-
08.03.2009, 09:40 #1
Если ваши ученики боятся выступать на сцене.
Привет всем ! У вас очень интересный форум ! Я на сайтах редкий гость . Но захотелось поместить у вас одну мою психологическую сказку . Я думаю , она сможет помочь детям ( а может и не только детям ?
) у которых есть страх сцены . Если я нарушила правила , можно стереть этот пост .
Удивительный разговор .
Жила-была одна девочка . Она очень любила музыку , и
вот уже пятый год ходила в музыкальную
школу . Девочка училась по классу фортепиано ,
и мечтала стать хорошей пианисткой и музыкантом .
Поначалу все у нее шло прекрасно . Она много и
прилежно занималась , удачно играла на
экзаменах , выступала в концертах . И ее
преподавательница была очень довольна ею . Но вот ,
однажды учавствуя в одном концерте , девочка сделала
маленькую ошибочку . Такую маленькую , что никто
даже не заметил . Но девочка очень расстроилась
. И после концерта все успокаивали огорченную
артистку , и уверяли ее что она
сыграла замечательно , и не о чем переживать
. Но с того дня девочку будто подменили .
Она стала ужасно бояться сцены ,
боялась ошибиться , забыть ноты , сыграть не то .
И чем больше она боялась , тем хуже играла . И
бывало , как сядет она за пианино на уроке , все
у нее здорово получается . А как на сцену
выходить - ну будто заколдованная - все
шиворот-навыворот И учительнице было жаль ее , и она
как могла старалась поддержать ученицу , успокоить ее
. - Ты ведь так прекрасно все выучила
! - говорила учительница . Не волнуйся , в этот раз
у тебя обязательно все получится ! Но как
только девочка выходила на сцену - все слова
учительницы в миг забывались , и все повторялось снова
.....
И вот , идет очередной экзамен . И
играет девочка новую сонату . И вся дрожит . Пальцы
заплетаются , будто деревянные . И то
один пассаж не получается , то другой , вдруг где-то ноты
забыла , где-то не в той тональности мелодию сыграла . И
еще эти диезы и бемоли , вечно путающиеся под руками
.......... . В отчаянии прервала
девочка свое выступление , ушла со сцены
, и бегом домой . Там села возле
пианино , и горько горько расплакалась . Ей
было так жаль себя ! Что же это такое ! Так
старалась она , все учила , учила . А вот как
вышла на сцену - ничего не получается .
И девочка уже начала представлять себе , как она
пытается пересдать этот злосчастный экзамен . И опять
срывается , и тогда к ней подходит директор школы и
говорит : Придется тебе , милая , в другую школу
переходить . Не годишься ты в музыканты .
И представляя себе во всех красках эту грустную картинку
она заплакала еще сильней .
Среди рыданий взглянула девочка машинально
на портрет Моцарта , висевший на стене , над
пианино . Увидела , что Моцарт подмигнул ей . -
Вот , даже Моцарт смеется надо мной , - всхлипывая еще
подумала девочка . Она была так расстроена , что даже
не заметила сразу ничего странного . Хотя ,
согласитесь , не так уж часто приходится видеть , чтобы
портреты подмигивали . А тут еще и сам Моцарт . Но тут
девочка услышала , как кто-то позвал ее .
- Эй , привет ! Девочка опять подняла голову . А
там все тот же портрет , и на портрете Моцарт опять
подмигивает ей , и улыбается по-дружески . - Так не
может быть , - помотала головой девочка . - Может
, может ! - улыбнулся композитор с портрета . Девочка даже
ущипнула себя , что б проверить , не сон ли это ? - А
Моцарт продолжает : Давай-ка поболтаем , если ты не
против ! А то что-то скучно сегодня ....
Тогда девочка , хоть еще не привыкнув к этой
неожиданной встрече , но не желая обидеть любимого
композитора , решилась начать разговор . Тем
более , ей было так грустно и одиноко сейчас
! Если б вы знали , что сегодня произошло ,
вы бы не стали со мной говорить . - сказала девочка
. И она рассказала композитору о своих страхах ,
и как ужасно она сегодня играла . - Я испортила вам всю
вашу сонату ! Вот так , - сказала девочка . И
она уже готова была снова погрузиться в свои
переживания . Но Моцарт спросил с любопытством :
Это какую такую сонату ? - А вот эту . И
девочка подошла к пианино , и наиграла первые такты
- -О , помню я эту сонату , сказал
Моцарт задумчиво . -Сколько раз переделывал я ее !
Помню , издатели мои говорили : Ну определитесь же ,
наконец , господин Моцарт , где там у вас диезы , где
бекары , и все остальное . Что же вы нам голову то
морочите ! То одна тональность , то другая , то там
арпеджио есть , то его нет . А девочка
слушает , и глаза у нее прямо круглые такие сделались
от удивления . Значит , даже сам великий Моцарт столько раз
свою сонату переписывал ! - Вот уж никогда бы она
не подумала ! - Короче , малышка , - продолжал
композитор , - выбрось все свои страхи из
головы . Как бы ты ни сыграла - все будет правильно .
Музыка рождена нашей фантазией . А фантазия
непредсказуема , и подобно огромной реке , которая
в любой момент может поменять свое русло , также и
фантазия каждый раз может вылиться во что-то
другое . Так что , расслабься , и играй ,
как хочешь ! Эти слова Моцарта
оказались настоящим открытием для девочки .
Никогда еще не приходило ей в голову ничего подобного .
Девочка пыталась еще раз осмыслить все услышанное
только что до конца . Так значит , то , что
преподаватели в школе , и она называли ошибками - это были
вовсе не ошибки ? А лишь один из возможных вариантов
сочинения ? Значит , в самом деле , как бы она ни сыграла ,
все было бы хорошо ? Но ..... так рассуждал Моцарт
. - Да , он Моцарт ,- подумала девочка . Великий
композитор . Ему легко говорить . - Но если я буду
играть не то , меня из школы выгонят , - заметила
девочка композитору . - Ну и что ? - спросил
Моцарт , будто не понимая , что ее так тревожит
- Пусть выгонят . Но в душе ты ведь все равно
остаешься музыкантом . Ты всегда сможешь играть для
себя . Или твои родители собираются выбросить пианино
- Нет , конечно , девочка знала , что пианино никто
выбрасывать не собирался . Но она сомневалась , что
с такой легкостью могла бы согласиться со словами
композитора . Правда , возразить ему не решилась . Но
поразмыслив , девочка подумала - а действительно ,
не так уж это ужасно . Какая разница - где я буду
радоваться музыке - в школе или дома ? И как
только она подумала так , у нее на душе стало сразу
так легко . Будто тяжелое облако
, которое так мешало ей уже давно , рассеялось
. - И еще , - добавил Моцарт , - ведь и я , и
другие композиторы хотели бы всегда , чтобы наша
музыка несла радость , гармонию в души .
А не доводила бы до слез таких хороших девочек , как
ты ! Обещай мне , что отныне ты будешь только
радоваться музыке ! - Ладно , - сказала девочка . -
Я буду стараться . А потом Моцарт вспомнил , что у
него еще много дел , и попрощался с девочкой . А
она помахала ему рукой , и какие-то минуты все
еще сидела напротив портрета и ждала - не подмигнет ли
он опять ? Но ничего такого больше не происходило .
............... - Да , похоже у него действительно много
дел ....... , - вздохнула девочка ..... А
потом жизнь продолжалась , как обычно . Девочка
вернулась к своим занятиям . Но с тех пор
она часто вспоминала с улыбкой и благодарностью тот
удивительный разговор с великим композитором .
И вот , наконец , пришел опять день экзамена
. Девочка поднялась на сцену , села за рояль .
И с первой же ноты она почувствовала такую свободу и
легкость , каких давно ен испытывала . Она играла
и наслаждалась каждым звуком , каждым пассажем . Да ,
впервые за много времени , находясь на сцене она
слышала музыку , а не страх ! И она радовалась этой
прекрасной солнечной музыке , радовалась тому , что ОНА
играла эту музыку . Она разговаривала с этой музыкой ,
она жила в ней . И никакие самые маленькие
ошибочки на этот раз не закрались в ее выступление
!
Так что же произошло , как вы думаете ? Оказалось ,
что как только девочка разрешила себе играть , как ей
вздумается , ( а если быть еще более точными - сам Моцарт
ей разрешил ! ) руки ее сами заиграли то , что
нужно ! Вот так просто !
И когда девочка закончила , все захлопали ей . И
преподавательница девочки так радовалась за нее , и
так хвалила , и все не могла поверить , что
снова ее ученица так здорово выступает ! А
девочка вся сияла . И так счастлива она была !
И с тех пор девочка играла все уверенней и
уверенней . И выступления приносили радость и ей , и
слушателям . И даже если иногда она и делала
ошибки , никто этого не замечал . Может , потому что и она
теперь не обращала на них никакого внимания , и играла дальше ,
увлеченная волшебной музыкой . Вот только секрет
свой девочка никому не рассказала . Да и кто бы поверил ей
, если б она сказала , что с самим Моцартом разговаривала
? Но самое главное , что этот разговор так чудесно
помог ей ! И кто знает , может эта девочка уже
давно выросла , и стала одним из лучших музыкантов !
Татьяна Ноткина .
Авторские права защищены .
Re: Если ваши ученики боятся выступать на сцене.
У меня еще вопрос , если есть здесь израильтяне . А правда ли , что в Израиле могут подать в суд , если музыкант без диплома психолога помогает отдельно от преподавания детям , которые боятся сцены ? Т есть , у меня была такая идея . Но мне ответили , что это запрещено законом . И я как-то уже передумала . Значит , не мое это . Хотя ведь ерунда полная . Психолог , который никогда в жизни не выступал на сцене , и еще и может ошибиться не меньше , чем музыкант с опытом имеет право , а мы нет ?
Re: Если ваши ученики боятся выступать на сцене.
Вот , на всякий случай , если в пору экзаменов кому пригодится эта сказка - решила ее еще раз на первую страничку вытащить .![]()
Re: Если ваши ученики боятся выступать на сцене.
На самом деле, очень сомневаюсь, что эта "психологическая сказка" может решить такую проблему, как боязнь сцены. Ну, возможно для 3-5-леток? Но в этом возрасте они еще ничего не боятся, как правило. В этом вопросе, как и к другим, должен быть подход к каждому ученику очень индивидуальный. Причина страха выступления перед публикой? Чаще всего - неудачный первый опыт, если мы говорим о детях, в принципе и о взрослых. В чем это может выражаться? Да в нашей реакции! Нам (педагогам) что-то не понравилось в исполнении... "Как ты мог? Мы же это сто раз повторяли!" - при этом лицо монстра... А может надо так: "Да не расстраивайся, все нормально, а в следующий раз будет еще лучше..."- при этом лицо человека. Один мой ученик просит меня сидеть так, чтоб видеть мое лицо. Говорит, что ему это помогает, а другой говорит, что лучше не смотреть на него, а то он начнет сбиваться. Вот и приходится во время концерта "гулять" по залу. Смысл моего поста таков: Индивидуальный подход и человеческое отношение - вот, что поможет нашим ученикам. Все вышесказанное, мое личное мнение, как говорится ИМХО! Спорить ни с кем не буду.
Если я молчу, это не значит, что мне нечего сказать.
Re: Если ваши ученики боятся выступать на сцене.
Спасибо за ваш отклик !Вы абсолютно правильно описываете все . А сказка и не может быть заменой .
Это лишь еще один путь . Если у вас есть опыт в психологии - вы заметили наверное , что в разговоре с Моцартом девочка проиграла мысленно все возможные ситуации , которых она боялась . И когда поняла , что ничего такого ужасного не произойдет - она успокоилась и заиграла сводобно .
![]()
Re: Если ваши ученики боятся выступать на сцене.
У меня просьба к модератору - сотрите пожалуйста эту тему со сказкой . Извините! Это связано с авторскими правами . Заранее спасибо большое !
Похожие темы
-
Ученики Гутман
от Hank в разделе Исполнители-солистыОтветов: 12Последнее сообщение: 02.03.2020, 16:13 -
Почему люди любят выступать перед публикой?
от мамзелька в разделе Про все на светеОтветов: 35Последнее сообщение: 15.03.2009, 23:29 -
Ученики Баха
от michail g в разделе Старинная музыкаОтветов: 36Последнее сообщение: 27.07.2008, 04:50 -
Ученики С. Л. Доренского
от forbes@inbox.lv в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 26Последнее сообщение: 15.09.2005, 12:54 -
Ученики и жюри
от muzikant в разделе 1-й Международный конкурс пианистов им. С. Т. РихтераОтветов: 40Последнее сообщение: 18.06.2005, 12:10




Ответить с цитированием


Социальные закладки