RSS лента

VittorioCrivelli

Песнопения наонной традиции исполняет ансамбль певчих церкви Св. Петра, Митр. Московского, в Санкт-Петербурге. Видеозапись и комментарии.

Рейтинг: 5.00. Голосов: 2.
              
Мы привыкли, что знаменные песнопения звучат на концертной эстраде в исполнении светских академических коллективов: ансамбль Дивны Любоевич, Капеллы Санкт-Петербурга и т. д. Как не удивительно, но певчие отдельных (очень немногих) небольших храмов Москвы и Санкт-Петербурга (и, возможно, других городов) также пытаются возродить этот тип древнего русского пения во время своих богослужений в приходских храмах. Обычно это характерно для старообрядческих общин, но есть и подведомственные Московскому патриархату. Запись именно подобного коллектива во время богослужения невозможна, поэтому возможность записать на православной ярмарке уникальна.
Песнопения XV-XVII веков исполняет Ансамбль наонного пения (один из видов знаменного распева) церкви Святого Петра, Митрополита Московского, в Санкт-Петербурге. Ансамбль использует в своей практике участия в богослужениях как академическую традицию реконструкции древних наонных песнопений, так и старообрядческую поморскую традицию (единственную живую традицию, пережившую церковные реформы патриарха Никона, который запретил этот вид церковного пения). "IV Зимняя православная ярмарка в Санкт-Петербурге", 22.12.2013. Надо сказать, что на самой ярмарке демонстрация наонного пения не вызвала никакого интереса пришедших. Стоял шум (который мне удалось убрать при редактировании видео), слушающих было очень мало, заинтересовавшихся этим явлением русской музыки оказалось еще меньше. При этом певчие являются профессиональными музыкантами с консерваторским образованием и само это явление очень мало знакомо рядовому россиянину. Можно даже отметить у некоторых посетителей православной ярмарки (!!!) невероятную озлобленность, у одних она была вызвана высокими ценами на представленную на ярмарке продукцию, у других резко отрицательным отношением к политике высшего духовенства (проводящего на их взгляд прозападную политику), у третьих разочарованием в том, что они увидели на прилавках ярмарки.



Храм в начале века XX и XXI
Храм Святителя Петра, Митрополита Московского — православный храм в Санкт-Петербурге. Принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Храм, получивший своё название в честь святителя Петра Московского, был построен в 1911—1912 годах при подворье Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии в бывшей Московской (Ямской) слободе.
В 1903 году купец второй гильдии, домовладелец Петр Евграфович Семенов и его супруга Александра Филипповна купили пустопорожний участок на углу Екатеринославской (современной Днепропетровской) и Роменской улиц и обратились с ходатайством о строительстве на нем «каменного дома с церковью». 3 июля 1911 года было получено высочайшее одобрение императора Николая II.
Проект комплекса каменных зданий был создан епархиальным архитектором А. П. Аплаксиным, специалистом псевдорусского стиля. Работы над строительством храма продолжались с 1911 по 1912 год. Особенностью архитектуры подворья является сочетание стилизованных деталей и композиции, свойственных зодчеству Древней Руси («псковско-новгородскому», а также московских шатровых храмов XVI века). Здания отличаются сложной асимметричной композицией с завершениями необычной формы, высоким качеством отделки с применением монументальной живописи на фасадах.
2 декабря 1912 года произошло торжественное освящение главного придела храма.
В 1919 году подворье было закрыто, и храм получил статус приходского; до 1927 года принадлежал Патриаршей церкви. В 1922 г., несмотря на сопротивление верующих, представителями власти были изъяты церковные ценности.
За годы советской власти здание храма, его наружная отделка и внутреннее убранство понесли значительные утраты.
22 марта 1930 года храм был закрыт. К 1939 году разобраны шатровые завершения церкви и четыре малых барабана с луковичными главками, крыльца, кокошники — щипцы и кровля, здания перестроены, уничтожены наружные росписи и внутреннее убранство в древнерусском стиле.
9 августа 1994 года комплекс зданий подворья был возвращён Санкт-Петербургской епархии.

О самом наонном пении:
Фрагмент из книги Б. П. Кутузова "Русское знаменное пение" (глава "Наонное пение").
"При так называемом наонном ("раздельноречном”, “хомовом”) пении, до сих пор сохраняющемся у старообрядцев-старопоморцев (федосеевцы), применяется особая огласовка певческих текстов, установившаяся с конца XV века. Начало наонному пению было положено, по-видимому, заменой существовавших в древнеславянском языке полугласных или “глухих” гласных ъ и ь на полные гласные о и е.
Если до недавнего времени большинство исследователей склонно было объяснять раздельноречие эволюцией славянского языка, приведшей к выпадению полугласных, то современное музыковедение радикально изменило свою точку зрения по этому вопросу: “Подобное объяснение, – пишет в учебнике для музыкальных вузов Ю.Келдыш, – не может быть убедительным, потому что так называемое падение полугласных произошло в языке восточных славян по крайней мере на три столетия раньше, чем появилась “хомония”. Это явление специфически певческое, оно не может быть объяснено с чисто лингвистических позиций и находится в прямой связи с гипертрофированным ростом распевности в певческом искусстве.
Эту новую точку зрения современного музыкознания на происхождение наонного пения подтверждает практика пения знаменных песнопений и особенно большого столпового распева, широкая напевность которого просто немыслима без приемов раздельноречного, или растяжноречного, как его иногда называли, пения, когда для ясного звучания нескольких сгруппированных согласных между ними вставляются в пении дополнительные полугласные или гласные звуки, чем обеспечивается также “гладкое” пение, непрерывность звукового потока, кантилена, сплошная вокализация (стык 3-4-х согласных, неудобный для произношения и, особенно, пения, растягивается, отсюда – растяжноречие). Это, можно сказать, русское belcanto, и прием наонного пения хорошо известен русским опытным певцам, например, им широко пользовался Ф.И. Шаляпин...
...Попытки привести раздельноречный текст стихир большого распева к так называемому истинноречию путем удаления дополнительных вокальных гласных привели к тому, что эти песнопения просто невозможно стало спеть, и, конечно, прежде всего поэтому большой распев вышел из употребления у старообрядцев, принявших реформу по переводу наонного пения на наречное...
...Реформа по переводу наонного пения на наречное была где-то в 1649 году (именно тогда наонное пение стало исчезать и через короткое время вышло из употребления) затеяна и проведена царем Алексеем Михайловичем при активном участии Никона, бывшего тогда митрополитом новгородским. Эта кампания явилась как бы некоей прелюдией к главной ... церковной реформе".

Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	634_0143037b.jpg 
Просмотров:	355 
Размер:	142.6 Кб 
ID:	83004  

Отправить "Песнопения наонной традиции исполняет ансамбль певчих церкви Св. Петра, Митр. Московского, в Санкт-Петербурге. Видеозапись и комментарии." в Google Отправить "Песнопения наонной традиции исполняет ансамбль певчих церкви Св. Петра, Митр. Московского, в Санкт-Петербурге. Видеозапись и комментарии." в Facebook Отправить "Песнопения наонной традиции исполняет ансамбль певчих церкви Св. Петра, Митр. Московского, в Санкт-Петербурге. Видеозапись и комментарии." в Twitter Отправить "Песнопения наонной традиции исполняет ансамбль певчих церкви Св. Петра, Митр. Московского, в Санкт-Петербурге. Видеозапись и комментарии." в del.icio.us Отправить "Песнопения наонной традиции исполняет ансамбль певчих церкви Св. Петра, Митр. Московского, в Санкт-Петербурге. Видеозапись и комментарии." в Digg Отправить "Песнопения наонной традиции исполняет ансамбль певчих церкви Св. Петра, Митр. Московского, в Санкт-Петербурге. Видеозапись и комментарии." в StumbleUpon

Комментарии

  1. Аватар для tania_spb
    Спасибо! К восхищению Вашим энтузиазмом (не знаю как точнее описать заполнение Вашего дневника интересными событиями) примешивается горькое чувство "упущенных возможностей".
  2. Аватар для VittorioCrivelli
    Большое спасибо за отзыв. Рад, что заметки оказались любопытны для читателей.
  3. Аватар для Светлана Надлер
    Спасибо, здорово, разместила у себя на фб

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100