-
10.10.2006, 12:41 #1
Слушательские мании и фобии
Уважаемые форумчане!
Хочется рассказать о своей проблеме - может, кто посоветует что-либо дельное.
Итак, по порядку.
Рос я в обычной советской семье. Когда мне было лет семь, родители отдали меня в музыкальную школу. Проучившись в ней без особого энтузиазма (точнее - при отсутствии вообще какого бы то ни было энтузиазма) 2 года, я категорически отказался в дальнейшем получать музыкальное образование. И на протяжении последующих 6 лет ни разу не пожалел о принятом решении.
В 15 лет я умудрился посмотреть фильм Кубрика "Заводной апельсин" по одноименному роману Берджесса. Отрывки из "Хоральной" и "Аппассионаты" Бетховена, а также увертюры к "Сороке-воровке" Россини настолько выбили меня из той музыкальной колеи, в которой я находился ("Кино", "Алиса", "Нау" и другие гранды русского рока), что вернуться в нее не было ровным счетом ни единой возможности. Мое ощущение того периода было таким: плывя по мелкому ручейку, я попал в безбрежный океан.
Как любой неофит, я, естественно, не остановился на тех отрывках, которые подарил мне кубриковский фильм. Одного за другим я открывал для себя великих композиторов: Баха и Генделя, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шуберта... Отдельный мир для меня образовали Чайковский, Рахманинов, Прокофьев и Шостакович.
С течением времени из всего разнообразия композиторов, произведения которых мне довелось услышать (а слушал я все, что попадалось в руки, не разбирая), выросла монументальная фигура Бетховена. В его музыке я нашел все: страсть и лирику, огонь и отчаянье. Я был в восторге от бетховенских произведений, каждое из которых являло собой огромнейший мир... Мне импонировала не только музыка Бетховена, меня поразила вся трагическая история его жизни.
И тут стали проявляться проблемы. Все больше и больше углубляясь в творчество Бетховена, я заметил, что другие композиторы начали отходить для меня на второй план, а некоторые - так и вообще сошли с моего слушательского горизонта! Все свободное время я отдавал Бетховену, для других ничего не оставалось.
Попытавшись разобраться в сложившейся ситуации, я рассудил следующим образом: "Остальные композиторы от меня никуда не сбегут. А я вот с Бетховеном разберусь и к ним перейду". В каком таком умственном помрачении мне пришла в голову мысль, что у Бетховена есть границы, есть дно, достигнув которого можно "переходить" к другим композиторам, я до сих пор понять не могу.
Как бы там ни было, принятое мною решение оказалось роковым. Через несколько лет Бетховен окончательно приобрел для меня качества идефикс, самой банальной и даже пошловатой мании. Все краски музыкального мира для меня поблекли, мир стал черно-белым, классифицируемым лишь по одному основанию: относится ли хоть в какой-либо степени композитор/произведение к Бетховену или нет. Могу пояснить это состояние на конкретных примерах. В чем, по-Вашему, выражается значение Листа? Нет-нет, не надо лепета про симфонические поэмы, венгерские танцы и фортепьянные концерты! Значение Листа состоит в том, что он создал фортепьянные переложения симфоний Бетховена. Чем знаменит Рихард Вагнер? Да какая, к шутам, реформа оперы! Вы о чем? Вагнер осуществил редакции бетховенских симфоний - вот чем он знаменит!
Если кто-либо полагает, что описанная ситуация есть крайняя форма мании, то он жестоко ошибается. Прошло еще какое-то время и я заметил, что мое отношение к другим композиторам меняется в зависимости от их отношения к Бетховену. Узнав, что Дебюсси как-то сиронизировал по поводу "Хоральной", сказав следующее: "Все время ждешь, когда это закончится, а оно все не кончается!", я закрыл для себя Дебюсси. С тех пор любое его произведение не доходит до моего сердца и души; разум сразу же ставит жесткую преграду: "Ааа, это тот, которому не нравятся "Хоральная" и "Император"!". Эта ситуация может быть и обратной. Так, узнав, что из своих современников Бетховен превыше всего ценил Керубини, я бросился на поиски его опер. Кроме того, это коснулось не только музыки, но и литературы. Значимость "Фауста" для меня померкла, когда я узнал о пренебрежительном отношении Гете к Бетховену!
Вот такая неприятная ситуация. Я отдаю себе отчет в том, что у меня мания. Так же отдаю себе отчет в том, что эта мания закрывает для меня музыкальный мир. Следовательно, необходимо что-либо предпринять.
Если у кого-то из форумчан есть что-либо подобное, хотелось бы ознакомиться со средствами лечения. Принимаются также любые теоретические советы (за исключением ернических).
Помогите избавиться от мании в отношении Бетховена, не избавляясь от самого Бетховена!
Re: Слушательские мании и фобии
(смеясь) Ну прямо таки копия того, что случилось мне когда-то с академвокалом, когда все, что не сопровождается голосом, оставалось категорически за кадром
Меня, как ни парадоксально, от этого дела качественно и навсегда избавил любимейший Вивальди - случайно довелось услышать его ля-минорный концерт для двух скрипок, который с тех пор я все пытаюсь и не могу сыскать в записи. Вначале я думала что-то такое в стиле "ага, сейчас немного скрипичного концерта, а потом мне опять СПОЮТ", но уже через минуту буквально со всеми потрохами погибла в происходящем, с интересом осознав заодно, что у Вивальди есть не только вокальные произведения и пресловутые "Времена года", и эти невокальные произведения бывают куда как прекрасны
В общем, сдается мне, надо просто получать удовольствие от взгляда на мир через призму основного увлечения, пока не стрясется момент, который этот самый взгляд на мир совершенно без усилий с Вашей стороны расширит и углубит.
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: Слушательские мании и фобии
Лучше не абсолютизировать оценки других людей, даже великих творцов. Ведь зачастую эти оценки относятся совсем не к личности или творчеству в целом. Каждый творец должен "охранять" свою творческую мастерскую, чтобы не потерять свой язык и самобытность. Поэтому неприятие другого творческого подхода вполне понятно.
Потом. Творческих "вселенных" очень много (и слава Богу!). Почему всё должно быть одинаково близко (Вы же не переживаете от того, что кто-то любит другую пищу, отличную от Вашей). И если человек тяготеет к другим формам выражения, разве обязательно этого человека вычеркивать?! (получится, что если человек, скажем, любит не музыку, а литературу или живопись, то с ним не о чем говорить? всё равно остается много тем!)
Поэтому просто не запрещайте себе интересоваться творчеством других авторов. Запросто может оказаться, что несмотря на разные подходы и форму, в конечных целях они совсем не расходятся с Бетховеном. ("стратегические цели" могут быть одинаковыми, а "тактика" разная).
И не нужно спешить, внутреннее желание должно быть естественным. Иногда можно слушать автора или набор произведений месяцами и годами - это уж зависит от внутренней жизни человека. А потом будет смена и новые открытия (без отрицания уже пережитого).
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: Слушательские мании и фобии
Ахм. Хорошо, в следующий раз я попытаюсь быть лаконичней![]()
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: Слушательские мании и фобии
Мне показалось, что Вы говорите еще и о том, что суть могла бы без ущерба для себя ограничиться одной фразой![]()
Простите тогда за необоснованные подозрения в Ваш адрес![]()
Re: Слушательские мании и фобии
Итак, один совет есть: ожидание, если я правильно понял. Т.е., консервация существующего положения с предполагаемым в будущем качественным рывком, появлением интереса к другим композиторам. Правда, я таким образом "законсервирован" добрый десяток лет...Сообщение от Алексей
Я полностью с Вами согласен! Но, к сожалению, проблема в другом:Сообщение от Алексей
А именно в том, что я НЕ запрещаю себе интересоваться творчеством других авторов. Просто мания в отношении Бетховена рождает во мне фобии в отношении других композиторов. А фобией управлять очень сложно, практически невозможно. Т.е., здесь нет волевого начала - заставить/не заставить, запретить/не запретить, в конце-концов хочу/не хочу - здесь совершенно другой уровень: могу/не могу.Сообщение от Алексей
Предполагаю, что ликвидация мании приведет к ликвидации фобии. Возникает два вопроса: как ликвидировать манию и не убьет ли отсутствие мании любви к Бетховену?
Ситуация осложняется также тем, что я в общем плане знаком с творчеством большого количества композиторов. Может, мне было бы легче, если бы я не знал никого, кроме ЛвБ. Но я знаю других! И помню то время, когда я наслаждался их музыкой. Сейчас же все и вся затмила фигура Бетховена.
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Re: Слушательские мании и фобии
сожалею(но и в мыслях ничего не было подобного!)
Как ни старайся, письменные реплики всегда выглядят для читающего "эмоционально" другими, иногда более жесткими и с другими акцентами.
Я выделил процитированную фразу (а внутри неё самые ключевые слова), поскольку она созвучна моим мыслям (прочитайте последние два абзаца в моём посте), но более четко выражает смысл.
Re: Слушательские мании и фобии
Мм. Консервация предполагает некоторые сознательные усилия для поддержания нынешнего положения вещей. Я же говорила несколько о другом.Итак, один совет есть: ожидание, если я правильно понял. Т.е., консервация существующего положения с предполагаемым в будущем качественным рывком, появлением интереса к другим композиторам. Правда, я таким образом "законсервирован" добрый десяток лет...
На мой взгляд, в увлеченности чем бы то ни было есть своя прелесть - именно вот в этом состоянии увлеченности, когда хороший процент мира вокруг состоит из предмета увлечения и связанных с ним вещей и явлений. Я много лет уже нахожусь в таком состоянии по отношению к классической музыке, вполне его осознаю и вижу в нем немалое количество плюсов - несмотря на то, что наверняка пропускаю ненулевой процент происходящего вокруг, которое потенциально могло бы оказаться интересно и небесполезно. Другое дело, что меня это нимало не смущает и не беспокоит, а совершенно устраивает.
Если же подобное положение вещей медленно, но верно перестает Вас устраивать, тогда, возможно, и имеет смысл предпринимать какие-то сознательные усилия, направленные уже на расширение кругозора - другое дело, что я не очень представляю, какого плана усилия это могут быть.
--------------
Алексей, проблема, я думаю, в том, что я еще не вполне свободно чувствую себя на форуме, будучи новичком - этот недостаток пройдет со временем, а Вашей вины тут нет![]()




Ответить с цитированием
, и что в ней вижу суть решения "проблемы!

Социальные закладки