
Сообщение от
DJ Хруст
Общие впечатления
Дармштадт есть Дармштадт. Очень много событий: концертов, лекций, открытых репетиций. И к сожалению, многие из них представляют пример «поточной» Darmstädtermusik: «крепкой», «играбельной» в условиях немецкого фестиваля, содержащей энное число приёмов на единицу времени при довольно усреднённой эстетике, главная цель которой — быть suitable for Darmstadt. Из педагогов, конечно, были завсегдатаи — Фернейхоу, Черновин, Поппе.
Однако, по сравнению с тем,что было здесь 6 лет назад, появилось больше интересных имён, внесших разнообразие в местную конъюнктуру: Апергиз, Андре, Биллоне, Б. Ланг, Олбриш и другие. Да и, к примеру, Энно Поппе стал как композитор куда более интересен, чем раньше. Из исполнителей, в основном, преобладали Klangforum Wien и Recherche, что тоже было приятно. В общем, было больше ощущения свежего ветра.
Миннезанг и майстерзанг или Русские дети
На общем фоне наше выступление выглядело, на мой взгляд, заметно, но неоднозначно. Больше всего восторженных отзывов я слышал об игре Студии новой музыки. Причём, не только от студентов, но и от именитых педагогов — исполнителей и композиторов. От души порадовался за наш ансамбль.
Насчёт музыки к хору поздравлений иногда примешивались критические нотки. И это понятно. Россия и Европа (особенно Германия) — два противоположных мира. Дома многие из нас чувствуют себя своеобразными рыцарями, утверждающими свои идеи в постоянной борьбе. Это происходит из-за весьма скудной российской инфраструктуры современной музыки, нередко — агрессивной окружающей среды и т. п. и т. д.. В результате создание музыки превращается в чуть ли не воинский долг или своеобразный миннезанг — музыку настоящих воинов (я, конечно, преувеличиваю, чтобы сравнение было понятнее).
В Германии же композитор должен обладать несколько иными качествами. Он должен следить за всеми событиями, уметь выражать свои замыслы в подходящей для того или иного фестиваля форме, уметь соответствовать определённым условиям, быть на уровне по качеству саунда и т. п.. В любом случае, пафос рыцарства здесь абсолютно не уместен. Наоборот,в этом во всём есть нечто цеховое, условный майстерзанг. И этот «майстерзанг» нужно тоже уметь делать — это часть професcионализма.
Думаю, что мы выглядели в большей степени этакими трубадурами, оказавшимися где-то в Майнце XV века. С одной стороны это прекрасно: наша музыка смотрелась в чём-то гораздо свежее и уж точно — совсем другой, чем типичный «дармштадт». С другой стороны — до сих пор ощущается неприкрытая наивность высказывания, как в области инструментов, так и в электронике. В несколько более технически изощрённом контексте мы смотрелись иногда как семнадцатилетние юноши, которые признаются в своих чувствах, не будучи уверенными во взаимности.
Выводы из всего этого — самые оптимистические. Мы прекрасно юны, нам надо лишь чуть-чуть подрасти. )
Организация
Новая команда фестиваля во главе с Шеффером Вторым полна креативных идей, но не всегда снисходит до их воплощения. Это порождает некоторые трудности в организации. До самого нашего отъезда мы не были уверены, что нам предоставят все необходимые ударные. В классах у педагогов не было даже аудиосистем для прослушивания пьес. Участникам курсов выдали кучу разных расписаний — отдельно на лекции, отдельно на концерты, отдельно на открытые репетиции и т. п.: в них было очень трудно разобраться. И пр. и др..
Ну и мне, как представителю электронной составляющей нашего ансамбля пришлось столкнуться с отдельными трудностями. Несмотря на весь пафос новизны, электроника в Дармштадте совсем не так хорошо институционализирована, как инструментальное музицирование. Она, конечно, есть, но в отдельной резервации, которая называется Atelier Elektronik, которое проходит в отдельном, весьма небольшом зале Lichtenberg Schule. В нормальном концерте электроника существует на несколько маргинальных позициях. В частности, у нас толком не было саундчека в день концерта.
В общем, как мы поняли к концу фестиваля — музыку надо писать без электроники, а жениться надо на сироте. )
Тем не менее, я очень рад, что, несмотря на все сложности, нам удалось прилично воплотить всю электронную составляющую на нашем концерте.
В любых условиях мы должны не терять своё лицо и добиваться своих целей.
To be continued
В следующей серии:
Open Space — лекция о микротоновой музыке в России и импровизированный мастер-класс Эвы Фуррер.
Kranichstein Musikpreise vs NikolayKhrust Musikpreise — список композиторов и исполнителей, достойных упоминания.
Спасибо — мой приятный долг