Увидел нотный пример из мотета Магистра Цахариаса "Sumite carissimi" (в кн. "Теория музыки" В.Холоповой, с.120).
Что сказать. Обомлел.
Невероятная полиритмия, полиметрия. Не верится, что перевод в современную нотацию верен.
Сделал миди-файл этого отрывка. Звучит не так страшно, как выглядит запись, но... вопросы остаются.
1) как это звучит вживую?
2) что за штука это - маньеризм конца 14 - начала 15 вв.?
3) кто еще - кроме Цахариаса?
4) если в современной нотации нужно полдня думать-высчитывать, то как это исполняли тогда?
и пр. и пр.
(К сожалению, нет сканера под рукой, чтоб предоставить пример...)
Есть у знатоков какие-либо сведения?
Ниже - тот пример в форматах midi =>rar, mp3
Последний раз редактировалось Zya; 02.08.2007 в 08:55.
Причина: добавление файла mp3
Сходите на , там есть FAQ, почитайте.
Из ансамблей, играющих эту музыку, сразу вспомнился PAN - они собственно на ней и специализируются.
Записывалась она в мензуральной нотации, и по ней читается намного легче и естественней. Смотреть на современные транскрипции действительно страшно, но если знать принципы мензуральной нотации, то и современную нотацию этой музыки читать проще.
Другие киты этого стиля: Solage, Trebor, Ciconia.
Из ансамблей, специализирующихся на Ars Subtilior добавил бы Mala Punica, Ferrara Ensemble. 2 замечательных диска с музыкой рубежа 14-15 веков записала Alla Francesca.
Из композиторов , помимо указанных Фонтегарой, назову Матвея Перуджийского, Антонелло Казертийского, Сенлеша.
PS А что, у Холоповой, Антонио Дзакара (Antonio Zacara de Teramo) назван Цахариусом??
А что, у Холоповой, Антонио Дзакара (Antonio Zacara de Teramo) назван Цахариусом??
Назван Магистром Цахариасом. Видать брала для русификации латинский вариант имени: Antonius 'Zacharias' de Teramo
(За вторым разом я написал правильно...)
Кто слышал указанных выше авторов, укажите, пожалуйста: часто ли ритмически плавают-"болтаются" голоса, как в моём миди-примере? Поди по пальцам перечесть случаи...
Кто слышал указанных выше авторов, укажите, пожалуйста: часто ли ритмически плавают-"болтаются" голоса, как в моём миди-примере? Поди по пальцам перечесть случаи...
Вообще, лучше конечно, живые примеры подобных чудес.
Есть альбом сюрреалистов с предысторией: примеры из Босха и пр..
Вот бы хрестоматию составить - предыстория современной музыки, примеры из маньеристов...
Увидел нотный пример из мотета Магистра Цахариаса "Sumite carissimi" (в кн. "Теория музыки" В.Холоповой, с.120).
Что сказать. Обомлел.
Невероятная полиритмия, полиметрия. Не верится, что перевод в современную нотацию верен.
Хех... а Холопова ничего не пишет о тексте этого сочинения?
Курт фон Фишер и Франко Альберто Галло предполагают (PMFC XIII, p.283), что Захар написал эту балладу в качестве конкурсного сочинения, дабы занять место руководителя хоровой капеллы при дворе папы Иоанна XXIII. Внутрь стихотворного текста баллады он заложил секретное слово - RECONMENDATIONE.
Sumite, karissimi,
Caput de Remulo, patres;
Caniteque, musici,
Idem de consule, fratres,
Et de jumento ventrem,
De gurgida pedem,
De nuptiis ventrem,
Caput de oveque
Pedem de leone.
Milles cum in omnibus
Zacharias salutes.
***
Примерный подстрочник (примерный - потому что текст на весьма нестандартной латыни)
Почтеннейшие отцы! Возьмите
Голову от Ремула
И воспойте ее же, братья-музыканты,
Отняв у консула,
А от осла возьмите пузо,
От обжоры ногу,
От жён возьмите чрево,
Голову от овцы,
Лапу от льва.
Со всем этим хозяйством
Захар шлет вам тысячу приветов.
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Собственно, вот эта уже пресловутая выдержка из "Теории музыки" В.Н. Холоповой (см. ниже).
Нашёл про маньеризм хорошую информацию в "Истории полифонии" т. I (Евдокимова), + 25 стр. нотных примеров там же (Солаж, Требор, Перузио и Сенлеш - оказавшийся ритмически самым изысканным. Да, Чикония тут ни причём - по ритму много проще - к маньеристам его тут не отнесли).
Поразило, что ритмические изыски не привели никого из маньеристов к индивидуальному стилю.
Понял, что ритмических биений между голосами в принципе не возникает - они для этого вполне независимы друг от друга.
И с современностью, конечно, уже были параллели - В. Аппель сравнивает ритмику (метроритм) маньеристов и Стравинского.
По примерам нотации у Евдокимовой можно представить, что запись выглядела проще современной (раз одной нотой (!) можно было указывать длительности 5/2, 5/3...)
Olorulus, спасибо за информацию о Захаре. Здорово! Но, честно говоря, мне захотелось найти какое-нибудь другое зашифрованное слово… Видимо, Цахариас и автор текста. Думаю, музыкально ничем он эти слоги не выделял (поэтому и захотелось поострить...)
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Социальные закладки