Я приветствую всех участников форума. И хотел бы обратится с просьбой разъяснить мне давно интересующий вопрос. Что это за история такая с посвящением этой симфонии Ленину??? О чем она на самом деле? Зная постоянные мистификации Дмитрия Дмитриевича я окончательно зашел в тупик. Самое поразительное, что в интервью именно по поводу создания 12-ой Шостакович выразился: "В соей творческой работе я всегда руководствовался вдохновляющими указаниями Коммунистической партии". Да еще эта ссора с Мравинским после отказа дирижировать 12-ой... Шостакович был глубоко уязвлен этим. Ведь это можно объяснить тем, что Шостакович надеялся на то, что Мравинский расшифрует настоящий смысл симфонии, а не эту очередную публичную отговорку. Или 12-я симфония - это действительно "...бессмертный образ Владимира Ильича"???. Что Вы об этом думаете, и что для Вас 12-я Симфония?
Здраствуйте, Алексей. Дело в том, что я не знаю насколько точны биографические сведения в книге Оксаны Дворниченко. но в хронологии там обозначено первое исполнение 12-ой симфонии 1 октября 1961г Большой зал Консерватории. Гос. оркестр СССР. Дирижер К. Иванов. А вот начало разлада с Мравинским обозначено с отказа им дирижировать 12-ой. Вот....
ТОлько посмотрел у Хентовой: первое исполнение Мравинским в Ленинграде....
а на ДАТУ не посмотрели (25 сентября, день рождения Шостаковича может, это было присутствие на репетициях...?) да, расхождения есть (но масса источников указывает 1 октября). Увы, нужно уточнять, а сейчас я не могу это сделать...
Но с "отказом" ерунда какая-то... какой может быть отказ, если в конце 61-го года В МОСКВЕ с ЗКР 12-я была записана в студии?! Мравинский с двух репетиций новые произведения не делал...
А некоторые "трения" начались раньше, ещё с Одиннадцатой (почему, думаете, не Мравинский её исполнял?) И даже Тринадцатую автор показывал летом Мравинскому, но вот с ней, да, "контакт" не состоялся (ни на премьере, ни потом - Мравинский её не исполнял). А причины довольно сложные (но даже тут на форуме можно найти тему...)
И даже Тринадцатую автор показывал летом Мравинскому, но вот с ней, да, "контакт" не состоялся (ни на премьере, ни потом - Мравинский её не исполнял). А причины довольно сложные (но даже тут на форуме можно найти тему...)
Мы когда-то на пару с сокурсницей готовили ответ для семинара как раз об этой симфонии. Кроме собственно анализа, ещё сделали вот что: (в частности, я решила этим заняться)сделали, так сказать, обзор литературы/статей, посвященных 12 симфонии, написанных относительно давно (та же Хентова и др. какие-то старые учебники, монографии...) и то, что появилось совсем недавно (М.Ардов, статья М.Сабининой, кажется из сборника статей посвященного 90-летию композитора //я могу ошибаться//) в поле зрения попали не только материалы, касающиеся Двенадцатой, но вообще, того времени в которое была написана симфония.
Интересно было всё это сопоставить (естественно, написаны вещи прямо противоположные). Сейчас я не очень многое помню, поэтому и пишу так, может, не совсем ясно.
Я приветствую всех участников форума. И хотел бы обратится с просьбой разъяснить мне давно интересующий вопрос. Что это за история такая с посвящением этой симфонии Ленину??? О чем она на самом деле? Зная постоянные мистификации Дмитрия Дмитриевича я окончательно зашел в тупик. Самое поразительное, что в интервью именно по поводу создания 12-ой Шостакович выразился: "В соей творческой работе я всегда руководствовался вдохновляющими указаниями Коммунистической партии". Да еще эта ссора с Мравинским после отказа дирижировать 12-ой... Шостакович был глубоко уязвлен этим. Ведь это можно объяснить тем, что Шостакович надеялся на то, что Мравинский расшифрует настоящий смысл симфонии, а не эту очередную публичную отговорку. Или 12-я симфония - это действительно "...бессмертный образ Владимира Ильича"???. Что Вы об этом думаете, и что для Вас 12-я Симфония?
Уважаемый snux!
Насчет премьеры 12-й симфонии Вам уже ответил Алексей. Мравинский не только провел официальную премьеру двенадцатой, но и сделал блестящую запись этой симфонии. Насчет расхождений в дате премьеры и в том, кто её провел – Мравинский или Иванов, постараюсь уточнить, когда доберусь до дому. Книги Хентовой и Дворниченко у меня имеются – посмотрю, что там за расхождения. Между прочим, в инете мне попалась статья Е.М. Цветовой "ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ В КУЙБЫШЕВЕ", см. здесь. Вот что она пишет:
Куйбышевскому оркестру принадлежит честь первого исполнения еще одного произведения Шостаковича - 12-ой симфонии, посвященной Ленину. Директор и художественный руководитель филармонии Марк Викторович Блюмин рассказал мне о том, как это произошло. Во время командировки в Москву он узнал, что композитор закончил работу над Двенадцатой симфонией. Позвонив Шостаковичу, он попросил его предоставить честь премьеры куйбышевскому оркестру под управлением дирижера Абрама Стасевича. Согласие было получено. Как потом оказалось, в тот же вечер Двенадцатая исполнялась в Ленинграде. Но - на час позже.
Теперь относительно наличия "тайного", "настоящего" смысла 12-й симфонии. Меня не перестает удивлять склонность части нашей интеллигенции к поиску неких скрытых подтекстов, тайных смыслов, зашифрованных намеков в искусстве советских времен. Происхождение этого явления вполне понятно. Это особенность тех поколений советских людей, чье становление пришлось на времена так называемого застоя (или позднего Хрущева), т.е. на 60-80 гг. прошлого столетия, когда советская интеллигенция и советская власть, что называется, разошлись. Я ведь и сам родом из 70-х. Хорошо помню, как были распространены в 1970-80-х гг, прежде всего в театре и литературе, такие намеки и подтексты. Что-то в этом было от игры – найти в тексте или театральной постановке некие "фиги в кармане". Мне сходу вспоминается постановки Театра на Таганке, блистательные спектакли Современника: "Обыкновенная история", "Балалайкин и Ко", песни Владимира Высоцкого и многое другое.
Однако механически переносить подобный подход на советское искусство 1920-30-40-50-х, а также на времена так называемой "оттепели" (конец пятидесятых – начало шестидесятых) мне представляется глубоко ошибочным. Это были другие времена и другое искусство. Достаточно вспомнить Маяковского, Есенина, Шолохова, Бабеля, Фадеева, Мейерхольда, Багрицкого, даже Пастернака (с его поэмой "Лейтенант Шмидт"). Эти люди искренне приняли идеи революции, а некоторые даже участвовали в ней.
А искусство так называмых шестидесятников времен уже упомянутой оттепели?! Вспомните, если конечно смотрели, такие фильмы как "Весна на Заречной улице" и "Застава Ильича" Марлена Хуциева, "Балладу о солдате" и "Чистое небо" Григория Чухрая, песню Булата Окуджавы о "комиссарах в пыльных шлемах", стихи Евтушенко и Вознесенского тех лет, и многое, многое другое. Никаких "фиг в кармане" там нет!
Однако поколения "семи-восьмидесятников" не могут или не хотят этого понять и готовы искать эти "фиги" даже там где, казалось бы, их быть не может по определению. В частности - в программной музыке советского времени. Это касается 11-й и 12-й симфонии Шостаковича, кантаты Прокофьева "К ХХ-летию Октября" и многих других вещей.
Не буду повторять то, что я уже писал на форуме об одиннадцатой симфонии Шостаковича, о тех неуклюжих попытках представить эту симфонию как якобы "зашифрованный" намек на венгерские события 1956 г. Желающие прочитать то моё сообщение могут найти его здесь.
Некоторые договариваются до того, что даже легендарную Ленинградскую симфонию Шостаковича следует воспринимать не как антифашистскую, а как антисталинскую - см. например мою полемику с уважаемым Spirito в теме "15 симфоний Шостаковича", начиная отсюда.
Теперь подобные "конспирологические" взгляды на искусство унаследовали дети тех, чья молодость пришлась на 70-80-е гг. С улыбкой вспоминаю, как совсем недавно один молодой участник форума с ником Muzylo, к которому, кстати, отношусь с большим респектом, даже в таком произведении как Симфонические танцы Рахманинова нашел некий тайный знак - крест, в котором якобы композитором зашифрован идейный смысл произведения. Какая-то mania conspirologia.
Следует, однако добавить, что этой "наследственности" способствует еще одно, мягко говоря, немаловажное обстоятельство. Для меня очевидно, что сейчас с помощью массированной пропаганды людям намеренно и сознательно внушается резко негативное отношение ко всему, что связано с советским периодом истории нашей страны. Хорошо написал об этом Beta в давней теме "А была ли советская музыка?", см. здесь.
А теперь – собственно о 12-й симфонии Шостаковича. Не буду повторять то, что я уже писал, только сошлюсь на свое сообщение в теме: "Шостакович и власть", см. здесь, а также на нашу с Борисом Таракановым короткую дискуссию, случившуюся в теме "Мысли о совке, чайнике и Клайберне" здесь (см. сообщения № 78-80).
Последний раз редактировалось Читатель; 27.05.2008 в 17:37.
Однако механически переносить подобный подход на советское искусство 1920-30-40-50-х, а также на времена так называемой "оттепели" (конец пятидесятых – начало шестидесятых) мне представляется глубоко ошибочным.
согласен. Особенно насчет довоенной поры.
А искусство так называмых шестидесятников времен уже упомянутой оттепели?! Вспомните, если конечно смотрели, такие фильмы как "Весна на Заречной улице" и "Застава Ильича" Марлена Хуциева, "Балладу о солдате" и "Чистое небо" Григория Чухрая, песню Булата Окуджавы о "комиссарах в пыльных шлемах", стихи Евтушенко и Вознесенского тех лет, и многое, многое другое. Никаких "фиг в кармане" там нет!
совершенно согласен.
Однако поколения "семи-восьмидесятников" не могут или не хотят этого понять и готовы искать эти "фиги" даже там где, казалось бы, их быть не может по определению. В частности - в программной музыке советского времени. Это касается 11-й и 12-й симфонии Шостаковича, кантаты Прокофьева "К ХХ-летию Октября" и многих других вещей.
не знаю насчет поколений... но тут не все однозначно... "фиг", может и нет, но "подтекст" иногда и есть.
Для меня очевидно, что сейчас с помощью массированной пропаганды людям намеренно и сознательно внушается резко негативное отношение ко всему, что связано с советским периодом истории нашей страны.
не "сейчас". а уже достаточно давно. Совершенно точно! (это выгодно...)
Насчет 12-й
Позвонив Шостаковичу, он попросил его предоставить честь премьеры куйбышевскому оркестру под управлением дирижера Абрама Стасевича. Согласие было получено. Как потом оказалось, в тот же вечер Двенадцатая исполнялась в Ленинграде. Но - на час позже.
да, это подтверждается многими источниками (что премьера была в один день). Если учитывать, что в Ленинградский Филармонии концерты начинались (по традиции) поздно, в 20-00, то и формально можно признать "первенство" города Куйбышева! А К.Иванов, кстати, делал Московские премьеры с Госоркестром на две недели позже.
Галина Вишневская писала, что Шостакович лично говорил ей об автобиографичности Пятой симфонии. У нее в мемуарах вообще очень много таких моментов, когда Шостакович в беседах с ней показывал свое истинное отношение к Партии и Режиму. Поэтому я не верю в "дистиллированность" его музыки. Произведения искусства неразрывно связаны с жизнью Мастера, их создавшего. Да и в конечном счете я не сторонник высасывания из пальца смысла, якобы спрятаннаго между строк... Один уважаемый мной человек однажды заметил:"Бойтесь тех людей, которые говорят вам, что они знают, о чем это произведение..." Я не знаю, о чем Пятая. Да и не хочу знать. Мне достаточно того, что она не о ""...становлении личности от тяжелых раздумий к итоговому жизнеутверждению(!!!)" Никакого жизнеутверждения в конце я не чуствую... И я был счастлив, когда прочитал у той же Вишневской, как над этой программностью глумился сам Шостакович.
из письма Шостаковича Шебалину:"Я жалею, что ты не слыхал мою 8-ю симфонию. Я очень рад, как она прошла. В союзе композиторов должно было состоятся ее обсуждение(...) Теперь это обсуждение состоится, и я не сомневаюсь, что на нем будут произнесены ценные критические замечания, которые вдохновят меня на дальнейшее творчество и вместо шага назад, сделаю шаг вперед".
Из письма Шостаковича Галине Серебряковой:"Но ведь язык музыки малопонятен. ужасно хочется мне, чтобы ты познакомилась, узнала и поняла некоторые мои произведения..."
В любом случае, ознакомившись с ссылками, любезно предоставленными Читателем, я понял,что разговоры ниочем постоянно всех уводят от главной темы. Поэтому если у кого то действительно есть интересные сведения о 12-ой симфонии, то пожалуйста напишите.
Последний раз редактировалось snux; 27.05.2008 в 22:24.
Причина: не закончил
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки