Страница 1 из 8 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 76

Тема: Прокофьев: "+" и "-"

              
  1. #1
    Постоянный участник
    Регистрация
    06.12.2002
    Адрес
    (Нижний Новгород) Ann Arbor, MI
    Возраст
    49
    Сообщений
    447
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Прокофьев: "+" и "-"

    Несколько раз замечал высказывания о Прокофьеве, которые меня очень удивляли: об "угрожающем", "устрашающем" в его музыке. Если конкретно - применительно к финалу Седьмой сонаты и к окончанию Второго концерта.
    По моим ощущениям (изнутри, как человека играющего эти сочинения) более сильную и жизнерадостную музыку сложно и представить.
    Так почему же оно получается, что музыку СИЛЫ И РАДОСТИ воспринимают как музыку угрозы и агрессии? Кажется, с Первым концертом этого больше не происходит, почему же такой атавизм сохранился в восприятии других произведений СПРКФВ?

    Классики о финале Седьмой сонаты:
    Стремительный наступательный бег, полный воли к победе, сметает все на своем пути. Он крепнет в борьбе, разрастаясь в гигантсткую силу, утверждающую жизнь.
    Есть желающие спросить -"кто сказал"?

  • #2
    К-мезон? К-пианист! Аватар для Сергей
    Регистрация
    08.06.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    4,582

    По умолчанию Re: Прокофьев: "+" и "-"

    Цитата Сообщение от Илья Блинов
    Кажется, с Первым концертом этого больше не происходит, почему же такой атавизм сохранился в восприятии других произведений СПРКФВ?
    Il'ya, prosto zhivomu cheloveku i voobshche vsemu--zhivomu ne svoistvenno _sovershenno_ ravnomernoye dvizheniye, poetomu tam, gde takovoe poyavlyaetsya, ono vosprinimayetsya kak atribut "ne-zhivogo", avtomatizm, smert'. Naprimer--Kammeny gost'. Ili igra Germanna, ili duel Lenskogo, oni tam vezde deystvuyut kak avtomaty, i eto Pushkinym soznatel'no obygryvayetsya.
    Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
    ----------------------
    "Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."

  • #3
    Постоянный участник
    Регистрация
    06.12.2002
    Адрес
    (Нижний Новгород) Ann Arbor, MI
    Возраст
    49
    Сообщений
    447
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Сергей, но к Прокофьеву это отношения не имеет! Его пульсация именно ЖИВАЯ!

  • #4
    К-мезон? К-пианист! Аватар для Сергей
    Регистрация
    08.06.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    4,582

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Илья Блинов
    Сергей, но к Прокофьеву это отношения не имеет! Его пульсация именно ЖИВАЯ!
    Kak skazat'... Ili sygrat'...
    Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
    ----------------------
    "Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."

  • #5
    Постоянный участник
    Регистрация
    06.12.2002
    Адрес
    (Нижний Новгород) Ann Arbor, MI
    Возраст
    49
    Сообщений
    447
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Золотые слова!

  • #6
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,782
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Илья,

    Мне кажется, Вы абсолютно правы в принципе, а проблема, которую Вы увидели, заключается в "мелочах": мне кажется, и пусть Сергей меня поправит, что агрессивность в финале 7 обусловлена не текстом, а неспособностью пианиста справиться с материалом. Там таки есть что сыграть, прости Кулешов.. Вот эти негативные эманации пианиста, который понимает, что не владеет этой стихией, и создают описанное Вами впечатление. Это просматривается даже у известных людей.

    Это не всегда бывает так. Здесь уже говорили об исполнении Султанова, которого я не слышал. Иногда и Ваш покорный слуга, пребывая вне воздействия высших эманаций, позволял себе такое, а актом Посвящения, безусловно, был май 1970 г., зал Чайковского, Рихтер ещё с благородной проплешиной между волосами на висках (близкое фото есть на стенке там), и Стейнвей, отъхавший на полметра на последних уж куда больше жизнеутверждающих октавах...

    Илья, не слушайте посторонних, если играете что-то сами.

  • #7
    Новичок
    Регистрация
    18.08.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    30

    По умолчанию

    Хм..., господа, а что вы думаеет по поводу живого автоматизма? И считаете ли вы его живым (видимо вопрос риторический в связи с примером)? Как пример - подразумеваются минималисты....

    и... любимая мной третья музыка в лице Клауса Шульце, например (если конечно никто не возражает против таких примеров).

    PS: вообще, любопытно - прием использовавшийся в ХIX в начале XIX веков для обзначения безжизненности, вдруг используется для выражения чуть ли не противополного содержания.
    grdn.da.ru

  • #8

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от regards
    Здесь уже говорили об исполнении Султанова, которого я не слышал.
    А хотите послушать?

  • #9
    Активный участник
    Регистрация
    02.02.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,521
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: Прокофьев: "+" и "-"

    Цитата Сообщение от Илья Блинов
    Так почему же оно получается, что музыку СИЛЫ И РАДОСТИ воспринимают как музыку угрозы и агрессии? Кажется, с Первым концертом этого больше не происходит, почему же такой атавизм сохранился в восприятии других произведений СПРКФВ?
    У Прокофьева как у пианиста был такой изъян как "ритмическая хромота". И то что некоторые играют равномерно, он на самом деле играл с ломанным прихотливым ритмом. Это очень важно, потому что как он играл, так он собственно и сочинял и видел свои произведения. Исполнение же "по нотам" некоторых его сочинений выявляет иную реальность - в самую пору ужаснуться.
    Примечательный факт, что Горовиц (в 1 части 7 сонаты) знающий эту особенность Прокофьева-пианиста попытался повторить ломанную ритмику Прокофьева. Что получилось: внимание слушателя ни на толику не может оторваться от хитросплетения исполнения. Но данное исполнение не позволяет почувствовать глубину собственно музыки. Тяжко ему было ритм механистично копировать, поэтому во второй части 7 сонаты Горовиц уже начал срываться, а в третьей перешёл на собственный.
    Вывод: хуже всего исполнение Прокофьева по нотам, так как играл Рихтер, Гульд, Полини. Не даёт результата и копирование ритмики автора без собственного ощущения и понимания музыки (речь идёт о сонатах).
    Редкий случай, когда исполнитель играет сонаты в своём стиле, но при этом с сохранением смысла - Гаврилов.
    В идеале хочется чтоб и смысл был и стиль исполнения был близок духу Прокофьева, и всё это превосходило его собственную игру. Таковые исполнители есть, но малоизвестные. За ними будущее. Другая черта Прокофьева-пианиста это мягкая игра - таким образом он создавал определённую ауру. Слушая сегодняшнюю игру порой складывается ощущение, что мало кто слышал авторское исполнение.

    P.S. Рихтер был интеллигентный человек - музыку СП не понимал, но тем не менее ценил как композитора и писал о нём восхваляющие вещи в духе советских книжек о музыке. Благими намерениями вымощена дорога в ад - в советское время кроме тех произведений которые "осветил" Рихтер мало, что исполнялось, а собственные записи Рихтера вызывают у слушателя как минимум недоуменье.
    Концерты Прокофьева действительно больше экспериментальные вещи - именно после 2 концерта я понял, что он гений. Лист тоже гений, в его концертах много хорошего, но лучшие концерты в стиле Листа сделал Чайковский. Концерты Прокофьева я рассматриваю как новую базу для создания полноценных сочинений, в них кладезь идей и каждый следующий концерт кроме 3-го это каждый раз что-то принципиально новое. Ну а по количеству полноценных сочинений (имеется ввиду без экспериментов) которое есть у Прокофьева, его можно сравнить на мой взгляд только с Моцартом и Чайковским.

  • #10
    Постоянный участник
    Регистрация
    06.12.2002
    Адрес
    (Нижний Новгород) Ann Arbor, MI
    Возраст
    49
    Сообщений
    447
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Прокофьев: "+" и "-"

    Цитата Сообщение от Дима
    У Прокофьева как у пианиста был такой изъян как "ритмическая хромота".
    Дима! Какой кошмар! Откуда Вы это взяли? "Это Вас кто-то обманул."
    Вы, простите, записи слышали?

    Кстати, "страшного" у Прокофьева - много. Вопрос в другом: почему путают "страшное" и "сильное"? Есть же "страшное" скерцо Шестой сонаты (моторное - но не автоматическое, Синфара!), есть ми минорный эпизод (по-моему, это побочная, поправьте, если ошибаюсь) в Первом концерте - "медленная", но совершенно жуткая музыка, "ночные видения" по-русски, вплоть до петуха перед рассветом.
    Отчего же такая путаница?
    Насчет неспособности справиться с материалом - я знаю нескольких действительно уважаемых профессоров в нашей консе, кои и играли Седьмую, вполне с ней справляясь, и проходили ее многократно, но убежденно говорят о силе зла в третьей части.
    Но даже когда играет нормальный грамотный музыкант, играет "правильный" полюс - масса людей это воспринимают шиворот-навыворот, в стиле представлений среднего слушателя образца 1912 года: "футбольная музыка", значит - агрессия, значит - сила зла.

  • Страница 1 из 8 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Ответов: 2
      Последнее сообщение: 28.12.2011, 23:16
    2. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 31.03.2011, 09:27
    3. Ищу Прокофьев "Война и Мир", Стравинский "Похождения повесы"
      от Мажор-Минор в разделе Где скачать классическую музыку?
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 02.03.2011, 16:39
    4. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 03.02.2011, 21:16
    5. Сергей Прокофьев музыка из фильма "Тоня" ("Наши девушки").
      от O1eg DP в разделе Поиск записей симфонических произведений
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 12.05.2010, 23:56

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100