-
09.01.2008, 23:59 #141
Ответ: Арнольд Шёнберг. Великий?
Да, это и вправду загадка. Я ни разу, кажется, не видел, чтобы композитор-"авангардист" (пардон!) лез в темы про, т.с., "классическую" классическую музыку и рассказывал там людям, какой кошмар они слушают, и как это всё.. ну, не знаю, устарело, к примеру. А примеров обратного - т.е. ненавистников "авангарда" (пардон!), создающих темы типа "кому это надо?" или пишущих про "это не музыка" - навалом.
Впрочем, вот Ёпрст в данной теме, на мой взгляд, высказался (в первом сообщении, по кр. мере) вполне корректно. (голосом Иа-Иа) "Не то, что некоторые.."
- Регистрация
- 29.04.2007
- Адрес
- Вильнюс
- Возраст
- 62
- Сообщений
- 808
- Записей в дневнике
- 14
Ответ: Арнольд Шёнберг. Великий?
На самом деле проблема действительно в формулировании темы. Смотрите:
С одной стороны
С другой стороны:на мой взгляд, заслуга Шёнберга, что называется, "только" в создании 12-тоновой техники. На Штокхаузена и вообще муз. мысль 20-го века, насколько я понимаю, больше повлиял Веберн (у Шёнберга ведь нет ничего даже отдалённо напоминающего Op. 27 и Op. 28, да?); Кейджа Шёнберг вдохновлял скорее как образец того, что такое композитор, чем в плане техники.
Надо было оставить только первое направление, и тогда получился бы нормальный деловой разговор со специалистами по данной технике, стилю и проч. А так, конечно...А музыка Шёнберга у меня восторгов никогда не вызывала; мне всегда казалось, что он слишком сильно связан с немецкой традицией того времени, а я не питаю никаких чувств к музыке Брамса, Малера, и пр.![]()
Ответ: Арнольд Шёнберг. Великий?
Я пока увы не слышал ни единого аргументированного ответа. Я вот, хоть и увы совсем не знаток, смог бы разъяснить человеку, немного знакомоу с историей и теорией музыки, в чем конкретно заслуги Бетховена, Вагнера или м.б. Лигети (хотя тут чуть сложнее). Люди, знающие лучше ответили - почитайте то-то,посмотрите те-то ноты, полушайте то-то. До Бетховена это использовал тот-то и тот-то... и т.д. Конечно нельзя требовать объективного ответа (я не готовлюсь в музыковеды, а те кто уже - им тоже нужна субъективность) - куда интереснее частное мнение, но аргументированное!!
А тут - спор на уровне "Берг музыкант!"
"Нет, музыкант Веберн"...
Что до моемго субъективного мнения, то Шенберг явно великий композитор XX века. Но вот не слашал я у него произведения, вроде 9-й симфонии XX века (Бетховена... Малера - может быть)))
Итак, что стоит послушать (кроме Пьеро - это конечно прекрасная вещь, хотя бы по тембрам), чтобы оценить величие таланта Ш.?
Кстати, любопытно - что я бы не назвал ни одного "центрального" произведения Стравинского. Все они по-моему больше похожи на шаги куда-то... Самое цельное, пожалуй - это все-таки "Симфония псалмов" (впрочем, конец мне не очень). Из раннего - "Петрушка" и "Весна священна". Для ф-но больше всего - серенада. Но если в случае со Стравинским это и понятно, то вот для Шенберга с его немецкостью...
"There I saw one I knew, and stopped him, crying 'Stetson!
'You who were with me in the ships at Mylae!" T.S.Eliot
"девятая симфония"
Во многом это объясняется тем, что ведущим типом ансамбля в XX веке стал ансамбль солистов. Оркестр перестал быть "самым главным", "самым грандиозным", он стал лишь "одним из" составов. Более того, оркестровый жанр стал для новой музыки просто чем-то более консервативным, отчасти вторичным, потому что в оркестре всё более "машинизировано": в нём важнее дисциплина, в ансамбле наиболее важен энтузиазм и многосторонний талант каждого музыканта. В ансамбле с каждым его участником можно посидеть, поработать (как Моцарт работал с солистом во время создания валторнового концерта; но в XX веке это становится особенно важно), написать партию, исходя из возможностей музыканта.
В оркестре это невозможно, да и заинтересованность музыкантов меньше. Второй кларнетист не будет учить несколько часов плавный переход от одного звука к другому через мультифонику, он сядет и прочитает с листа.
Вспомните, Шёнберг провёл много десятков репетиций перед премьерой Лунного Пьеро. Мог ли он позволить себе такое с оркестром? Нет.
Получается, что оркестр обладает меньшими возможностями. Оркестровая музыка перестаёт быть тем жанром, в котором совершаются открытия и грандиозные прорывы. Она приобретает характер "проверки на устойчивость", способности композитора ходить с гирями на ногах, а не лететь на крыльях.
Поэтому вряд ли в XX веке стоит искать "9 симфонию", также как вряд ли стоит её искать в XVIII, в XVII, в XVI, в XV веках (то есть, конечно, можно попытаться "натянуть" эту роль на какую-нибудь музыку прошлых эпох, но это далеко не будет так удачно, как собств. 9-я симфония) - у каждой эпохи свои достижения.
Зато стоит искать Лунного Пьеро, Историю Солдата, Молоток без Мастера, Перекрёстную Игру, и т. д..
Ответ: Арнольд Шёнберг. Великий?
Ответ: Арнольд Шёнберг. Великий?
Извините, но я этого не понял. Заслуги композитора только в том, что он создает высокое искусство и т. п., а "новаторство" - это совсем другая история.
Мне жаль Вашего собеседника, если Вы вооружите его для прослушивания 9-ой сведениями о том, что ее величие - в использовании хора или что-то в этом роде.
Мне вспоминается один музыковед, полагавший, что ценность Моцарта в том, что он где-то использовал пресловутый "тристан-аккорд".
Похожие темы
-
Арнольд Шёнберг
от Rouslan Khazov в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 25Последнее сообщение: 09.08.2012, 08:09 -
Владимир Арнольд
от SSK в разделе Светлая памятьОтветов: 2Последнее сообщение: 03.06.2010, 19:08 -
Арнольд Шёнберг. "Стиль и мысль. Статьи и материалы"
от матушка-гусыня в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 1Последнее сообщение: 28.02.2007, 19:52 -
умер Арнольд Михайлович Кац
от Roka в разделе Светлая памятьОтветов: 25Последнее сообщение: 01.02.2007, 21:50 -
Арнольд Кац - Шестая симфония Чайковского
от Schonheit в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 12Последнее сообщение: 21.11.2005, 05:59





Ответить с цитированием



Социальные закладки