Показано с 1 по 10 из 10

Тема: Триоли и пунктир

              
  1. #1
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Триоли и пунктир

    не уверен, что попал в нужный раздел форума, но модераторы проявляют о нас столько заботы, что я не сомневаюсь, что в случае ошибки дело будет исправлено...

    итак навеяно этим сообщением:
    Цитата Сообщение от vladsam Посмотреть сообщение
    певцы поют не пунктирный ритм, а триольный, что, впрочем, часто слышишь в этом хоре.
    Известно, что довольно долго было принято записывать ритм воьсмая-шестнадцатая (или четверть-восьмая и т.д.) в триольном общем ритме, как восьмая с точкой - шестнадцатая (соответственно четверть с точкой - восьмая и т.д.). Эта запись не требовала остроты пунктира, которая стала типичной несколько позднее (я повторяюсь, речь идет о триольном движении). Такова запись, например, в Sanktus в Мессе h-moll Баха. Впрочем это не мешает некоторым ретивым буквоедам исполнять эту музыку так, как она написана
    Вложение 22783
    В музыке 19 века тоже есть хрестоматийные примеры этого ритмического сочетания (Прошу прощения за транспорт, других нот под рукой нет, а речь, собственно, только о ритме...)
    Вложение 22784
    в русской музыке хороший пример - "Я вас любил" Даргомыжского

    Или здесь:
    Вложение 22785

    Мне много приходилось петь Риголетто с разными дрижерами и требования бывали прямо противоположными...

    А теперь вопрос к "знатокам"...

    есть ли какая-то временнАя или стилистическая граница, от которой можно с уверенностью говорить уже о настоящем пунктирном ритме в этой ситуации?
    Для тех, кто не видел темы, откуда я стартовал: там речь шла о "Va pensiero"...

  • #2
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    не уверен, что попал в нужный раздел форума, но модераторы проявляют о нас столько заботы, что я не сомневаюсь, что в случае ошибки дело будет исправлено...

    итак навеяно этим сообщением:


    Известно, что довольно долго было принято записывать ритм воьсмая-шестнадцатая (или четверть-восьмая и т.д.) в триольном общем ритме, как восьмая с точкой - шестнадцатая (соответственно четверть с точкой - восьмая и т.д.). Эта запись не требовала остроты пунктира, которая стала типичной несколько позднее (я повторяюсь, речь идет о триольном движении). Такова запись, например, в Sanktus в Мессе h-moll Баха. Впрочем это не мешает некоторым ретивым буквоедам исполнять эту музыку так, как она написана
    Вложение 22783
    В музыке 19 века тоже есть хрестоматийные примеры этого ритмического сочетания (Прошу прощения за транспорт, других нот под рукой нет, а речь, собственно, только о ритме...)
    Вложение 22784
    в русской музыке хороший пример - "Я вас любил" Даргомыжского

    Или здесь:
    Вложение 22785

    Мне много приходилось петь Риголетто с разными дрижерами и требования бывали прямо противоположными...

    А теперь вопрос к "знатокам"...

    есть ли какая-то временнАя или стилистическая граница, от которой можно с уверенностью говорить уже о настоящем пунктирном ритме в этой ситуации?
    Для тех, кто не видел темы, откуда я стартовал: там речь шла о "Va pensiero"...
    Разве можно определенно установить временные границы трансформации пунктирного ритма в триоль и наоборот? Думаю, что ответ лежит в существовании и развитии двух ветвей музыкального творчества - исполнительской и нотографической. Если исполнительская традиция, включая первую треть 19 века, предусматривала и предусматривает равенство этих ритмов, то нотографическая (визуальная) с ее очевидной точностью записи и прочтения этой записи предполагает все-таки разные ритмические рисунки. Думается, что уже со времени Моцарта и Бетховена формула "триоль=пунктир" начинает обретать современные формы, т.е. представляет собой различные рисунки.
    Отвечая на вопрос о хоре из Набукко можно с натяжкой допустить, что Верди здесь пунктир предполагает как триоль, сочетая одновременно триольный и пунктирный ритмы. Хотя исполнять эту пьесу в триольном рисунке - чрезмерная смелость. Путает карты лишь несколько факторов - секстоли в сопровождении и темп; в эмоционально подвижном темпе шестнадцатая будет пропеваться и по длительности будет тяжелее, т.е. как триольная восьмушка. Впрочем, записав эту мелодию триолями, Верди "визуально" лишил бы ее мужественности и гордости.

  • #3
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Цитата Сообщение от vladsam Посмотреть сообщение
    Если исполнительская традиция, включая первую треть 19 века, предусматривала и предусматривает равенство этих ритмов, то нотографическая (визуальная) с ее очевидной точностью записи и прочтения этой записи предполагает все-таки разные ритмические рисунки.
    Так в чем выражается эта нотографическая точность, коли она предполагает иное звучание...

    кстати, интересно было бы с точки зрения "нотографической точности" взглянуть на автографы хотя бы представленных отрывков...

  • #4
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    Так в чем выражается эта нотографическая точность, коли она предполагает иное звучание...

    кстати, интересно было бы с точки зрения "нотографической точности" взглянуть на автографы хотя бы представленных отрывков...
    Нотная запись раньше была условна и служила канвой для изобретательности солистов. Они не чурались менять ритм, оправдывая это художественной необходимостью. Что там ритм - порой меняли ноты! Поди сегодня попробуй на экзамене в консерватории сыграть Шопена в традициях конца 19 века...

    В автографах, полагаю, тоже, что и в публикациях. Верди печатался у Рикорди, а там всегда были аккуратные издатели, которые следовали тексту рукописи.

  • #5
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Цитата Сообщение от vladsam Посмотреть сообщение
    В автографах, полагаю, тоже, что и в публикациях. Верди печатался у Рикорди, а там всегда были аккуратные издатели, которые следовали тексту рукописи.
    и тем не менее, в известной мере можно по написанию мелкой нотки пунктира предположить, что при этом дкмал автор...

  • #6
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Полагаю, нижеприведенного будет достаточно, чтобы определиться с трансформацией триолей в пунктир.
    Н.А.Копчевский. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. - М., Музыка, 1986. с. 41-42.


  • #7
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Спасибо. Однако меня все же интересует данная проблема в контексте музыки 19 века, в частности, итальянская опера и еще уже - Верди.
    В приведенном тексте упоминание 19 века только с оговоркой "по-видимому"...
    Кроме того, в цитируемом материале идет речь о клавирной музыке, т.е. случае, где обе ритмические фигуры "в одних руках"... Безусловно отношение к ритму в этом смысле развивалось несколько иным путем, чем в ансамблевом музицировании...
    Кстати, на слух итальянским певцам больше свойственна ритмическая точность, чем нашим. У них пунктир как правило достаточно ярко выражен... Именно с этой точки зрения несколько размытый, триольный пунктир в "Va pensiero" возможно как раз отражает не небрежность, а большее погружение в стилистику...

  • #8
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    Спасибо. Однако меня все же интересует данная проблема в контексте музыки 19 века, в частности, итальянская опера и еще уже - Верди.
    В приведенном тексте упоминание 19 века только с оговоркой "по-видимому"...
    Кроме того, в цитируемом материале идет речь о клавирной музыке, т.е. случае, где обе ритмические фигуры "в одних руках"... Безусловно отношение к ритму в этом смысле развивалось несколько иным путем, чем в ансамблевом музицировании...
    Кстати, на слух итальянским певцам больше свойственна ритмическая точность, чем нашим. У них пунктир как правило достаточно ярко выражен... Именно с этой точки зрения несколько размытый, триольный пунктир в "Va pensiero" возможно как раз отражает не небрежность, а большее погружение в стилистику...
    С певцами всегда дело обстояло сложнее, это я по опыту знаю...
    Конечно, распевность мелодии, спокойное произношение слов инициирует триольность, что очевидно, не дает сухого и жесткого проговаривания шестнадцатых. Хотя, если взглянуть серединку и концовку хора, там есть места, где в силу остроты штриха никак не получается петь в пунктире триоль, а только шестнадцатые. В самом деле, все зависит от вкуса исполнителей!

  • #9
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Цитата Сообщение от vladsam Посмотреть сообщение
    С певцами всегда дело обстояло сложнее, это я по опыту знаю...
    ну ты же знаешь, во мне ведь борются два начала...

  • #10
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Триоли и пунктир

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    ну ты же знаешь, во мне ведь борются два начала...
    ... и, кажется, борьба только на пользу: одно борет другое и наоборот...

  • Похожие темы

    1. Sibelius Триоли
      от elina760 в разделе Нотный набор
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 22.12.2013, 19:06
    2. Finale Триоли
      от Fevral в разделе Нотный набор
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 13.08.2011, 17:05
    3. Триоль в триоли
      от Kim Se Hyung в разделе Нотный набор
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 14.11.2010, 17:38
    4. Ответов: 5
      Последнее сообщение: 29.05.2009, 01:08
    5. Sibelius. Как создать пунктир с двумя точками?
      от Drumstick в разделе Нотный набор
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 01.04.2008, 17:13

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100