-
10.01.2010, 18:18 #131Новичок
- Регистрация
- 21.12.2007
- Сообщений
- 19
Фуат Шакирович Мансуров, дирижер (Род. 10 января 1928 года)
“Что нам стоит дом построить, нарисуем, будем жить”
Фуат Мансуров один из лучших дирижеров, серьезно зарекомендовавший себя в 60ые годы прошлого века. Уже тогда он не был желторотым птенчиком, пробующим свои силы. Он окончил Алма-атинскую консерваторию по специальности дирижер в 1950 году, (педагоги А. Жубанов и И. Зак). В разные годы дирижирует оркестром казахских народных инструментов, симфоническим оркестром Алма-атинского радиокомитета, Театра оперы и балета имени Абая, а с 1956 года руководит симфоническим оркестром Казахского радио и телевидения. Имея солидный опыт работы с оркестрами, он учится в классе проф. Л. М. Гинзбурга в Московской консерватории и позднее у профессора Парижской консерватории И. Маркевича.
Впервые он заявил о себе в Москве на Втором всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году и удостоен третьей премии после Юрия Темирканова и Александра Дмитриева. Интерес к конкурсу был огромен и проходил в переполненном Большом зале Московской консерватории. Председателем жюри был Кирилл Петрович Кондрашин. Фуат Мансуров произвел впечатление отличного профессионала и серьезного, зрелого музыканта. Государственный симфонический оркестр СССР играл под его управлением “Симфонические танцы” С. Рахманинова.
Вскоре после конкурса он пришел в БСО и блистательно продемонстрировал, как он умеет добиться от оркестра нужное ему звучание, точность ритма, баланс различных групп оркестра. Здесь и там высвечивались фразы и подголоски различных инструментов, которым никто раньше не придавал значения. Он точно знал, что хочет, был уверен в себе. С тех пор он стал частым гостем в БСО.
Фуат Шакирович играет на нескольких музыкальных инструментах и в этой связи вспоминает:
В этом смысле подготовка у меня крепкая и разносторонняя. Во всяком случае, на конкурсе дирижеров в Москве, куда приехал, в присутствии самого Шостаковича я, еще почти пацан, потребовал, чтобы тромбоны играли глиссандо. На что первый тромбонист Госоркестра Павел Иванович Чумаков, он же профессор консерватории, буркнул: “А мы не можем”. В зале был шок: “Как это так? Мансуров ведь не тромбонист. Что он в этом инструменте смыслит?”. А я дома не меньше ста раз сыграл это место именно на тромбоне.
После Всесоюзного конкурса дирижеров 1966 года известный дирижер, профессор Б. Хайкин в газете Советская Культура писал:
…из всех лауреатов Мансуров наиболее сложившаяся творческая личность, он необыкновенно требователен, удивительно точен, в нем привлекает располагающее спокойствие, что само по себе является признаком мастерства. Поражает его широкая осведомленность и большой кругозор. Очень острый природный слух, безупречное знание технологии оркестра (он владеет игрой на многих инструментах), профессиональное знание вокала делают его репетиции предельно насыщенными и продуктивными. Весь симфонический и оперный репертуар он дирижирует наизусть. Это тем более впечатляет, если учесть, что на репетициях он, как правило, не пользуется партитурой. Все эти качества делают общение с таким мастером легким, приятным и чрезвычайно поучительным.
В 1971 году студенческий оркестр Московской консерватории, подготовленный Фуатом Мансуровым, завоевал “Золотую медаль” и звание лауреата 1-й премии Международного конкурса молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине.
Фуат Мансуров по природе своей трудоголик. Его интересов, знаний и побед хватило бы на несколько человек незаурядных способностей. Кроме музыки, он преуспел в других областях: окончил физмат университета в 21 год. В 1952 году в Свердловске выиграл первенство Советского Союза в беге на полтора километра! Мастер спорта СССР по альпинизму и конькобежному спорту. Владеет многими европейскими и восточными языками, имеет первый разряд по шахматам.
В интервью в 2008 году дирижер Фуат Шакирович Мансуров рассказывал:
Сейчас мое самое любимое занятие - строить под Москвой дачу. Посмотрите на эти руки. Я ими построил трехэтажный дом. Кстати, у меня очень хороший дом. Десять комнат. И (не удивляйтесь) 58 окон! Все свое свободное время провожу дома. Там работаю. Там пристроил спортивный зал. Играю с внуком в настольный теннис.
Не буду перечислять его почетные звания и оркестры, которыми он руководил. В Большом театре он работал 40 лет, продолжает работать сейчас, но так и не стал главным дирижером и художественным руководителем театра. А жаль, как музыкант, дирижер и художник он этого был достоин. Его более молодые коллеги Юрий Симонов и Александр Лазарев “обошли его на поворотах”. 10 января 2010 года Фуату Мансурову исполняется 82 года.
Желаю ему крепкого здоровья до 120. Он один из очень немногих дирижеров, о ком всегда говорю с гордостью и восторгом: “Я играл с ним”.
Жан Мартинон (Jean Martinon, 10.01.1910 - 1.03.1976)
(
)
Дополнительно:
Французский дирижёр и композитор. Уроженец Лиона. первая специальность скрипач - учился в Лионской, затем в Парижской консерватории.
В Париже стал изучать композицию (у Альбера Русселя) и дирижирование (у Шарля Мюнша и Роже Дезормье). В 1932 получил степень магистра в Сорбонне. Работал скрипачом в консерваторском оркестре и на радио. Как дирижёр, дебютировал в концертной программе из собственных сочинений.
В начале Второй мировой войны служил в армии и попал в плен (1940). Провёл два годя в лагерях для военнопленных, трижды неудачно бежал... Находясь в заключении, написал несколько произведений, в т.ч. симфонию, 136-й Псалм, известный как "Песня узников" (Chant des Captifs), Третью сонатину для фортепиано и несколько хоровых сочинений.
После освобождения (1943) исполнил свои произведения с Парижским оркестром Паделу(Pasdeloup) и получил приглашение занять место главного дирижёра симфонического оркестра Бордо. Одновременно оставался ассистентом Ш.Мюнша в оркестре Парижской консерватории.
В дальнейшем работал с
- Лондонским симфоническим оркестром (1946-1948 ),
- Симфоническим оркестром ирландского радио (1947-1950),
- Оркестром Ламурё (Lamoureux, 1951-1957),
- Израильским филармоническим оркестром (1957-1959),
- Симфоническим оркестром Дюссельдорфа (1959-1963).
В 1964-1969 музыкальный руководитель симфонического оркестра Чикаго (после него коллектив возглавил Д.Шолти).
Пять лет (1968-1973) был главным дирижёром Национального оркестра Франции и два последних года (1975-1976) - Гаагского филармонического оркестра.
Уделял большое внимание музыке австрийских и немецких композиторов (выделяя симфонии Г.Малера), обращался к сочинениям американских и русских авторов. Конечно, отдавал предпочтение французскому репертуару. В его программах звучали произведения Берлиоза, Бизе, Дебюсси, Дюка, Ибера, Массне, Лало, Пуленка, Пьерне, Раверя, Русселя, Сен-Санса, Франка, Шмитта... Незадолго до смерти (умер от рака), исполнил с Симфоническим оркестром Сан-Франциско Десятую симфонию Г.Малера в оркестровке Д.Кука (Deryck Cooke, 1919-1976).
Творческое наследие Ж.Мартинона составляют четыре симфонии (при этом Четвёртая симфония "Altitudes" написана к 75-й годовщине Чикагского симфонического оркестра, 1965), четыре концерта (в т.ч. два скрипичных и один виолончельный), хоровые произведения (в т.ч. оратория "Нарцисс Саронский, или Песнь Песней" - Le Lis de Saron ou le Cantique des Cantiques, 1952) и музыка для камерных составов.
У Ж.Мартинона солидная дискография. Записал все сочинения М.Равеля, К.Дебюсси и К.Сен-Санса, все симфонии С.Прокофьева и многие произведения А.Русселя.
Дискография -
Дополнительная информация:
!! Подборка видеоклипов (с исключениями после №11):
Исполнилось 100 лет со дня рождения
Последний раз редактировалось kalina; 11.01.2010 в 08:04.
Морис Дюрюфле (Maurice Durufl, 11.01.1902 - 16.06.1986)
(
)
Дополнительно:
За фортепиано -
Композитор и органист. Родом из Лувье. С 1912 пел в церковном хоре собора в Руане, а в хоровой школе при соборе учился игре на фортепиано и органе. С 17 лет жил в Париже. Брал уроки у Ш.Турнемира и Г.Вьерна. Был органистом в нескольких церквях, в т.ч. св.Клотильды (помогал Ш.Турнемиру).
С 1920 учился в Парижской консерватории по классам органа (у Жигу), гармонии (у Галло), фуги и композиции (у Дюка).
С 1927 помощник Л.Вьерна в соборе Нотр-Дам. С 1929 - органист церкви Сан-Этьен-дю-Мон (St.tienne-du-Mont ).
Забежав вперёд, добавлю - в 1953 женился на своей помощнице (ассистентке) Мари-Мадлен Шевалье (Marie-Madeleine Chevalier). Супружеская пара составила творческий дуэт и выступала с концертами в 1960-начале 1970-х.
В 1975 супруги Дюрюфле пострадали в дорожно-транспортном происшествии. От исполнительской деятельности им пришлось отказаться. Морис Дюрюфле навсегда остался инвалидом...![]()
Первый исполнитель Органного концерта g-moll Ф.Пуленка (1939).
С 1942 по 1970 преподавал в Парижской консерватории. С 1942 вёл класс органа (преемник М.Дюпре), с 1943 профессор гармонии.
Гастролировал в европейских странах (в т.ч. СССР) и США.
Был самокритичен, издав далеко не все свои композиции.
Список произведений (из сайта, ссылка на который приведена ниже) -
Из сочинений Дюрюфле широко известны органная Сюита ор.5 (1932), Prlude et Fuge sur le nom d’Alain op.7 (памяти погибшего в 1940 композитора - органиста Жана Алена; 1947), Реквием (ор.9, 1947)...
Перепечатка аннотации В.Герулайтиса с конверта к пластинке, выпущенной фирмой "Мелодия" в 1983 -
Играет Ааре-Пауль Латтик
!! Сайт о Морисе Дюрюфле -
Дополнительная информация:
(фр. яз.)
-
!!! Подборки видеоклипов (на выбор):
1.
2. #
Последний раз редактировалось kalina; 12.01.2011 в 23:16.
Райнхард Кайзер (Reinhard Keiser, род. 9, крещён 12.01.1674 - 12.09.1739)
()
Гамбургский музыкант, создатель местной оперной школы, основатель и в течение продолжительного времени руководитель Гамбургского оперного театра. Был покровителем молодого Г.Ф.Генделя.
Сын органиста и композитора Готфрида Кайзера (Gottfried Keiser). Вырос в неполной семье - отец оставил жену с двумя детьми.
Учился в Лейпцигской Thomasschule (1685-1692, у кантора И.Шелле и, предположительно, у И.Кунау). В первой половине 1690-х композитор при дворе герцога Брауншвейгского (Brunswick-Wolfenbüttel). В 1691 там был построен оперный театр на тысячу двести мест (). На этой сцене состоялась премьера первой оперы Кайзера "Прокрис и Цефал" (Procris und Cephalus).
Последовал двадцатилетний Гамбургский период (1697-1717/18 ). Оказался неплохим руководителем - кроме Оперы, под его началом оказался и Гамбургский Gänsemarkt Theater, посещаемый горожанами (а в Оперу ездила знать). В 1703-1709 там давалось по два-три спектакля еженедельно (неплохо). Со временем ... возникли финансовые трудности (а в какие времена они не возникали...
).
Потеряв работу, Кайзер побывал в Штутгарте, Тюрингии, на некоторое время вернулся в Гамбург, затем уехал в Копенгаген...
(В сторону... Выражение "безработный Кайзер" звучит весьма необычно).
Какое-то время сотрудничал с Телеманом в театре Gänsemarkt.
Последнее десятилетие жизни (с 28.12.1728 ) работал кантором Гамбургского собора.
Автор многочисленных опер (Этому жанру отдавал предпочтение)*, балетов, кантат, оратории (пассиона) "Истекающий кровью и умирающий Иисус" и других сочинений. Неполный список см.
*Встретилась информация, где сообщалось о 300 (!) операх, написанных Кайзером, а сохранилась лишь десятая их часть. (см. ). Т.Ливанова называет немногим свыше ста произведений (до 116 - см. ).
На форуме есть тема
* "Райнхард Кайзер" (открыта nibelung'ом) -
О пассионе Р. Кайзера "Истекающий кровью и умирающий Христос" упоминается в сообщении Cardinal'a
Загляните также в
Про оперу Р.Кайзера "Фредегунда" в постановке Баварской театральной академии, см. в
Дополнительная информация:
(нем.яз.)
(а дата рождения здесь другая)
Последний раз редактировалось kalina; 23.01.2010 в 03:21.
К. Зенкин писал где-то, что большинство опер Кайзера погибло при пожаре Гамбургского театра - не мог, правда, найти сейчас этот материал.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Жак Дюфли (Jacques Duphly, 12.01.1715 - 15.07.1789)
Французский клавесинист, органист и композитор.
Жаль - не нашла снимков...![]()
Жак Дюфли родом из Руана. Учился игре на клавесине и органе. Ученик Ж.-Ж.Руссо и Ф.д'Агинкура (François d'Agincourt, 1684-1758 ). Одно время (предположительно, девятнадцатилетним) служил органистом кафедрального собора в Эвре, потом в церкви St.Eloi и Notre Dame de la Ronde (1740) - в последней его иногда заменяла сестра (хорошо, когда родственники выручают).
С 1742, после смерти отца, поселился в Париже. Довольно быстро прославился, как хороший клавесинист и один из лучших преподавателей, наряду с Л.Купереном (Великим). Пик его популярности пришёлся на 1750-1760-е. Учениками были представители знатных семей.
Выпустил четыре сборника сочинений для клавесина (1744, 1748, 1756 и 1768 ). До нашего времени сохранилось чуть более полусотни композиций.
Его не стало через день после взятия Бастилии - умер одиноким в гостинице Отеле де Juigné... О семейном положении сведений не сохранилось.
(В сторону... Найдите сходство с... - о рефрене из рондо (последний пример)...)
Дополнительная информация:
(фр.яз.)
!!! Подборки видеоклипов (на выбор):
1. #
2.
Исполнилось 295 лет со дня рождения
Последний раз редактировалось kalina; 13.01.2010 в 14:33.
Ричард Эддинселл (Аддинселл, Richard Addinsell, 13.01.1904 - 14.11.1977)
()
Английский композитор.
Изучал право в Оксфорде. Музыке учился в Королевском музыкальном колледже (не закончив его), а так же в Вене и Берлине... Провёл несколько лет в США и вернулся в Англию.
Известен, как автор музыки к кинофильмам, театральным спектаклям, радио и телепрограммам Би-Би-Си. Написал много песен. Активный творческий период продолжался до середины 1960-х, после чего Эддинселл предпочёл вести замкнутый образ жизни и мало с кем не общался....
Не все киностудии хранили его музыку к фильмам, снятым до 1950-х. Многие из его работ оказались уничтоженными. После смерти композитора Ф.Лейн (Phillip Lane) восстановил и опубликовал ряд саундтреков.
Довольно популярен "Варшавский концерт" Эддинселла - сочинённый для фильма "Опасная луна" (Dangerous Moonlight, 1941).
Дискография -
Дополнительная информация:
!! Другие клипы с "Варшавским концертом" -
Последний раз редактировалось kalina; 14.01.2010 в 01:51.
Николас Мак-Геган (Макгеган, Мак-Гиген, Макгиген, Nicholas McGegan, род. 14.01.1950)
(
)
Дополнительно:
Английский композитор, пианист и флейтист. Считается одним из лучших барочных дирижёров. По его мнению, дирижированию лучше всего учиться, играя в оркестре и хорошо бы не на одном инструменте.
Возможно, кому-то из читателей будет интересно заглянуть в интервью Мак-Гегана, которое он дал Д.Каплан -
Музыке учился в Лондонском Тринити Колледже (Trinity College) - играл на фортепиано, флейте (специализировался в игре на барочной флейте). В 1972 закончил бакалавриат колледжа Corpus Christi в Кембридже (изучал композицию) и в 1976 - колледж Maagdalen в Оксфорде.
Концертировал, как пианист, клавесинист и флейтист. Играл в оркестре Кристофер (Christopher). Познакомился с Т.Пинноком, Д.Э.Гарднером и Р.Норрингтоном. Преподавал в Королевском музыкальном колледже (1973-1980; вёл класс барочной флейты и читал лекции по истории музыки).
Основатель филармонического барочного оркестра в Сан-Франциско (Philharmonia Baroque Orchestra, San Francisco). Руководил им 21 год.
В 1993-1996 главный дирижёр ежегодного фестиваля в шведском Дроттингхольме ( Drottingholm). Мероприятия фестиваля проходят в старинном (сохранившемся с XVIII в.) театре.
Основатель и руководитель The Arcadian Academy, специализирующейся на исполнении барочной музыки итальянских авторов.
Как приглашённый дирижёр, выступает с известными симфоническими оркестрами США (Бостона, Детройта, Атланты, Хьюстона и др.), Канады, Австралии (Сиднея, Мельбурна), Швеции, Австрии, Литвы, Италии, азиатских стран...
С 1990 руководитель Генделевского фестивала в Геттингене. Летом 2010 проводимому ежегодно событию исполнится девяносто лет. Он считается одним из самых лучших барочных фестивалей в мире. Продолжается обычно около недели. Все оперные спектакли проходят без новомодных "режиссёрских находок" () - с барочными костюмами и декорациями, старинными инструментами и манерой пения (
). В рамках фестиваля исполняются так же кантаты и камерные концерты (некоторые их них начинаются довольно поздно - в 22.00). Зрителей могут научить барочным танцам... Иногда проводятся музыковедческие конференции.
Николас Мак-Геган не только исполняет, но и записывает генделевские оперы.
Кроме музыки Генделя им записаны произведения Д.Блоу, А.Корелли, И.Н.Гуммеля, И.Лахнера, Ж.-Ф.Рамо, Г.Пёрселла, И.С.Баха, А.Скарлатти, А.Вивальди, К.М. фон Вебера, В.А.Моцарта... (репертуар дирижёра насчитывает свыше четырёх десятков опер).
Заслуги Н.Мак-Гегана отмечены многочисленными нарадами. в т.ч. премией Генделя.
Познакомьтесь с рецензией М.Фихтенгольца "Услышьте Генделя" -
Личный сайт музыканта -
Дополнительная информация:
!!! Подборка видеоклипов:
Исполнилось 60 лет со дня рождения.
Последний раз редактировалось kalina; 15.01.2010 в 05:16.
Эдгар Оганесян
Слева направо: Эдгар Оганесян, Дживан Тер-Татевосян, Арам Хачатурян, Константин Орбелян, Даниил Троцюк, 1950-е
14 января 2010 года Народному Артисту СССР, композитору Эдгару Оганесяну исполнилось бы 80 лет.
В 1953 году Эдгар Оганесян закончил Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса, а в 1957 – Московскую консерваторию под руководством Арама Хачатуряна.
С 1962 по 1968 гг. был художественным руководителем и директором академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна. Во время его руководства в театре оперы и балета были впервые поставлены оперы “Танхойзер” Рихарда Вагнера и “Царь Эдип” Игоря Стравинского. В 1986-1992 гг. руководил Ереванской государственной консерваторией имени Комитаса.
Эдгар Оганесян является автором оперы-балета “Давид Сасунский”, балетов “Вечный идол”, “Антуни”, “Жанна д’Арк”, “Суламифь”, оратории “Григор Нарекаци”, обработки трех симфоний и ряда народных песен, а также ряда хоровых произведений.
"....Композитор ярко образного художественного мышления Арам Хачатурян особо любил театр... Так, с конца 20-х по 1962 г. (последняя работа для кино) Хачатурян связан с драматическими театрами и киностудиями. Некоторые из его музыкально-оформительских работ получили самостоятельную жизнь в концертной практике. Знаменитый вальс из «Маскарада» к драме М.Лермонтова стал одной из расхожих визитных карточек композитора.
Сказанное всем хорошо известно, равно как и то, что Хачатурян является автором двух балетов – «Гаянэ» (1942), созданного на авторской переработке первоначального балета «Счастье» (1939), и «Спартака» (1954). Кроме названных балетов, Арам Ильич к музыкальному театру – как самостоятельному жанру – не обращался...
Безусловно, характер композиторского таланта и дар музыкального драматурга Хачатуряна предполагали создание им еще не одного балета. К сожалению, после «Спартака», ставшего одной из вершин советской, да и не только советской, балетной музыки XX века, Арам Хачатурян к этому жанру больше не обращался. Правда, его фантазию обуревало желание написать балет «Маскарад», однако эту идею он так и не осуществил... Известный факт, что хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали писать либретто по драме «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, предполагая, что композитор использует материал своей оркестровой Сюиты 1943 г. (музыку к спектаклю «Маскарад» в Театре им. Е.Вахтангова, 1941 г.) и музыку к пьесе «Лермонтов» Б.Лавренева (МХАТ, 1954).
Но судьбе было угодно, чтобы балет «Маскарад» создал Эдгар Оганесян, один из любимых учеников А.Хачатуряна по аспирантуре Московской консерватории...
Лично мне, в 70-е годы пишущей диссертацию об армянской музыке, и в том числе о балете «Антуни» Оганесяна, в аспирантуре Ленинградской консерватории, Арам Ильич (он приезжал в Ленинград для подготовки балета «Гаянэ» в МАЛЕГОТе в хореографии Бориса Эйфмана) говорил, что очень высоко оценивает «Антуни», как и музыку Оганесяна в целом. Заметим, что при всей близости эстетических идеалов Хачатуряна и Оганесяна в стилевом отношении эти композиторы абсолютно индивидуальны. И только мастерство профессионала и безграничная любовь к музыке своего учителя сделали возможным Оганесяну совершить это чудо: создать новое хореографическое произведение на бессмертную музыку Хачатуряна.
Трехактный балет «Маскарад» на музыку А.Хачатуряна Эдгар Оганесян закончил в 1982 г. для апрельской премьеры в Одесском театре оперы и балета. Либреттистами, кроме вышеназванных, были Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов, ставшие постановщиками значительно сюжетно разработанного и красочного спектакля (художник Илья Глазунов). Спектакль (в нем, помимо вокального номера «Романс Нины» Хачатуряна, введена партия хора) вскоре был с некоторыми изменениями – в сценографии Э. Стенберга и Н.Поваго – перенесен на сцену Ереванского театра оперы и балета им.А.Спендиарова. Весь коллектив под музыкальным руководством Акопа Восканяна продемонстрировал редкую творческую отдачу, удостоившись восторженного приема у профессионалов и широкой общественности.
Автор семи балетов (во время работы над «Маскарадом» их было пока пять), Эдгар Оганесян выполнил свою ответственную художественную задачу настолько блистательно, что слушатели идентифицировали «Маскарад» исключительно с личностью Хачатуряна. Да и сам Оганесян настоял на том, чтобы его имя не фигурировало в заглавной афише балета. По поводу проделанной работы он говорил следующее: «Для балета «Маскарад» я написал немало страниц партитуры, но фактически не сочинил ни одной своей темы. Все, что сделано мною, - это свободные симфонические композиции на темы Арама Хачатуряна». (Журнал «Музыкальная жизнь», 1982, № 19, с.4)....
Эдгар Оганесян выполнил поистине историческую миссию, реализовав идею трагического балета-маскарада М.Ю.Лермонтова средствами гениальной музыки А.И.Хачатуряна. Внутренняя оправданность этой миссии, где скрестились мысли Хачатуряна о балете и их осуществление Оганесяном – мастером многочисленных сценических и симфонических произведений, - заставляет нас быть справедливыми к соавторству двух больших художников, подаривших миру балет «Маскарад».
Иди своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят.
Похожие темы
-
Именитые музыканты месяца: март
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 294Последнее сообщение: 08.04.2025, 20:01 -
Именитые музыканты месяца: декабрь
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 288Последнее сообщение: 05.05.2022, 19:49 -
Именитые музыканты месяца: сентябрь
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 297Последнее сообщение: 01.10.2017, 22:56 -
Именитые музыканты месяца: май
от kalina в разделе Именитые музыканты месяцаОтветов: 239Последнее сообщение: 07.05.2017, 12:17 -
Именитые музыканты месяца
от kalina в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 1595Последнее сообщение: 09.04.2009, 05:32



Ответить с цитированием


















Социальные закладки