Ректор МГК Тигран Алиханов - "Газете" о кризисе и давлении сверху
«Виктор Черномырдин был крайне удивлен, узнав, что в консерватории еще и учат»
Ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Тигран Алиханов в интервью газете «Газета» продолжает разговор о подписанном на прошлой неделе президентом Дмитрием Медведевым распоряжении о грантах для поддержки ведущих музыкальных коллективов и организаций. В интервью Илье Овчинникову ректор Московской государственной консерватории пианист Тигран Алиханов рассказал о том, как государственная помощь и государственное давление влияют на учебный процесс и концертную деятельность консерватории.
- Изменила ли жизнь консерватории грантовая политика президента и какую часть бюджета консерватории составляет грант?
- Акция с грантами оказалась чрезвычайно своевременной: в 1990-е годы зарплата наших профессоров снизилась настолько, что они стали уезжать. Наши музыканты очень востребованы в мире. Они везде найдут работу, за которую им будут платить так, чтобы они не думали о том, как купить машину и не ездить на самокате.
Гранты изменили ситуацию: люди стали возвращаться. Это не значит, что они не работают в других местах, - никто не против. Но то, что грант продлен и индексирован, имеет огромное значение. Зарплаты складываются из базовой ставки и из гранта - для профессора около 13 тысяч рублей. Плюс надбавки за счет нашей внебюджетной деятельности: платных занятий с иностранцами и наших залов.
- Не придется ли снижать надбавки в условиях кризиса?
- Мы получим то, что получит вся страна. Огромную роль в учебном процессе играют концертмейстеры, но официальный их статус таков, будто это люди второго сорта. Поэтому мы сделали все от нас зависящее, чтобы поднять им зарплату. Будем выкручиваться как-то, но пусть о нас помнят.
Хотя в сознании высокого начальства есть только Большой зал консерватории. Виктор Черномырдин был крайне удивлен, узнав, что здесь еще и учат. Но консерватории Москвы и Петербурга - золотой фонд страны, и его упустить нельзя: осознал ли Владимир Путин, советники ли ему подсказали, но он это понял в 2002 году, когда учреждал гранты, и потом не забыл. А Министерству культуры как будто на нас наплевать.
- В чем конкретно это выражается?
- Сейчас консерваторию травят за то, что мы берем деньги, предоставляя залы в аренду.
Но мы ведь не владельцы зданий. Государство предоставляет их нам в оперативное управление: мы можем вести концерты в наших залах, а другие организации проводят там концерты, заплатив аренду, и государство имеет с этого процент. И предоставить зал бесплатно мы не можем, это противозаконно. А Валерий Гергиев, Павел Коган, Марк Горенштейн считают, что им все должны дать бесплатно. И Министерство культуры, к сожалению, на их стороне.
- В какой форме министерство предъявляет свои требования?
- Иногда в самой печальной - высокие начальники звонят и требуют. Особенно когда Гергиев, Коган или Горенштейн хотят провести благотворительный концерт, а сбор отдать в детский дом или еще куда-то. Но они играют в нашем зале, а может, мы тоже половину выручки от своего имени хотим куда-нибудь отправить? Когда об этом заходит речь, то люди готовы заплатить аренду, только чтобы мы не претендовали на часть выручки. Если говорить о Гергиеве, у его Пасхального фестиваля регулярно меняется команда. После того как заместителем гендиректора стал Игорь Зотов, за два концерта прошлого фестиваля нам не заплатили вообще. Почему мы должны предоставлять зал опять, если в Петербурге у них зарыты в землю 6 млрд и ничего не построено?
Профессор консерватории, член ученого совета, заведующий кафедрой получают в четыре раза меньше, чем концертмейстер оркестра Мариинского театра.
Организаторы концертов говорят: мы столько тратим на рекламу, на гонорары солистам, что на аренду нам уже не хватает. Но это не аргумент.
Дело доходит до прямого обмана, как с концертом памяти Хачатуряна. Мы предоставили зал, оркестр Павла Когана играл бесплатно, и Коган дирижировал бесплатно, но потом я узнаю, что кто-то заплатил оркестру, дирижеру и выкупил 500 билетов.
- Ожидаете ли вы повторения подобных ситуаций?
- 11 декабря в Большом зале концерт к юбилею когановского оркестра. На нас давит министерство, чтобы и за этот концерт денег не брать. И мы решили: пусть берут зал, но если так будет с каждым концертом - попросим официальную бумагу. Ведь цены на аренду установлены организацией "Российская оценка". А мы берем вдвое меньше: цену определяют наши финансисты и утверждает ученый совет. Особенно "приятно", когда к министру ходит профессор (имени не назову), член ученого совета. Еще бы, у него оркестр, даже два! 15 декабря он вручает премию имени Шостаковича - мы готовы предоставить зал бесплатно, а выручку предлагаем поделить пополам. Но администратор этого музыканта чуть в обморок не упал от такого предложения. А ведь мы знаем, почем билеты и какова выручка от этих концертов.
- Финансовый кризис уже затронул консерваторию?
- Сейчас консерватория на очень важном и необычном отрезке своей истории. Никогда в жизни здесь не шли так активно строительство и ремонт, не было столько юридических и имущественных проблем. Кризис не мог нас не коснуться, но мы все же на государственном финансировании. Если нас перестанут финансировать, то и Большой театр придется закрыть, и оркестр Павла Когана? Они ведь тоже государственные.
Наши великие ректоры, на чьи портреты я иногда смотрю с завистью, с этим не сталкивались, - никто, кроме Василия Сафонова. Кстати, помимо главного входа в Большой зал есть еще один - из переулка. Он открылся только недавно, мы его отремонтировали, а почему этого не было прежде? Там Госоркестр лет 40 хранил кофры от контрабасов. Марк Горенштейн (главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра. - "Газета") ко мне приходил и шумел так, что у Никитских Ворот было слышно: хочет работать в консерватории. Но я сказал, что не я решаю этот вопрос, и назвал имя нашего заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Геннадия Николаевича Рождественского. Если он предложит пригласить Горенштейна, я подпишу приказ в ту же секунду. 26.11.2008 / ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ Материал опубликован в "Газете" №226 от 27.11.2008г. http://gzt.ru/culture/2008/11/26/223005.html
Ответ: Ректор МГК Тигран Алиханов - "Газете" о кризисе и давлении сверху
Сообщение от Тигран Алиханов
Марк Горенштейн (главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра. - "Газета") ко мне приходил и шумел так, что у Никитских Ворот было слышно: хочет работать в консерватории. Но я сказал, что не я решаю этот вопрос, и назвал имя нашего заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Геннадия Николаевича Рождественского. Если он предложит пригласить Горенштейна, я подпишу приказ в ту же секунду.
Ха-ха-ха! Браво! Долгих лет Геннадию Николаевичу и на пушечный выстрел не подпускать бездаря Горенштейна к Московской консерватории!
Ответ: Ректор МГК Тигран Алиханов - "Газете" о кризисе и давлении сверху
А причем тут опровержения?
И без них уважаемый ректор продемонстрировал абсолютно совковый подход.Аргументы о зарытых в землю деньгах и зарплатах мариинских музыкантов в сравнении с зарплатами консерваторцев никакой критики не выдерживают.
Считать деньги в чужом кармане - моветон.Не так ли,господа?
И вообще: не хочешь давать зал - не давай.Причем даже без объяснения причин.Имеешь полное право.А потявкивать - кухонный уровень, честное слово!
Опроверждения при том, что сведения только тогда представляют ценность, когда они даны в виде фактов и поступают из первых рук.
Рядом с такой информацией сообщения "тот еще фрукт" и "совковый подход" сами понимаете чего стоят.
Сообщение от rys68
Аргументы о зарытых в землю деньгах и зарплатах мариинских музыкантов в сравнении с зарплатами консерваторцев никакой критики не выдерживают.
Считать деньги в чужом кармане - моветон. Не так ли, господа?
Мне кажется, взвесить финансовые способности потенциального льготника совершенно нормально, если от системы предоставления/непредоставления льгот напрямую зависит финансирование вверенного тебе учреждения.
Сообщение от rys68
И вообще: не хочешь давать зал - не давай. Причем даже без объяснения причин. Имеешь полное право. А потявкивать - кухонный уровень, честное слово!
Похоже, вы полагаете, что лексика в духе "потявкивать" по отношению к известному и заслуженному музыканту поднимается над "кухонным" уровнем. А что касается "хочешь / не хочешь", в прямой речи ректора все доходчиво изложено. Кому есть что сказать по делу - пусть выступает с фактами.
И все-таки алкоголик Мусоргский нам дороже трезвенника Кюи...
Е. Колобов
Ответ: Ректор МГК Тигран Алиханов - "Газете" о кризисе и давлении сверху
Особенно "приятно", когда к министру ходит профессор (имени не назову), член ученого совета. Еще бы, у него оркестр, даже два! 15 декабря он вручает премию имени Шостаковича...
Кто бы это мог быть?.. Интересно также, владеет ли ректор вескими доказательствами всего изложенного...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки