-
09.03.2007, 03:13 #1
Что бы вы изменили в программе ДМШ?
Большинство форумчан в ДМШ обучались и хорошо представляют, ЧТО это такое. К сожалению, сольфеджио и музыкальная литература часто попадают в число нелюбимых предметов, и основания для этого, увы, есть. Для меня эта тема представляет особый интерес, так как недавно оказалась в команде педагогов, которые работают над совершенствованием программ по теоретическим предметам ДМШ Санкт-Петербурга, и меня пока не покидает надежда что-то изменить по существу.
Хотелось бы в идеале, чтоб в музыкальной школе и будущие профи получали действительно необходимые знания и навыки по полной программе, и непрофи не теряли интерес к обучению и получали необходимое им. Вроде бы выход в дифференцированном обучении, и даже подобные учебные планы педагогам уже «спущены», но проблем не счесть.
В связи с этим, большая просьба к форумчанам (и к профессиональным музыкантам, и к реализовавшим себя в другой профессии) высказаться: что, по вашему мнению, было для вас полезно, интересно в классе сольфеджио и музыкальной литературы, чего явно не хватало или оказалось вообще ненужным. В общем, приглашаю к дискуссии на тему «Если бы программу по сольфеджио и музыкальной литературе менял я…».
- Регистрация
- 11.08.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 35
Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?
Маленькие
В начале обучения, мне кажется, необходимы больше практические занятия, нежели теория. То есть: слушать, слушать, слушать, анализировать, петь, писать. В такой пропорции и последовательности. Не хватает чего-то вроде Муз. Литературы, то есть «занимательной теории музыки»- только для детей- в более игровом варианте, меньше о композиторах, больше о самой музыке- обязательно анализ музыкальных форм, музыкального языка- с первого класса. На очень простом материале, понемногу, но люди должны понимать, чем они занимаются. Там же использовать творческие задания- порисовать, посочинять. А сольфеджио- чисто практическая часть, причем с более логичным делением на группы- не кто в какое время может ходить, а кому что надо больше развить (по способностям, после какого-то тестового периода). На сольфеджио- ритмические упражнения и диктанты почти отсутствуют, а так нужны.
Средние-старшие
Тот же самый недостаток анализа, не анализа оперы на муз. литературе, а того, что дети исполняют на специальности, небольших форм. Детям, занимающимся не на гармонических инструментах (ф-но, аккордеон, гитара), всем духовикам точно, не знаю насчет струнных, очень не хватает развития гармонического слуха, который нужен для игры в ансамблях и будущим аранжировщикам.
Лично мне (оч. субъективно) при обучении в ДМШ (это было давно) не хватало: информации о природе звука, об обертонах (внятно и доходчиво), о смысле темперации, тональностях, ладах, образовании аккордов, об особенностях всего вышеперечисл. в разных стилях (классика, фольклор, джаз, рок). Некоторых сведений об инструментах, резонансе, балансе и сочетании звука в ансамблях, инструментовке. Сведений о музыкальном языке, особенно современном.
Профессионалы
Объем групп – 5-7ч., более индивидуальный подход, разделение на классиков и эстрадников (для школы, где я работаю- актуально!). Эстрадникам- специальные курсы джазового сольфеджио-гармонии и импровизации, краткий курс истории соврем. стилей (всё это можно факультативно).
p/s - Анализ исполнительского мастерства (Слушать варианты исполнения, обсуждать). Это конечно ближе к специальности, но все же, есть общие моменты. Творческие задания старшим- сообщения, обзоры (что они сами слушают, любят, интересуются, о своем инструменте, новостях, концертах и т.п.). В виде "обратной связи" - спросить их- а чего ИМ не хватает, что они хотели бы поизучать. Ответы могут быть интересны.
Последний раз редактировалось boo; 09.03.2007 в 11:46.
Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?
Спасибо большое за обстоятельный ответ!
Эти ваши слова мне как бальзам на душу! Вот уж 10 лет практикую это в рамках сольфеджио и, наконец, дело сдвинулось : с прошлого года введен целый доп. час на предмет "Слушаем музыку", правда со 2-го класса, но я убедила администрацию разбить час ( по полчаса на 1-й и 2-й класс), дабы не терять драгоценное время.
Эх, по опыту нашей школы, это невозможно, к сожалению. Слишком много претензий родителей по неудобному расписанию, всегда в итоге оказывается, что нужно "идти на встречу"![]()
У вас в школе ТАК?
![]()
Эх, мне тоже в школе этого не хватало
, но мне повезло с отцом-музыкантом.
Вы правы, но увы, видимо получится только за дополнительную плату
О да,мои старшенькие (группа непрофи) заявили, что им не хватает истории джаза и рок-музыки! Приходится потихоньку идти им на встречу, но в этом вопросе меня многие не поддерживают
![]()
- Регистрация
- 12.03.2006
- Адрес
- Москва, Лефортово
- Возраст
- 55
- Сообщений
- 3,202
- Записей в дневнике
- 3
Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?
Знаете, у нас, например, на уроках муз.литературы, когда дети проходят ту или иную музыкальную форму, на дом задают сочинить свое произведение по этой форме (например, изучали рондо - задали сочинить рондо по схеме A-B-A-C-A-кода, где А - в Ми-мажоре, В - в до#-миноре, С - в Ля-мажоре, по 8 тактов). Сейчас изучают вариации, так задали сочинить свои вариации на СВОЮ же тему. Все бы ничего, но детям не объяснили, а как, собственно происходит сам процесс композиции, с чего начинать, на что обращать внимание и т.д. и т.п. В рез-те многие дети тормозят, не зная, с чего начать.
Может, стоит ввести в программу хоть какое-то минимальное число часов композиции (самые азы) ?
Потому что это не дело - давать сочинять немаленькие вещи, когда дети не знают, как к этому подступиться.
По сольфеджио - у нас вроде и так всего полно и добавить нечего (диктанты, в том числе и двухголосные - каждый день, на дом задают подобрать акк-т, например, к тому же диктанту, т.е. если в классе не написал, то дома нечего делать будет - доп. стимул сделать все верно в классе).
Единственное, чего хотелось бы, это возможности выбора ребенком уровня групы (продвинутой или "для общего развития"), потому что некоторые дети после ДМШ поступают в училища, и приходится в последний год нешуточно раскошеливаться на репетиторов по сольфеджио и гармонии, так как уровень преподавания их в ДМШ не всегда совпадает с требованиями училищ при поступлении.
А если повезет нам, станем мы Ньютонами, кто-то - Паганини, кто - Наполеонами.
Так что не прячь желаний и амбиций, ты просто станешь птицей...
Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?
К сольфеджио в нашей муз. школе у меня претензий нет. А на муз. литературе (4-й клас) от сына не могу добиться, чем занимаются... Вести конспект за преподавателем они еще не умеют. Даже под диктовку (а, видимо, так оно и происходит) пишут плохо. Думаю, что надо больше слушать музыки, анализировать ее, запоминать... Но, боюсь, что там все так и есть, а мой сыночек просто невнимателен.
- Регистрация
- 11.08.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 35
Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?
Попахивает инквизицией! Совсем училищное задание... Это вряд ли по программе, инициатива препода, надо думать.
У нас в школе есть похожие казузсы- первоклассникам (!) духовикам-народникам задают сочинить музыку на стихи. Только-только ноты выучили... полгруппы ничего не слышит... А еще требуют дирижировать (по правилам, не просто отсчитывать) во время пения - мы с этим дома ужасно мучаемся. Координации в семь лет не хватает, и еще к тому же при этом надо правильно петь))
Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?
Просто замечательно, что родители подключились!
Абсолютно согласна, не дело это! Это задание есть в программе, но оно предполагает, что ДО этого, дети на уроках сольфеджио сочиняли как минимум мелодии к текстам, мелодии в форме периода, подбирали и записывали аккомпанемент, работали с фактурой, сочиняли вариации… Конечно, если ребенок приходит в класс со стороны… или музыкальную литературу ведёт другой педагог, то может быть некоторая нестыковка… Честно говоря я бы на эту тему с педагогом поговорила, иначе можно отбить охоту от этого увлекательного занятия, да и сам педагог рискует получить работу… «от бабушки».![]()
Увы, с часами всё непросто, так как это деньги и еще раз деньги, спасибо, что хоть эти часы государство финансирует и не посылает… к частным педагогам.![]()
А вот это уже в новом учебном плане заложено: с 5-го класса всех поделить на профи и непрофи. Всё бы хорошо, но при этом у непрофи остается лишь 1 час индивидуальных занятий, что создает большую проблему и для педагогов тоже.
Вас, правда, это нововведение не коснётся, но могу вам (по секрету) посоветовать: если в Вашей школе не набирается отдельная группа для поступающих, то в распоряжении администрации на 7-8 класс есть часы на индивидуальное сольфеджио за счёт предмета по выбору (интересно, знаете ли Вы об этом?) Во многих школах это практикуется, а в некоторых школах и педагоги об этом не знают.
Ольга, а учебников или рабочих тетрадей у них нет? Вряд ли конспект предполагается. Вы могли бы очень помочь ребенку, если бы произведения по программе находили и слушали с ним дома. Как правило это основной их "страх" - не запомнить и не узнать на викторине. Я своим учебный диск копирую или они сами находят, в том числе и в сети.
Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?
Не пугайтесь, это всё по программе, о чем я и написала только что, начинать действительно нужно с 1-го класса, только это не сочинение на первых порах, а импровизация с некоторой заданностью. Методика отработана и проходит с легкостью и у духовиков, и у народников, вот записывать - это уже позже, ближе к концу года.
Когда педагог учит петь с дирижированием, то предполагается, что это должно в сознание ребенка внести понятие доли такта и соответственно распределения в доле ритмического рисунка, но если ребенок не понимает смысла происходящего, то получается ерунда: ноты отдельно, жест отдельно, и слёзы при этом.![]()
Попробуйте для маленького ребенка такой мой рецепт, ему можно объяснить так: «Представь, что ты рисуешь в воздухе ниточку, а на нее нанизываешь бусины – ноты. На одной ниточке (один взмах) может быть одна нота – четверть, или две, равномерно распределенные – восьмые или четыре – шестнадцатые…» Главное, чтобы он понял, что дирижируя, рука показывает доли такта, и что доля равна четверти (на первое время достаточно). Попрактиковаться лучше на гамме, спев ее с осмысленным дирижированием четвертями или восьмыми (половинные ноты – на две «ниточки-взмахи труда уже не составят )Это можно превратить в увлекательную игру, обычно дети входят в азарт и заставляют меня «нанизывать» с ними на взмах 32-е и 64-е. Еще нужно ему объяснить, что если он сбивается, то ничего страшного, главное, в начале следующего такта рука должна пойти вниз. Уверяю Вас, пара таких «игр» и даже самые «некоординированные» включаются в процесс, а осознание этого процесса сильно помогает в дальнейшем при записи ритма в диктантах. Удачи!
- Регистрация
- 11.08.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 35
Re: Что бы вы изменили в программе ДМШ?
Большое спасибо за ответы!
На самом деле, и сочинить и записать, да еще в данной тональности и размере 3/4 (стишок при том- классический хорей). И желательно с аккомпанементом. А мы играть не умеем на ф-но, и руку я не могу ставить, не знаю как(, гамму ковыряет еле-еле... Учим номера по сольфеджио на флейте.
Спасибо за рекомендации по ритму! Обязательно попробуем.
Похожие темы
-
Набор нот в программе Sibelius 4
от Vastrav в разделе Набор нотОтветов: 1Последнее сообщение: 09.09.2012, 19:49 -
Finale Аудиофайл в программе.
от Lemen в разделе Нотный наборОтветов: 24Последнее сообщение: 21.04.2011, 07:34 -
Вопросы по программе MyOrgan
от denisgrim в разделе Органная музыкаОтветов: 16Последнее сообщение: 15.11.2009, 20:15 -
О программе DC++
от Aybolit в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 78Последнее сообщение: 17.06.2009, 19:04 -
Ноты по программе ДМШ для 7-8 классов
от Irish в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 0Последнее сообщение: 27.01.2009, 01:18




Ответить с цитированием
Эти ваши слова мне как бальзам на душу! Вот уж 10 лет практикую это в рамках сольфеджио и, наконец, дело сдвинулось : с прошлого года введен целый доп. час на предмет "Слушаем музыку", правда со 2-го класса, но я убедила администрацию разбить час ( по полчаса на 1-й и 2-й класс), дабы не терять драгоценное время.
, но мне повезло с отцом-музыкантом. 


Социальные закладки