-
22.07.2004, 10:31 #1
Валерий Гаврилин vs. Георгий Свиридов
Форумчание истратили много сил на дискуссию о Свиридове, но как-то при этом не всплыло имя другого глубоко русского композитора Валерия Гаврилина. Признаться, я его недооценивал -- как я теперь понимаю, из-за того, что им пренебрегают в "штатном" образовании музыкантов (которое я имел честь получить).
Немаловажно и то, что, как мне кажется, Гаврилин несколько безразлично (скажем мягко) относился к тому, кто и как его исполнял. И соответствовало ли исполнение, скажем, эстрадно-симфонического орк. п/у Бадхена его оригинальному замыслу. Такой уж человек был (мне вообще, грешным делом, видится много общего с в его фигуре с Веней Ерофеевым, но это уже совсем другой разговор).
Я недавно купил (раньше была оцифровка с мелодийной пластинки) диск изд-ва "Композитор" с "Военными письмами" (там же первая публикация "Скоморохов"). Посмотреть можно вот здесь:
Эдуард Хиль, однако, при всей его старательности (и хорошо поставленном голосе "мэтра советской эстрады") не потрудился вникать в сущность гаврилинских "Военных писем". Мне стало это ясно, когда в руки попала подпольная запись с концерта в МГУ, записанного еще в годы застоя. Мужскую партию исполнял Алексей Петренко, женскую - Лина Мкртчян. Поповский мужской хор и милый детский хорик -- все на уровне. Оркестром дирижировал Федосеев.
Эта плохонькая запись "Военных писем" перевернула мое представление о Гаврилине. Конечно, Петренко не певец. А надо ли быть "оперным" певцом в "Письмах"? Мкртчян тоже выше всяческих похвал -- это певица от Бога. Извините, но по сравнению с такой Россией Россия Свиридова мне кажется (не везде, конечно, но часто) поистине "деревянной", даже "лубочной". Знаете, из той же серии, что рекламные плакаты на улицах Москвы с заголовками "Русь святая..."
Теперь мой конкретный вопрос: не знает ли кто-либо из форумчан, была ли когда-либо официально опубликована эта запись? Может быть, кто-то из "бывших" присутствовал на незабываемом концерте в МГУ и может, так сказать, поделиться воспоминаниями? Был бы очень благодарен....perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Olorulus!
Ну надо ж так! Опередили буквально на полдня, я тоже хотела поднять тему о Гаврилине
Позволю себе ответить не в кассу, да и очень-очень при этом наивно, но надеюсь, что Вы меня, как большую любительницу Книги о Русском Финале, простите. Вот разве что со сходством с Веничкой Ерофеевым соглашусь, и начну... Ничо так представляю себе его Русско-немецкие тетради, Перезвоны, полифонию и киномузыку. Считаю, что такие отдельно взятые произведения, как "Разговор в Падерборнской степи" и , простите, "Страшенная баба" есть шедевры. Вот такое вот моё мнение, о Гаврилине-то. Считаю, что хороший был товарищ, яркий. Вот. Да...
Ответ: Гаврилин vs. Свиридов
Случайно набрел на эту тему почти годичной давности. Думаю, что вы привели неудачное сравнение - судя по их отношению друг к другу (Гаврилина и Свиридова, их мировоззрения) - они Русь понимали одинаково и строили и защищали одинаково. Для меня они, и Борис Чайковский - это как герои-панфиловцы, защитившие нашу культуру - если уместен такой образ.Сообщение от Olorulus
Признаться, я к как-то из дневников Гаврилина, опубликованных
вот тут сделал себе выписки мнения Валерия Гаврилина о Свиридове. Приведу их ниже.
Свиридов оказал мощнейшее влияние на В.Гаврилина и Б.Чайковского - и они вместе защищали общие ценности и поддерживали друг друга.
А вот по тому адресу - Г. В. Свиридов о В. Гаврилине...
======================================
В. Гаврилин о Г.Свиридове (из дневников в произвольном порядке)
======================================
Г. В. Свиридов — один из немногих художников, чья муза никогда не
вдохновлялась грязью. Он весь от света.
Во время последней встречи Г. В. Свиридов между прочим сказал: «Надо, надо
сочинять, не бояться. Наша музыка — наше оружие. Пускай нас бьют, пускай мы
погибнем в этой борьбе, но погибнуть мы должны с оружием в руках».
Свиридов — Сухомлинский — никогда не говорят все, что знают, всегда оставляют
место для воображения, воспоминаний, инициативы, не подавляют, не подчиняют,
а заставляют жить естественными отправлениями любопытства, интереса АКТИВНО —
НА РАВНЫХ.
Свиридов — как землепашец из года в год делает свое одно и то же мученическое,
бесконечное, беспросветное дело.
Общее с Мравинским — повторял из раза в раз программы, он доводит (трактовкой)
музыку до явления жизни, [неразборчиво], а не так, как другие дирижеры —
репродукции великих мастеров в издании «Союзпечати».
Смелость Свиридова — в стоянии на посту (не на месте, а на посту, как страж).
И это стояние — рост вверх, а не копание на одном месте (уход в яму).
Есть искусство, вырастающее как веточка на пышной и богатой кроне нашей
культуры и делает ее еще пышнее и богаче. А иногда, гораздо реже, побег
выходит прямо из корня. Он не так тонок, не так нервен к каждому внешнему
движению, не так роскошно окружен, не так высоко глядит, но зато более стоек,
более основателен и сам способен вырасти в дерево.
Именно к таким вот коренным явлениям нашего искусства относятся Твардовский в
поэзии и Свиридов в музыке.
Современные медики вооружены для борьбы с недугами самыми сложными агрегатами.
Без них они бессильны. Но рядом с ними есть такие, которые лечат наложением
рук. Они сильны силой природы. Их мало, они не модерны, но они-то и есть
подлинные волшебники.
Я всегда думаю о них, когда слушаю музыку Г. Свиридова.
Музыку Свиридова может оценить полностью лишь человек, умеющий отличить хлеб,
выращенный на вольном поле, от хлеба, выращенного на фабричных удобрениях;
суп, сваренный с солью, от супа, посоленного на столе.
Свиридов играл бесподобно, было много «бисов». После концерта в публике,
пришедшей главным образом поглазеть на Е. В. Образцову, были такие разговоры:
— Что ж ничего так и не спела?
— Да у нее не тот аккомпаниатор!
— Да, плохой. Тот лучше. А этот только это и может. (Апрель 1983 г., БЗФ1 (1
Большой зал филармонии в С.-Петербурге), авторский концерт Г.Свиридова.)
Зародышевая плазма первокультуры противостоит болезням, внедрению патогенных
организмов. Этой плазмы много у Свиридова.
Свиридов и школа его — добыча редкоземельных элементов, без которых невозможен
высокий прогресс.
Великие творцы бывают двух типов — одни обобщают все, что было создано до них,
и создают, подобно философам, из разрозненных течений одно огромное хранилище
(Моцарт, Чайковский). Иногда их называют эклектиками, но это неверно — при
эклектизме невозможно узнать автора целого.
Другие, отталкиваясь от всего созданного и вопреки ему, создают совершенно
новое, что является действительным, в полном смысле открытием и обладает
взрывчатой революционной силой, определяющей движение творчества следующих
поколений (Эйнштейн, Мусоргский, Свиридов).
Г. Свиридов — единственный после М. Глинки композитор, в котором живет
ощущение слова — не смысла слова, а именно красоты звучания русского слова,
которое становится неделимым с звучанием музыки (лук — чиполло) (т. е.,
скажем, что по-итальянски поется как ЧИПОЛЛО, в русском переводе будет
издевательством над музыкой, и наоборот).
После «Литургии» С. Рахманинова Г. В. Свиридов сказал мне: «Рахманинов был
последний великий композитор на Руси. Величие остальных проблематично».
Подвиг — всегда подвиг, и не делится на степени трудности. Свиридов совершил
подвиг музыкантский во имя сохранения тех ценностей, которые могли быть
растоптаны, сметены, осмеяны. Он выстоял, спас.
=================================================
Ответ: Гаврилин vs. Свиридов
Еще нашел фрагмент из воспоминаний жены Валерия Гаврилина Натальи Евгеньевны
... а самые большие друзья были москвичи: Юрий Иванович Селиверстов, выдающийся художник, огромное число его работ находится в кабинете у Валерия Александровича, и Владимир Иванович Хвостин, музыкант, прекрасный пианист, аккомпаниатор Зары Александровны Долухановой. К сожалению, жизнь распорядилась так, что и тот, и другой ушли из жизни очень рано: Владимир Иванович - 45, Юрий Иванович -49 лет. И как говорил Валерий: «Бог увел от меня самых дорогих друзей...» Но самая глубокая творческая дружба у Валерия Александровича была, конечно, с Георгием Васильевичем Свиридовым. Обычными словами не скажешь, какие это были отношения. Они не часто виделись, но когда виделись, часами говорили друг с другом. О чем, это осталось между ними двоими. Валерий Александрович писал Георгию Васильевичу письма, Георгий Васильевич писал Валерию Александровичу. Валерий, не учась у него как у педагога, считал его своим учителем и старшим другом, и Георгий Васильевич исключительно относился к Валерию. У него никогда не присутствовало ни тени зависти, об этом даже говорить не приходится, он с первых шагов поддерживал Валерия в творчестве, давал самые высокие оценки и «Русской тетради», и песне «Два брата», не говоря уже о «Перезвонах». Конечно, потеря Георгия Васильевича была совершенно ужасна. Когда его не стало (январь 1997 года), Валерий сказал: «Для меня все кончено». И через два года он тоже ушел из жизни...
------------------------------------------------------
Источник:
Ответ: Гаврилин vs. Свиридов
оттуда же еще:
... Первый друг Валерия Александровича, конечно, Георгий Васильевич Свиридов. У него на пюпитре последнее, что он играл, «Отчалившая Русь» Свиридова. Он у Свиридова не учился, но считал своим учителем: в отношении к музыке, к делу, ко всему русскому. Он о себе высоко не говорил, но сказал: «На Свиридове и на мне кончилось русское направление в музыке. Пока, во всяком случае...»...
- Регистрация
- 18.02.2003
- Адрес
- Питерец по крови, москвич по прописке
- Возраст
- 48
- Сообщений
- 907
Ответ: Гаврилин vs. Свиридов
Оба изумительные композиторы. Обоих очень люблю и уважаю. Для меня они в 100 раз лучше всяких "великих симфонистов", т.к. умели даже в конце 20го века писать замечательные темы, что, казалось, уже невозможно.
- Регистрация
- 17.03.2005
- Адрес
- из Питера
- Сообщений
- 23
Ответ: Гаврилин vs. Свиридов
Да, да, да, всё, конечно, так, оба — художники огромного таланта (если не сказать больше, хотя, наверно, рановато), оба — русские люди.
Но всё же, как мне представляется, в творческой манере они очень разные, в чём-то, даже, противоположные. То есть не "в чём-то", а вот в чём:
У Свиридова, мне кажется, много "от головы". Чем дальше, тем больше его музыка становилась своего рода иллюстрацией, практическим подтверждением его эстетической и идейной "упёртости". В частности — в отборе средств: это "можно", то "не можно". Такой несколько "очищенный", почти "дистиллированный" стиль. Отсюда и ощущение самоповтора у позднего Свиридова.
Гаврилин, наоборот, свободный художник и прежде всего художник. Не концепция рождает музыку, а музыка концепцию. Его музыка часто звучит просто "авангардно" (я уж не говорю о "Русской тетради", но прислушайтесь к фортепианной фактуре, скажем, в "Вечерке"). Но она настолько жива и естественна, что вслушиваться в приёмы, в технологию как-то неохота (даже профессионалам), и поэтому мало кто это замечает.
Вы, конечно, поняли, что мне ближе Гаврилин. Но это не питерский патриотизм. Музыка Гаврилина вообще далека от понятия "петербургская", "ленинградская" или какая-либо "этот-градская" или "тот-бургская" школа.
Ответ: Гаврилин vs. Свиридов
таких как....Сообщение от alex
?
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
ПОМОГИТЕ
Ребята,Не подскажете,где достать ноты "военных писем" и "перезвонов"?(желательно бесплатно). Спасибо за внимание.
- Регистрация
- 18.02.2003
- Адрес
- Питерец по крови, москвич по прописке
- Возраст
- 48
- Сообщений
- 907
Re: Ответ: Гаврилин vs. Свиридов
На провокации не поддаемся!!!Сообщение от Walter Boot Legge
![]()
Похожие темы
-
Георгий Свиридов
от krivitch в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 435Последнее сообщение: 16.12.2020, 20:09 -
Валерий Гергиев. Собрание интервью: о 3D Мариинском, о строительстве II сцены Мариинского театра, Вадим Репин и Валерий Гергиев в Мариинском
от Povv в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 0Последнее сообщение: 28.09.2011, 06:54 -
Валерий Гаврилин
от Зеленый в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 31Последнее сообщение: 18.07.2010, 20:10 -
валерий гаврилин военные письма
от mihmih81 в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 0Последнее сообщение: 11.02.2010, 12:45 -
Сборный концерт 8/06/2006 Георгий Свиридов в ММДМ
от putinomania в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 03.06.2006, 16:09





Ответить с цитированием


Социальные закладки