Страница 1 из 10 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 98

Тема: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

              
  1. #1
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,289
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    (опыт систематизации проговоренного)

    Как известно, уже в день премьеры мнения относительно версии Дмитрия Чернякова резко разделились. Причем «умнее всех», разумеется, выступили театральные критики: они ограничились недоуменно-снисходительными описательными замечаниями типа «много жуют, много шумят, но смотреть любопытно». Ни в одной работе я не нашел ни намека на серьезный разбор спектакля. А необдуманная эскапада Г.П.Вишневской (как в своё время письмо Нины Андреевой в газете «Правда») привела околотеатральное сообщество к расколу. Поклонники драматического искусства восприняли нового «Онегина» более чем позитивно, почитатели же собственно оперного жанра в массе своей работу Чернякова обругали заочно, даже не видя спектакля (мне до сих пор не удалось понять, откуда взялась в обсуждениях постановки глупость о «блюющих гостях»).
    Почему новую версию поддержали «театралы», понятно: спектакль сделан по всем правилам построения драматического спектакля, режиссёрскую работу в нем отличает сюжетная функциональность каждой мизансцены, продуманность всех нюансов взаимоотношений между персонажами, логическая цельность концепции.
    Почему новую версию отвергли «меломаны», тоже понятно: сюжетно-драматические «купюры» (отсутствие варенья и крестьян в первой картине, отсутствие традиционной дуэли в пятой картине, отсутствие танца под полонез в шестой картине) и новое «двусоставное» оформление разрушили старую предсказуемость и узнаваемость. Сопротивление всему новому, в целом, полезнее, чем безоговорочное принятие всего и вся без разбору, но хотелось бы услышать разумные аргументы, а их-то и не слышно…
    Как это ни странно, оказалось, что есть еще и весьма внушительная группа просто «равнодушных»: спектакль не произвел на них никаких особых впечатлений, кроме как «странная опера». В этом «клане» молчаливо отсиживаются честные обыватели, не знающие «слов к музыке». Это, чаще всего, люди, недооценивающие как сложности самого жанра, так и масштабов самоотдачи и напряжения, требующихся от зрителя в оперном театре в обмен на «яркие впечатления». Эту публику жальче всего: мир познания космоса человеческой души через музыку для неё закрыт.

    Мои собственные наблюдения за спектаклем и за отношением к нему публики, как «вовлеченной», так и «нормальной», привели меня к выводу, что противникам постановки очевидно не хватает конструктивной вдумчивости, а сторонникам - конструктивного анализа. Проблема эта легко объяснима, и источником своим имеет обычную лень (как и большинство проблем вообще любых). Я не могу похвастать, что мне совсем нечем себя занять, кроме как проводить «химический» разбор взаимодействия режиссуры Чернякова и зрительного зала. Увы. Но кое-что из того, что могло бы позволить как сторонникам, так и противникам постановки «посвежее» взглянуть на «давно решенный вопрос», я насобирал и хотел бы поделиться. Разумеется, к «разысканиям» меня подвигли дискуссии и обсуждения (и, слава богу, не с самим собой) нового спектакля, поэтому я заранее благодарен всем, кто спровоцировал мои поиски.

    Основными достижениями вообще всех «оперных» работ Чернякова я считаю обнажение драматургических токов партитуры. Ему, как оперному режиссеру от бога, дано расслышать заложенное в музыке взаимодействие лейтмотивов и тем. Мне думается, именно с этим его талантом связана такая пронзительная точность музыкального «угадывания» сюжетных ходов в лучших его спектаклях. Часто этот «талант» подвигает его к изменению «либреттных» и традиционно-ожидаемых сценических решений. Вносимая Черняковым в оперный обиход режиссерская «отсебятина» страшно раздражает людей, глухих к музыке и очень падких до «неприкосновенности традиционных» прочтений. Прямо противоположные чувства эта же «отсебятина» почему-то вызывает у людей, относящихся к опере вдумчиво и «не-паразитически», то есть людей, не ожидающих от оперного спектакля одной лишь «нарядности» и соответствия их собственным «зрительским симпатиям». Проявления этой «режиссерской отсебятины» в главных образах «Евгения Онегина» мы и рассмотрим.

    1. Образ Татьяны.
    Самая частая претензия к режиссуре нового «Онегина» - «клиническая составляющая» образа главной героини. Татьяну Чернякова называют и слишком эмоциональной, и малохольной, и «больной», и неврастеничной, в общем «не такой, как все»… Пластическая характеристика роли, в целом, этими эпитетами передана «верно», а вот недовольство таким рисунком роли выглядит странновато. Вспомним, как обозначает Пушкин состояние своей любимой героини: "Татьяна изнывала тайно» (в русском языке слово "ИЗНЫВАТЬ" (несов. неперех.) имеет единственное значение: "1. Мучиться, томиться, изнемогать" (С))... Вообще образ Татьяны у Чернякова насквозь пушкинский (в то время, как у Покровского у Татьяны вообще никакого образа нет: ходит по сцене какая-то тётка и поёт "проникновенно", сама не веря в то, что поёт):

    "Таинственно ей все предметы
    Провозглашали что-нибудь,
    Предчувствия теснили грудь.

    Она дрожала и бледнела.
    Когда ж падучая звезда
    По небу темному летела
    И рассыпалася, - тогда
    В смятенье Таня торопилась,
    Пока звезда еще катилась,
    Желанье сердца ей шепнуть.
    Когда случалось где-нибудь
    Ей встретить черного монаха
    Иль быстрый заяц меж полей
    Перебегал дорогу ей,
    Не зная, что начать со страха,
    Предчувствий горестных полна,
    Ждала несчастья уж она.

    Что ж? Тайну прелесть находила
    И в самом ужасе она:
    Так нас природа сотворила,
    К противуречию склонна."

    Портрет совершенно малохольной полупомешанной девицы не от мира сего! Этот-то образ у Чернякова и создан! Эта надрывность и звучит в сцене письма у Чайковского! У Покровского же Татьяна сидит в кровати и поёт...

    Относительно «внутренней» чувственности Татьяны, проявляющейся в прекрасно сделанной сцене письма. Вспомним сон Татьяны и то, как она видит там Онегина и себя с Онегиным?

    "Он знак подаст: и все хлопочут;
    Он пьет: все пьют и все кричат;
    Он засмеется: все хохочут;
    Нахмурит брови: все молчат;
    Он там хозяин, это ясно:
    И Тане уж не так ужасно,
    И любопытная теперь
    Немного растворила дверь...
    Вдруг ветер дунул, загашая
    Огонь светильников ночных;
    Смутилась шайка домовых;
    Онегин, взорами сверкая,
    Из-за стола гремя встает;
    Все встали; он к дверям идет.
    И страшно ей; и торопливо
    Татьяна силится бежать:
    Нельзя никак; нетерпеливо
    Метаясь, хочет закричать:
    Не может; дверь толкнул Евгений:
    И взорам адских привидений
    Явилась дева; ярый смех
    Раздался дико; очи всех,
    Копыта, хоботы кривые,
    Хвосты хохлатые, клыки,
    Усы, кровавы языки,
    Рога и пальцы костяные,
    Всё указует на нее,
    И все кричат: мое! мое!
    "Мое!" - сказал Евгений грозно,
    И шайка вся сокрылась вдруг;
    Осталася во тьме морозной.
    Младая дева с ним сам-друг;
    Онегин тихо увлекает
    Татьяну в угол и слагает
    Ее на шаткую скамью
    И клонит голову свою
    К ней на плечо..."

    Даже не привлекая Фрейда к анализу первой части сна (погоня "ласкового" медведя за Татьяной в лесу), мы можем увидеть, что у героини Пушкина к Онегину не только эротические ожидания, но и ожидания, сопряженные с готовностью подчиниться сильному (мазохизм?) и чуть ли не с групповухой при участии фольклорных уродов!)!!! Ну, можно, конечно, предположить, что Татьяна у Пушкина святая аки Богоматерь, а сам Пушкин сексом никогда не занимался и уж точно об ЭТОМ никогда не писал, но это и есть высшая степень лицемерия и безнравственного невежества. Что и наблюдаем в постановке Покровского, в которой Татьяна - аморфная (в СССР секса нет! а заодно и в России XIX в. его тоже не было!) меланхоличка, больше похожая на монахиню, чем на деревенскую девушку...

    Татьяна и у Пушкина, и у Чайковского, и у Чернякова – девушка страстная, фантастическая, мечтательная, РУССКАЯ (!)… и бесконечно ЦЕЛЬНАЯ в своих привязанностях и обязательствах.

    2. Образ гостей. Пестрота и движение, бытописание и анатомия русского праздника и посиделок возникла в спектакле Чернякова совершенно не случайно. Посмотрим, что пишет Пушкин о бале у Лариных:

    "Шум, хохот, беготня, поклоны,
    Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,
    Между двух теток, у колоны,
    Не замечаема никем,
    Татьяна смотрит и не видит,
    Волненье света ненавидит;
    Ей душно здесь.."

    У Чернякова и шум, и хохот, и беготня, и "тётки"... У Покровского этого ничего нет: только вальс и хоровая статика! То есть опять традиционная постановка "врёт" против Пушкина!

    На оперных форумах постановку Чернякова обвиняли в том, что у него гости всё время едят и что слышны звуки столовых приборов... Видимо, оперные "умники", как и мадам Вишневская, тоже не сильно знакомы с текстом величайшего русского романа:

    "На миг умолкли разговоры;
    Уста жуют. Со всех сторон
    Гремят тарелки и приборы
    Да рюмок раздается звон..."


    Комментарии излишни.

    3. Образ мадам Лариной.
    В постановке Покровского это милая бабулечка... А вот что у Пушкина:

    "Она меж делом и досугом
    Открыла тайну, как супругом
    Самодержавно управлять,
    И всё тогда пошло на стать.
    Она езжала по работам,
    Солила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,
    Служанок била осердясь -
    Все это мужа не спросясь."

    Активная, волевая, властная женщина. Ну, почему бы ей не хлопнуть рюмашечку (или русские женщины не пили водки?), а потом не разреветься от воспоминаний о загубленной в глуши молодой жизни… Именно то, как показана Ларина у Чернякова, и есть Пушкинская героиня. А не та бесхарактерная бабулька, которая сидит на сцене у Покровского...

    4. Образ Ольги.
    На первый взгляд, образ Ольги - исключительно режиссерская отсебятина. У Пушкина и у Чайковского Ольга не обладает такой стервозностью характера, какой награждает её режиссёр. Ольга из драматургической «пустышки» стала полноценным «игроком»: именно она олицетворяет толпу, убивающую поэта. Это «олицетворение» не нужно было Пушкину: для Пушкина сделать из Онегина, ненавидящего толпу, её же – этой самой толпы – орудие – было вершиной художественного психологизма! Эта корректировка Ольгиного характера не нужна была и Чайковскому: у него Ленский не молча исчезает, а устраивает публичный скандал, оскорбляя друга, на что друг уж никак не мог не ответить… Зачем же это изменение понадобилось Чернякову? А вот зачем! Следуя принципу логичности взаимоотношений действующих лиц, режиссёр понимает, что если бы Ольга не была равнодушна на самом деле к своему поэту, она не допустила бы его страданий! Она не просто не понимает его («Вчера мы виделись, мне кажется»), её система ценностей расположена на другой планете по отношению к системе ценностей Ленского: то, что Ленский переживает как незаслуженную обиду, Ольга не переживает вообще никак. Ну, и ключевая реплика для понимания образа Ольги уже у Чайковского:

    Ленский: «Ах, Ольга, ты меня не любишь!»
    Ольга: «Какой ты странный!»

    В ответ на упрёк в равнодушии любящая женщина никогда не ответит «Какой ты странный!» Ленский это чувствует, и свою боль «вымещает» на «бестактном» друге. Онегин и здесь становится орудием: человеком, от которого ничего не зависит! Не было бы Онегина, Ленский захотел бы подстрелить кого-нибудь другого… не нужно долго думать, чтобы понять, что – САМОГО СЕБЯ. Поэтому в спектакле и нет дуэли. Она психологически здесь не нужна, драматургически избыточна: Ленскому не нужно убивать Онегина, Ленскому нужно, чтобы его ДОбил Онегин… убила его уже Ольга. И показать это можно, только сделав Ольгу ярким самостоятельным игроком разыгрывающейся трагедии! Что Черняков и делает. Насколько хорошо это получилось, понять легко: достаточно посмотреть, как гармонично выстроились пары героев в режиссерской версии Чернякова после совершенной «подмены» Ольгиного характера. В начале оперы Онегин "вне" толпы: он её презирает, но попадаясь на "удочку" предрассудков и вызывая Ленского на дуэль, он становится её частью, частью того, что презирает. Здесь, кстати, опять всё по Пушкину. Черняков делает частью толпы и Ольгу: она сходу "западает" на "свеженького" Онегина (кокетливо поправляет причёску, пожирая глазами нового гостя)... Западает, потому что чувствует СВОЕГО. А почему к Онегину стремится Татьяна? Татьяна видит в нем то, чего ей самой очень не хватает в её жизни среди вечно жрущих и пьющих "соседей": независимость от социума! Но, получается, что Оля угадала, а Таня ошиблась! Онегин и Ольга - оба сущностно принадлежат толпе: они циничны и жестоки (и в черняковском спектакле Ольга, - наконец, становится главным убийцей Ленского!).

    Далее - Татьяна: она не вписывается в толпу, она в глазах "жрущего" общества, как мы уже видели, выглядит малохольной невротичкой... Вообще же отношение к рисунку роли Татьяны у Чернякова может легко "фильтровать" людей: те, кому Татьяна кажется малохольной, скорее всего, сами принадлежат к "жрущему" типу людей... Те, кто всей душой сочувствуют Татьяне и понимают смысл этого образа и у Пушкина, и у Чайковского, и у Чернякова, - люди, скорее всего, обремененные тем же эмоциональным одиночеством и противостоящие "жрущей" толпе. Это отношение не зависит от воспитания или уровня культуры. Этот "фильтр" показывает душевную чувствительность или её отсутствие...

    К этому же типу людей относится и Ленский: он тоже вечно невпопад, он смешон, он неловок, но он - ЛЮБИТ, и уже самим этим фактом противостоит толпе, во главе которой прожившая жизнь без любви волевая и хлебосольная Мадам Ларина... (Эта же тема – несовместимости человеческой любви и толпы хоть и грубо, на мой вкус, но очень предметно обозначена в мюнхенской постановке «Хованщины»!)

    Эти пары "проявляются" в сцене вызова на дуэль: Ольга требует от Ленского, чтобы он успокоился, так же как и Онегин ("Безумны Вы, безумны!") и только Татьяна "говорит" о боли, которая сжала сердце... О чьей боли она поёт? О своей? Да вот если бы… Татьяна здесь ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ звучит как внутренний голос Ленского! Они двое - "одной крови", две части одной души...

    Важно отметить, что этого "парного" расклада нет у Пушкина, он есть только у Чайковского. Но и Черняков-то ставил не роман, оперу... И то, что Черняковым услышано в музыке Чайковского, - уникально для интерпретации этой великой оперы. Поэтому непривычно и - иногда - даже не заметно...


    5. Образ Ленского.
    Черняков сделал образ Ленского по-настоящему трогательным и несчастным... Образ этот совершенно не пушкинский. Этот образ целиком и полностью принадлежит Чайковскому: именно для Чайковского было наиважнейшим показать трепетность и беззащитность своего героя (это считывается в изумительной красоты темах музыкального образа Ленского). Если Вы хотите понять, что такое Ленский у Чайковского-Чернякова, пересмотрите фильм Р.Быкова "Чучело": противостояние толпе, которая всегда, как стадо, выбирает самого слабого и уничтожает его (морально или физически – это неважно), – одна из ключевых тем и у самого Пушкина, но в романе, к сожалению, Ленский не был для Пушкина «светлой стороной» главного героя. Ленский у Пушкина – «сюжетный аргумент», а не полноценный персонаж. И только Чайковский, сочиняя «по роману», но имея в виду всё-таки Пушкина-художника, озвучивает недовысказанное поэтом. Чайковский "показывает", как Онегин "убивает" всё светлое, что есть в нём, отказываясь от любви Татьяны и предавая друга-"несмышленыша"... Чайковский смотрит на пушкинский сюжет по-своему и, на мой взгляд, чуть глубже, чем сам Пушкин... У Чайковского Ленский - двойник Татьяны... И Черняков показывает это, передавая куплеты совершенно избыточного персонажа Трике Ленскому.

    Логически выстроенные взаимодействия между Лариной, гостями, Ленским, Ольгой, Татьяной, Онегиным «распаковывают» основную сверхзадачу спектакля – повествование об экзистенциальном одиночестве человека... Эта тема в нынешний век эгоистического практицизма очень остра... Человек космически всегда один... И его враг в этом одиночестве - окружающий мир (Рублевка это или люберецкая шпана, - суть не меняется)... Как ему победить свое одиночество? Раствориться в толпе, как Татьяна? Или вывалиться из этого социума, как Онегин? Обратите внимание на роскошную сцену убийства Ленского: в толпе есть все, кроме Татьяны: она ПОКА не часть толпы, убивающей художника... И даже эта идея - не идея Чернякова. Это идея - идея всего творчества Пушкина и Чайковского! Черняков её вытащил и обнажил. Он позволил себе поступок-откровение: "Смотрите, что я услышал//вычитал!" Таких откровений современные режиссеры (не говорю уж о вчерашних) себе не часто позволяют. Особенно в опере: здесь нельзя просто выйти и объявить: "А я вот это вижу//слышу ТАК!" Потому что есть партитура и есть контекст творчества авторов музыки и (в данном случае) сюжета. Традиционная постановка «Евгения Онегина» - самостоятельно интересный артефакт, но, к сожалению, очень мало общего имеющий как с Пушкиным, так и с Чайковским.

    Подводя итог, можно сделать странноватый вывод, что собственно «личного» вмешательства в драматургию оперы в постановке Чернякова-то и нет… Всё, что показалось нам «новым» и «наглым» в его постановке, «оказывается», было прописано либо в романе Пушкина, либо в партитуре Чайковского… Заслуга Чернякова лишь в том, что он ДАЛ СЕБЕ ХУДОЖНИЧЕСКИЙ ТРУД всё это услышать, вычитать и показать… Вот она настоящая работа настоящего режиссёра. Режиссёра, стремящегося не к самоутверждению на оперной сцене, а к эталонному воплощению созданного ДО НЕГО его великими предшественниками. То, что этого не увидели «апологеты», превознося режиссерские «догадки», и не услышали «критики», ругая фактически сам роман и саму оперу, а не режиссерские «отсебятины» Чернякова, меня огорчает и угнетает.

    Последний раз редактировалось AlexAt; 27.02.2008 в 13:43.

  • #2
    Старожил Аватар для Vasilisa
    Регистрация
    16.05.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    4,799
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    Увлекательный анализ, спасибо! Вот вопрос возник...
    Вы утверждаете, что Черняков разгадывает Петра Ильича :
    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    [FONT=Times New Roman]
    ....У Чайковского Ленский - двойник Татьяны... И Черняков показывает это, передавая куплеты совершенно избыточного персонажа Трике Ленскому.
    [/SIZE]
    ...
    Кроме того, что он вкладывает куплеты Трике в уста Ленского, есть ли еще воплощение этой идеи в постановке?
    Согласны ли Вы с такой параллелью и её выражением в виде куплетов другого персонажа?

  • #3
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,289
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    Цитата Сообщение от Vasilisa Посмотреть сообщение
    Увлекательный анализ, спасибо! Вот вопрос возник...
    Вы утверждаете, что Черняков разгадывает Петра Ильича :
    ...
    Кроме того, что он вкладывает куплеты Трике в уста Ленского, есть ли еще воплощение этой идеи в постановке?
    Согласны ли Вы с такой параллелью и её выражением в виде куплетов другого персонажа?
    спасибо за комментарий и вопрос!
    разумеется: я же писал ("и только Татьяна "говорит" о боли, которая сжала сердце... Татьяна здесь ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ звучит как внутренний голос Ленского!").
    так же как Чайковский "глубже" видит конфликт романа Пушкина, Черняков "глубже" видит структуру оперы Чайковского, а именно: Трике - драматургически совершенно не нужен, а его неуместные "комические куплеты" как нельзя лучше отражают неуместность Ленского на общем "празднике жизни".

    еще раз спасибо за вопрос!

  • #4
    Постоянный участник
    Регистрация
    25.03.2004
    Сообщений
    6,218
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    С интересом прочитал Ваш анализ, уважаемый AlexAt. Ничего не могу сказать по существу дела, поскольку саму постановку не видел. Хотел в свое время пойти, но заболел, да вот так с тех пор и не выбрался. Хотя перед своим несостоявшимся "походом" в предварительном порядке что-то даже написал тогда в теме "Евгений Онегин в Большом театре", см. здесь. Но, извините, читая Ваш, безусловно, интересный анализ, невольно споткнулся вот на такой фразе:
    Вносимая Черняковым в оперный обиход режиссерская «отсебятина» страшно раздражает людей, глухих к музыке и очень падких до «неприкосновенности традиционных» прочтений. Прямо противоположные чувства эта же «отсебятина» … вызывает у людей, относящихся к опере вдумчиво…
    Что же это мне напоминает своей категоричностью? А, вспомнил: "Формалистическую музыку пишут антинародные композиторы, а реалистическую музыку - народные композиторы"
    (текст из антиформалистического райка Шостаковича)

  • #5
    Старожил
    Регистрация
    15.01.2008
    Адрес
    Сейчас -в Питере
    Сообщений
    1,140

    По умолчанию Ответ: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    Спасибо Вам за то что Вы дали себе труд анализа. Переливание из пустого в порожнее мало эффективно. "Онегина" я видел и оценил, о чем писал уже не раз в разных форумах.
    Я не апологет Чернякова, а просто пытался найти рациональное зерно в работах режиссера, но реакция была яростной.
    О Ленском, "полурусском соседе Онегина". В моем спектакле это был хороший тенор австралийского происхождения Гудвин, а потому его чуждость обществу, его "протестанская этика" были выражены особенно ярко. Черняков показывает его попытки привнести в бесшабашные русские именины некое подобие западноевропейского сценария (многостраничного!), домашнего театра, забавных сюрпризов, колпачков, игрушек и т.д. и это намерение терпит крах. Нашла коса на камень- хорошо выученный студент геттингенского университета получает афронт в первую очередь от барышни, которую любит, и которая с особым сладострастием демонстрирует гостям его несостоятельность. Во время знаменитой преддуэльной арии Ольга ползает по полу в поисках потерянной сережки, а Ленскому сочувственно поддакивает какая-то интеллигентная , но уже явно выжившая из ума старуха. Все это очень правдивые детали нашего, не скажу сегодняшнего, но все же привычного обихода. Уходящего. Потому что актуален именно тот каскад гэгов, которые сопровождают полонез. Когда Онегин не может пристроить пальто и найти себе место за столом и холуи всех рангов ("холопья добровольные") от него отворачиваются. Черняков имеет несчастье держать перед нами зеркало, а не показывать "изячную жизнь" вообще. За это его и не любят. А в "Хованщине" и "Годунове", он видимо затронул еще более воспаленные нервные окончания. Хотя и в "Жизни за царя" это вполне правдиво выявлено. Поэтому
    выходишь из театра весьма подавленный. Ну а в театрах сейчас ищут в основном приятного, а не "грузиться проблемами".

  • #6
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,289
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Читатель Посмотреть сообщение
    С интересом прочитал Ваш анализ, уважаемый AlexAt. Ничего не могу сказать по существу дела, поскольку саму постановку не видел. Хотел в свое время пойти, но заболел, да вот так с тех пор и не выбрался. Хотя перед своим несостоявшимся "походом" в предварительном порядке что-то даже написал тогда в теме "Евгений Онегин в Большом театре", см. здесь. Но, извините, читая Ваш, безусловно, интересный анализ, невольно споткнулся вот на такой фразе:
    Что же это мне напоминает своей категоричностью? А, вспомнил: "Формалистическую музыку пишут антинародные композиторы, а реалистическую музыку - народные композиторы"
    (текст из антиформалистического райка Шостаковича)
    Большое спасибо за комментарий!
    Согласен с Вашей оценкой моей категоричности. Но ведь и фраза "солнце всегда встаёт на востоке и всегда садится на западе" тоже категорична, верно?

    Спектакль будет 17 и 18 марта: сходите. Или можно подождать ввода в главную партию Василия Ладюка, который состоится осенью (Сулимский не очень хорош в этой роли).

    Цитата Сообщение от Андрей C. Посмотреть сообщение
    Спасибо Вам за то что Вы дали себе труд анализа. Переливание из пустого в порожнее мало эффективно. "Онегина" я видел и оценил, о чем писал уже не раз в разных форумах.
    Я не апологет Чернякова, а просто пытался найти рациональное зерно в работах режиссера, но реакция была яростной.
    О Ленском, "полурусском соседе Онегина". В моем спектакле это был хороший тенор австралийского происхождения Гудвин, а потому его чуждость обществу, его "протестанская этика" были выражены особенно ярко. Черняков показывает его попытки привнести в бесшабашные русские именины некое подобие западноевропейского сценария (многостраничного!), домашнего театра, забавных сюрпризов, колпачков, игрушек и т.д. и это намерение терпит крах. Нашла коса на камень- хорошо выученный студент геттингенского университета получает афронт в первую очередь от барышни, которую любит, и которая с особым сладострастием демонстрирует гостям его несостоятельность. Во время знаменитой преддуэльной арии Ольга ползает по полу в поисках потерянной сережки, а Ленскому сочувственно поддакивает какая-то интеллигентная , но уже явно выжившая из ума старуха. Все это очень правдивые детали нашего, не скажу сегодняшнего, но все же привычного обихода. Уходящего. Потому что актуален именно тот каскад гэгов, которые сопровождают полонез. Когда Онегин не может пристроить пальто и найти себе место за столом и холуи всех рангов ("холопья добровольные") от него отворачиваются. Черняков имеет несчастье держать перед нами зеркало, а не показывать "изячную жизнь" вообще. За это его и не любят. А в "Хованщине" и "Годунове", он видимо затронул еще более воспаленные нервные окончания. Хотя и в "Жизни за царя" это вполне правдиво выявлено. Поэтому

    выходишь из театра весьма подавленный. Ну а в театрах сейчас ищут в основном приятного, а не "грузиться проблемами".
    Спаисибо за комментарий!
    Я думаю, Вы правы: опера у нас не ассоциируется с театром как социальным "зеркалом"... И это очень тормозит развитие оперы как высшей формы театрального искусства.
    Черняков не безупречный режиссёр (для безупречности он слишком молод, 37 лет), но режиссёр вдумчивый... Исследовательская составляющая в его творчестве часто превалирует над эстетической, что создаёт местами жуткие диссонансы... Впрочем об этом я напишу в своём отчете о его "Хованщине".

  • #7
    Частый гость Аватар для Eliya
    Регистрация
    12.09.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    36
    Сообщений
    158
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    Спасибо за такой подробный анализ. Теперь даже хочется посмотреть; любопытно, да и собственное мнение появится
    Ei elämä sammu milloinkaan
    alla routaisenkin maan
    siemen kytee, nukkuu maas
    kunnes aurinko nousee taas

    http://elliya.livejournal.com/

  • #8
    Старожил
    Регистрация
    15.01.2008
    Адрес
    Сейчас -в Питере
    Сообщений
    1,140

    По умолчанию Ответ: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    Главное, что Черняков снимает стружку с привычного и позволяет увидеть произведение с неожиданной стороны. На мой взгляд самым удачным стал "Тристан", хотя и "Китеж" - еще самый первый, где чуть ли не асфальт на Сенной укатывали -тоже хорош! Буду ждать Вашего анализа с интересом его германских премьер. Он ведь и "Леди Макбет" Шостаковича ставит и "Игрока" Прокофьева в Берлине.

  • #9
    Активный участник Аватар для Ereignis
    Регистрация
    21.01.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    37
    Сообщений
    480

    По умолчанию Ответ: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    (опыт систематизации проговоренного)



    Да, спасибо. В одной из тем сразу после премьеры я писал почти о том и даже почти такими же словами (одиночество, психологический анализ и т.п.), но разумеется не был услышан слишком упорными сторонниками традиций. Могу только еще раз повторить, что изменение времени требует изменений языка, в том числе и перевод традиционного в культуре на языки новой актуальности. И независимо от конкретных успехов и неуспехов перевода Чернякова, само его намерение уже заслуживает положительной оценки и внимания.

    When you're creating your own shit, man, even the sky ain't the limit... — Miles Davis

  • #10

    По умолчанию Ответ: Еще раз о новой постановке «Евгения Онегина» в Большом.

    AlexAt, большое спасибо, что разобрали. Для меня этот разбор был очень убедителен. Я только добавил бы, почему, собственно, спектакль Чернякова вгоняет в ступор (лично меня, но не только – проверено на разных людях), откуда этот эстетический шок.

    Мне кажется, он идет от мгновенного перефокусирования, которое умеет проделывать Черняков. Только что он, казалось, был полностью сосредоточен на сюжете – и вдруг как бы метафизически из него выключается. Отсюда, например, гениальный звон столовых приборов во время вступления, нарочито слышный в прекрасных чайковских паузах – это же не гости Лариных сидят на сцене и орудуют ножами и вилками, это мы сидим и не слышим музыки. Отсюда же то, что Татьяна ничего не пишет во время сцены письма, а пишет после. Отсюда и совершенно поразительная деталь, когда пожилая артистка миманса – единственная, кто слышит предсмертную арию Ленского, – как бы переводит ее для зрителей.

    А замена Трике на Ленского это да, я согласен с вашей версией. Только тут еще одно: Черняков сознательно контрапунктирует музыке. Это у него фирменное. Только иногда он напрямую дает эту свою работу понять (в том числе и описанным расфокусом), а иногда вуалирует под "отход от сюжета". Но в целом, системно, Черняков диалогичен, он все время спрашивает музыку. И вопросы к ней бывают очень неожиданные.

  • Страница 1 из 10 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. дирижирование Ростроповичем Евгения Онегина
      от vst-sale в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 13
      Последнее сообщение: 16.12.2013, 17:39
    2. Большой привез «Евгения Онегина» в Ковент-Гарден
      от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 12.08.2010, 21:59
    3. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 27.05.2010, 01:45
    4. В Нью-Йорке показали киноверсию “Евгения Онегина” в Большом Театре
      от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 01.05.2009, 10:28
    5. Пропадёт ли Петербург без очередного "Евгения Онегина"?
      от Андрес в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 27
      Последнее сообщение: 19.09.2008, 12:39

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100