-
12.09.2009, 15:28 #1
Проблемы джазового пианизма
Думается,что назрело время для освещения и просвещения в области проблем джазового пианизма,а таковые существуют ;и в некоторых моментах весьма отличаются от проблем " академического" пианизма ,где, как известно, издавна ломают копья по всему спектру эстетических,музыкальных и технических проблем – в книгах,семинарах,мастер-классах,на разных форумах.Тут не оставили без внимания даже роль ногтевой фаланги мизинца левой руки.

В области фортепьянного джаза ничего подобного нет-он в своих специфических вопросах питается объедками со стола классического пианизма , т.е. главная основа классическая фортепианная школа; а потом каждый пианист ломает голову сам по себе – как абсорбировать ее в джаз.
Хотелось бы затронуть эти специфически джазовые моменты на фортепиано: эстетика джазового звука, техники звукоизвлечение,технические приемы для передачи ощущения свинга – в ритмах 4/4 и 8/8,свинговая артикуляция .I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Re: проблемы джазового пианизма
Уже в первом стиле американского фортепьянного джаза- рэгтайме(период возникновения 1890-е гг.)-обращают на себя внимание явные отличия в подходе к их исполнению на ф-но - по сравнению с исполнением классического(для того периода)репертуара.
В первую очередь это относится к специфическому "ударному" туше(поскольку другие типичные джазовые атрибуты-такие как импровизация и блюзовые звуки-отсутствуют); а так же к типичной мелодике,сотканной из гирлянд шестнадцатых,пронизанных акцентами,разбивающими шестнадцатые на группы по 3; и синкопами-восьмушками - в рамках того же деления на 3.Одним словом -ф-но трактуется как ударный инструмент.
Уже в этом вопросе пианисты романтического толка(или вообще классического) зажимают уши,восклицая:"Почему нужно так безбожно колотить на рояле?Где же культура звука,где же певучесть?".Ответ-культура звука наличествует,только это другая культура - культура ритма с ее африканскими традициями.
А что касается певучести звука-то уже в начале истории джаза эстетика фортепианного звука не имела отношение к европейским традициям ,основанным на бельканто;но основывалась на прононсирование английского языка в его афроамериканской версии.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Re: проблемы джазового пианизма
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Re: проблемы джазового пианизма
Дорогой ,Вы абсолютно правы! Но все написанное мной до сих пор - преамбула,а амбула будет впереди.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Re: Проблемы джазового пианизма
ИМХО Питерсон известен по балладным вещам, а вот быстая вещь.
Однако колотит))
[YOUTUBE]adO61BnsjNg[/YOUTUBE]
Re: Проблемы джазового пианизма
Родоначальником американского легкожанрового пианизма,подходящего близко к рэгтайму, можно вне всякого сомнения назвать сверхблестящего пианиста и композитора Луиса Моро Готтшока. Родившийся и выросший в креольском квартале Нью Орлеана с одной стороны; обучавшийся классическому пианизму в Париже- с другой(испытывая сильнейшее влияние Шопена,который и дал оценку Готтшоку как « один из будущих величайших виртуозов»),Готтшок сплавил романтический фортепианный стиль с креольскими,негритянскими и карибскими ритмами.Естественно,что после его внезапной смерти в 1869 г. не могла остаться какая-то документация его игры; но что можно сказать с точностью- увиденные и услышанные мной исполнения произведения Л.М.Г. далеки от креольского духа,как земля от солнца ( Laure Favre-Kahn - Ее часто показывают по Mezzo).
Максимум исполняют как Шопена для бедных.
Во всяком случае фортепианная текстура у Л.М.Г с одной стороны похожа на Шопена,с другой- очень напоминает Джоплина.
В традициях исполнения рэгтайма правая педаль используется чрезвычайно мало-если вообще; и всегда для левой руки,чтобы связать бас с аккордом: бас всегда длится до короткого аккорда,словно нож обрезающая его.В типичном метре 2/4(фактически 4/акценты в левой руке падают на СИЛЬНЫЕ восьмушки ,и это в отличие от свинга,где акцентируются слабые 2-я и 4-я четверти.Желательно учить басы левой рукой как самостоятельную мелодию; играть их только пятым пальцем,а в аккордах 5-ый палец не использовать.(см.пример)
Традиция акцентирования мелодического звука путем октавного удвоения- вверх или вниз( иногда для этого используются и иные интервалы меньше или больше октавы) берет начало от рэга, и сохранилась до сих пор в современных стилях.(см.пример)
Звукоизвлечение: первые исполнители рэга были грамотными пианистами,воспитанными на классических традициях- напр. С.Джоплин.С другой стороны в технике рэга есть много от ударных, что требует синтеза двух противоположных тенденций- классическое фортепианное пение и ритмические перкуссивные паттерны.
Попробуем вспомнить,что «стучащий « звук на ф-но образуется от неконтролируемого столкновения нижней части клавиши с рамой под клавиатурой – штульрамой(если не ошибаюсь).Получающийся стук клавиши о дерево по высоте постоянен;и не зависит от того , к какой струне относится ударяющая клавиша. В классической эстетике звука этот стук считается антимузыкальным , и совершенным антиподом здоровому насыщенному фортепианному звуку.
В джазе однако есть свои законы ,и первый из них : фортепиано может играть с аккомпанементом барабанов( хотя в период рэга ф-но существовал отдельно от оркестра),либо может создать ощущение ударных инструментов.Не надо забывать,что питч сопровождающих ф-но барабанов в принципе не меняется и не зависит от звуков,которые издает рояль.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Re: Проблемы джазового пианизма
[QUOTE=Califf;866836]ИМХО Питерсон известен по балладным вещам, а вот быстая вещь.
Однако колотит))
Ну, если это "колотит", то что сказать о записных колотунах?
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Re: Проблемы джазового пианизма
Эстетика классического поющего фортепианного звука отталкивается от итальянского бельканто- Ave Maria. Джазовое туше основано прежде всего на ньюорлеанской версии английского языка- Армстронг.Отсюда такая колоссальная разница в артикуляции,ацентах(или их отсутствии),легато и нон легато.Среднестатистический джазовый инстументалист гораздо более связан в своем исполнении с английским языком,чем аналогичный интерпретатор Шопена - с польским(к сведению академических пианистов!).
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Похожие темы
-
Пианист Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
от Henry в разделе Исполнители-солистыОтветов: 124Последнее сообщение: 14.04.2014, 14:11 -
Пианизм Оскара Питерсона с позиции классического пианизма
от Барго в разделе Исполнители-солистыОтветов: 101Последнее сообщение: 21.04.2013, 07:05 -
Фортепиано Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
от WheresOleg в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 12Последнее сообщение: 09.04.2012, 23:39 -
Базовые принципы универсального пианизма
от arkdv в разделе Мастер-классОтветов: 96Последнее сообщение: 05.02.2012, 17:50 -
Фортепиано II Международный фестиваль «Лики современного пианизма» 1 – 8 декабря 2011
от WheresOleg в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 15Последнее сообщение: 11.12.2011, 21:43




Ответить с цитированием


Социальные закладки