Страница 1 из 21 1211 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 208

Тема: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

              
  1. #1
    Арев Аватар для Арам
    Регистрация
    10.08.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    492

    По умолчанию Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Долго думал куда поместить эту тему: в Беседку ("в том числе про музыку") или Offtopic ("только не про музыку"). Но вспомнив о том, что Михаил Аркадьев (arkdv) занимался смежными вопросами, но в музыкальном аспекте, понял, что тема может стать интересной и полезной для музыкальной теории/практики.

    Эти заметки сделаны мною достаточно давно, потому может повеять слегка наивностью выражений, но разговор интересный: на стыке искусства и науки.

    ***

    Всегда с особым интересом и трепетом я обращался к картинам Ван Гога. Если такое существует в искусстве, то можно сказать - это любовь с первого взгляда. Все что происходит со мной в момент созерцания его работ можно охарактеризовать одним словом - п о т р я с е н и е. С самого первого взгляда на эти шедевры я уходил в какой-то бесконечно живой мир, простирающийся между своим «я» и картиной. И в этом пространстве будто воочию встречался с великим художником… минуя краски, линии, формы я начинал осязать его взор, его душу, любовь, его желание и жажду произнести Слово Жизни, столь сокровенное и таинственное, что любая материальная ипостась выражения способна скорее умалить и исказить, нежели исполнить и вместить... За каждым мазком бьется сердце вечно-живущего человека, за каждой краской дышит дух великого гения. Великого - потому что дерзновенного; дерзновенного - потому что любящего, любящего Жизнь.

    Его картины исполнены уходящей за рамки силой, жаждой одухотворенности, волевым поиском того, что лежит за границам объективированного мира... И он находит; он встречает вездесущий Дух, причастие к которому, кажется, дает художнику чувство подлинного счастья и полноты. Каждый раз, соприкасаясь с искусству Ван Гога, мы отправляемся в таинственный путь, пройденный однажды творцом в бескрайние глубины духопознания..


    В последующих заметках я бы хотел поделиться некоторыми своими наблюдениями, которые могут быть приняты вами в одинаковой степени с ухмылкой либо серьезным участием. Оба подхода будут уместны, ввиду сугубой субъективности моих взглядов.


    Из «Общей теории относительности» известно, что Пространство и Время есть величины не константные, которые в разынх условиях подвержены структурным трансформациям, причины и свойства которых выявил великий физик XXвека Алберт Эйнштейн и описал в вышеназванной работе в 1915 году. Из этой Теории следует, что Пространство и Время различным способом и мерой деформируются вокруг сверх-масс, т.е. небесных тел обладающих гигантской массой (превышающих массу Солнца в десятки раз, а теоретически, в так называемых точках сингулярности - в бесконечное количество раз). Если представить пространство в виде натянутого вдоль полотна, и положить на него тяжелый металлический шар, то мы увидим примерно то же, что происходит пространством в Космосе – оно выгибается под небесное тело. В качестве любопытной информации добавлю еще, что пространство может скручиваться в т.н. «бантик», да так, что происходит разрыв в центре бантика и разлет лоскутов этого пространства в далекие точки Вселенной, которые впрочем будут связаны между собой мгновением времени, но почти бесконечно далекими расстояниями (их называют пространственно-временными «кротовыми норами» Эйнштейна-Розена).

    Просматривая как-то репродукции картин Ван Гога я вдруг ужаснулся от мысли, что тот ведь же эффект мы встречаем на картинах художника! Который знать ничего не мог о Теории Относительности, созданной четверть века спустя после его смерти! Выходит, что силой своего гения Ван Гог приходит к тому, что науке еще не известно!

    Давайте к примеру взглянем на картину «Звездная ночь» или на «Дорогу с кипарисом и звездой». Направлением мазков он также скручивает пространство вокруг светил. Вокруг всех небесных тел он закрутил их. Посмотрите на гениальную - «Вороны на пшеничном поле».

    Ван Гог говорил: “Я переживаю периоды ужасающей ясности, в такие моменты природа кажется мне столь прекрасной. Но я не уверен в себе, и сама живопись предстает предо мною чем-то вроде сновидения или мечты”… - Будто в такие моменты художник видит природу и мир в виде обнаженном, лишенном своей “убранности” для глаз человеческих. Будто он созерцал все таинственные метаморфозы природы неким внутренним своим взором, стремясь кистью передать эту реальнейшую реальность.

    Интересны его слова: “в период у ж а с а ю щ е й ясности”. – Ощущения, идущие в созерцании самой онтологии Бытия... И столь для него был страшен этот взгляд, что он «не верил себе» и говорил о процессе творчества как «о мечте, о сне». Но при «ужасающей ясности»!

    Но то же происходит ведь и с психологическим (духовным) пространством, которое обусловлено уже мерой человека. Оно может меняться, специфически вибрировать вокруг разных личностей. Мы можем, к примеру, испытывать на себе влияние большой личности, лишь находясь в этом невербальном поле действия - так называемой ауре. Посмотрите на «Портрет доктора Гаша». Пространство в картине будто «танцует» в направлении его тела, а тело воспринимается как Форма мысли. Дух определяет композицию, а материя с легкостью подчиняется ему в буквальном и философском смыслах. И это идея не только данной картины, но и всего искусства Ван Гога; искусства, ставшего жизнью, или жизнь – искусством.
    Последний раз редактировалось Арам; 17.09.2005 в 08:07.

  • #2

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Цитата Сообщение от Арам
    Выходит, что силой своего гения Ван Гог приходит к тому, что науке еще не известно! Давайте к примеру взглянем на картину «Звездная ночь» или на «Дорогу с кипарисом и звездой». Направлением мазков он также скручивает пространство вокруг светил. Вокруг всех небесных тел светил он закрутил их. Посмотрите на гениальную - «Вороны на пшеничном поле». Ван Гог говорил: “Я переживаю периоды ужасающей ясности, в такие моменты природа кажется мне столь прекрасной. Но я не уверен в себе, и сама живопись предстает предо мною чем-то вроде сновидения или мечты”… - Будто в такие моменты художник видит природу и мир в виде обнаженном, лишенном своей “убранности” для глаз человеческих. Будто он созерцал все таинственные метаморфозы природы неким внутренним своим взором, стремясь кистью передать эту реальнейшую реальность.

    Интересны его слова: “в период у ж а с а ю щ е й ясности”. – Ощущения, идущие в созерцании самой онтологии Бытия... И столь для него был страшен этот взгляд, что он «не верил себе» и говорил о процессе творчества как «о мечте, о сне».
    Да, дорогой Арам! Вы меня просто поразили глубиной своего взгляда на произведения живописи. Увидели там такие удивительные вещи, которые мне в голову бы никогда не пришли. Сейчас, вон, сидел и целый час просматривал репродукции Ван Гога, думая про Ваши наблюдения. И Вы знаете, что, пожалуй, полностью согласился с Вами. Все картины у него в движении. Знаете о чем подумал? Период "ужасающей ясности" не мог совпасть с периодом его полной слепоты, когда он написал свои последние шедевры в этом состоянии, и впервые все увидел, как говорил Соммерсет Моэм в романе "Луна и грош", прототипом главного героя которого был Ван Гог? Возможны ли подобные "прозрения" на глубинном подсознательном уровне, когда человек начинает ощущать как бы четвертое измерение в пространстве?

  • #3

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Дорогой Арам, честно говоря, не понял, при чём здесь теория относительности и вселенная. Ведь и на Земле всё находится в постоянном движении - молекулы воздуха, листва деревьев, струи дождя, закручивающиеся воронки воды, смерчи, колёса паровозов, и т.д. Ведь более реально, что Ван Гог находился в некоей связи с тем, что его непосредственно окружало. А ещё более реальны для него были галлюцинации, связанные с приступами психической болезни.

  • #4
    злостная флудильщица Аватар для ира
    Регистрация
    18.05.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,957

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Из «Общей теории относительности» известно, что Пространство и Время есть величины не константные, которые в разынх условиях подвержены структурным трансформациям, причины и свойства которых выявил великий физик XXвека Алберт Эйнштейн и описал в вышеназванной работе в 1915 году. Из этой Теории следует, что Пространство и Время различным способом и мерой деформируются вокруг сверх-масс, т.е. небесных тел обладающих гигантской массой (превышающих массу Солнца в десятки раз, а теоретически, в так называемых точках сингулярности - в бесконечное количество раз). Если представить пространство в виде натянутого вдоль полотна, и положить на него тяжелый металлический шар, то мы увидим примерно то же, что происходит пространством в Космосе – оно выгибается под небесное тело. В качестве любопытной информации добавлю еще, что пространство может скручиваться в т.н. «бантик», да так, что происходит разрыв в центре бантика и разлет лоскутов этого пространства в далекие точки Вселенной, которые впрочем будут связаны между собой мгновением времени, но почти бесконечно далекими расстояниями (их называют пространственно-временными «кротовыми норами» Эйнштейна-Розена).
    Красиво, но на мой взгляд, и только.
    Пускай цветут все цветы.

  • #5
    злостная флудильщица Аватар для ира
    Регистрация
    18.05.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,957

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Из «Общей теории относительности» известно, что Пространство и Время есть величины не константные, которые в разынх условиях подвержены структурным трансформациям, причины и свойства которых выявил великий физик XXвека Алберт Эйнштейн и описал в вышеназванной работе в 1915 году. Из этой Теории следует, что Пространство и Время различным способом и мерой деформируются вокруг сверх-масс, т.е. небесных тел обладающих гигантской массой (превышающих массу Солнца в десятки раз, а теоретически, в так называемых точках сингулярности - в бесконечное количество раз). Если представить пространство в виде натянутого вдоль полотна, и положить на него тяжелый металлический шар, то мы увидим примерно то же, что происходит пространством в Космосе – оно выгибается под небесное тело. В качестве любопытной информации добавлю еще, что пространство может скручиваться в т.н. «бантик», да так, что происходит разрыв в центре бантика и разлет лоскутов этого пространства в далекие точки Вселенной, которые впрочем будут связаны между собой мгновением времени, но почти бесконечно далекими расстояниями (их называют пространственно-временными «кротовыми норами» Эйнштейна-Розена).
    Красивая теория у Вас получается. Но, по-моему , только красивая и не связанная с Ван Гогом.
    Пускай цветут все цветы.

  • #6
    Арев Аватар для Арам
    Регистрация
    10.08.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    492

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Цитата Сообщение от Crow
    Дорогой Арам, честно говоря, не понял, при чём здесь теория относительности и вселенная. Ведь и на Земле всё находится в постоянном движении - молекулы воздуха, листва деревьев, струи дождя, закручивающиеся воронки воды, смерчи, колёса паровозов, и т.д. Ведь более реально, что Ван Гог находился в некоей связи с тем, что его непосредственно окружало. А ещё более реальны для него были галлюцинации, связанные с приступами психической болезни.


    Дорогой Дмитрий, я тоже признаться не понял логику Ваших рассуждений. То что Вы говорите, это нечто общее, безусловное и естественное. Хотя Ваш ответ внутренне и противоречив. Попробую объяснить.

    То, что мы живем на этой Земле, видим глазами все естественные явления природы: вашу "листву деревьев, струи дождя, закручивающиеся воронки воды, смерчи, колёса паровозов" и прочее, осознаем их, и художественно преобразуя, отражаем в живописи - есть нечто настолько явное и понятное, что не вижу смысла об этом говорить. Естественно Ван Гог, как и любой другой художник (прочь абстракционистов и пр.) связан именно "с тем, что его непосредственно окружало". Но если бы он был связан с созерцанием им "движений молекул воздуха" как Вы это написали, возможно, еще одна "теория" , подобная моей, имела бы место быть.

    Постараюсь понять Вас с другой точки зрения.
    Если Вы имеете в виду, что Ван Гог просто иллюстрировал ветер или бурю, то тогда скажу, что мало кому приходило в голову изображать ветер безотносительно предметов, которые собственно его и обнаруживают. Если есть ветер - значит будут качаться деревья, значит будет лететь листва, пыль и вы "увидите" ветер. Так его и передадите в картине. Но простите, крутить мазки на поверхности картины, чтобы зарисовать ветер - это, по меньшей мере, сочлось бы дилетантством.

    Но мало того. Ван Гог делает мазки не в соответствии с некими порывами ветра, который развивается линейно, но он делает это в особом соответствии с той Теорией, о которой я говорил.
    И потом, в конце концов, ветер же не кружится вокруг светил, подобно мошкам на свету.

  • #7
    Арев Аватар для Арам
    Регистрация
    10.08.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    492

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Цитата Сообщение от ира
    Красиво, но на мой взгляд, и только.
    Цитата Сообщение от ира
    Красивая теория у Вас получается. Но, по-моему , только красивая и не связанная с Ван Гогом.
    Ирина, я с первого раза согласился с Вашим мнением, думаю не стоит его повторять.

  • #8
    злостная флудильщица Аватар для ира
    Регистрация
    18.05.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,957

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    думаю не стоит его повторять.
    Извините, ради Бога. Это случайно получилось. я не на ту кнопку нажала и получилось два раза. Я больше не буду.
    Пускай цветут все цветы.

  • #9
    Арев Аватар для Арам
    Регистрация
    10.08.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    492

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Знаете о чем подумал? Период "ужасающей ясности" не мог совпасть с периодом его полной слепоты, когда он написал свои последние шедевры в этом состоянии, и впервые все увидел, как говорил Соммерсет Моэм в романе "Луна и грош", прототипом главного героя которого был Ван Гог? Возможны ли подобные "прозрения" на глубинном подсознательном уровне, когда человек начинает ощущать как бы четвертое измерение в пространстве?
    Знаете, дорогой Игорь, ведь конечно возможно. Такие прозрения носят перманентный характер у христианских святых, у тибетских ламов, у спиритуалистов и прочих. Но это совсем иная жизнь и иная тема.

    Меня удивляет больше та ВОЛЯ, которой обладал Ван Гог. Когда хочешь плакать, когда что-то не получается ... или оторвать себе ухо. В таком колоссальном напряжении воли, интуиции гения и жажды, происходит прорыв что ли реальности. У кого то через эту пробоину начинают литься галлюцинации, а кто-то остается в себе, сохраняя свою жизнь в не прекращающемся творчестве...

    Вот его воля и жажда жизни: чем более страшным, старым, злым, больным, бедным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный.

    А вот его участь: "Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половину рассудка"

  • #10

    По умолчанию Re: Наука и Искусство. Пространство Ван Гога.

    Цитата Сообщение от Арам

    Дорогой Дмитрий, я тоже признаться не понял логику Ваших рассуждений. То что Вы говорите, это нечто общее, безусловное и естественное. Хотя Ваш ответ внутренне и противоречив. Попробую объяснить.

    То, что мы живем на этой Земле, видим глазами все естественные явления природы: вашу "листву деревьев, струи дождя, закручивающиеся воронки воды, смерчи, колёса паровозов" и прочее, осознаем их, и художественно преобразуя, отражаем в живописи - есть нечто настолько явное и понятное, что не вижу смысла об этом говорить. Естественно Ван Гог, как и любой другой художник (прочь абстракционистов и пр.) связан именно "с тем, что его непосредственно окружало". Но если бы он был связан с созерцанием им "движений молекул воздуха" как Вы это написали, возможно, еще одна "теория" , подобная моей, имела бы место быть.

    Постараюсь понять Вас с другой точки зрения.
    Если Вы имеете в виду, что Ван Гог просто иллюстрировал ветер или бурю, то тогда скажу, что мало кому приходило в голову изображать ветер безотносительно предметов, которые собственно его и обнаруживают. Если есть ветер - значит будут качаться деревья, значит будет лететь листва, пыль и вы "увидите" ветер. Так его и передадите в картине. Но простите, крутить мазки на поверхности картины, чтобы зарисовать ветер - это, по меньшей мере, сочлось бы дилетантством.

    Но мало того. Ван Гог делает мазки не в соответствии с некими порывами ветра, который развивается линейно, но он делает это в особом соответствии с той Теорией, о которой я говорил.
    И потом, в конце концов, ветер же не кружится вокруг светил, подобно мошкам на свету.
    Дорогой Арам, спасибо за разъяснение, Ваша теория, конечно имеет право на существование, интересно.
    Однако, мне кажется, здесь нужно принимать в расчет глубокое одиночество Ван Гога, тяжёлую болезнь с периодическими длительными приступами, оторванность от общества. Живопись фактически была единственным смыслом его существования. Ведь манера живописи могла быть вызвана аномальной болезненной работой мозга, а вовсе не чем-то извне, а, может быть, и тем, и другим. Кто знает, чтО и как движется в галлюцинациях человека в моменты шизофренических приступов?
    Ведь эти приступы продолжались у Ван Гога месяцами, галлюцинации продолжались и днем, и ночью во сне.

  • Страница 1 из 21 1211 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Музыка создаёт пространство
      от Торбина в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 21.03.2012, 04:44
    2. Музыка и наука
      от Filin в разделе Философия и музыка
      Ответов: 100
      Последнее сообщение: 17.08.2009, 11:47
    3. Пространство между станами
      от Acousticboy в разделе Нотный набор
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 06.02.2008, 04:56
    4. Звуковое пространство и время в музыке П. Булеза
      от DJ Хруст в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 03.10.2007, 01:28
    5. Ответов: 2
      Последнее сообщение: 24.12.2005, 22:21

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100