Страница 1 из 8 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 71

Тема: Моцарт и Стравинский

              
  1. #1
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Моцарт и Стравинский

    В книге Ю. Борисова "По направлению к Рихтеру" приведено такое высказывание С. Рихтера:

    "Объективно: Моцарт и Стравинский - самые великие. Их техника совершенна. Моцарт в "Cosi fan tutte", Стравинский в Симфонии псалмов, в "[The] Rake[']s Progress" открыли что-то наподобие философского камня. Моцарт в XVIII веке предвосхитил Дебюсси. Стравинский из XX-го века вернулся к добаховской музыке: к Джезуальдо, Монтеверди...
    Но в человеке побеждает субъективное. Для меня это - Вагнер, Шопен, Дебюсси. Их последовательность я все время меняю - зависит от случая"(с. 89).

    Не кажется ли странной эта связка "Моцарт - Стравинский"?
    И потом - как понимать "объективно" у Рихтера. Судя по тексту - это объективность суждения. Но несколько раньше, характеризуя Стравинского, Рихтер говорит:

    "Мне нравится в Стравинском его объективность. В этом отношении он пошел дальше Дебюсси. Я добиваюсь от всех именно объективности" (там же).

    Здесь "объективность" фигурирует еще в двух смыслах: 1) объективность Стравинского как композитора, который ищет музыкального воплощения не "чувств", а чего-то объективно сущего; 2)объективность исполнения, стремящегося к точной реконструкции замысла автора, а не "интерпретация".

    Если среди последних двух смыслов термина "объективное" взять первый, то, как это ни странно, Чичерин в своей книге о Моцарте многократно проводит мысль об "объективности" Моцарта, противопоставляя ее "субъективности" Бетховена. "Моцарт менее всякого другого композитор чувства, он выражает не чувства, а феномены" (цитирую Чичерина немного вольно, но мысль его именно такова).
    В свое время литературовед В. Днепров в книге "Черты романа XX века" противопоставлял холодную, даже (в интерпретации Днепрова) "леверкюновскую", отстраненность Стравинского проповеднической страстности Шостаковича, разводя тем самым по полюсам этих "объективно" самых великих композиторов XX века.
    Так, может быть, есть определенный "гомоморфизм" пары "Моцарт - Бетховен" в пару "Стравинский - Шостакович"?

    Я лично полагаю, что эстетика Стравинского - антимоцартовская. Не обосновываю сейчас этот тезис. Но, признаюсь, что когда я в первый раз услышал Симфонию псалмов (и она меня поразила), то странным образом начало второй части, а именно, когда вступает хор, напомнило мне Реквием Моцарта. Нечто от моцартовской загадочности есть в Концерте для двух ф-но, который я ассоциирую с четырехручной сонатой Моцарта Фа мажор, К. 497 (произведение, чьей жесткости подивился бы и Бетховен). Сам Стравинский не раз признавался в любви к Моцарту и утверждал, что "Похождения повесы" написаны по "модели" Cosi fan tutte (и можно действительно найти этому подтверждение). В то же время, он как-то упрекнул Моцарта в излишней чувственности: "Похотливость нетерпима даже у Моцарта" (не ручаюсь за точность цитаты), что "симптоматично".

    Приглашаю к обсуждению этого, на мой взгляд, весьма интересного "топика": Моцарт и Стравинский.
    Последний раз редактировалось Daddy; 13.04.2006 в 11:39. Причина: Опечатки
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость


  • #2

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    "Горы книг написаны о том, как удачный термин "неоклассицизм" (его придумал французский художественный критик Жак Ривьер в 1913 году) - как этот термин стал практикой, как усилиями Стравинского эта практика сделалась всеобщей композиторской модой. Писали и о том, какую анестезирующую роль сыграла музыка по образцам ("моделям") Баха, Генделя, Скарлатти, Моцарта, Гайдна. В 20-е годы, когда все хотело вернуться на место после потрясений мировой войны, такая музыка внушала понятие о неразменных духовных ценностях.

    Когда же "послевоенные годы стали предвоенными" (М.С. Друскин), мода на неоклассицизм начала сходить, хотя сам Стравинский продолжал заниматься "ремонтом старых кораблей", как он называл творчество по образцам прошлого. Объективно такое творчество должно было увеличивать долю порядка в человеческом мире, но в 30-40-е годы этот мир пребывал в энтропическом хаосе войны, и ничьи личные усилия не могли быть слишком действенными. Иллюзии порядка рассеялись, вперед вышла музыка всеобщей трагедии (в этой связи мы в России называем Шостаковича, а на Западе называют композиторов нововенской школы и в особенности Шенберга. Сказано же Теодором Адорно: "Бомбы падают атонально").
    В общем, неоклассицизм горчит, как горчат любые иллюзии, любые тщетные усилия, но подумаешь: не должно ли все современное искусство горчить по тем же причинам? Только и дела, что одно в нем больше похоже на жизнь под бомбами, другое - меньше..."


    Леонид ГАККЕЛЬ Игорь СТРАВИНСКИЙ. Время, место, дар
    http://idelo.ru/248/26.html

  • #3
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    Цитата Сообщение от Заратуштра
    Сказано же Теодором Адорно: "Бомбы падают атонально".
    Это здорово! Но я бы не стал противопоставлять Шостаковича неоклассицизму. Он, в сущности, такой же, но использует классические формы совсем в других целях. Он, в отличие от Стравинского и даже Прокофьева, не уходит от трагедий века, а беспощадно обнажает их.

    Бомбы падают атонально. Да, стоит только прослушать первую часть "Книги для оркестра" Лютославского, чтобы это понять.

    Но что же в этом контексте с Моцартом?
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #4
    пост-террорист Аватар для Georg
    Регистрация
    25.08.2005
    Сообщений
    1,065
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    Я привык видеть разницу между "неоклассицизмом" а ля Стравинский и "классическими формами" Шостаковича. Но, может быть, если посмотреть шире, это - только разные струи одного потока. Стравинский любил Моцарта, как и Глинку, Чайковского, Сен Санса, даже Аренского и прочих "второстепенных" - лишь бы было изящно, не грубо. А Бетховена?
    В этом смысле Ваша паралелль "работает".

  • #5
    Новичок Аватар для FLY
    Регистрация
    15.03.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    35

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    Цитата Сообщение от Заратуштра

    Леонид ГАККЕЛЬ Игорь СТРАВИНСКИЙ. Время, место, дар
    http://idelo.ru/248/26.html
    Опять Гаккель! Снова Гаккель! Один придумывает красивые термины, а другой этими терминами жонглирует!
    Дорога имеет смысл, если это дорога домой.

  • #6
    Новичок Аватар для FLY
    Регистрация
    15.03.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    35

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    Цитата Сообщение от Daddy

    Но что же в этом контексте с Моцартом?

    Именно! Моцарт и Стравинский; две вещи несовместны!
    Дорога имеет смысл, если это дорога домой.

  • #7
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    Цитата Сообщение от Georg
    Я привык видеть разницу между "неоклассицизмом" а ля Стравинский и "классическими формами" Шостаковича. Но, может быть, если посмотреть шире, это - только разные струи одного потока. Стравинский любил Моцарта, как и Глинку, Чайковского, Сен Санса, даже Аренского и прочих "второстепенных" - лишь бы было изящно, не грубо. А Бетховена?
    В этом смысле Ваша паралелль "работает".
    Я, пожалуй, согласился бы с Вами. Но отношение Стравинского к Бетховену было сложным (насколько я знаю). Несомненен его восторг по отношению к последним квартетам, которым он пропел целые дифирамбы, что вообще для него не характерно. В то же время он не любил Девятую симфонию, особенно, ее первую часть. С восторгом относился к Восьмой.

    Но я хотел бы вернуться к более жестким рамкам, а именно, к экстремистскому высказыванию Рихтера: "Объективно: Моцарт и Стравинский - самые великие". Что это: каприз гениального музыканта (ненавидящего всякий анализ) или нечто большее, нечто "объективное"?
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #8
    Новичок
    Регистрация
    17.07.2006
    Адрес
    Украина
    Возраст
    35
    Сообщений
    3

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    Цитата Сообщение от Daddy
    В книге Ю. Борисова "По направлению к Рихтеру" приведено такое высказывание С. Рихтера:

    "Объективно: Моцарт и Стравинский - самые великие. Их техника совершенна. Моцарт в "Cosi fan tutte", Стравинский в Симфонии псалмов, в "[The] Rake[']s Progress" открыли что-то наподобие философского камня. Моцарт в XVIII веке предвосхитил Дебюсси. Стравинский из XX-го века вернулся к добаховской музыке: к Джезуальдо, Монтеверди...
    Но в человеке побеждает субъективное. Для меня это - Вагнер, Шопен, Дебюсси. Их последовательность я все время меняю - зависит от случая"(с. 89).

    Не кажется ли странной эта связка "Моцарт - Стравинский"?
    И потом - как понимать "объективно" у Рихтера. Судя по тексту - это объективность суждения. Но несколько раньше, характеризуя Стравинского, Рихтер говорит:

    "Мне нравится в Стравинском его объективность. В этом отношении он пошел дальше Дебюсси. Я добиваюсь от всех именно объективности" (там же).

    Здесь "объективность" фигурирует еще в двух смыслах: 1) объективность Стравинского как композитора, который ищет музыкального воплощения не "чувств", а чего-то объективно сущего; 2)объективность исполнения, стремящегося к точной реконструкции замысла автора, а не "интерпретация".

    Если среди последних двух смыслов термина "объективное" взять первый, то, как это ни странно, Чичерин в своей книге о Моцарте многократно проводит мысль об "объективности" Моцарта, противопоставляя ее "субъективности" Бетховена. "Моцарт менее всякого другого композитор чувства, он выражает не чувства, а феномены" (цитирую Чичерина немного вольно, но мысль его именно такова).
    В свое время литературовед В. Днепров в книге "Черты романа XX века" противопоставлял холодную, даже (в интерпретации Днепрова) "леверкюновскую", отстраненность Стравинского проповеднической страстности Шостаковича, разводя тем самым по полюсам этих "объективно" самых великих композиторов XX века.
    Так, может быть, есть определенный "гомоморфизм" пары "Моцарт - Бетховен" в пару "Стравинский - Шостакович"?

    Я лично полагаю, что эстетика Стравинского - антимоцартовская. Не обосновываю сейчас этот тезис. Но, признаюсь, что когда я в первый раз услышал Симфонию псалмов (и она меня поразила), то странным образом начало второй части, а именно, когда вступает хор, напомнило мне Реквием Моцарта. Нечто от моцартовской загадочности есть в Концерте для двух ф-но, который я ассоциирую с четырехручной сонатой Моцарта Фа мажор, К. 497 (произведение, чьей жесткости подивился бы и Бетховен). Сам Стравинский не раз признавался в любви к Моцарту и утверждал, что "Похождения повесы" написаны по "модели" Cosi fan tutte (и можно действительно найти этому подтверждение). В то же время, он как-то упрекнул Моцарта в излишней чувственности: "Похотливость нетерпима даже у Моцарта" (не ручаюсь за точность цитаты), что "симптоматично".

    Приглашаю к обсуждению этого, на мой взгляд, весьма интересного "топика": Моцарт и Стравинский.
    Стравинский скорее Бах,нежели Моцарт. Он предвосхитил развитие муз. на пол века

  • #9

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    Doroqoy Karayan to 4to vi qovorite pro Stravinsoqo i Baxa eto sovsem druqoy podxod,a re4 idet savsem odruqom

  • #10

    По умолчанию Re: Моцарт и Стравинский

    Едва ли неоклассицизм мог дать "иллюзию порядка". Особенно неоклассицизм Стравинского.
    По-моему, обращение к "чистой красоте", абсолютно свободной от каких-либо связей с внешним миром, - это и есть призвание Стравинского. Равно как и Моцарта.
    Если мы говорим о жестокости "Царя Эдипа", то мы же не будем связывать это с современным ему ХХ веком? Быть "над" - над историей, ее реальностью - таким мне представляется творческое положение Стравинского. Конечно, он не делал это специально; никакой позы.
    О "чувственности" Моцарта - соглашаюсь. Но чувственности в самом выском смысле.

  • Страница 1 из 8 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Симфоническая музыка ГАСО, 27.01.2012: Моцарт, Равель, Стравинский, Изаи /Агрест/Гиршенко
      от Vic в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 30.01.2012, 17:27
    2. Камерная музыка 11/12/2010 Юлия Игонина (скрипка), Александр Малкус (ф-но) "Ах, Моцарт, Моцарт..."
      от moriselena в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 01.12.2010, 12:08
    3. Стравинский.
      от ира в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 30
      Последнее сообщение: 04.08.2008, 00:51
    4. Стравинский
      от stepanch в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 02:25
    5. Стравинский
      от Повеса в разделе Балет
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 07.09.2005, 08:51

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100