"Я никакой не композитор. Я зовущий голос в пустыне, которому грозит утонуть в шуме времени".
Аллан Петтерссон (1911-1980), шведский композитор. Почему-то до сих пор известный лишь немногим посвящённым. Музыка его не похожа ни на какую другую и производит на меня совершенно ошеломляющее воздействие. Большая часть его наследия - симфонии. 17 симфоний, первая и последняя не закончены. Симфония Петтерссона - это чаще всего один непрерывный музыкальный поток без чётких граней, тем и форм длительностью иногда больше часа, при этом удивительно естественно и стройно выстроенный. Поражает какой-то титанический масштаб каждого жеста и интонации и последняя степень искренности. Я убеждён, что он просто записывал то, что слышал, как под диктовку, с величайшей степенью точности. При этом самому записывать ему не позволяла болезнь суставов, и большинство симфоний писались под диктовку. Судьба его была очень тяжёлой, и одной болезнью беды не исчерпывались - очень тяжёлое детство в многодетной рабочей семье с пьянством, побоями и крысами; замалчивание и неисполнение его музыки практически до конца жизни (да и после смерти, честно говоря). Он был неугоден публике - писал какие-то длинные и сложные симфонии, к тому же время симфоний, как положено было считать, давно прошло. Это музыка тяжела для восприятия, бескомпромиссна и требует очень большой слушательской работы. Но стоит только "войти" в эту музыку, и она уже не отпускает никогда.
У меня так же есть теория о том, что все его симфонии составляют один макро-цикл, ибо очень непосредственно переходят друг в друга, заимствуют интонации друг у друга и образуют единый процесс развития, единый путь. Впрочем, это вполне объяснимо характером музыки: каждая симфония - исповедь, поэтому вместе с симфониями мы проходим весь жизненный путь автора, от начала творчества и до самой смерти... И очень важно, как мне кажется, что от отчаянного и почти непереносимого трагизма 7-й симфонии он приходит к зыбкому свету альтового концерта.
Знакомство с его музыкой, по-моему, лучше всего начинать с одного из последних его сочинений - 2-го концерта для альта с оркестром. Он более ясен и классичен, и там даже ощутимы грани частей и мелодия, что делает его более доступным, при этом художественная ценность его необыкновенно велика:
Также я приготовил небольшой отрывок из 12-й симфонии (с хором), который, как мне кажется, за максимально короткое время может дать представление об огромном масштабе дарования этого композитора:
к сожаленю, со скачиванием иногда бывают проблемы, ибо по правилам сервера зарубежный траффик не может превышать российский. т.е. чем больше будут качать отсюда, тем больше шанс скачать из-за рубежа... если долго не будет получаться скачать, пишите, выложу со временем куда-нибудь ещё.
Спасибо большое, что открыли поток про Allana Petterssona и что
познакомили с этим замечательным композитором.
Оказалось что и в этом медвежем углу и оплоте добропорядочного
деревенского консерватизма (Швеции) есть по-настоящему
выдающийся композитор.
Сужу пока по прослушиванию 7,8,9, 11 симфоний
двух скрипичных концертов,
Я сходил только что в местную деревенскую библиотеку и взял
две довольно объемные книги об Allan Pettersson и
некоторое количество CD Allana Petterssona:
с симфониями N 3,5,7,8,9,10,11,12,15;
из них 3,7,8,10,11,15 - Segerstam; 5- Kahler; 9 - Francis, 12- Larsson
плюс концерт N 1 для струнных ;
скрипичный концерт N1 и несколько камерных вещей;
Скрипичный концерт N2- Ida Haendel, Blomstetd;
Barfotsanger: 24 "босоногие" песни (может быть это следует переводить
песни босяков, позже уточню)
Предполагаю всё это скопировать.
Думаю что при некотором старании, можно навестив ещё пару сельских библиотек собрать большинство существующих записей Allan Petterssona.
Можно собрать коллекцию и выложить в интернете.
Книги я быстро прочитаю и могу написать краткие выдержки
того, что показалось интересным.
Не склонен к резким высказываниям, но категорически несогласен.
Мне кажется что 7-я и 9-я Allana Petterssona настолько
насыщены содержанием, что каждую секунду
хочется, чтобы музыка длилась ещё.
Так что моё субъективное впечатление полностью противоположно
тем кто пеняет на длинноты у Petterssona.
Замечу, что доступные исполнения - неодинакового уровня,
и в разной степени воспроизводят детали.
Сегерстам (Segerstam) например исполняет 7-ю более монотонно, теряет ИМХО детали развития музыки.
По поводу длиннот - Брукнера тоже не все способны выносить.
Речь не о длиннотах, о которых почему-то зашла речь в том потоке, так как вопрос был совсем не о том. А о том, что некоторые авторы верят в тождество большого (симфоническая форма, например) и "большого содержания", великого и.т.д...( Во всяком случае я примерно так понял суть вопроса ув. Б. Филановского) Но этого недостаточно (и кстати, необязательно) Нужен соответствующий по качеству материал (как минимум), который как раз частенько и отсутствует...Совсем грубо говоря, ( и не вполне применимо к данному случаю), автор подменяет отсутствие мелодического таланта и отсутствие идей голой техникой.
В данном-же случае речь идёт скорее о определённой неразборчивости в средствах ( должная работа с материалом приносится в жертву крупной форме). Неудивительно, что при наличии определённого мастерства симфонии сыпятся как из рога изобилия...
ув. Kompozitor, вся суть этой музыки, по моему разумению, как раз и заключается в отказе от того, что принято понимать под тематическим материалом, и вслушивании в суть бытия, где отдельным кускам с ярлыком "мелодия" уже нет места, а есть одно непрерывное существование мира. самое непостижимое для меня то, что при этом всё должно разваливаться и превращаться в бессмыслицу, а происходит совершенно обратное.
вся суть этой музыки как раз и заключается в отказе от того, что принято понимать под тематическим материалом, и вслушивании в суть бытия, где отдельным кускам с ярлыком "мелодия" уже нет места, а есть одно непрерывное существование мира.
послушал Седьмую и Девятую – согласен, Бу, Вы очень точно выразились. Мне самому такое стремление очень близко.
Сообщение от -Бу-
самое непостижимое для меня то, что при этом всё должно разваливаться и превращаться в бессмыслицу, а происходит совершенно обратное.
вот тут я не уверен, что Вы не приписываете этой музыке подпорок, возникающих исключительно в Вашем восприятии.
ув. Kompozitor, вся суть этой музыки, по моему разумению, как раз и заключается в отказе от того, что принято понимать под тематическим материалом, и вслушивании в суть бытия, где отдельным кускам с ярлыком "мелодия" уже нет места, а есть одно непрерывное существование мира. самое непостижимое для меня то, что при этом всё должно разваливаться и превращаться в бессмыслицу, а происходит совершенно обратное.
Мы уже с вами дискутировали на тему "мелодии"...не начинать-же снова Я и не имел ввиду тематический материал, а материал как то ( не важно что- хоть перестук камешков, хоть дуновение ветра, хоть мелодия, хоть полная тишина ), с чем работает композитор. И качество этого материала, его так скажем "яркость" - талантливость, определяется прежде всего идеями - находками автора. Не важно какими - ритмоинтонационными, гармоническими, структурными, сонорными и.т.д...И во время работы с материалом происходит отсев менее качественного и поиск более качественного. Вы всё это должны прекрасно понимать Здесь-же, не исключаю, что может быть и вполне сознательно, отсева нет ( по крайней мере я так это слышу и чувствую). Как вы и писали - записано как под диктовку...может бога, а может просто импульсов мозга. Это сплошной поток эклектичного второсортного материала, который тем не менее производит впечатление именно благодаря отсутствию чего-то яркого, появление чего неминуемо развалило бы весь этот поток и вызвало бы распад этой формы.
В принципе, если хотите, можно считать такое отношение к материалу неким макро-материалом или совершенно иным композиторским мышлением.
т.е. Вам кажется, что всё-таки разваливается и превращается?
Мне кажется, у Петтерсона было сильное желание растворить свою музыку в жизненном потоке, сделать ее этим потоком. Это главным образом и производит впечатление. Но за это ему пришлось заплатить отказом от того, что отличает законченное произведение, в котором есть отбор материала, иерархичность формы (она может быть самого разного рода).
"Я не композитор, я глас вопиющего" – я понимаю это его заявление не метафорически, а системно. То есть он старался миновать какие-то очень важные этапы композиционного процесса, которые, как ему казалось, опосредуют его личное страдание. Вероятно, сочинение казалось ему переводом с одного языка на другой, а он хотел что-то сказать без перевода.
Поэтому мы получаем полноценную художническую трагедию как следствие стремления к невозможному – и, уж простите, music with disabilities. Петтерсон – это такая парамузыка. Возможно, "великая".
Знакомства в интернете становятся все популярнее благодаря удобству и широте возможностей. Платформы позволяют найти партнеров по интересам, общаться с людьми из разных городов и даже стран. Среди...
15 января 2025 года состоится Концерт «Melodion Orchestra. Вивальди «Времена года» под звездным небом»
Концерт под Звездным небом
Вивальди
Времена года в рок-обработке
340 лет прошло с тех пор...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
15.01.2025, 12:30
15 января 2025 года состоится Концерт «Струнные секстеты. Любовь поэта (Брамс, Цемлинский, Шенберг)»
Исполнители:
Людмила Коденко (меццо-сопрано)
Андрей Росцик (скрипка)
Михаил Фейман...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
15.01.2025, 12:29
Социальные закладки