Уважаемые форумчане старинно-музыканты! Хочется побольше узнать и услышать от вас о российской музыке эпохи барокко (я слыхал, что такая есть). Композиторы, произведения, нотный материал, источники, традиции, исполнительская практика, исполнители, концерты (и иные воплощения) оной нынче, записи и пр. Для затравки предлагаю вашему вниманию исполнение 12-тиголосного "Ангел вопияше" Василия Титова ансамблем "Шантиклер" (Chanticleer) (Сан Франциско, США), 2000 г. здесь:
Партитура, которой пользовались эти исполнители, подготовлена Ольгой Дольской по голосовым книгам из собрания глинкинского музея и опубликована в книге "Памятники русской духовной музыки" серия XIII, т.1, "Василий Титов и русское барокко. Избранные хоровые произведения." MusicaRussica (Connecticut, USA), 1995 г., под общей редакцией Владимира Моросана.
Чтобы у вас создалось более обьективное представление о коллективе, исполняющем сие в вышеприведенной записи, разрешите привести в их же исполнении Монтеверди "Maria, quid ploras"
Совершенно неожиданная интерпретация с использованием множества инструментов. Как написано в аннотации - на манер итальянцев в России, и поют тоже - эх! у нас так не поют...
Совершенно неожиданная интерпретация с использованием множества инструментов. Как написано в аннотации - на манер итальянцев в России, и поют тоже - эх! у нас так не поют...
Product Description
Pierre Verany 700036 (2002) DDD - Russian "Kanti" from the latter half of the 17th century by anonymous composers. All these works were taken from the book ESSAYS AND DOCUMENTS FOR THE HISTORY OF RUSSIAN MUSICAL CULTURE by T. Livanova (Moscow, 1958 ). They show the influence of secularization and Western musical forms on Russian music.
Чувствую, тема предложена в несколько размытой форме. Предлагаю для обсуждения такие более конкретные вопросы.
1. Периодизация. Каких русских музыкантов следует отнести к барокко? Когда период барокко в российской музыке начался, и когда закончился?
2. Нотные источники. Можно ли верить тому, что опубликовано?
3. Исполнители. Кто лучшие? И как нащот аутиз... ээээ... аутентизма в исполнении р.б.?
4. Есть ли музыка русского барокко "с живой картины" западного лишь "список бледный"?
5. Церковная певческая традиция: есть ли такая, когда установилась, чего требует от исполнения, и применима ли к русской духовной музыке эпохи Барокко?
Как-то так сложилось, что "концом эпохи музыкального Барокко" принято считать год смерти И.С.Баха - 1750. Если проводить такую черту, то кроме кантов и духовной хоровой музыки найти что-либо стоящее будет довольно сложно. ИМХО, гораздо интереснее в русской музыке все развивалось во второй половине 18 века, к которой собственно Титов и относится. Так что уместнее здесь рассуждать о "русском классицизме" и вот Вам один из ведущих специалистов на эту тему: http://pavel-serbin.livejournal.com/
Из ближайших проектов, связанных с русской музыкой той эпохи - наш (www.pratum.ru) концерт 15 марта - мелодрама Фомина "Орфей". Сразу после этого будет записан SACD с этой музыкой, который выйдет на www.caromitis.com
Как-то так сложилось, что "концом эпохи музыкального Барокко" принято считать год смерти И.С.Баха - 1750. Если проводить такую черту, то кроме кантов и духовной хоровой музыки найти что-либо стоящее будет довольно сложно. ИМХО, гораздо интереснее в русской музыке все развивалось во второй половине 18 века, к которой собственно Титов и относится. Так что уместнее здесь рассуждать о "русском классицизме" и вот Вам один из ведущих специалистов на эту тему: http://pavel-serbin.livejournal.com/
Из ближайших проектов, связанных с русской музыкой той эпохи - наш (www.pratum.ru) концерт 15 марта - мелодрама Фомина "Орфей". Сразу после этого будет записан SACD с этой музыкой, который выйдет на www.caromitis.com
Спасибо за поддержку темы и за интересные ссылки! Жду SACD. Будем, стал быть, считать за "по теме" то, что писано до примерно 1750 г. ( и от - ?) Я читал, что годы жизни Василия Поликарповича Титова около 1650 - около 1715, так что, похоже, по эпохе Титов как раз подходит (если мы не говорим о разных Титовых). "Мусикийская грамматика" Дилецкого - несколько редакций между 1670 и 1681 гг. А духовная хоровая музыка - чем не музыка? Да и канты! Скажем, ведь и у Лассо или Палестрины, кроме мадригалов, канцон и духовной хоровой музыки, сложно, наверное, найти что-либо стоящее.
Спасибо за поддержку темы и за интересные ссылки! Жду SACD. Будем, стал быть, считать за "по теме" то, что писано до примерно 1750 г. ( и от - ?) Я читал, что годы жизни Василия Поликарповича Титова около 1650 - около 1715, так что, похоже, по эпохе Титов как раз подходит (если мы не говорим о разных Титовых). "Мусикийская грамматика" Дилецкого - несколько редакций между 1670 и 1681 гг. А духовная хоровая музыка - чем не музыка? Да и канты! Скажем, ведь и у Лассо или Палестрины, кроме мадригалов, канцон и духовной хоровой музыки, сложно, наверное, найти что-либо стоящее.
Зато можно найти что-нибудь стоящее у Габриэли, Монтеверди, Щютца, Букстехуде, Люлли, Рамо, Баха, Генделя, Вивальди, Телемана и т.д. Ведь мы говорим о Барокко, а не о Возрождении? Вероятно, мы имели в виду разных Титовых. Касательно хоровой музыки - конечно музыка! Я имел в виду, что русское инструментальное Барокко как направление не существует, во многом потому что инструменты в храмах не использовались. Можно, конечно, считать "русским инструментальным Барокко" все, что было написано иностранцами, приглашенными Петром Первым и позже служивших при дворе Анны Иоановны, но даже при дворе и у дворян инструментальная музыка, равно как и опера развернулись несколько позже, но это, как мы договорились, другая тема и по ней www.pratum.ru уже выпустил SACD Березовского и Бортнянского.
Зато можно найти что-нибудь стоящее у Габриэли, Монтеверди, Щютца, Букстехуде, Люлли, Рамо, Баха, Генделя, Вивальди, Телемана и т.д. Ведь мы говорим о Барокко, а не о Возрождении? Вероятно, мы имели в виду разных Титовых. Касательно хоровой музыки - конечно музыка! Я имел в виду, что русское инструментальное Барокко как направление не существует, во многом потому что инструменты в храмах не использовались. Можно, конечно, считать "русским инструментальным Барокко" все, что было написано иностранцами, приглашенными Петром Первым и позже служивших при дворе Анны Иоановны, но даже при дворе и у дворян инструментальная музыка, равно как и опера развернулись несколько позже, но это, как мы договорились, другая тема и по ней www.pratum.ru уже выпустил SACD Березовского и Бортнянского.
Да, таки с инструментальным да, но выручает все ж вокальное. Мало очень опубликованно нотного материала, особенно моего любимого Вас. Титова. Думаю меньше, чем обработано по источникам, потому что наименований произведений в звукозаписях больше, чем в опубликованных нотных текстах! Что нехорошо, т.к. лишает возможности шире исполнять, а есть, судя по всему, желающие того очень подготовленные коллективы. Вот недавно обнаружил - из того же сборника, выпущенного "Musica Russica", "Слава-Единородный Сыне" из титовской 12-голосной "Службы бемулярной" (т.е. в миноре) - здесь:
The Rose Ensemble (Миннесота, США) 2003 г. Я весьма впечатлён. Обратите внимание на русскую дикцию и ясность слова - и российский коллектив такой бы не постыдится. (Их руководитель, правда, судя по всему, восточноевропейского происхождения.)
По теме: музыка на слух и по историческому контексту напомнила старую американскую, типа Биллингса и прочих композиторов первой New England School. Очень интересно. Попробовал найти записи, но нашёл только то, что здесь выложили, и ещё один трек с диска Chanticleer.
Печально, что на форуме, похоже, не особенно интересуются этими вещами.. В статьях, выложенных Ciaccona, есть ссылки на русскую, по-видимому, литературу о Титове и прочих; думаю, что-нибудь из этого реально достать в библиотеке МГК.
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки