, я правда, тоже очень интересовался этим вопросом, но чего-то слабовато во все эти свидетельства верится...
    Цитата Сообщение от yohji_nap
    Почему же так скептически? Я, правда, в очередной раз на Апеля опираюсь (прошу прощения у форумчан, которых я Апелем уже, должно быть, достал, но т.с. из клавирной музыки Апеля не выкинешь), приводящего описания гидравлиса из древних источников:
    * Publilius Optatianus Porphyrius, c. 325: "to the smallest movement the agitated keys open themselves"
    * Claudius Claudianus (c. 365-40: "the man who with light touch [levi tactu] and roving finger [erranti digito] brings forth the innumerable tones of the iron field [segetis aeneae]"
    И о раннем пневматическом органе:
    * Julian the Apostate (361-3): "dexterous man who moves the keys with quick fingers [thoa daktyla]"
    * Cassiodorus (485-580): "the wooden levers are dexterously managed by the fingers of the player"
    К тем временам история обоих инструментов сколько-то уже насчитывала, так что, по-моему, явно был серьёзный репертуар; и полифония у греков явно была какая-то.

    Впрочем, я совершенно не специалист и вот просто Апеля лишний раз поцитировать
    Цитата Сообщение от Г-н Недостоевский
    Подлинники надо б... эти источники знаете сами, как тяжело правильно переводить и толковать. Я тоже помню эти места то ли у Апеля, то ли еще у кого-то: вот Кассиодора точно. Ну, сейчас найдем, да и спецов подгоним.
    Цитата Сообщение от yohji_nap
    Понимаю. Надо тогда ветку новую, что ли, завести. Или в одну из тех, что Дмитрий привёл - "Melpomen" или "Вокальная музыка.."
    Цитата Сообщение от duchka
    Нефёдр Михалыч, если уж такой случай подвернулся;
    "Византийская теория музыки" , сборник статей
    изд. Москва около 1980.
    Может обретется в Ваших архивах?
    А вы нам расскажете, что там есть?


    А скан.....ну даже и ....
    Цитата Сообщение от Г-н Недостоевский
    Ох и хороший был сборник! но он находится в другом городе. Может, скоро привезу...
    Цитата Сообщение от Dmitrii
    Ох, как же много интересного всего здесь я пропустил! Извиняюсь за отлучку.
    Цитата Сообщение от yohji_nap
    Понимаю. Надо тогда ветку новую, что ли, завести. Или в одну из тех, что Дмитрий привёл - "Melpomen" или "Вокальная музыка.."
    Знаете, по-моему можно пока и здесь. Как-то практика показывет, мне кажется, что попытка строго придерживаться исходно заявленной темы в условиях форума редко оказывается плодотворной. Ну, можно считать, что от старейших струнно-клавишных разговор перекинулся просто на старейшие клавишные... С другой стороны, может и правда начать другую ветку, и перенести туда часть этого разговора... Скажем, "Античный орган: проблемы репертуара", а ? ... Проблема только в том, что я совсем уже не копенгаген в этой теме... Вот если бы Вы... А впрочем, это все уже можно будет по ходу урегулировать.
    Обновлено 12.03.2010 в 17:02 Dmitrii (Добавил ссылку на "Инструментальную музыку Византии")
  2. Аватар для Dmitrii
    Собственно, вот. Все желающие приглашаются к продолжению разговора.
  3. Аватар для Dmitrii
    Добавил выше ссылку на ветку Инструментальная музыка Византии. Там орган, как византийский, так и собственно античный, постоянно всплывает в разговоре. В частности, такой вот краткий дайджест:

    Цитата Сообщение от Olorulus
    Ну гидравлос (гидравлис) - это уже самая настоящая античность.

    Раньше всех о нем сообщает Филон (3-нач. 2 в. до РХ), а описание дает Атеней в Deipnosophistae, со ссылкой на александрийского механика (и цирюльника!) Ктесиба, который, возможно, жил в 3 в. до РХ. Атеней утверждает, что еще Аристоксен не знал гидравлоса, т.е. это позднее изобретение.

    Наибольшее кол-во технических деталей дают Герон Александрийский и Витрувий, это в пределах 1 в. до РХ - 1 в. от РХ.

    Настройка труб не специфирована ни в одном из теор. источников. Не позволяют точно определить строй и археологические находки. На большинстве изображений восемь трубок, но встречается иконография и с 7-15 трубками.

    Эта информация взята мной из книги Томаса Матисена "Apollo's Lyre" (Lincoln & London, 1999), pp.225-230.

    Такая вот довольно скудная картинка.
  4. Аватар для Dmitrii
    Обновлено 09.07.2010 в 19:17 Dmitrii (обновил ссылки)
  5. Аватар для Dmitrii
    Гидравлис из Диона (Македония):

    http://www.mlahanas.de/Greeks/PR/DionHydraulis.html

    Ролик о его находке и реконструкции (в начале звучит исполняемый на этой реконструкции все тот же сколий Сейкила):
    http://media1.archaeologychannel.org...raulis_56k.wmv
  6. Аватар для kalina
    Дмитрий, спасибо - интересная тема.
  7. Аватар для Dmitrii
    Ну дак... мы завсегда... спасибо Вам, в общем
  8. Аватар для yohji_nap
    Вот ещё до кучи соотв. материал из Апеля - ничего нового, полагаю (не читал статьи из NG; да и вообще, книга - 1972 года), но как компиляция, может, сгодится:
    http://www.sendspace.com/file/gtbo3g

    Реконструкция в ролике здорово звучит. Жалко, что снято плохо, клавиатуру один раз показали...
    Обновлено 09.07.2010 в 19:21 Dmitrii (обновил ссылку)
  9. Аватар для Dmitrii
    Обнаружилась свежая книга прямо по теме:
    Michael Markovits, "Die Orgel im Altertum" (Leiden, 2003)

    В содержащихся в ней таблицах перечислены все античные упоминания об органе, изображения, археологические находки. Меня особо заинтересовали самые поздние изображения, относящиеся уже к эпохе перехода от собственно античности к раннему средневековью, ибо по этим изображениям можно попытаться представить, как выглядели те инструменты, которые позднее существовали в Византии, а потом вновь возвратились в Западную Европу при первых Каролингах и дали толчок уже к новому, средневековому этапу в истории органа.

    Вот некоторые из этих изображений. Все они относятся к концу 4 века, времени правления императора Феодосия I.

    1) Барельеф на основании обелиска Феодосия в Константинополе:



    Органы изображены в нижних углах этого барельефа (см. фотографию большего размера здесь, а также фотографии здесь). Вот как эти изображения передаются на рисунке в Encyplopaedia Biblica by Cheyne & Black (1899-1903):



    Этот рисунок не соответствует точно ни одному из двух изображений органа на барельефе, а представляет некую их обобщенную приблизительную интерпретацию. Главное в ней состоит в том, что по мнению автора рисунка мы видим на этом барельефе уже не гидравлис (гидравлос), а пневматический орган. Этой трактовки придерживается и Апель (cм. стр. 12 и стр. 21). Несмотря на определенную спорность этого мнения (все-таки изображения на барельефе весьма условны, слабо детализированы и не очень хорошо сохранились), оно находит некоторое подкрепление в следующем изображении, о котором Апель не упоминает:

    2) Мозаика из раскопок византийской виллы в деревне Мариамин в Сирии, к западу от г. Хомс (раскопки начались вроде бы только в 1960, так что, возможно, Апелю эта мозаика просто была неизвестна). Ныне она хранится в музее г.Хама (Сирия):



    Фотография взята из книги Katherine M. D. Dunbabin "Mosaics of the Greek and Roman world" (Cambridge University Press, 1999), стр. 171. Там же содержится и некоторая дополнительная информация об этой мозаике.

    Надо сказать, она производит исключительно благоприятное впечатление - орган выступает здесь не в роли стадионной сирены, сопровождающей гладиаторские душегубства, и не в роли чисто сигнального инструмента придворных церемониалов, а именно как музыкальный инструмент, причем в составе небольшого камерного ансамбля: справа изображена танцовщица с "античными тарелочками" - кимвалами (κύμϐαλα), затем исполнительница на кифаре, та что в центре - ударяет палочками по чашам, следующая держит в руках двойной авлос, а крайняя слева - отдаленно подобные кастаньетам кроталы (κρόταλα). Следует отметить, что все дамы вполне благопристойно одеты, никаких оргиастических безобразий, все чинно, с уважением, так сказать, к исполняемой музыке и труду музыкантов )). Два мальчика, наряженных эротами, судя по всему, качают меха, так что здесь, видимо, действительно изображен пневматический орган.

    3) Барельеф на саркофаге в крипте базилики Марии Магдалины в Сен-Максимин в Провансе:



    Фотография срезана слева, так что непонятно, есть там еще что-то левее или нет. В любом случае важен сам факт, что в конце 4 века в Провансе представляли, как выглядит орган. Более того, вроде бы есть еще два саркофага в Арле с изображением органа.

    Michael Markovits упоминает еще несколько позднеантичных изображений, но их фотографий я не нашел.
    Обновлено 01.08.2012 в 14:59 Dmitrii
  10. Аватар для arbitr
    Спасибо за интересную тему!

    Орган античный
    Музыкантов удивит
    И в наше время
  11. Аватар для Dmitrii
    Клавиш касаясь
    Перстами умелыми
    Звук извлекают
  12. Аватар для yohji_nap
    Прекрасно, замечательные изображения. Мозаика в особенности информативна. Вот она в цветном варианте, только под углом :(
    http://media-cdn.tripadvisor.com/med...man-mosaic.jpg
    Ничего лучше не нашлось, увы.
  13. Аватар для kalina
    Спасибо, Дмитрий!

    Пытливый поиск...
    Старая мозаика
    Орган явила.

    Древний барельеф...
    С каждым сообщением
    Всё краше тема.
  14. Аватар для Dmitrii
    Спасибо большое всем кто сюда заглянул и откликнулся. Мозаика действительно удивительная во всех отношениях. Вот, попалась ссылка на статью:

    A. Zaqzuq, M. Duchesne-Guillemin, "La mosaque de Mariamin", Les Annales Archeologiques Arabes Syriennes, XX , pp. 93-125 (Damas, 1970).

    Подозреваю, что это первая обстоятельная публикация по этой мозаике, остающаяся основной и сегодня. Причем Marcelle Duchesne-Guillemin известна именно как специалист по музыке древнего Ближнего Востока. Жаль, журнал труднодоступный, вряд ли удастся его найти.
    Обновлено 22.07.2010 в 11:46 Dmitrii (поставил точки над i)
  15. Аватар для kalina
    Цитата Сообщение от Dmitrii
    Жаль, журнал труднодоступный, вряд ли удастся его найти.
    Почему не спросить у форумчан? Здесь, в дневнике или в новой теме Оффтопика. Нет, так нет, а вдруг помогут?...
  16. Аватар для Dmitrii
    Ну, Лина, если я так по каждому поводу с просьбами обращаться буду, то это что ж такое будет. Сказано: знай меру. Ибо каждому свой предел должен быть положен, а иначе это чистый бунт. ))
  17. Аватар для kalina
    И где Вы видели чистый бунт?
  18. Аватар для Moroka
    Вот еще

    А доступ из любой нормальной институции есть.
  19. Аватар для Dmitrii
    Угу. И еще. Выясняется, в частности, что Zaqzuq & Duchesne-Guillemin иначе датировали эту мозаику. Они отнесли ее к середине 3 века или началу правления Диоклетиана. Здесь же эта датировка критикуется и предлагается другая - конец 4 века, время правления Феодосия. Но и та и другая датировки вроде бы только по стилистическим признакам.
  20. Аватар для duchka
    У мадам в центре - трубка для кyрения опиума!

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100