Любимейший уголок Подмосковья - давно собиралась открыть посвященную ему тему. И вот, наконец, делаю это))
Николай Рерих. Звенигород, 1933
Вечерело. Из-за поворота в лесу вдруг открылся вид на Москву-реку, луга и далекий Звенигород. В густой зелени горела золотая глава монастыря. Закатным светом, легкой, голубеющей дымкой был одет пейзаж. Коляска взяла влево, песчаным берегом; лошади перешли в шаг. Подплывал паром. Кулик летел над водой. - Здесь очень хорошо,-сказала Наталья Григорьевна.- Мне очень нравится. - Да. Борис Зайцев. Голубая звезда Константин Яковлевич Крыжицкий. Звенигород В монастырь собрались через несколько дней. Прежде Антон сам предлагал сходить туда, но теперь возражал; и в конце концов - тоже отправился. Они вышли утром, при милой, светло-солнечной погоде. Дорога их-лугами, недалеко от Москвы-реки, мелким своим течением, изгибами, ленью красящей здешний край. Берега ее заросли лозняком; стадо дремлет в горячий полдень; легкой рябью тянется песок, белый и жгучий; у воды пробегают кулики, подрагивая хвостиками. Дачницы идут с простынями, выбирая место для купанья. На песке голые мальчишки. Вдали лес засинел над Звенигородом; раскинулся по холму сам городок, и древний собор его белеет. Домики серые и красные, под зелеными крышами, среди садов, вблизи монастыря, глядящего золотыми главами из дубов. Старый, маленький город. Красивый издали, беспорядочный, растущий как Бог на душу положит; освященный древнею, благочестивою культурой. Было далеко за полдень, когда Машура и Антон с Христофоровым подымались к монастырю. Путь извивался; налево крутое взгорье, с редкими соснами и дубами; на вершине стена монастыря, ворота, купола, церкви - как в сказках; направо - дубовый лес. Несколько поворотов - взобрались, наконец; монастырская гостиница. Двухэтажный дом, со старинными, стеклянными сенцами, с половичком на крашеной лестнице, длинным коридором с несвежим запахом все то, что напоминает давние времена, детство, постоялые дворы в провинции, долгие путешествия на лошадях. Заняли комнату с белыми занавесочками, портретами архиереев и архимандритов. Обедали на свежем воздухе; в тени дубов, за врытым в землю деревянным столиком; внизу виднелась речка, поля и заросшие лесом холмы. Борис Зайцев. Голубая звезда Лев Львович Каменев. Савино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. 1860-е
Духовный центр Звенигорода - Успенский собор на Городке К первому десятилетию XV века, по-видимому, следует отнести одно из прославленных творений Андрея Рублева - , образ, который произвел огромное впечатление на русских людей. Иконы Спаса, относимые к московской школе XV столетия, обычно в той или иной мере подражали этому образцу. Последнее обстоятельство обычно заставляло считать образ Спаса из Звенигорода тем, что называется каноном. http://andrey-rublev.ru/andrey-rublev-epoha-7.php Андрей Рублев. Апостол Павел (из Звенигородского чина). Начало XV века. Андрей Рублев. Архангел Михаил (из Звенигородского чина). Начало XV века.
В живописной деревне Дютьково на берегу речки Сторожки с 1905 по 1915 гг. жил Сергей Иванович Танеев. Сейчас там находится его музей Типичный дютьковский пейзаж: Крымов Николай Петрович. Звенигород. 1922
Не бывала в этих краях. Спасибо за тему!
Приезжайте в гости! У нас красиво)))
Как же, бывали, помним. Спасибо.
Сообщение от Куздра Приезжайте в гости! У нас красиво))) О, Звенигород! А в Дютьково я была 2 раза. В 1-ый раз давно, в середине 90-х, ходили туда пешком, минут 40, была экскурсия в доме-музее - длинная и почему-то утомительная ... Но особенно запомнилось 2-ое посещение Дютьково, где-то в середине прошлого десятилетия. Был сентябрь, такой чудесный светлый сентябрь - с легкой светлой грустью природы. Часть дороги нас подвезли. Мы оказались в Дютьково раньше намеченного и вначале прогулялись. Потом ещё подождали, в доме-музее Танеева, где стоит рояль и мебель той эпохи, должен был состояться концерт - из какого-то совсем другого района Подмосковья должны были привезти детей-учащихся музыкальной школы. Пока их не было, мы выходили на крыльцо. И, вернувшись, я обнаружила, что стул из числа современных и удобных, которые поставили для зрителей, и который я до этого заняла, был занят уже кем-то другим... Не стала просить человека пересесть, а села на старинный диван, где судьба оставила для меня одно пустое место. Изначально я не хотела туда садиться (неудобно было бы сидеть на диванчике весь концерт). Но когда села, когда всё началось, "что-то случилось" - это состояние часто вспоминаю до сих пор... Бывает иногда так светло, словно и горя в мире не бывает, словно всё-всё, что произойдёт в жизни, будет хорошо... А потом мы вышли на улицу, чтобы возвращаться в Звенигород, но это чувство не проходило... А что касается Звенигорода, то, конечно, невозможно "обойти" и усадьбу Введенское. Тот, кому случилось посетить её в те времена, когда на её территорию ещё можно было попасть, забыть её не смогут - так чудесно и выбранное для нее когда-то архитектором Львовым место, и вся эта ныне закрытая прекрасная необыкновенная пересечённая местность с лесом, рекой в самой её нижней части, сохранившимся усадебным домом наверху... с прудиком, белыми скамейками и белыми беседками в другой части этой огромной территории... с кустами в средней части, цветущими так густо и таким ароматом, что обо всём забываешь и думаешь, что так быть просто не может, со спрятанными в этом цветении, окруженном им "внутренними "скамейками... И радуешься, когда узнаёшь что-то из увиденного на полотнах художников начала века - Якунчиковой, Борисова-Мусатова... Усадебный дом можно увидеть в фильме "Война и мир" - там это дом старого князя Болконского.
тема Усадьба Введенское в живописи (23.10.11) http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=5873
Мария Якунчикова С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря, 1891 Julia Zubareva
Да, Звенигород с его Собором и Саввино-Сторожевским монастырем - чудесное, намоленное место))) Наверное, не случайно в годы Великой Отечественой войны он не был занят и разорен немцами, хотя они стояли на высотке в Луцино (около 3 км от монастыря), а потом без боя ушли... С.Ю. Жуковский. Храм Рождества Богородицы. Звенигород. 1904
Якимов Алексей. Саввино-сторожевский монастырь. 2006 г. Чудесное спасение Предание рассказывает, что однажды на охоте Царь Алексей Михайлович подвергся смертельной опасности. Случилось это подле Звенигорода Московской губернии. Царь был в Саввином Сторожевском монастыре и раз вышел из него на охотy и окрестный лес. Царские охотники разбрелись в поисках зверя. Алексей Михайлович остался один и заблудился. Вдруг он встретился с огромным медведем. Царь не растерялся и схватился за поясной нож, но вместо ножа ухватил пустые ножны: нож выпал во время блуждания по лесу. А медведь уже насел на царя, и Государь стал прощаться с жизнью. Вдруг медведь упал, сраженный смертельным ударом. Царь поднялся и видит – стоит перед ним старец с окровавленным топором в руках. "Как звать тебя, старче?" – спросил пораженный Царь. – "Савва", – ответил старец и исчез. В 1652 году Царь Алексей Михайлович приказал открыть мощи Святого Саввы и сразу узнал в нем своего избавителя. Николай Самокиш
Виктор Борисов-Мусатов пишет усадьбу Введенское: Сон божества. 1904-05 г. Призраки 1903 г. Отблеск заката. 1904 г.
Только в "Призраках" (2-ой картине) - фасад дворца в Зубриловке (Саратовская губерния), а не Введенское.
А похож на южный фасад Введенского))) Пусть живет, ладно?
Сообщение от Куздра А похож на южный фасад Введенского))) Ага, я сама так поначалу думала , но потом читала про то, что художник написал в Зубриловке. Есть и другие его работы, где введенский и зубриловский дом легко спутать . Зубриловка: http://mos-holidays.ru/wp-content/ga...ubrilovka2.jpg http://mos-holidays.ru/wp-content/ga...ubrilovka1.jpg
Сообщение от Беназир Ага, я сама так поначалу думала , но потом читала про то, что художник написал в Зубриловке. Есть и другие его работы, где введенский и зубриловский дом легко спутать . Зубриловка: http://mos-holidays.ru/wp-content/ga...ubrilovka2.jpg http://mos-holidays.ru/wp-content/ga...ubrilovka1.jpg Ох, как же больно видеть разорение и разрушение немногих уцелевших усадеб(((( На постройку многоэтажек, уродующих исторические пейзажи деньги, конечно, находятся, а на реставрацию ценного наследия - нет((((
Одна из моих поездок в Саввино-Сторожевский монастырь. Стараюсь бывать там каждый год, однако большинство сделанных там снимков остались на пленках, которые надо оцифровывать((( ВРЕМЕНИ НА ЭТО, КОНЕЧНО, ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ))) Вид со смотровой площадки под стенами монастыря. Знаменитые звенигородские просторы, которых уже практически не осталось из-за тотальной застройки - местами коттеджной (еще ничего), местами - многоэтажной (просто трагично). Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года. Царицыны палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий. Звонница построена в 1650-е годы. Она замыкает кольцо соборной площади с севера, непосредственно примыкает к трапезной палате и играет большую роль в организации ансамбля монастыря XVII в. Самая высокая монастырская постройка, она отделяла соборную площадь от больничного (слева от фасада) и хозяйственного дворов. Родственна псковским звонницам — стенам-башням с проемами для колоколов. Стены и башни были построены за четыре года (1650–1654) под руководством боярина Никиты Михайловича Боборыкина и подъячего Андрея Шахова. Над их возведением с 1652 г. трудились сотни каменщиков, кирпичников и работных людей из Дмитрова, Суздаля, Белозерска, Костромы, Владимира, Арзамаса и других городов, а также дворцовые крестьяне нескольких подмосковных уездов, в том числе и Звенигородского.
Звенигородский монохром
Маврина Татьяна Алексеевна (1902-1996). Звенигород. 1969 * * * В Звенигород, прихваченный морозом, Слетаются овсянки и щеглы. В Звенигороде ласковым навозом Заснеженные улицы щедры. В Звенигороде возле гастронома, Где тёплый конь приладился к овсу, Вертлява, любопытна, востроноса, Синица растрезвонилась вовсю. Ещё бы не свистеть! С людьми-то лестно. Дымится город, трубами маня. Звенигород синиц берёт у леса, А лесу отдаёт взамен меня... 1958 Дмитрий Сухарев Маврина Татьяна Алексеевна. Звенигород. Улица с часами . 1969