Страница 1 из 18 1211 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 177

Тема: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

              
  1. #1
    Постоянный участник Аватар для Сольмина
    Регистрация
    08.03.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    991
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    Большинство форумчан в ДМШ обучались и хорошо представляют, ЧТО это такое. К сожалению, сольфеджио и музыкальная литература часто попадают в число нелюбимых предметов, и основания для этого, увы, есть. Для меня эта тема представляет особый интерес, так как недавно оказалась в команде педагогов, которые работают над совершенствованием программ по теоретическим предметам ДМШ Санкт-Петербурга, и меня пока не покидает надежда что-то изменить по существу.
    Хотелось бы в идеале, чтоб в музыкальной школе и будущие профи получали действительно необходимые знания и навыки по полной программе, и непрофи не теряли интерес к обучению и получали необходимое им. Вроде бы выход в дифференцированном обучении, и даже подобные учебные планы педагогам уже «спущены», но проблем не счесть.
    В связи с этим, большая просьба к форумчанам (и к профессиональным музыкантам, и к реализовавшим себя в другой профессии) высказаться: что, по вашему мнению, было для вас полезно, интересно в классе сольфеджио и музыкальной литературы, чего явно не хватало или оказалось вообще ненужным. В общем, приглашаю к дискуссии на тему «Если бы программу по сольфеджио и музыкальной литературе менял я…».

  • #2
    Новичок
    Регистрация
    11.08.2005
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    35

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    Маленькие
    В начале обучения, мне кажется, необходимы больше практические занятия, нежели теория. То есть: слушать, слушать, слушать, анализировать, петь, писать. В такой пропорции и последовательности. Не хватает чего-то вроде Муз. Литературы, то есть «занимательной теории музыки»- только для детей- в более игровом варианте, меньше о композиторах, больше о самой музыке- обязательно анализ музыкальных форм, музыкального языка- с первого класса. На очень простом материале, понемногу, но люди должны понимать, чем они занимаются. Там же использовать творческие задания- порисовать, посочинять. А сольфеджио- чисто практическая часть, причем с более логичным делением на группы- не кто в какое время может ходить, а кому что надо больше развить (по способностям, после какого-то тестового периода). На сольфеджио- ритмические упражнения и диктанты почти отсутствуют, а так нужны.

    Средние-старшие
    Тот же самый недостаток анализа, не анализа оперы на муз. литературе, а того, что дети исполняют на специальности, небольших форм. Детям, занимающимся не на гармонических инструментах (ф-но, аккордеон, гитара), всем духовикам точно, не знаю насчет струнных, очень не хватает развития гармонического слуха, который нужен для игры в ансамблях и будущим аранжировщикам.
    Лично мне (оч. субъективно) при обучении в ДМШ (это было давно) не хватало: информации о природе звука, об обертонах (внятно и доходчиво), о смысле темперации, тональностях, ладах, образовании аккордов, об особенностях всего вышеперечисл. в разных стилях (классика, фольклор, джаз, рок). Некоторых сведений об инструментах, резонансе, балансе и сочетании звука в ансамблях, инструментовке. Сведений о музыкальном языке, особенно современном.

    Профессионалы
    Объем групп – 5-7ч., более индивидуальный подход, разделение на классиков и эстрадников (для школы, где я работаю- актуально!). Эстрадникам- специальные курсы джазового сольфеджио-гармонии и импровизации, краткий курс истории соврем. стилей (всё это можно факультативно).

    p/s - Анализ исполнительского мастерства (Слушать варианты исполнения, обсуждать). Это конечно ближе к специальности, но все же, есть общие моменты. Творческие задания старшим- сообщения, обзоры (что они сами слушают, любят, интересуются, о своем инструменте, новостях, концертах и т.п.). В виде "обратной связи" - спросить их- а чего ИМ не хватает, что они хотели бы поизучать. Ответы могут быть интересны.
    Последний раз редактировалось boo; 09.03.2007 в 11:46.

  • #3
    Постоянный участник Аватар для Сольмина
    Регистрация
    08.03.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    991
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    Спасибо большое за обстоятельный ответ!
    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    Маленькие
    Не хватает чего-то вроде Муз. Литературы, то есть «занимательной теории музыки»- только для детей- в более игровом варианте, меньше о композиторах, больше о самой музыке- обязательно анализ музыкальных форм, музыкального языка- с первого класса.
    Эти ваши слова мне как бальзам на душу! Вот уж 10 лет практикую это в рамках сольфеджио и, наконец, дело сдвинулось : с прошлого года введен целый доп. час на предмет "Слушаем музыку", правда со 2-го класса, но я убедила администрацию разбить час ( по полчаса на 1-й и 2-й класс), дабы не терять драгоценное время.

    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    А сольфеджио- чисто практическая часть, причем с более логичным делением на группы- не кто в какое время может ходить, а кому что надо больше развить (по способностям, после какого-то тестового периода).

    Эх, по опыту нашей школы, это невозможно, к сожалению. Слишком много претензий родителей по неудобному расписанию, всегда в итоге оказывается, что нужно "идти на встречу"
    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    На сольфеджио- ритмические упражнения и диктанты почти отсутствуют, а так нужны..

    У вас в школе ТАК?

    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    Средние-старшие
    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    Детям, занимающимся не на гармонических инструментах (ф-но, аккордеон, гитара), всем духовикам точно, не знаю насчет струнных, очень не хватает развития гармонического слуха, который нужен для игры в ансамблях и будущим аранжировщикам.

    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    Лично мне (оч. субъективно) при обучении в ДМШ (это было давно) не хватало: информации о природе звука, об обертонах (внятно и доходчиво), о смысле темперации, тональностях, ладах, образовании аккордов, об особенностях всего вышеперечисл. в разных стилях (классика, фольклор, джаз, рок). Некоторых сведений об инструментах, резонансе, балансе и сочетании звука в ансамблях, инструментовке. Сведений о музыкальном языке, особенно современном.

    Эх, мне тоже в школе этого не хватало , но мне повезло с отцом-музыкантом.
    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    Профессионалы.
    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    Объем групп – 5-7ч., более индивидуальный подход, разделение на классиков и эстрадников (для школы, где я работаю- актуально!).
    Эстрадникам- специальные курсы джазового сольфеджио-гармонии и импровизации, краткий курс истории соврем. стилей (всё это можно факультативно)..
    Вы правы, но увы, видимо получится только за дополнительную плату


    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    В виде "обратной связи" - спросить их- а чего ИМ не хватает, что они хотели бы поизучать. Ответы могут быть интересны.

    О да, мои старшенькие (группа непрофи) заявили, что им не хватает истории джаза и рок-музыки! Приходится потихоньку идти им на встречу, но в этом вопросе меня многие не поддерживают

  • #4
    В поисках истины Аватар для Natem
    Регистрация
    12.03.2006
    Адрес
    Москва, Лефортово
    Возраст
    55
    Сообщений
    3,202
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    Знаете, у нас, например, на уроках муз.литературы, когда дети проходят ту или иную музыкальную форму, на дом задают сочинить свое произведение по этой форме (например, изучали рондо - задали сочинить рондо по схеме A-B-A-C-A-кода, где А - в Ми-мажоре, В - в до#-миноре, С - в Ля-мажоре, по 8 тактов). Сейчас изучают вариации, так задали сочинить свои вариации на СВОЮ же тему. Все бы ничего, но детям не объяснили, а как, собственно происходит сам процесс композиции, с чего начинать, на что обращать внимание и т.д. и т.п. В рез-те многие дети тормозят, не зная, с чего начать.

    Может, стоит ввести в программу хоть какое-то минимальное число часов композиции (самые азы) ?

    Потому что это не дело - давать сочинять немаленькие вещи, когда дети не знают, как к этому подступиться.

    По сольфеджио - у нас вроде и так всего полно и добавить нечего (диктанты, в том числе и двухголосные - каждый день, на дом задают подобрать акк-т, например, к тому же диктанту, т.е. если в классе не написал, то дома нечего делать будет - доп. стимул сделать все верно в классе).

    Единственное, чего хотелось бы, это возможности выбора ребенком уровня групы (продвинутой или "для общего развития"), потому что некоторые дети после ДМШ поступают в училища, и приходится в последний год нешуточно раскошеливаться на репетиторов по сольфеджио и гармонии, так как уровень преподавания их в ДМШ не всегда совпадает с требованиями училищ при поступлении.
    А если повезет нам, станем мы Ньютонами, кто-то - Паганини, кто - Наполеонами.
    Так что не прячь желаний и амбиций, ты просто станешь птицей...



  • #5
    Владычица морская Аватар для Ольга
    Регистрация
    25.06.2005
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    15,890

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    К сольфеджио в нашей муз. школе у меня претензий нет. А на муз. литературе (4-й клас) от сына не могу добиться, чем занимаются... Вести конспект за преподавателем они еще не умеют. Даже под диктовку (а, видимо, так оно и происходит) пишут плохо. Думаю, что надо больше слушать музыки, анализировать ее, запоминать... Но, боюсь, что там все так и есть, а мой сыночек просто невнимателен.

  • #6
    Новичок
    Регистрация
    11.08.2005
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    35

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    Цитата Сообщение от Natem Посмотреть сообщение
    Знаете, у нас, например, на уроках муз.литературы, когда дети проходят ту или иную музыкальную форму, на дом задают сочинить свое произведение по этой форме (например, изучали рондо - задали сочинить рондо по схеме A-B-A-C-A-кода, где А - в Ми-мажоре, В - в до#-миноре, С - в Ля-мажоре, по 8 тактов). Сейчас изучают вариации, так задали сочинить свои вариации на СВОЮ же тему. Все бы ничего, но детям не объяснили, а как, собственно происходит сам процесс композиции, с чего начинать, на что обращать внимание и т.д. и т.п. В рез-те многие дети тормозят, не зная, с чего начать
    Попахивает инквизицией! Совсем училищное задание... Это вряд ли по программе, инициатива препода, надо думать.
    У нас в школе есть похожие казузсы- первоклассникам (!) духовикам-народникам задают сочинить музыку на стихи. Только-только ноты выучили... полгруппы ничего не слышит... А еще требуют дирижировать (по правилам, не просто отсчитывать) во время пения - мы с этим дома ужасно мучаемся. Координации в семь лет не хватает, и еще к тому же при этом надо правильно петь))

  • #7
    Постоянный участник Аватар для Сольмина
    Регистрация
    08.03.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    991
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?


    Просто замечательно, что родители подключились!

    Цитата Сообщение от Natem Посмотреть сообщение
    Знаете, у нас, например, на уроках муз. литературы, когда дети проходят ту или иную музыкальную форму, на дом задают сочинить свое произведение … но детям не объяснили, а как, собственно происходит сам процесс композиции, с чего начинать…
    Потому что это не дело - давать сочинять немаленькие вещи, когда дети не знают, как к этому подступиться.
    Абсолютно согласна, не дело это! Это задание есть в программе, но оно предполагает, что ДО этого, дети на уроках сольфеджио сочиняли как минимум мелодии к текстам, мелодии в форме периода, подбирали и записывали аккомпанемент, работали с фактурой, сочиняли вариации… Конечно, если ребенок приходит в класс со стороны… или музыкальную литературу ведёт другой педагог, то может быть некоторая нестыковка… Честно говоря я бы на эту тему с педагогом поговорила, иначе можно отбить охоту от этого увлекательного занятия, да и сам педагог рискует получить работу… «от бабушки».

    Цитата Сообщение от Natem Посмотреть сообщение
    Может, стоит ввести в программу хоть какое-то минимальное число часов композиции (самые азы)? .
    Увы, с часами всё непросто, так как это деньги и еще раз деньги, спасибо, что хоть эти часы государство финансирует и не посылает… к частным педагогам.

    Цитата Сообщение от Natem Посмотреть сообщение
    Единственное, чего хотелось бы, это возможности выбора ребенком уровня группы (продвинутой или "для общего развития"), потому что некоторые дети после ДМШ поступают в училища, и приходится в последний год нешуточно раскошеливаться на репетиторов по сольфеджио и гармонии, так как уровень преподавания их в ДМШ не всегда совпадает с требованиями училищ при поступлении. .
    А вот это уже в новом учебном плане заложено: с 5-го класса всех поделить на профи и непрофи. Всё бы хорошо, но при этом у непрофи остается лишь 1 час индивидуальных занятий, что создает большую проблему и для педагогов тоже.
    Вас, правда, это нововведение не коснётся, но могу вам (по секрету) посоветовать: если в Вашей школе не набирается отдельная группа для поступающих, то в распоряжении администрации на 7-8 класс есть часы на индивидуальное сольфеджио за счёт предмета по выбору (интересно, знаете ли Вы об этом?) Во многих школах это практикуется, а в некоторых школах и педагоги об этом не знают.

    Ольга, а учебников или рабочих тетрадей у них нет? Вряд ли конспект предполагается. Вы могли бы очень помочь ребенку, если бы произведения по программе находили и слушали с ним дома. Как правило это основной их "страх" - не запомнить и не узнать на викторине. Я своим учебный диск копирую или они сами находят, в том числе и в сети.

  • #8
    Постоянный участник Аватар для Сольмина
    Регистрация
    08.03.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    991
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    Попахивает инквизицией! Совсем училищное задание... Это вряд ли по программе, инициатива препода, надо думать.
    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    У нас в школе есть похожие казузсы- первоклассникам (!) духовикам-народникам задают сочинить музыку на стихи. Только-только ноты выучили... полгруппы ничего не слышит...

    Не пугайтесь, это всё по программе , о чем я и написала только что, начинать действительно нужно с 1-го класса, только это не сочинение на первых порах, а импровизация с некоторой заданностью. Методика отработана и проходит с легкостью и у духовиков, и у народников, вот записывать - это уже позже, ближе к концу года.
    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    А еще требуют дирижировать (по правилам, не просто отсчитывать) во время пения - мы с этим дома ужасно мучаемся. Координации в семь лет не хватает, и еще к тому же при этом надо правильно петь

    Когда педагог учит петь с дирижированием, то предполагается, что это должно в сознание ребенка внести понятие доли такта и соответственно распределения в доле ритмического рисунка, но если ребенок не понимает смысла происходящего, то получается ерунда: ноты отдельно, жест отдельно, и слёзы при этом.
    Попробуйте для маленького ребенка такой мой рецепт, ему можно объяснить так: «Представь, что ты рисуешь в воздухе ниточку, а на нее нанизываешь бусины – ноты. На одной ниточке (один взмах) может быть одна нота – четверть, или две, равномерно распределенные – восьмые или четыре – шестнадцатые…» Главное, чтобы он понял, что дирижируя, рука показывает доли такта, и что доля равна четверти (на первое время достаточно). Попрактиковаться лучше на гамме, спев ее с осмысленным дирижированием четвертями или восьмыми (половинные ноты – на две «ниточки-взмахи труда уже не составят )Это можно превратить в увлекательную игру, обычно дети входят в азарт и заставляют меня «нанизывать» с ними на взмах 32-е и 64-е. Еще нужно ему объяснить, что если он сбивается, то ничего страшного, главное, в начале следующего такта рука должна пойти вниз. Уверяю Вас, пара таких «игр» и даже самые «некоординированные» включаются в процесс, а осознание этого процесса сильно помогает в дальнейшем при записи ритма в диктантах. Удачи!

  • #9
    Новичок
    Регистрация
    11.08.2005
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    35

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    Большое спасибо за ответы!
    На самом деле, и сочинить и записать, да еще в данной тональности и размере 3/4 (стишок при том- классический хорей). И желательно с аккомпанементом. А мы играть не умеем на ф-но, и руку я не могу ставить, не знаю как(, гамму ковыряет еле-еле... Учим номера по сольфеджио на флейте.
    Спасибо за рекомендации по ритму! Обязательно попробуем.

  • #10
    Старожил Аватар для Raisa
    Регистрация
    19.11.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,639
    Записей в дневнике
    61

    По умолчанию Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?

    Цитата Сообщение от boo Посмотреть сообщение
    Не хватает чего-то вроде Муз. Литературы, то есть «занимательной теории музыки»- только для детей- в более игровом варианте, меньше о композиторах, больше о самой музыке- обязательно анализ музыкальных форм, музыкального языка- с первого класса. На очень простом материале, понемногу, но люди должны понимать, чем они занимаются.
    В нашей школе с первого класса есть такой предмет "Слушание музыки ", 1 час в неделю, это как раз примерно то, о чем вы говорите. Очень приятно преподают, детям нравится. А с четвертого класса уже собственно муз.литература.

  • Страница 1 из 18 1211 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Набор нот в программе Sibelius 4
      от Vastrav в разделе Набор нот
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 09.09.2012, 19:49
    2. Finale Аудиофайл в программе.
      от Lemen в разделе Нотный набор
      Ответов: 24
      Последнее сообщение: 21.04.2011, 07:34
    3. Вопросы по программе MyOrgan
      от denisgrim в разделе Органная музыка
      Ответов: 16
      Последнее сообщение: 15.11.2009, 20:15
    4. О программе DC++
      от Aybolit в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 78
      Последнее сообщение: 17.06.2009, 19:04
    5. Ноты по программе ДМШ для 7-8 классов
      от Irish в разделе Поиск нот для фортепиано
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 27.01.2009, 01:18

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100