Результаты опроса: Какова Ваша оценка "Gesang der Junglinge"?
- Голосовавшие
- 31. Вы ещё не голосовали в этом опросе
Тема: Casus Stockhausen
-
12.12.2003, 20:04 #1Активный участник
- Регистрация
- 13.12.2002
- Адрес
- Letzebuerg
- Сообщений
- 363
Casus Stockhausen
То, что к неадекватному относятся неадекватно - и понятно, и не ново. То, что "ненормальные" личность и творчество Штокгаузена побуждают многих считать его просто сумасшедшим - тоже вполне объяснимо. То, что большинство суждений-осуждений этого "казуса" внемузыкальны ("бред" или "мудрость", "паранойя или провидческая гиперинтуиция") - неизбежно, учитывая вызывающую провокационность и "неконвенциональность" его идей, мыслей и речей.
Всё верно. Вот только то, что вслед за многочисленными диагнозами самому Штокгаузену, редко следуют независимые диагнозы его "музыки" - это очевидный injustice.
Непреложным от нашего отношения к этому casus является его продолжительное и плодотворное влияние (по крайней мере, до-Licht периода) практически на всех крупнейших музыкантов второй половины прошлого века. Булез (часто повторявший, что в 50-е годы композиции Штокгаузена были для него сильнейшим творческим стимулом), Стравинский ("Gruppen" - сильнейшее впечатление от современной мне музыки"), Лигети и "спектральная" школа, Куртаг ("все мы вышли из "шинели" Штокгаузена: "Die ganze Musik des 20 Jahrhunderts nach 1950 komme aus dem Mantel von Stockhausens Gruppen"), Клаус Хубер, Рим, Боесманс, Манури, Дюсапин и т.д., - все, так или иначе, прошли через усвоение Штокгаузеновских экзерсисов. Леннон, Заппа, Бьёрк, Radiohead - это лишь несколько из имён, широко известных в широких кругах, кто также прямо говорил о значительном на них воздействии его творчества..
Разумеется, все эти ссылки на оценивших, сами по себе недостаточны для убеждения кого-нибудь в ценности его музыки. Однако, такой интерес со стороны многих настоящих музыкантов-"неэксцентриков" уже веская причина, чтобы обсуждать более широкий спектр вопросов, нежели традиционное "выжил ли он из ума".
Всё к чему не приблизишься в данном "казусе" поражает нетипичностью, "нездешностью" и ненасытностью поиска. Взять хотя бы его биографию - что может быть необычней и внемузыкальней? Бедная семья, война, мать, уничтоженная в психбольнице, отец, пропавший где-то в Венгрии, обучение азам игры на гобое и скрипке у сельского органиста. Подработки джазменом в баре, аккомпаниатором иллюзионисту, рабочим на фабрике, членом труппы оперетты...
И затем, затем - октрытие музыки Веберна, знакомство с Мессиановскими "Mode de valeurs...", встреча с Эймертом - и взлёт; полёт! Немыслимый по интенсивности трёхлетний период, во время которого не только были созданы все ранне-сериальные и перво-электронные опусы, но и уже придуманы (пусть ешё и не записаны) все "Klavierstucke" (он сразу же решил, что их будет 21) и многие "органические формулы" будущей музыки (Штокгаузен сам сказал по поводу своих "Групп", что это лишь одна из потенциально бесконечных реализаций открытых им композиционных пра-идей).
Вплоть до середины 60-х новые звуковые миры открывались почти ежемесячно: составные "grosse"-ноты, "гроздеобразное" разрастание электронных обертонов, "многоуровневые" композиции-ротации с незвисимостью темпов, красок и фактур в каждом отдельном уровне, мега-вибрации, обьединяющие pitch и rhytmes, первое произведение для одних ударных (Zyklus), первые опыты сочетания живой и магнитофонной музыки (Контакты), momentform и алеаторика (Klavierstuck XI вместе с третьей сонатой Булеза - пионеры этого направления) и т.д. и т.д.
Турне, школа последователей, профессура, директорство в институе новой музыки. Сакральные опыты. Молитвы. Поездки в Индию и Мексику. Развороты в "Дамаск" - мантры, созведия, интуниционизм. Утопия "Licht", наконец. Впроче, где он этот "конец"?
"Я, как и многие мыслители нашего времени, мечтаю о грандиозных "вояжах". Нет никакого резона оставаться на этом острове; это так глупо - решать столько ненужных мелких проблем. Я верю в постоянство открытий, в постоянство развития форм жизни, в вибрации грандиозных миров. В возможность осуществления чуда, что способно придать иной смысл нашему существованию".
И что же сама его "музыка"? Собственно, это мне бы и хотелось с вами обсудить и послушать ваши оценки. Так как мои собственные возможности, способности и время весьма ограниченны для полноценных и всеохватывающих суждений. Музыка ведь эта - весьма непроста для непосредственного восприятия и не из тех, что полностью откладывается в памяти (электронные Studien не воспроизведёшь по памяти в четырёхручном переложении). Партитуры не всегда и везде readily available - неизбежно, что от многих прослушиваний остаются весьма смутные воспоминания (а иногда и ничего, кроме названий произведений).
И, тем не менее, многие впечатления не изглаживаются.
Я не оригинален в своих предпочтениях произведений Штокгаузена. Прежде всего - это "Группы" (что поражают меня как идеей кореляции вибраций каждого звучащего тона с вибрациями присущего ему индивидуального ритма, как реализацией "временных пространств" микро- и макро-времени, так и изобретательнейшим взаимодействием трёх разных уровней-оркестров, то ведуших диалог друг с другом, то полностью абсорбирующими иные уровни).
Это и "Gesang der Junglinge" с тонкими взаимопревращениями живого голоса, конкретных звуков и генерированных частот в единый звуко-словесный натурально-искусственный континуум. В этом произведении меня захватывают не столько технические "инвенции", как серии из sine waves, white and coloured noise, impulse-sequences, changes in density и даже не изобретательнсть в расчленении речи на составляющие фонемы с их последующей пермутацией, но, прежде всего, ощущения странного подобия-противоположности вневременной красоты человеческого голоса и неограниченных градаций электронного звукового потока (кроме того, там и немало поводов для смакования отдельных деталей - "авто-полифония" голоса с использованием магнитофонной ленты, пространственные приближения-удаления, нарастания напряжения, "квази-рондо" с опорой на "воспринимаемые" слова и пр.).
Что ещё? Конечно, Kontakte (мне больше нравится вторая версия с фортепиано и ударными, где потенциоментрами и микрофонами генерируется такое тембральное разнообразие, для поименования всех градаций которого не хватит никакого из словарей), Microphonie I (по не вполне объяснимой причине я предпочитаю первую Микрофонию с там-тамом внешне более яркой второй с hammond-органом), Kreuzspiel (скорее за удивительное "качество звука" нежели за изощрённость пуантилистического сериализма).
Не устаю впечатляться и "Мантре" - есть что-то гипнотическое в её базовой 13-элементой формуле и тех внезапных "консонансах" синусоидовых волн с отдельными звуками её ряда (в тоже самое время, Tierkreis оставляет меня абсолютно равнодушным). Отношение к Klavierstucke (я слышал только первые одиннадцать) - непростое. Я терпеть не могу 9-ый с его бесконечными повторениями; 10-ый для меня утомительно длиннен, а первые 4 - слишком "пуантилистично-легковесны". Зато шестой! С его звукоизвлецехнием, ресонансами и суб-гармониками!
Что же ещё? Ну да, Stimmung - скорее не "любовь", а респект к изобретательнейшей нюансировке и интерес к поискам identity гармоникс, слогов и священных имён в каждой из 50-с-чем-то секций.
Ни Carre, ни Momente, ни Сириус не заинтриговали и не оставили сильных впечатлений. Кроме того, я пока инстинктивно остерегаюсь погружаться в "Licht"-овый период...
А ваши предпочтения (if any)? Был бы рад возможности продолжения диалога...
Я слушаю "Мантру" и "Gruppen". Довольно часто. Многое у Штокгаузена мне кажется надуманным - например, "Квартет вертолётов". Stimmung - хорошая вещь (почему-то я к ней не возвращаюсь, тем не менее).
А вообще из этой плеяды (если она - не плод вымысла журналистов от музыки) я предпочитаю Лигети (говоря о Миссисиппи, не могу не упомянуть Ганг).![]()
Забавно – еще только вчера думалось о Штокгаузене, а сегодня A-Lex открывает поток с подобной темой.
“Casus Stockhausen” – это казус прошлого столетия, казус пересечения потоков и влияний от поп-культуры до религии. Сегодня Мастер дожил до того времени, когда сам он – влияние.
Лирическое отступление №1
А Маркус, сын его? А?
А судьба художника в ХХ веке?
А ненасытность порока?
А преданность Люциферу?
Штокгаузен – Скрябин нашего времени, с бессмысленным безумием его “Acte Prealable” - “Мистерией” и гениальными откровениями до-опусов.
“Пение отроков” – один из тончайших этюдов изучения сонорного спектра, Манури с компанией отдыхают…
Перекрестная игра – особенно эффектна при прослушивании в концерте (помнит ли наше сердце те памятные дни в Cite de la Musique?) и соответственно переживании этой игры слушания…
Вселенная Там – Тама в Microphonie I…
… Любите ли Вы Штокгаузена? Не впадали ли Вы в молитвенный трепет при звучании первого и единственного нонаккорда “Stimmung”? Не влюблялись ли Вы a prima vista в “Контакты”, или быть может в космогонию “Света”? Не хотелось ли бы Вам стать участником исполнения “Квартета Вертолетов”?
(При всем тотальном респекте к фигуре Карлхайнца Штокгаузена, не могу не отметить большую любовь к музыке Пьера Булеза)
Идентификация: Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокгаузен, Пьер Булез
- Регистрация
- 13.12.2002
- Адрес
- Letzebuerg
- Сообщений
- 363
...дирижировавшие тремя разными оркестрами во время премьеры Групп.Сообщение от Дмитрий Ларош
Ну конечно, конечно. Нет ни одного сказаного тобой слова, которое бы я сам поместил в двусмысленные скобки. Первые же такты первой же Импровизации на Малларме не променяю ни на один из геликоптеров (Штокгаузена).(При всем тотальном респекте к фигуре Карлхайнца Штокгаузена, не могу не отметить большую любовь к музыке Пьера Булеза)
Что за чудесное сочетание изощрённой ритмики, тембральной пластики и нежной, прочувственной интонации! "Le vierge" - начальное прихотливое трезвучие -> le vivace, падающая на дуодециму, сопровождаемаяе ударом гонга; -> le bel aujourd'hui, с обратимым скачком на g, подхватываемым ритмической имитацией ксилофона. Воистину эта магия va-t-il nous dechirer , как поёт поёт сопрано (с чудесным ниспадающим форшлагом в этом месте).
Да. Иной universe. (Но полностью согласен и с "полным респектом" кёльнскому отшельнику - особенно, его первому десятилетнему периоду с кульминацией в Контактах и Микрофониях).
Очень хочется мне причислить к оппозиции Штокгаузена моего любимого Яниса Ксенакиса. Просто недавно я достал его полиритмический опус Плеяды и слушал потом его где-то с неделю, каждый день.
И позвольте выразить мне свою дочтаточно субъективную мысль: творчество глубоко уважаемого мною герра Штокгаузена является по сути пережитком нововенской школы, тотально-атональным пережитком Арнольда Шенберга и его додекафонии.
Ну никак не могу согласиться с тем, что:Сообщение от mika
1) Штокгаузен как пережиток нововенцев - ??
1а) Штокгаузен как атональный пережиток Шёнберга = ??
2) Штокгаузен как пережиток додекафонии = ??
Ну очень субъективно. Я не готов высказаться по теме на уровне, заданном A-Lex, это - к б3, однако перечисленные тезисы меня удивили. Могу согласиться только с отделением Шёнберга от додекафонии.
Уважаемый A-Lex, я вижу что вы весьма хорошо осведомлены в этом деле, не могли бы вы поделиться некоторыми источниками. Я вот например очень мало знаю о биографии Штокгаузена.
Искренно надеюсь на ваше понимание.
regards: Я высказал свое мнение, вы свое. Это ничего не меняет.
Ну может быть вы предложите альтернативу сказанному мною?
- Регистрация
- 13.12.2002
- Адрес
- Letzebuerg
- Сообщений
- 363
Mika,
Несколько ответов в одном сообщении:
1. Я не могу сейчас вспомнить все источники из которых мне стала известна "до творческая" биография Штокгаузена (во всяком случае, не из Интернета), однако порекомендую Вам очевидный старт с - официальный(?) сайт Stockhausen-verlag.
Там вы найдёте и "препарированную" биографию, и дискографию, и разбор некотрых электронных сочинений, и ряд интервью с нео-Люцифером и пр.
2. По поводу Вашей субъективной мысли. В целом я (для себя) её не разделяю, хотя, разумеется, это и никак не говорит ни в пользу её (мысли) истинности, ни её ложности. В конце концов: "Истинное - всегда индивидуально-истинное", - как говорил Гёте.
Меня сбили с толку как некоторые аттрибуты, которые Вы приписали Шёнбергу и Штокгаузену apiece, так и подразумеваемая Вами общность композиционных принципов этих музыкантов. С чем-то я согласен: Шёнберг действительно обосновал и активно использовал додекафонный метод композиции; Штокгаузен действительно пережил Шёнберга; Шоткгаузен действительно использовал в своих первых композициях (примерно до 1954 года) так называемый "тотальный сериализм" - экстремальное обобщение "техники рядов" на все, а не только звуковысотные параметры музыкальной ткани. Это всё так.
А вот что, лично мне, кажется "не так":
2.1. термин "Тотально-атональный".
Если он и имеет право на существование, то никак не соотвествует ни "додекафонии" нововенцев, ни послевоенному сериализму.
Исторически, "свободно атональные" композиции - очень короткий период в творчестве нововенцев (примерно с 1910 по 1923 годы: у Шёнберга, начиная с цикла "Книги висячих садов" и до Серенады, op.24; у Веберна - наверное, с Пяти частей для квартета, op.5 и до Пяти канонов на латинские тексты, op.16), предшествовавший намного более строгому и упорядоченному "методу композиции на основе двенадцатитоновых рядов".
Общеизвестно, что сам Шёнберг яростно протестовал против смешения понятий "атональная" и "додекафонная" музыка - для нового метода композиции он предпочитал термин "Пантональная" (или уж, на худой конец, "атоникальная" - музыка, не имеющая опору на какую-то определённую тонику, но уж никак не "отказывающаяся от звуков" и соотношений между ними).
2.2. "Штокгаузен - временное развитие Шёнберга".
На мой взгляд и это неверно, так как
2.2.1. Штокгаузен использовал в самом начале своего пути скорее модели Веберна (через Мессиановы "Modes de valeurs et d'intensites"), чем Шёнберга: музыка Веберна, при всём формальном использовании техники двенадцати тонов, покоится на совершенно не-Шёнберговских принципах - соотношение интервалов, а не "тематизм"; сложно-симметричные со-отражения,а не "квадратность" фраз; пуантилизм и пр. (отличия техники музыкального языка каждого из членов троицы - отдельный интересный разговор). Возможно Штокгаузеновский "К" и допустимо обозвать пережитком Веберновского "Концерта для девяти инструментов", оp.24, но он явно не имеет никакого Шёнберговского прототипа.
2.2.2. Строгий "сериальный" период Штокгаузена (где серии определяли не только последовательность звуков, но и тембров, длительностей, регистров, фактуры, громкости, способа звукоизвлечения и пр.) был крайне скоротечным - примерно, с 1952 по 1954 год: "Перекрёстная игра", "Формулы", первые Клавирштюки. И всё.
Несмотря на то, что многие последующие сочинения используют "формулы" - они уже построены на иных не-сериальных принципах. Например, Штокгаузен стал использовать технику "инвариантных групп", где определённым "комплексным" звучаниям и последовательностям были присущи определённые зафиксированные "свойства". Другая техника, достигшая кульминации в начале 60-х - "принципы вибраций и фаз", где определённые "пропорции" порождали взаимодействия высоких порядков между длительностью нот, их темперацией и музыкальной формой. Совершенно особые композиционные модели были применены для электронных сочинений. Grace-ноты, монтаж, порождающие последовательности и алеаторика - иные приметы стиля Штокгаузена 60-х годов, в целом ничего общего не имевшего с нововенцами.
2.2.3. Есть (было) "несколько Штокгаузенов" - его творческие "повоторы и перевороты" были слишком радикальны с тем, чтобы привести его к знамени и знаменателю какой-нибудь одной "тотальной" школы. Начиная со Stimming , а скорее с Мантры и Зодиака, фундаментальные творческие импульсы стали уже не только не "нововенскими", но и вне-европейскими. Атцтекские божества и медитации, констеляции звёзд и интуиционизм, "Свето-" мистерии и утопии, - слижком много разных "пережитков"!
Наверное, стоит немного уточнить насчёт Шёнберга и пережитков, вовсе не в пику Вам, mika. Очевидно, нет никакой "нововенской школы", есть три человека, связанных "по жизни", как - произвольная ассоциация - Мессиан, КХШ, Булез, Лорио и кто там были ещё двое учеников из первого класса М после войны?
Вокруг додекафонии и серии сказано много роскошных слов, в то время как базовые идеи весьма просты и гораздо проще базовых идей той же классической гармонии. Поэтому имеет место определённая словесная девальвация, и важны только результаты, а не определения.
Что касается Шёнберга (Берга туда же, просто правильнее говорить про жупел), то это - абсолютно тональный композитор (flo, Вы здесь? хотите - продолжайте скандал). Если Вагнер и Скрябин ПОЧУВСТВОВАЛИ потребность в новом языке, то Шёнберг сформулировал потребность в нём как чисто теоретическую. Даже op. 42 - что твой 1 ПИЧ, неспа?
тезису A-Lex о слишком радикальных изменениях КХШ, с самого начала. Никакой наследственности от нововенцев. Говорить так - всё равно, что объявить Мессиана сериальным композитором на основании его ладов.
Ну, а Веберн - он один оправдывает всю болтовню про серии и атональность. Как сказал не помню кто - возможно, Адорно - день рождения Веберна следовало бы праздновать наряду со днём рождения Бетховена.
Прошу прощения за сумбур вместо ляля.
Похожие темы
-
Stockhausen Telemusik
от Bolero в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 0Последнее сообщение: 31.01.2008, 11:42



Ответить с цитированием


тезису A-Lex о слишком радикальных изменениях КХШ, с самого начала. Никакой наследственности от нововенцев. Говорить так - всё равно, что объявить Мессиана сериальным композитором на основании его ладов.
Социальные закладки