RSS лента

VittorioCrivelli

“Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского” Ф. Пуленка. Редкая видеозапись исполнения ансамбля "The Gents" и комментарий.

Оценить эту запись
              
Francis Poulenc "Quatre petites priеres de saint Franois d'Assise" ("Четыре маленькие молитвы Франциску Ассизскому", так чаще всего переводят на русский язык, но, думаю, что точнее другой перевод - "... Франциска Ассизского", так как именно тексты молитв приписываются Франциску, 1948 год). Исполняет вокальный ансамбль "The Gents" (Нидерланды), художественный руководитель и дирижер - Бенни Ксиллаг. Запись сделана в Капелле Санкт-Петербурга 7.06.2013 во время концерта VII Международного хорового фестиваля.

Четыре молитвы Пуленк сочинил летом 1948 года в местечке Нуазей. Об этом его попросил (внучатый?) племянник Жером, глубоко религиозный францисканец монастыря Champfleury недалеко от Пуасси. Сочинение сочинялось не для концертной эстрады, а для монастырской обители (где и состоялось первое исполнение сочинения), поэтому носит камерный и глубоко личный характер.
Мне удалось разыскать переводы на русский язык первых двух молитв, последние две привожу во французском оригинале (на самом деле это перевод на французский с латыни):
I. Радуйся Госпожа, святая Царица, святая Богородица Мария, ты есть Дева, ставшая Церковью, избранная святейшим Отцом с небес, которую Он освятил святейшим возлюбленным Сыном Своим и Святым Духом Утешителем, в каковой была и есть вся полнота благодати и все благо. Радуйся, дворец Его; радуйся, ковчег Его; радуйся, дом Его. Радуйся, наряд Его; радуйся, раба Его; радуйся, мать Его; и вы все, святые добродетели, которые милостью и светом Духа Святого изливаются в сердца верных, чтобы из неверных делать верных Богу.
II. Всемогущий, вечный, праведный и милосердный Боже,
дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле,
делать, что Ты хочешь,
и всегда хотеть того, что Тебе угодно,
чтобы, внутренне очищенные,
внутренне просвещенные
и огнем Святого Духа зажженные,
мы могли следовать по стопам возлюбленного Сына Твоего,
Господа нашего Иисуса Христа,
и Твоею благодатью достигнуть Тебя,
о Всевышний, Который в Троице совершенной
и Единстве простом живешь и царствуешь во веки веков.
Аминь.
III и IV песнопения в форме фотографии, так как сайт "проглатывает" надстрочные знаки (нужно нажать для увеличения):
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Image 1.jpg 
Просмотров:	449 
Размер:	122.0 Кб 
ID:	81725
В значительной степени на музыкальное творчество композитора оказал испанский художник Франциско Сурбаран. Об этом сам Пуленк говорил в одном из своих интервью:
"Стефан Одель (журналистка, хорошо подготовившаяся к интервью и знающая его симпатии в живописи) — Не кажется ли Вам, что Ваша духовная музыка созвучна живописи Мантеньи и Сурбарана?
Франсис Пуленк — Этот комплимент трогает меня до глубины души, потому что Мантенья и Сурбаран, действительно, очень точно соответствуют моему религиозному идеалу; один — присущим ему мистическим реализмом, другой — своей аскетической чистотой, хотя ему и случается одевать порой своих святых в наряды знатных дам. Со времени моего самого раннего детства я испытывал страсть к живописи, которой я обязан ощущениями столь же глубокой радости, как и музыке.”
У Сурбарана, в отличие от Мантеньи, есть целый ряд картин, изображающих Франциска Ассизского, возможно, композитор опирался на них, создавая свое произведение.
Франсиско де Сурбаран (исп. Francisco de Zurbarаn, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи. Родился в Эстремадуре. С 1628 жил и работал в Севилье. Для творчества Сурбарана характерны композиции на темы из жизни святых, трактованные как сцены монастырского быта. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием Караваджо. В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы. Иногда Сурбаран выполнял также мифологические сцены, портреты и натюрморты.
В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В период творческого расцвета (30-40-е годы) Сурбаран создавал суровые, монументально-лаконичные и вместе с тем жизненно убедительные образы, драматически напряжённые и благородно сдержанные в проявлениях чувств, отличающиеся смелой обобщённостью и материальностью пластической лепки, строгой гаммой серых и коричневых тонов, оттенённой пятнами насыщенного красного цвета. Постепенно его слава росла, строившиеся в Южной Америке монастыри заказывали у Сурбарана картины. У художника было трое детей от разных браков: Хуан (подававший большие надежды в качестве талантливого писателя, танцора и художника
), Мария и Изабель Паула. Хуан вырос блестящим молодым человеком, довольно честолюбивым (например, подписываясь, он ставил перед своим именем аристократическое «дон», хотя не имел на это права). Работал в студии отца и был его ассистентом (руку сына исследователи усматривают, например, в картине Франсиско де Сурбарана "Натюрморт с глиняным кувшином и чашками). Молодой живописец получал самостоятельные заказы на религиозные картины, но известен прежде всего своими натюрмортами. Он стал одной из многих жертв чумы, постигшей Севилью в 1649 году. Это был тяжелый удар для его отца. В 50-х годы в его произведениях появились черты лирической созерцательности. Его популярность стремительно шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.
Итак, работы испанского художника, изображающие Франциска Ассизского (для увеличения нужно нажать на изображение):
"Святой Франциск в медитации", 1639 год, масло, холст, 162х137 cm
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	504px-Francisco_de_Zurbarn_009.jpg 
Просмотров:	409 
Размер:	46.2 Кб 
ID:	81722
"Святой Франциск в медитации", между 1635 и 1639, 152х99 cm,
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	389px-Francisco_de_Zurbarn_053.jpg 
Просмотров:	386 
Размер:	39.5 Кб 
ID:	81720
"Святой Франциск", около 1645, холст, масло, 197х106 cm
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	331px-Francisco_de_Zurbarn_039.jpg 
Просмотров:	299 
Размер:	23.1 Кб 
ID:	81721
"Святой Франциск", около 1658, холст, масло, 64х53 cm
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	386px-Francisco_de_Zurbarn_057.jpg 
Просмотров:	343 
Размер:	50.8 Кб 
ID:	81723
"Святой Франциск", около 1635, холст, масло, 36x12 cm.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Francisco_de_Zurbarn_-_St._Francis_Contemplating_a_Skull.jpg 
Просмотров:	441 
Размер:	88.2 Кб 
ID:	81724
"Святой Франциск", 1638-1639 гг, холст, масло, 119х99cm
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Святой Франциск на молитве (1638-1639) (117.5 x 90.2 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона).jpg 
Просмотров:	688 
Размер:	88.5 Кб 
ID:	81728
Другие картины, изображающие Франциска и в разное время с большим или меньшим основанием приписываемые Сурбарану.
"Левитация Франциска", сейчас обычно приписывается Джузеппе Ривера.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	FrancisLevitating(320x400).jpg 
Просмотров:	393 
Размер:	38.1 Кб 
ID:	81730
"Получение Святым Франциском стигматов"
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Francisco-Zurbaran-St-Francis-of-Assisi-Receiving-the-Stigmata.jpg 
Просмотров:	2204 
Размер:	58.6 Кб 
ID:	81731
"Получение Святым Франциском стигматов" (другой вариант, относящийся к 1639-40 гг.)
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Francisco de Zurbaran-722572.jpg 
Просмотров:	382 
Размер:	110.7 Кб 
ID:	81733
Еще один вариант "Молитвы Святого Франциска"
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	saint-francis-of-assisi-in-prayer-francisco-de-zurbaran-wikigalleryorg-the-largest-gallery-in-th.jpg 
Просмотров:	990 
Размер:	44.5 Кб 
ID:	81732
"Святой Франциск"
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Francisco de Zurbaran-822997.jpg 
Просмотров:	367 
Размер:	90.0 Кб 
ID:	81734

28 июня 1927 года Франсис Пуленк приобрел поместье "Grand Coteau" в местечке Нуазей вблизи Амбуаза в Турени. Его постройка относится к XVI веку, хотя оно перестраивалось, в частности, в XVIII веке. Именно здесь Пуленк сочинил большую часть своих произведений (а главное, это произведение, любопытно, что атмосфера поместья весьма отражалась в оригинальном творчестве композитора).
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Noizay+manoir+du+Grand-Coteau.jpg 
Просмотров:	216 
Размер:	33.3 Кб 
ID:	81719
Вот как описывают это здание:
“Большие окна дома выходят на террасу, нависающую над французским парком. С правой стороны — оранжерея, которая служит летней столовой, с левой — столетние липы, одаряющие в жаркие дни тенью и прохладой, а прямо перед» террасой— нижний сад с грядками овощей, виноградником, дающим легкое золотистое вино, и, главное, с цветами, изобилием цветов.
Внутреннее убранство дома отражало безупречный вкус его хозяина. Каждый предмет из мебели, каждая картина, каждая безделушка были заботливо подобраны и размещены так, что в целом создавали впечатление полной гармонии. Богатейшая библиотека с множеством книг по искусству и редких изданий ничуть не уступала дискотеке, разнообразие которой свидетельствовало об эклектизме Пуленка.
Большой кабинет, где находились рядом пианино и рояль, уставленный фотографиями друзей, украшал огромный камин. Когда наступал вечер, в нем пылали, весело потрескивая, поленья. Из электропроигрывателя лились вокальные и оркестровые звучания, а Франсис, опустившись в глубокое кресло, следил по партитурам за операми Верди, Пуччини, симфониями Малера, Хиндемита, концертами Бартока, де Фальи, Дебюсси, Шабрие (его дорогого Шабрие!), Мусоргского, Стравинского, Прокофьева, произведениями венских додекафонистов.”
Сам композитор так рассказывал о роли поместья в своем творчестве:
“Я завидую композиторам, которые, как Мийо или Хиндемит, могут сочинять где угодно. Я безумно восприимчив к зрительным впечатлениям, для меня все может служить предлогом, чтобы отвлечься и рассеяться. Поэтому, чтобы собраться с мыслями, мне нужно работать в уединении. Вот почему я не могу работать в Париже. При всем том мне необходимо иметь перед глазами радостный, веселый пейзаж — я очень склонен к меланхолии, и зрительное впечатление может вывести меня из равновесия. Мои лучшие рабочие часы — утро. После семи часов вечера, за исключением концертной деятельности, я ни на что не гожусь. Зато приняться за работу в шесть утра для меня радость. Как я Вам уже говорил, я много работаю за роялем, как Дебюсси, Стравинский и многие другие. Вопреки тому, что обо мне обычно думают, я работаю трудно. Мои черновики — нечто вроде странной музыкальной стенографической записи — полны помарок. Каждая мелодическая мысль возникает у меня в определенной тональности, и я могу изложить ее (в первый раз, разумеется) только в этой тональности. Если к этому я добавлю, что наименее плохое из всей моей музыки я обрел между одиннадцатью часами утра и полуднем, то думаю, что я сказал Вам все.”
Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Святой Франциск на молитве (1635-1639) (152 x 99 см) (Лондон, Нац. галерея).jpg 
Просмотров:	340 
Размер:	49.4 Кб 
ID:	81729  

Отправить "“Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского” Ф. Пуленка. Редкая видеозапись исполнения ансамбля "The Gents"  и комментарий." в Google Отправить "“Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского” Ф. Пуленка. Редкая видеозапись исполнения ансамбля "The Gents"  и комментарий." в Facebook Отправить "“Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского” Ф. Пуленка. Редкая видеозапись исполнения ансамбля "The Gents"  и комментарий." в Twitter Отправить "“Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского” Ф. Пуленка. Редкая видеозапись исполнения ансамбля "The Gents"  и комментарий." в del.icio.us Отправить "“Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского” Ф. Пуленка. Редкая видеозапись исполнения ансамбля "The Gents"  и комментарий." в Digg Отправить "“Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского” Ф. Пуленка. Редкая видеозапись исполнения ансамбля "The Gents"  и комментарий." в StumbleUpon

Комментарии

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100