-
26.10.2015, 20:34 #1Новичок
Salierius – Анализатор ладотональностей
Хочу предложить вашему вниманию программу Salierius, над которой работаю уже несколько лет. Сам пользуюсь ей ежедневно, возможно она окажется полезной кому-то ещё.
Скачать (.zip, ~2Мб, Яндекс.Диск).
Программа не требует установки, просто скопируйте из архива папку с exe-файлом. Особых системных требований нет: Windows XP/7/8.
К программе прилагается подробнейшее описание в формате .chm (chm – стандартный формат справки Windows, открывается самой операционкой. В пути к файлу не должно быть символа #, а то не откроется).
Фрагмент интерфейса:

И ещё несколько скриншотов: , , , , .
Для чего нужна эта программа?
Salierius на данный момент является наиболее полной энциклопедией ладовых структур (4308 названий ладов!) и мощным инструментом их исследования. Примеры типовых вопросов, ответы на которые может дать эта программа:
- Какова структура Румынского мажора?
- Какой звук находится на шестой ступени Гармонического мажора, если Си – тоника?
- Какой лад получится если в Сирийской пентатонике повысить пятую ступень?
- Существует ли мажорное трезвучие на третей ступени Ультра локрийского лада?
- У какого лада интервальная структура 12122211 ?
- В каких ладотональностях есть До-мажорный и Ля-уменьшенный аккорды?
- Из каких звуков состит септаккорд, который можно построить от первой ступени Лада Шостаковича, если Ми – тоника?
- Какие септаккорды Натурального мажора содержат большую септиму?
- Какие звуки образуют со звуками Гармонического мажора, построенного от звука Ре, совершенные консонансы?
- Какой лад получится из Натурального мажора при обращении всех интервалов?
- Какова квинтовая структура Мажорного бибопа?
- Какие лады имеют ту же интервальную структуру что и данный, но отличаются положением тоники в звукоряде?
- Какие ладотональности можно построить на заданном звукоряде?
- Из каких звуков состоит аккорд m7b5 построенный от звука Ля?
- У каких семи- и восьмиступенных ладов названия начинаются с букв "А","Б" и "F"?
Особенности программы
В программе нашли отражение некоторые особенности моего собственного подхода к музыкальной теории:
Работа программы основана на допущении, что каждый из двенадцати равномерно-темперированных звуков имеет собственное название, не зависящее от конкретной тональности. С точки зрения традиционной музыкальной теории это означает, что результаты выдаваемые программой верны с точностью до энгармонических замен.
"Лад" в контексте данной программы понимается в узком смысле, как структура звукоряда, построенного от некоего основного звука (тоники). В такой формулировке Натуральный ионийский неотличим от Натурального мажора, а Эолийский от Минора. В качестве источников информации о структурах и названиях ладов использовалось как огромное количество академической литературы, так и неакадемические источники, поэтому названия не всех ладов можно считать общепринятыми или на 100% достоверными. Тем не менее, я решил и их включить в программу. Названия многих ладов получены описанием модификаций проведённых над другими ладами. Например: "Лад Шостаковича без 5 ступени" или "Локрийский мажор без 3 ступени". Лад построенный от конкретного звука называется "ладотональностью".
Интервалы понимаются исключительно в физическом смысле, как разница частот в определённое количество полутонов, и не подразумевают никакого диатонического или иного ладового контекста.
Если найдёте какие-нибудь ошибки, или у вас будут какие-либо замечания - пожалуйста сообщайте. Работа над программой продолжается. Благодарю за внимание!Последний раз редактировалось Zverolov; 27.10.2015 в 20:20.
Re: Salierius – Анализатор ладотональностей
Пока предложения-просьбы по оформлению -
1. Зачем подчеркивания в названиях аккордов между "рутом" и индексами ( G_m G_m7)? Очень мешает восприятию привычных вещей. Может быть можно сделать в настройках отмену такого формата, чтобы было обычное Gm7?
2. Не могли бы Вы добавить возможность задавать свои названия для черных звуков? Мне, например, совершенно не подходят ку-фи-ту-по-би.
Во-первых, тут не соблюдена приемственность с другими системами сольмизации, которые созданы до Вас.
Во-вторых, некоторые слоги не очень подходят для "гладкого" сольфеджирования.
В-третьих, у многих Фи - это повышение Фа, а Ту - понижение от Ти (си).
В-четвертых, я давно использую свои имена и менять их не собираюсь, потому что они уже на автоматизме, как и белые.
В-пятых, Ку я бы оставил чатланам. ))
Короче, я, как и многие другие, использую иные слоги. Но в этом вопросе нет единства и однозначности, поэтому нужна настройка.
Вот здесь целая работа по этой проблеме:
3. Такой вопрос - возможно ли отфильтровать, например, 7-ступенные структуры только по "заглавным" звукорядам. То есть отсеить производные и показать "семейства" (так у Вас называется, кажется)? То есть вместо безумного количества должно остаться штук 16 базовых 7ст. звукорядов:
Вложение 95817
Каждый такой звукоряд можно представить кольцом.
Вложение 95818
2qeyep
Спасибо большое! Все замечания по делу.
1) Мне показалось что название звука иногда некрасиво сливается с буквенным обозначением аккорда. Не в случае с Gm, конечно, а в случаях типа: Доm, Сиdim. Подумаю что с этим делать.
2) Да, надо сделать. Возможно даже не только для чёрных, но и вообще для всех. Но есть проблема. Эти названия нужно выводить на подвкладке "Структура графа в виде лада" . Сейчас размеры шрифтов и центровка относительно "кружочков" подобраны вручную для каждого варианта именования звуков. Сделать это автоматически не так просто!
3) Пока нельзя, но спасибо за хорошую идею! Добавлю такой фильтр в "Навигатор ладов". Семиступенных заглавных ладов, правда, не 16, а 66.
Постараюсь учесть ваши замечания в следующих версиях. Спасибо!
Я имел ввиду лады, в которых не более двух малых секунд подряд. То есть те, которые имеют какую-то связь с диатоникой.
По идее любые двухбуквенные должны ведь нормально встать?Сейчас размеры шрифтов и центровка относительно "кружочков" подобраны вручную для каждого варианта именования звуков. Сделать это автоматически не так просто!
Последний раз редактировалось qeyep; 27.10.2015 в 14:12.
Да, со слогами некрасиво получается.1) Мне показалось что название звука иногда некрасиво сливается с буквенным обозначением аккорда. Не в случае с Gm, конечно, а в случаях типа: Доm, Сиdim. Подумаю что с этим делать.
Хотя мне непонятно насколько востребована слоговая система для обозначения аккордов? Стоит ли ради слогов искажать буквенный формат...
Возможно, что если идти по пути отказа от знаков альтерации и энгармонических вариаций, то для аккордов с "черными тониками" нужно использовать так же дополнительные буквы, а не слоги. Хотя я лично не думаю, что стоит заходить так далеко...
Еще не хватает формул, принятых в джазовой теории. Я имею ввиду, что ступеневая формула, например, натурального минора не 1,2,3,4,5,6,7 - это формула мажора, а 1,2,b3,4,5,b6,b7.
(Кстати, интервальная формула минора 1,2,-3,4,5,-6,7 (а мажора 1,2,3,4,5,6,+7). Разница в обозначениях в знаках и в обозначении седьмой ступени/септимы).
Я примерно понимаю, почему нет этих формул...
Последний раз редактировалось qeyep; 27.10.2015 в 17:54.
Не так всё просто. Любые двухбуквенные должны без проблем поместиться. Но буквы часто ассиметричны, имеют разную визуальную ширину и высоту, выступающие элементы и т.д. Автоматически красиво вписать в кружок произвольный слог довольно сложно, но я над этим подумаю, это интересная задача.
К вопросу о двенадцатислоговой системе (спасибо, кстати, за ссылку на статью Брайнина, обязательно прочитаю). Свою я создал на основе того же текста откуда взяты "обычные" названия звуков:
"UTQUeant laxis / REsonare FIbris / MIra gestorum / FAmuli TUorum / SOLve POlluti / LABIi reatum /Sancte Ioannes."
Возможно заменю подчёркивания на точки. В общем-то случае разделители нужны, а G.m G.m7 не так будут резать глаз. Дополнительную настройку не хотелось бы вводить.
Ну да, потому что непонятно как их выводить в общем случае, т.е. из звукоряда произвольной структуры.
Да, крутая отмазка )
Однако даже родные слоги пришлось корректировать в процессе практического использования.
Жаль, если не найдется нормального решения, при котором буквенные обозначения будут выглядеть традиционно. Очень не хочется каждый раз копировать аккорды в Ворд, чтобы удалить мусор из обозначений...Возможно заменю подчёркивания на точки. В общем-то случае разделители нужны, а G.m G.m7 не так будут резать глаз. Дополнительную настройку не хотелось бы вводить.
Ну, для семиступенных - есть правило - ступени не должны повторяться. Для меньшего количества - убираются ступени из 7-ступенной.Ну да, потому что непонятно как их выводить в общем случае, т.е. из звукоряда произвольной структуры.
Для 8-10-ступенных - 7 основных ступеней+экспоненты* - добавление, расщипление.
Вложение 95854
________
* Про экспоненты можно здесь почитать
Последний раз редактировалось qeyep; 28.10.2015 в 03:31.
Уважаемый zverolov, Вы написалинеплохую программку,
Но у нее есть недостатки - очень скучно на такой скорости работать, как правило нота определяется после первого звучания, а остальное время приходится терпеливо ждать, пока она долетит до клавиатуры. Жалко времени. Хорошо бы сделать регулируемую скорость падения ноток. Или сделать, чтобы стрелка вниз сразу ставила ноту на клавишу и выдавалась следующая.
И еще хотя бы на уровне hardest нота должна даваться один раз - зачем ее постоянно нажимать?- достаточно одной ноты раза, чтобы ее определить.
Хоть мы и отклонились от топика, но спасибо за отзыв о программе NoteRis! Она действительно неплоха.
Там ждать ничего не нужно, ноту можно "уронить" вниз нажатием пробела. Остальные ваши замечания приму к сведению, спасибо.
PS Хотелось бы вернуться к теме Salierius. Жаль что другие участники форума, кхм... молчат )))

Социальные закладки