Пользуясь случаем хочу спросить у специалистов ,что же такое бассо континуо?
"На пальцах" - это инструментальный аккомпанемент, основанный на явно выписанной композитором басовой партии, заключающийся в "непрерывной" (отсюда название) "реализации" (ex tempore, импровизационно) исполнителем гармонии (не выписанной явно в нотах) над этим басом. Совершенно неотъемлемый атрибут музыки барокко.
Например ("на пальцах"), имеется куча сонат "для скрипки и basso continuo". В нотах это выглядеть может как только две строчки - одна для скрипки, другая для баса. Исполнитель "бассо континуо" на клавишном инструменте левой рукой играет написанную партию, а правой - "из головы" подбирает одновременно аккорды, мелодически разукрашенные в той или иной степени. (Могут быть две противоположные крайности - чистое "бряцанье" аккордами правой рукой, либо сочинение в правой руке отдельного мелодического голоса, так что получится фактически трио.) Правая рука "заполняет гармонии" при этом. Сам бас может быть дополнительно продублирован басовым мелодическим инструментом (гамбой, виолончелью, фаготом или их сочетанием).
Во многих случаях для партии бассо континуо композитор оставляет "подсказки" в виде особых цифровых обозначений ("цифровку"), подсказывающих, какие гармонии надо брать и иногда - если роспись подробная - довольно конкретно подсказывющее голосоведение в некоторых случаях. (Выглядит это так - ноты на строчке, а над ними всякие цифры, полосочки, перечеркнутые цифры и др.). В этом случае это также называют "цифрованный бас", basso numerato. Музыкально-школьные обозначения аккордов (вроде 6, 7, 65 и т.п.) идут именно из классической цифровки.
Инструментарий для basso continuo мог быть различным (и явно практически никогда не конкретизировался): наиболее ранний вариант - это всевозможные лютневые, в "высоком барокко" широко употреблялись клавишные (орган, клавесин), сама басовая партия могла дублироваться мелодическими инструментами, возможны были всевозможные сочетания (например, в старину по праздникам хоровая фигуральная музыка в церкви могла сопровождаться целым ансамблем теорб, органа, котнрабасов и контрафагота в качестве basso continuo).
Немецкое название - "генерал-бас". Это бассо континуо (генерал-бас) - целое искусство, которому специально обучались, и по которому сочинялись целые теоретические и практические труды "в старину". Оно было в значительной степени "утеряно" (всевозможные произведения Баха и остальных играли по заранее составленным редакторами "расшифровкам", явно выписанных в нотах), но в 20-м веке к этой практике вернулись, и ныне умение играть basso continuo - обязательная часть образования клавесиниста или органиста (лютниста - само собой и без того).
В современном мире комфорт и стиль в интерьере играют важнейшую роль. Одним из лидеров на рынке мебельной индустрии является Мебельная фабрика Levox — компания, которая сочетает передовые технологии,...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
03.12.2025, 12:43
Ваш стоматологический приём — это не просто «ремонт зубов»: от выбора клиники зависит ваше здоровье, безопасность, комфорт и долговечность результата. Неправильный выбор может...
Китайский автопром активно укрепляется в России, и Changan — одна из марок, которая смогла быстро завоевать популярность. Покупателей привлекает сочетание цены, дизайна и богатого оснащения....
Социальные закладки