Результаты опроса: Какова Ваша оценка "Gesang der Junglinge"?

Голосовавшие
31. Вы ещё не голосовали в этом опросе
  • А?

    8 25.81%
  • Жемчужина электронной музыки, "прорыв нового искусства"

    14 45.16%
  • Мальчика жалко (того, которого заставляли петь среди потенциометров)

    3 9.68%
  • Забавные булькания, но почему об этом надо говорить на музыкальном форуме?

    6 19.35%
Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 26

Тема: Casus Stockhausen

              
  1. #1
    Активный участник
    Регистрация
    13.12.2002
    Адрес
    Letzebuerg
    Сообщений
    363

    По умолчанию Casus Stockhausen

    То, что к неадекватному относятся неадекватно - и понятно, и не ново. То, что "ненормальные" личность и творчество Штокгаузена побуждают многих считать его просто сумасшедшим - тоже вполне объяснимо. То, что большинство суждений-осуждений этого "казуса" внемузыкальны ("бред" или "мудрость", "паранойя или провидческая гиперинтуиция") - неизбежно, учитывая вызывающую провокационность и "неконвенциональность" его идей, мыслей и речей.

    Всё верно. Вот только то, что вслед за многочисленными диагнозами самому Штокгаузену, редко следуют независимые диагнозы его "музыки" - это очевидный injustice.

    Непреложным от нашего отношения к этому casus является его продолжительное и плодотворное влияние (по крайней мере, до-Licht периода) практически на всех крупнейших музыкантов второй половины прошлого века. Булез (часто повторявший, что в 50-е годы композиции Штокгаузена были для него сильнейшим творческим стимулом), Стравинский ("Gruppen" - сильнейшее впечатление от современной мне музыки"), Лигети и "спектральная" школа, Куртаг ("все мы вышли из "шинели" Штокгаузена: "Die ganze Musik des 20 Jahrhunderts nach 1950 komme aus dem Mantel von Stockhausens Gruppen"), Клаус Хубер, Рим, Боесманс, Манури, Дюсапин и т.д., - все, так или иначе, прошли через усвоение Штокгаузеновских экзерсисов. Леннон, Заппа, Бьёрк, Radiohead - это лишь несколько из имён, широко известных в широких кругах, кто также прямо говорил о значительном на них воздействии его творчества..

    Разумеется, все эти ссылки на оценивших, сами по себе недостаточны для убеждения кого-нибудь в ценности его музыки. Однако, такой интерес со стороны многих настоящих музыкантов-"неэксцентриков" уже веская причина, чтобы обсуждать более широкий спектр вопросов, нежели традиционное "выжил ли он из ума".

    Всё к чему не приблизишься в данном "казусе" поражает нетипичностью, "нездешностью" и ненасытностью поиска. Взять хотя бы его биографию - что может быть необычней и внемузыкальней? Бедная семья, война, мать, уничтоженная в психбольнице, отец, пропавший где-то в Венгрии, обучение азам игры на гобое и скрипке у сельского органиста. Подработки джазменом в баре, аккомпаниатором иллюзионисту, рабочим на фабрике, членом труппы оперетты...

    И затем, затем - октрытие музыки Веберна, знакомство с Мессиановскими "Mode de valeurs...", встреча с Эймертом - и взлёт; полёт! Немыслимый по интенсивности трёхлетний период, во время которого не только были созданы все ранне-сериальные и перво-электронные опусы, но и уже придуманы (пусть ешё и не записаны) все "Klavierstucke" (он сразу же решил, что их будет 21) и многие "органические формулы" будущей музыки (Штокгаузен сам сказал по поводу своих "Групп", что это лишь одна из потенциально бесконечных реализаций открытых им композиционных пра-идей).

    Вплоть до середины 60-х новые звуковые миры открывались почти ежемесячно: составные "grosse"-ноты, "гроздеобразное" разрастание электронных обертонов, "многоуровневые" композиции-ротации с незвисимостью темпов, красок и фактур в каждом отдельном уровне, мега-вибрации, обьединяющие pitch и rhytmes, первое произведение для одних ударных (Zyklus), первые опыты сочетания живой и магнитофонной музыки (Контакты), momentform и алеаторика (Klavierstuck XI вместе с третьей сонатой Булеза - пионеры этого направления) и т.д. и т.д.

    Турне, школа последователей, профессура, директорство в институе новой музыки. Сакральные опыты. Молитвы. Поездки в Индию и Мексику. Развороты в "Дамаск" - мантры, созведия, интуниционизм. Утопия "Licht", наконец. Впроче, где он этот "конец"?
    "Я, как и многие мыслители нашего времени, мечтаю о грандиозных "вояжах". Нет никакого резона оставаться на этом острове; это так глупо - решать столько ненужных мелких проблем. Я верю в постоянство открытий, в постоянство развития форм жизни, в вибрации грандиозных миров. В возможность осуществления чуда, что способно придать иной смысл нашему существованию".

    И что же сама его "музыка"? Собственно, это мне бы и хотелось с вами обсудить и послушать ваши оценки. Так как мои собственные возможности, способности и время весьма ограниченны для полноценных и всеохватывающих суждений. Музыка ведь эта - весьма непроста для непосредственного восприятия и не из тех, что полностью откладывается в памяти (электронные Studien не воспроизведёшь по памяти в четырёхручном переложении). Партитуры не всегда и везде readily available - неизбежно, что от многих прослушиваний остаются весьма смутные воспоминания (а иногда и ничего, кроме названий произведений).

    И, тем не менее, многие впечатления не изглаживаются.

    Я не оригинален в своих предпочтениях произведений Штокгаузена. Прежде всего - это "Группы" (что поражают меня как идеей кореляции вибраций каждого звучащего тона с вибрациями присущего ему индивидуального ритма, как реализацией "временных пространств" микро- и макро-времени, так и изобретательнейшим взаимодействием трёх разных уровней-оркестров, то ведуших диалог друг с другом, то полностью абсорбирующими иные уровни).

    Это и "Gesang der Junglinge" с тонкими взаимопревращениями живого голоса, конкретных звуков и генерированных частот в единый звуко-словесный натурально-искусственный континуум. В этом произведении меня захватывают не столько технические "инвенции", как серии из sine waves, white and coloured noise, impulse-sequences, changes in density и даже не изобретательнсть в расчленении речи на составляющие фонемы с их последующей пермутацией, но, прежде всего, ощущения странного подобия-противоположности вневременной красоты человеческого голоса и неограниченных градаций электронного звукового потока (кроме того, там и немало поводов для смакования отдельных деталей - "авто-полифония" голоса с использованием магнитофонной ленты, пространственные приближения-удаления, нарастания напряжения, "квази-рондо" с опорой на "воспринимаемые" слова и пр.).

    Что ещё? Конечно, Kontakte (мне больше нравится вторая версия с фортепиано и ударными, где потенциоментрами и микрофонами генерируется такое тембральное разнообразие, для поименования всех градаций которого не хватит никакого из словарей), Microphonie I (по не вполне объяснимой причине я предпочитаю первую Микрофонию с там-тамом внешне более яркой второй с hammond-органом), Kreuzspiel (скорее за удивительное "качество звука" нежели за изощрённость пуантилистического сериализма).

    Не устаю впечатляться и "Мантре" - есть что-то гипнотическое в её базовой 13-элементой формуле и тех внезапных "консонансах" синусоидовых волн с отдельными звуками её ряда (в тоже самое время, Tierkreis оставляет меня абсолютно равнодушным). Отношение к Klavierstucke (я слышал только первые одиннадцать) - непростое. Я терпеть не могу 9-ый с его бесконечными повторениями; 10-ый для меня утомительно длиннен, а первые 4 - слишком "пуантилистично-легковесны". Зато шестой! С его звукоизвлецехнием, ресонансами и суб-гармониками!

    Что же ещё? Ну да, Stimmung - скорее не "любовь", а респект к изобретательнейшей нюансировке и интерес к поискам identity гармоникс, слогов и священных имён в каждой из 50-с-чем-то секций.

    Ни Carre, ни Momente, ни Сириус не заинтриговали и не оставили сильных впечатлений. Кроме того, я пока инстинктивно остерегаюсь погружаться в "Licht"-овый период...

    А ваши предпочтения (if any)? Был бы рад возможности продолжения диалога...

  • #2

    По умолчанию

    Я слушаю "Мантру" и "Gruppen". Довольно часто. Многое у Штокгаузена мне кажется надуманным - например, "Квартет вертолётов". Stimmung - хорошая вещь (почему-то я к ней не возвращаюсь, тем не менее).

    А вообще из этой плеяды (если она - не плод вымысла журналистов от музыки) я предпочитаю Лигети (говоря о Миссисиппи, не могу не упомянуть Ганг).

  • #3

    По умолчанию

    Забавно – еще только вчера думалось о Штокгаузене, а сегодня A-Lex открывает поток с подобной темой.

    “Casus Stockhausen” – это казус прошлого столетия, казус пересечения потоков и влияний от поп-культуры до религии. Сегодня Мастер дожил до того времени, когда сам он – влияние.

    Лирическое отступление №1
    А Маркус, сын его? А?
    А судьба художника в ХХ веке?
    А ненасытность порока?
    А преданность Люциферу?

    Штокгаузен – Скрябин нашего времени, с бессмысленным безумием его “Acte Prealable” - “Мистерией” и гениальными откровениями до-опусов.

    “Пение отроков” – один из тончайших этюдов изучения сонорного спектра, Манури с компанией отдыхают…

    Перекрестная игра – особенно эффектна при прослушивании в концерте (помнит ли наше сердце те памятные дни в Cite de la Musique?) и соответственно переживании этой игры слушания…
    Вселенная Там – Тама в Microphonie I…

    … Любите ли Вы Штокгаузена? Не впадали ли Вы в молитвенный трепет при звучании первого и единственного нонаккорда “Stimmung”? Не влюблялись ли Вы a prima vista в “Контакты”, или быть может в космогонию “Света”? Не хотелось ли бы Вам стать участником исполнения “Квартета Вертолетов”?

    (При всем тотальном респекте к фигуре Карлхайнца Штокгаузена, не могу не отметить большую любовь к музыке Пьера Булеза)



    Идентификация: Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокгаузен, Пьер Булез

  • #4
    Активный участник
    Регистрация
    13.12.2002
    Адрес
    Letzebuerg
    Сообщений
    363

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Дмитрий Ларош
    Идентификация: Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокгаузен, Пьер Булез
    ...дирижировавшие тремя разными оркестрами во время премьеры Групп.

    (При всем тотальном респекте к фигуре Карлхайнца Штокгаузена, не могу не отметить большую любовь к музыке Пьера Булеза)
    Ну конечно, конечно. Нет ни одного сказаного тобой слова, которое бы я сам поместил в двусмысленные скобки. Первые же такты первой же Импровизации на Малларме не променяю ни на один из геликоптеров (Штокгаузена).

    Что за чудесное сочетание изощрённой ритмики, тембральной пластики и нежной, прочувственной интонации! "Le vierge" - начальное прихотливое трезвучие -> le vivace, падающая на дуодециму, сопровождаемаяе ударом гонга; -> le bel aujourd'hui, с обратимым скачком на g, подхватываемым ритмической имитацией ксилофона. Воистину эта магия va-t-il nous dechirer , как поёт поёт сопрано (с чудесным ниспадающим форшлагом в этом месте).

    Да. Иной universe. (Но полностью согласен и с "полным респектом" кёльнскому отшельнику - особенно, его первому десятилетнему периоду с кульминацией в Контактах и Микрофониях).

  • #5

    По умолчанию

    Очень хочется мне причислить к оппозиции Штокгаузена моего любимого Яниса Ксенакиса. Просто недавно я достал его полиритмический опус Плеяды и слушал потом его где-то с неделю, каждый день.
    И позвольте выразить мне свою дочтаточно субъективную мысль: творчество глубоко уважаемого мною герра Штокгаузена является по сути пережитком нововенской школы, тотально-атональным пережитком Арнольда Шенберга и его додекафонии.

  • #6
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,782
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от mika
    творчество глубоко уважаемого мною герра Штокгаузена является по сути пережитком нововенской школы, тотально-атональным пережитком Арнольда Шенберга и его додекафонии
    Ну никак не могу согласиться с тем, что:
    1) Штокгаузен как пережиток нововенцев - ??
    1а) Штокгаузен как атональный пережиток Шёнберга = ??
    2) Штокгаузен как пережиток додекафонии = ??
    Ну очень субъективно. Я не готов высказаться по теме на уровне, заданном A-Lex, это - к б3, однако перечисленные тезисы меня удивили. Могу согласиться только с отделением Шёнберга от додекафонии.

  • #7

    По умолчанию

    Уважаемый A-Lex, я вижу что вы весьма хорошо осведомлены в этом деле, не могли бы вы поделиться некоторыми источниками. Я вот например очень мало знаю о биографии Штокгаузена.
    Искренно надеюсь на ваше понимание.

  • #8

    По умолчанию

    regards: Я высказал свое мнение, вы свое. Это ничего не меняет.
    Ну может быть вы предложите альтернативу сказанному мною?

  • #9
    Активный участник
    Регистрация
    13.12.2002
    Адрес
    Letzebuerg
    Сообщений
    363

    По умолчанию

    Mika,

    Несколько ответов в одном сообщении:

    1. Я не могу сейчас вспомнить все источники из которых мне стала известна "до творческая" биография Штокгаузена (во всяком случае, не из Интернета), однако порекомендую Вам очевидный старт с www.stockhausen.org - официальный(?) сайт Stockhausen-verlag.
    Там вы найдёте и "препарированную" биографию, и дискографию, и разбор некотрых электронных сочинений, и ряд интервью с нео-Люцифером и пр.

    2. По поводу Вашей субъективной мысли. В целом я (для себя) её не разделяю, хотя, разумеется, это и никак не говорит ни в пользу её (мысли) истинности, ни её ложности. В конце концов: "Истинное - всегда индивидуально-истинное", - как говорил Гёте.

    Меня сбили с толку как некоторые аттрибуты, которые Вы приписали Шёнбергу и Штокгаузену apiece, так и подразумеваемая Вами общность композиционных принципов этих музыкантов. С чем-то я согласен: Шёнберг действительно обосновал и активно использовал додекафонный метод композиции; Штокгаузен действительно пережил Шёнберга; Шоткгаузен действительно использовал в своих первых композициях (примерно до 1954 года) так называемый "тотальный сериализм" - экстремальное обобщение "техники рядов" на все, а не только звуковысотные параметры музыкальной ткани. Это всё так.

    А вот что, лично мне, кажется "не так":

    2.1. термин "Тотально-атональный".

    Если он и имеет право на существование, то никак не соотвествует ни "додекафонии" нововенцев, ни послевоенному сериализму.

    Исторически, "свободно атональные" композиции - очень короткий период в творчестве нововенцев (примерно с 1910 по 1923 годы: у Шёнберга, начиная с цикла "Книги висячих садов" и до Серенады, op.24; у Веберна - наверное, с Пяти частей для квартета, op.5 и до Пяти канонов на латинские тексты, op.16), предшествовавший намного более строгому и упорядоченному "методу композиции на основе двенадцатитоновых рядов".

    Общеизвестно, что сам Шёнберг яростно протестовал против смешения понятий "атональная" и "додекафонная" музыка - для нового метода композиции он предпочитал термин "Пантональная" (или уж, на худой конец, "атоникальная" - музыка, не имеющая опору на какую-то определённую тонику, но уж никак не "отказывающаяся от звуков" и соотношений между ними).

    2.2. "Штокгаузен - временное развитие Шёнберга".
    На мой взгляд и это неверно, так как

    2.2.1. Штокгаузен использовал в самом начале своего пути скорее модели Веберна (через Мессиановы "Modes de valeurs et d'intensites"), чем Шёнберга: музыка Веберна, при всём формальном использовании техники двенадцати тонов, покоится на совершенно не-Шёнберговских принципах - соотношение интервалов, а не "тематизм"; сложно-симметричные со-отражения,а не "квадратность" фраз; пуантилизм и пр. (отличия техники музыкального языка каждого из членов троицы - отдельный интересный разговор). Возможно Штокгаузеновский "К" и допустимо обозвать пережитком Веберновского "Концерта для девяти инструментов", оp.24, но он явно не имеет никакого Шёнберговского прототипа.

    2.2.2. Строгий "сериальный" период Штокгаузена (где серии определяли не только последовательность звуков, но и тембров, длительностей, регистров, фактуры, громкости, способа звукоизвлечения и пр.) был крайне скоротечным - примерно, с 1952 по 1954 год: "Перекрёстная игра", "Формулы", первые Клавирштюки. И всё.

    Несмотря на то, что многие последующие сочинения используют "формулы" - они уже построены на иных не-сериальных принципах. Например, Штокгаузен стал использовать технику "инвариантных групп", где определённым "комплексным" звучаниям и последовательностям были присущи определённые зафиксированные "свойства". Другая техника, достигшая кульминации в начале 60-х - "принципы вибраций и фаз", где определённые "пропорции" порождали взаимодействия высоких порядков между длительностью нот, их темперацией и музыкальной формой. Совершенно особые композиционные модели были применены для электронных сочинений. Grace-ноты, монтаж, порождающие последовательности и алеаторика - иные приметы стиля Штокгаузена 60-х годов, в целом ничего общего не имевшего с нововенцами.

    2.2.3. Есть (было) "несколько Штокгаузенов" - его творческие "повоторы и перевороты" были слишком радикальны с тем, чтобы привести его к знамени и знаменателю какой-нибудь одной "тотальной" школы. Начиная со Stimming , а скорее с Мантры и Зодиака, фундаментальные творческие импульсы стали уже не только не "нововенскими", но и вне-европейскими. Атцтекские божества и медитации, констеляции звёзд и интуиционизм, "Свето-" мистерии и утопии, - слижком много разных "пережитков"!

  • #10
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,782
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию

    Наверное, стоит немного уточнить насчёт Шёнберга и пережитков, вовсе не в пику Вам, mika. Очевидно, нет никакой "нововенской школы", есть три человека, связанных "по жизни", как - произвольная ассоциация - Мессиан, КХШ, Булез, Лорио и кто там были ещё двое учеников из первого класса М после войны?

    Вокруг додекафонии и серии сказано много роскошных слов, в то время как базовые идеи весьма просты и гораздо проще базовых идей той же классической гармонии. Поэтому имеет место определённая словесная девальвация, и важны только результаты, а не определения.

    Что касается Шёнберга (Берга туда же, просто правильнее говорить про жупел), то это - абсолютно тональный композитор (flo, Вы здесь? хотите - продолжайте скандал ). Если Вагнер и Скрябин ПОЧУВСТВОВАЛИ потребность в новом языке, то Шёнберг сформулировал потребность в нём как чисто теоретическую. Даже op. 42 - что твой 1 ПИЧ, неспа?

    тезису A-Lex о слишком радикальных изменениях КХШ, с самого начала. Никакой наследственности от нововенцев. Говорить так - всё равно, что объявить Мессиана сериальным композитором на основании его ладов.

    Ну, а Веберн - он один оправдывает всю болтовню про серии и атональность. Как сказал не помню кто - возможно, Адорно - день рождения Веберна следовало бы праздновать наряду со днём рождения Бетховена.

    Прошу прощения за сумбур вместо ляля.

  • Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Stockhausen Telemusik
      от Bolero в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 31.01.2008, 11:42

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100