Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 16

Тема: О прелюдии Шопена Des

              
  1. #1

    По умолчанию О прелюдии Шопена Des

    Прелюдия Шопена Des (№15) - одна из самых популярных и заигранных, и при ее характеристике трудно обойтись без общих мест и тривиальностей.


    Цикл прелюдий Шопена - замечательный памятник культуры. Их хочется назвать прекрасным романтическим манифестом, бессмертной поэтической энциклопедией настроений и чувств. Как написал в некрологе один из его друзей, " Шопен умел с таинственной легкостью разрешать самые сложные задачи искусства, ибо он умел собирать полевые цветы, не стряхнув с них ни росинки, ни легчайшего пуха. И он умел своим идеальным искусством превращать их в лучистые звезды, в метеоры, в кометы, которые светят всей Европе."


    24 прелюдии Шопена, входящие в цикл, по числу всех мажорных и минорных тональностей, по сравнению с другими его произведениями малых форм - например, мазурками, вальсами - в большей степени представляют собой единое целое и часто исполняются целиком в той последовательности, в которой они записаны Шопеном.


    Многие большие музыканты восхищались прелюдиями Шопена и оставили свой комментарий к ним, например, его друг Франц Лист, Антон Рубинштейн (в своих так называемых "исторических концертах"), французский пианист Альфред Корто.


    Создание цикла прелюдий связано с путешествием Шопена и его спутницы Жорж Санд на один из Болеарских островов - остров Майорка, расположенный на юге Франции, точнее, где-то между Францией и Испанией. Предполагалось , что это путешествие и средиземноморский климат улучшат состояние Шопена, больного чахоткой. Но, к сожалению, эти надежды не оправдались, и Шопену стало еще хуже.


    Природа острова была очень красива; собственно, она и сейчас такая - недаром туда летают на отдых наши "новые русские". Но в то время жители Майорки встретили будущих великих путешественников недружелюбно, относились к ним настороженно, с недоверием и предубеждением, несмотря на то, что Жорж Санд взяла с собой своих маленьких детей - сына Мориса и дочь Соланж. Гостям даже не хотели сдавать жилье, и они были вынуждены поселиться в пустующей келье полузаброшенного горного монастыря Вальдемоза.


    Создание прелюдий Шопена и связанное с ними путешествие на Майорку овеяно легендами и преданиями, без конца повторяемыми в разных вариантах на протяжении прошедших 169 лет уже несколькими поколениями биографов и музыковедов. Начальным источником этих легенд являются, по-видимому, все же письма самого Шопена и воспоминания Жорж Санд (так называемая "История моей жизни").


    По одному из преданий однажды Шопен музицировал в одиночестве, пока Жорж Санд с детьми ездила за покупками. Шопен задремал, и ему пригрезилось, что из здания напротив выходят какие-то страшные монахи и со зловещим пением обходят вокруг его жилища. Шопен никак не мог отделаться от этого мрачного видения. Когда Жорж Санд с детьми вернулась с покупками из города, она застала Шопена в обмороке у фортепьяно. Приходя в себя, Шопен произнес странные слова, которые любят повторять все биографы: "Я думал, что вы все уже умерли...".


    По одному из вариантов легенд, медленное, зловещее, неумолимо приближающееся и отдаляющееся шествие этих страшных монахов и воплощено в средней части этой прелюдии.
    Другие части прелюдии пронизаны нежными и ласковыми интонациями дождя, как бы переломленными через лирическое восприятие Шопена. Поэтому эту прелюдию часто называют "прелюдией в дождевых каплях".
    В конце прелюдии особенно явственно чувствуется, как падают последние, сверкающие на солнце, капли дождя и вздыхает обновленная грозой земля...


    Давайте перенесемся в прекрасный поэтический мир этой прелюдии - нежный, тревожный и фантастический.


    Ниже приведены три совершенно разных исполнения этой прелюдии.


    Первое, Владимира Горовица, не нуждающегося в комплиментах, более уравновешено и профессионально и, по-видимому, соответствует классическим традициям ее интерпретации:

    http://youtube.com/watch?v=825Ekk1u3mQ


    Второе исполнение, Донг Мин Лима, на шопеновском конкурсе, привлекает характерной для этого пианиста поэтичностью, яркостью и романтической приподнятостью:

    http://youtube.com/watch?v=c7RqeF6BsAk


    Третье, Валентины Игошиной, выполнено как бы в нежных пастельных красках и отличается необычайной мягкостью и лиризмом:

    http://youtube.com/watch?v=6gV9gUeFHIw
    Последний раз редактировалось iosifshr; 17.11.2007 в 10:06.

  • #2
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    Не в обиду, конечно... Вы разве не чувствуете, что любая конкретизация образов Прелюдии (шествие монахов, капли дождя...) "приземляет" эту музыку?

  • #3

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Не в обиду, конечно... Вы разве не чувствуете, что любая конкретизация образов Прелюдии (шествие монахов, капли дождя...) "приземляет" эту музыку?


    Спасибо за внимание к одной из моих заметок, столь редкое на Форуме.

    Спорить с Вами трудно, так как и сам Шопен, как известно, возражал против привлечения программно-поэтических аналогий для своей музыки.

    Но вообще "приземления", обусловленные авторскими названиями, не помешали десяткам вдохновеннейших произведений Шумана, Листа, Грига, Мусоргского, Чайковского, Метнера и др.

    А что касается приведенных в заметке известных поэтических образов, "приземляющих", по вашему мнению, музыку прелюдии, то оказаться в одной компании с такими "вульгаризаторами" Шопена, как Лист, Антон Рубинштейн, Святослав Рихтер и даже Жорж Санд, подсказывавших ученикам, слушателям и читателям поэтические аналогии музыкальных произведений, в том числе прелюдий Шопена, не так уж обидно.

  • #4

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Не в обиду, конечно... Вы разве не чувствуете, что любая конкретизация образов Прелюдии (шествие монахов, капли дождя...) "приземляет" эту музыку?
    Не то, чтобы "приземляет", а несколько сужает круг ассоциаций, часто приводя к штампованному мышлению: раз так придумано кем-то - так тому и быть! Всё, что написано в статье, имеет полное право на существование, это точка зрения её автора. Но вполне возможно, что даже у цитированных им исполнителей эта музыка ассоциировалась с иными образами. У каждого исполнителя - своя тайна, у слушателя - своя... Не всегда нужно их разгадывать, IMXO, теряется очарование...
    Улыбайся чаще - и чаща улыбнётся тебе! (с)

  • #5
    Старожил
    Регистрация
    11.11.2006
    Адрес
    Москва. Речной вокзал
    Сообщений
    1,306
    Записей в дневнике
    15

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    Не литературный шедевр, но написано с любовью. И за это спасибо.
    Мне кажется, этот текст вполне подошел бы для филармонического музыкального лектория.
    Доступно и вполне информативно.

    По поводу ассоциации.
    "Дождевая" ассоциация довольно известна. Мне кажется, что это своего рода тропинка, помогающая обычному, неискушенному слушателю приблизиться к пониманию этой музыки.
    Хочется спросить уважаемых педагогов: "Друзья, а вы не пользовались ассоциативным методом в работе с учеником?". Ведь иногда меткая ассоциация может дать больше, нежели кропотливая технологическая работа.
    Последний раз редактировалось Alexander Москва; 17.11.2007 в 15:17. Причина: добавление

  • #6
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    Цитата Сообщение от Alexander Москва Посмотреть сообщение
    Не литературный шедевр, но написано с любовью. И за это спасибо.
    Мне кажется, этот текст вполне подошел бы для филармонического музыкального лектория.
    Доступно и вполне информативно.

    По поводу ассоциации.
    "Дождевая" ассоциация довольно известна. Мне кажется, что это своего рода тропинка,помогающая обычному, неискушенному слушателю приблизиться к пониманию этой музыки.
    Хочется спросить уважаемых педагогов: "Друзья, а вы не пользовались ассоциативным методом в работе с учеником?". Ведь иногда меткая ассоциацияможет дать больше, нежели кропотливая технологическая работа.
    Пользовались и пользуемся. Но... Каждый раз ассоциация ситуативна, направлена на конкретного ученика, в другой раз я скажу нечто иное, если не подействует. Нельзя закреплять ассоциацию, как, например, сделали это с игумновскими. Выходит сплошная пошлость...

  • #7
    Старожил
    Регистрация
    11.11.2006
    Адрес
    Москва. Речной вокзал
    Сообщений
    1,306
    Записей в дневнике
    15

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    В общем Вы правы.
    Но, если по поводу одного и того же фрагмента музыки, который Вы проходите с учениками, у вас, как у педагога, возникают разные ассоциации, то эта множественность наводит меня на какие-то далекие от музыки ассоциации.

    По поводу "закрепления". Никто ведь специально этим не занимался. Поскольку некоторые ассоциации очень удачны и высказаны авторитетными людьми, то процесс их дальнейшего "бытования" непредсказуем. "Закрепление" происходило естественным путем.

  • #8
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    Цитата Сообщение от Alexander Москва Посмотреть сообщение
    В общем Вы правы.
    Но, если по поводу одного и того же фрагмента музыки, который Вы проходите с учениками, у вас, как у педагога, возникают разные ассоциации, то эта множественность наводит меня на какие-то далекие от музыки ассоциации.

    По поводу "закрепления". Никто ведь специально этим не занимался. Поскольку некоторые ассоциации очень удачны и высказаны авторитетными людьми, то процесс их дальнейшего "бытования" непредсказуем. "Закрепление" происходило естественным путем.
    Я, конечно, не Антон Рубинштейн, который говорил, что в дождливый день нужно играть иначе, нежели в солнечный, но ассоциацию рождает не сама музыка, а недостатки в исполнении ученика. Я для себя вообще-то стараюсь избегать ассоциаций, считая их появление большим недостатком восприятия. (В работе с учеником это неизбежный компромисс...) Что ж, если кто-то без них обойтись не может, то что тут поделаешь.

  • #9
    Старожил
    Регистрация
    11.11.2006
    Адрес
    Москва. Речной вокзал
    Сообщений
    1,306
    Записей в дневнике
    15

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    [quote=lerit;442472]Я, конечно, не Антон Рубинштейн, который говорил, что в дождливый день нужно играть иначе, нежели в солнечный, но ассоциацию рождает не сама музыка, а недостатки в исполнении ученика.

    Если мы говорим о технических недостатках, на которые Вы хотите обратить внимание ученика, используя ассоциацию, то тогда, да - множественность естественна. Но мы сейчас говорим о смысловой, содержательной стороне вопроса. Как педагог, Вы транслируете ученику прежде всего свое слышание музыки. Т.е. на данный конкретный момент - единственное.

    ЗЫ. Сами в дождливый день можете играть ИНАЧЕ...Но в отношении ученика - будьте независимы от погоды. Тренируйте свою метеозависимость!
    Последний раз редактировалось Alexander Москва; 17.11.2007 в 16:31. Причина: ашибка

  • #10
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Шопена Des

    Цитата Сообщение от Alexander Москва Посмотреть сообщение
    Если мы говорим о технических недостатках, на которые Вы хотите обратить внимание ученика, используя ассоциацию, то тогда, да - множественность естественна. Но мы сейчас говорим о смысловой, содержательной стороне вопроса. Как педагог, Вы транслируете ученику прежде всего свое слышание музыки. Т.е. на данный конкретный момент - единственное.
    Увы, я не транслирую ученику свое слышание музыки. Я пытаюсь ему передать свое впечатление от его игры. Поэтому, если он, допустим, играет вяло, ассоциация одна; если, напротив, агрессивно, ассоциация другая. Мне важно, чтобы он сам делал выводы из моих слов.
    ЗЫ. Я хочу и ученика сделать "метеозависимым". Не поклонник Микеланджели.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. О прелюдии Шопена As
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 16.01.2010, 23:14
    2. Интерпретация Ингмара Бергмана 2-й прелюдии Шопена
      от Jonah в разделе Философия и музыка
      Ответов: 13
      Последнее сообщение: 24.03.2008, 12:59
    3. Прелюдии Шопена в исполнении А. Рубинштейна
      от Дмитрий Левин в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 05.11.2007, 00:20
    4. Прелюдии Шопена
      от Флейтистка в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса Тараканова
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 12.01.2006, 09:45
    5. ПРОГРАММНОСТЬ В МУЗЫКЕ(24 прелюдии Шопена)
      от вирадж в разделе Смешно
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 21.10.2005, 19:38

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100