-
09.09.2006, 11:40 #1
Римский-Корсаков как аутсайдер европейской классики.
Всегда интересовала такая тема. Один из наиболее любимых мною композиторов (чего стоит одна только "Снегурочка", кстати, в свое время возносимая таким мыслителем, как А.Ф.Лосев). В европейских театрах шли и до сих пор идут оперы М.Мусоргского ("Борис" и "Хованщина", безусловно, абсолютные шедевры) и М.Глинки. Римский же Корсаков в игноре. Может быть мы воспринимаем его в силу какого-то славянского мелодизма, во многих отношениях далекого от западноевропейского (как далек от нас, скажем, мелос Вьетнама)? Но как же тогда с Мусоргским? Именно эта ситуация мне непонятна.
Сержу Челибидаке, на репетициях Шахразады как то обмолвился: "Как мог такой глупый композитор написать такое замечательное произведение?! Аптекарь интструментовки, а Шахразада - мать современного учения об инструментовке!" (издание EMI).
Мы можем распинаться в любви к Н.А. Римскому-Корсакову. Но ведь европейская публика его не принимает. И это не выдумки, а реальность. И здесь возникает вопрос о правомерности понятия "общечеловеческие ценности". В противном же случае, в нашем фаворе, в лице Римского, - сирые и убогие. Но, сами понимаете, с этим как-то сложно согласиться. Хотя и не исключено. Ведь мы же любим своих родителей, которые далеко не всегда умны и талантливы, но от какой-то особой близости не сознаем этого?!
Что скажите?
Re: Римский_Корсаков как аутсайдер европейской классики.
Уважаемый Loge, во-первых, прошу меня извинить, что я так резко налетела на Вас в смежной теме по Римскому-Корсакову. Не разобралась в чём дело и решила, что это очередные нападки на композитора, которого я бесконечно люблю и уважаю.
Во-вторых, на постанавленный вопрос (почему аутсайдер?), по-моему, Вы уже ответили сами. Я лишь поясню. Римского-Корсакова не то, что не принимают, а просто в силу ряда причин не знают. Как можно принимать (или не принимать) то, чего ты не знаешь? Европейская публика элементарно не знает Р-К. А откуда ей его знать? Только по одному «Китежу» на одном из международных фестивалей? Р-К стал появляться перед западным слушателем более или менее регулярно совсем недавно. С лёгкой руки Гергиева. И то, в основном по ДВД. А так, «Снегурочка» в концертном исполнении в 2000 в Ковент Гарден и «Петушок» в Париже (и сразу с этой оперы, без подготовки?). Этого далеко недостаточно. Надо было привозить не до посинения заезженную ЛММУ или совершенно непонятный «Нос» или невыразительную «Москва-Черёмушки», шедшие этим летом при полупустых залах, а организовать фестиваль музыкальной сказки, включив туда «Садко», «Снегурочку», «Салтана», «Ночь перед Рождеством» или полу-быль о «Царской невесте» и «Псковитянке». Уверена, успех превзошёл бы все ожидания. Уж я-то знаю, как английский зритель тянется к чистоте русской классики и её романтизму. Достаточно было увидеть, как они принимали Баратовскую постановку «Бориса» 1948 г, сохранённую в лучших традициях наших старых постановок. И даже того же «Бориса» в версии Тарковского. Сами англичане никогда не смогут позволить себе роскошь таких постановок, что позволяют себе оперные театры России – у них нет соответствующей труппы, не те оформительские возможности, не те традиции. Короче, им такие оперы не потянуть. Но, если бы кто привёз, то смотрели и слушали бы, затаив дыхание. Я уже не раз видела как принимают здесь Мусоргского. Кстати, «Хованщину» они тоже сами не потянут. Она идёт только тогда, когда её привозит Гергиев. А Глинку, я вообще здесь никогда не слышала и даже в записях не встречала. А как было бы здорово показать нашего «Руслана и Людмилу». Да что говорить, Чайковского и то как следует не знают. Всего две оперы и идут – «Пиковая» и «Онегин». Вот Гергиев показал «Мазепу» и то хорошо. А уж об «Орлеанской» и «Чародейке» (самых грандиозных, на мой взгляд, в оперном творчестве ПИЧ) здесь почти никто и ничего не ведает. Вот не так давно мгновенно разошлась запись «Орлеанской» с Преображенской и Хайкиным 1946. Больше я её не встречала. А ведь это Чайковский, самый известный из русских и всеми признанный на западе. И это в основном по симфоническим произведениям и двум операм (из 13?). Что говорить об операх Р-К, которые по своим масштабам на западе неосуществимы. Голоса, язык, постановочные средства, массовые сцены – где их взять? Потому его и не знают. А знали бы, так ещё как принимали бы. Ведь красотища какая. Принимают и ещё как «Шехерезаду» и «Испанское каприччио». Но для этого средства не нужны. А в опере одними инструментами и музыкантами не обойтись. Вот так, и никакой Р-К не аутсайдер. Просто надо иметь возможность и хотеть слышать его произведения. Тогда никакой лабух не станет удивляться, что мол как Р-К мог написать такую потрясающую «Шехерезаду».
![]()
Best regards
Re: Римский_Корсаков как аутсайдер европейской классики.
Я думал, что аутсайдеры бывают только в велоспорте.... Но никак не в музыке.
Римский - Корсаков - один из крупнейших русских композиторов!
Re: Римский_Корсаков как аутсайдер европейской классики.
Вот именно что русских. А для Запада содержания у него явно не хватает, вот и не играют. В "Шехерезаде" не требуется какой-то сверхоркестр, а всё равно не играют. И Глинку не играют по той же причине. Никому русская провинциальная музыка не нужна, кроме самих русских. А "Огненного ангела" и "Игрока" играют, хотя оркестр там, кажется, не меньше. И Мусоргского играют не только "Бориса", "Хованщину" тоже, см. тему о редакциях произведений Мусоргского.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Re: Римский_Корсаков как аутсайдер европейской классики.
"Шехерезада" звучит на ВВС с завидным постоянством. Среди записей и концертов мировых дирижёров она также одно из самых популярных произведений. Про оркестр-возможно в Ваших краях он и паршивинький. А у нас прошлой осенью в Альберт Холле "Шехерезаду" исполнял "Оркестр мира" с самим Гергиевым. И это было самое грандиозное впечатление из всей программы, где был и Вагнер, и Дебюсси, и многое другое. Вот "Огненный ангел" у БТ в этом году успеха не имел и сборов не дал. Хотя от него многого ждали и под него отвели зал Ковент Гарден. А на "Борисе" был аншлаг. Поэтому, не надо выдавать желаемое за действительное. Тем более, если не в курсе. Программы лучших концертных залов З. Европы наполнены русской музыкой. А у этого умника она, видите ли, провинциальная. И вообще, такой русофобной гадости давненько читать не приходилось.
![]()
Best regards
Re: Римский_Корсаков как аутсайдер европейской классики.
В берлинской Komische Oper (той самой, основанной Вальтером Фельзенштейном: ) в последние годы в постоянном репертуаре были три (!) оперы Римского-Корсакова: "Сказка о царе Салтане", "Китеж" и "Золотой петушок". На немецком языке.
Re: Римский_Корсаков как аутсайдер европейской классики.
Речь-то была не о том. Русская музыка звучит на Западе с завидным постоянством - не спорю. Но только в исполнении русских коллективов или под управлением русских дирижёров. Я не говорю, что её совсем не слушают (CD в любом уголке планеты продать можно). Но они слушают, а сами не исполняют. И на тот концерт не пошли бы, если не Гергиев и не Вагнер с Дебюсси. Ну а что касается Ваших впечатлений, то это не аргумент. М.б. Вы просто не доросли до Вагнера и Дебюсси. А насчёт "паршивинького" оркестра - это какая -фобная музыка? Тем более что Вы наш оркестр не слышали, а я ваш слышал.
To Иты:
Разумеется, русская музыка должна быть русской, а не итальянской и не китайской. Но ведь китайская музыка очень сильная (это скажет любой хоть раз слышавший её), а в Европе её не играют, и что? Они по этому поводу не переживают, пора бы и русским не переживать. Лучшие образцы музыки всех композиторов играются по всему миру: Моцарта не только в Австрии, Шопена не только в Польше, Мусоргского не только в России и т.д. А музыку "не очень", типа Римского-Корсакова, не играют, хотя она не становится от этого, конечно, менее русской...
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Re: Римский_Корсаков как аутсайдер европейской классики.
Спокойненько исполняют. И на концерте именно Р-К был гвоздём программы (а из Вагнера только увертюра к "Мейстерзингерам"). Сегодня утром по ВВС3 опять передавали Р-К, увертюру к "Царской". Что до "Шехерезады", то у меня лично есть записи Леопольда Стоковского с Филадельфиским СО и Чарльза МаКерраса с Лондонским СО. Говорят ли Вам о чём-нибудь эти оркестры. К тому же у нас здесь своих только два - Лондонский СО и Лондонский ФО. Какой из них Вас не устраивает?
А насчёт того, кто дорос до Вагнера, а кто нет, то здесь лучше всего скажет мой каталог Вагнеровских записей (считайте, что хвастаю).
Р И Х А Р Д В А Г Н Е Р - К А Т А Л О Г
Тристан и Изольда:
- Караян, 1952 Байрейт: Мёдль, Рамон Винай, Вебер, Хоттер.
- Фуртванглэр, 1953: Флагстад, Зютхауз, Фишер-Дискау, Грейндль и др.
- Шолти, 1960, Вена: Бригит Нильсон, Фриц Уль, Регина Резник, Том Краузе - Шолти, 1961: репетиции с Бригит Нильсен, Региной Креспин, др
- Конвичный, 1950, Лейпциг: Зютхауз, Боймер, Готлоб Фрик.
Летучий Голландец:
- Л. Шюхтер, 1951: Ганс Хоттер, Елена Верт, Курт Боме и др.
- Вольганг Заваллиш, 1961: Франц Красс, Иозеф Грейндль, Силья
- Караян, 1984: Ван Дам, Дуня Вейцович.
- Карл Бём, 1971, Байрейт: Стюарт, Гвина Джонс, Карл Риддербуш.
- Франц Конвичный, 1962: Фишер – Дискау, Мариана Чех, Готлоб Фрик и др.
- Шолти, 1977: Норман Байлей, Янис Мартин, Рене Колло, Мартти Тальвела.
- Антал Дорати, 1962, Ковент Гарден: Дж. Лондон, Леония Ризанек
- Фритц Рейнер, Нью-Йорк, 1950. Ганс Хоттер, Астрид Варнай, Сет
Свэнхольм, Свэн Нильсон.
- Клеменс Краусс, 1944, Бавария: Ганс Хоттер, Виорика Урсуляк,
Георг Ханн, Карл Остертаг, Луиза Виллер, Франц Кларвейн.
- Баренбойм (реквизиты и состав неизвестны).
Лоэнгрин:
– Рудольф Кемпе, 1964, Вена: Томас. Грюммер, Фи-Ди, Готлоб Фрик.
–Рудольф Кемпе, 1967: Конья, Риддербуш, МаКейнтаер, Харпер и др.
–Кубелик, 1971: Джеймс Кинг, Гундула Яновиц, Томас Стюарт, Гвина
Джонс и др.
– Караян, 1982: Рене Колло, Анна Tomowa-Sintow.
–Шолти, 1985-86, Вена: Плачидо Доминго, Джесси Норман, Ева Рандова,
Зигмунд Нимсгерн
– Шолти, 1987: Доминго, Джесси Норман (избранное).
– Самосуд, 1949: Козловский, Шумская и др.
- Морис Абраванель Нью-Йорк, 1937., Рене Майсон, Кирстен Флагстад,
Карин Бранзель, Юлиус Хуен
- Эрих Лайнсдорф Нью-Йорк, 1940., Лауритц Мельхиор, Элизабет Рейзбкрг,
Кирстен Торборг, Юлиус Хуен
– Фритц Стидрай, Нью-Йорк, 1950. Лауритц Мельхиор, Елена Траубель,
Астрид Варнай, Герберт Янсссен.
– Волфганг Заваллиш, Байрейт, 1976. Джесс Томас, Аня Силья, Астрид
Варнай, Рамон Винай.
– Eugen Jochum, Байрейт, 1952. Lorenz Fehenberger, Annelies Kupper,
Ferdinand Frantz, Helena Braun идр.
- Филип Ауджин, МЕТ, 2006. Бен Хеппнер, Карита Матилла, Рене Папе,
Ричард Пауль Финк, Луана де Воль.
-Йозеф Кайльберт, 1953, Бавария: Астрид Варнай, Елеонор Стибер,
Вольганг Виндгассен, Германн Удэ, Иозеф Грендель, Ганс Браун.
- Баренбойм (реквизиты и состав неизвестны).
Тангейзер:
– Рудольф Кемпе, Нью-Йорк, 1955. Рамон Винай, Астрид Варнай, Джордж
Лондон, Бланш Тебо.
- В. Заваллиш, 1962: Виндгассен, Силья, Бамбри, Вехтер и др.
– Шолти, 1970: Рене Колло, Хельга Дернеш, Криста Людвиг, Виктор Браун.
- Роберт Хегер, Бавария, 1951: Август Зейдер, Марианна Шечх, Карл Пауль,
Отто фон Рор, Франтц Клайверн и др.
Нюрнбергские Мейстерзингеры:
– Рудольф Кемпе,1951, Дрезден: Фердинанд Франтц, Курт Бёме, Тиана
Лемнитц, Бернд Альденхофф и др.
– Караян, 1970, Дрезден: Тео Адам, Карл Риддербуш, Хелен Донат, Рене
Колло и др.
- О. Йохум, 1976: Ф. Дискау, Доминго, Герман, Лигендца, Людвиг
– Шолти, 1996, Чикаго: Хосе ван Дам, Карита Маттила, Бен Хеппнер.
– Баренбойм (реквизиты и состав неизвестны).
Парсифаль:
– Шолти, 1972, Вена: Рене Колло, Криста Людвиг, Готлоб Фрик, Ганс Хоттер
Фишер-Дискау Золтан Келемен и др
–Эрих Лайнсдорф, 1938: Кирстен Флагстад, Лауритц Мельхиор, Арнольд
Габор и др.
–Витторио Гуи, 1950, Рим: Каллас, Африко Валделли, Борис Христов,
Джузеппе Модести и др.
– Ганс Кнаппербуш, 1951: Мёдль, Виндгассен, Дж. Лондон, Людвиг Вебер,
Герман Удэ и др.
- Г. Кнаппербуш, 1962: Томас, Дальис, Ганс Хоттер, Дж. Лондон
– 2-й акт: Доминго, Норман.
Кольцо нибелунга (полное):
– Рудольф Моральт, Вена, 1948-49: Фердинанд Франтц (Вотан, Странник),
Браун (Брунгильда, В.), Гюнтер Трептоу(Зигмунд, Зигфрид), Гроб Прандль
(Брунгильда, В., ГБ).
–Фуртванглэр, 1950, Скала: Франтц (Вотан, Стран.), Кирстен Флагстад
(Брунгильда), Сванхольм (Зигмунд, Зигфрид) Гюнтер Трептоу (Зигфрид,
ГБ) и др.
–Жозеф Кельберт, 1952, Байрейт: Хоттер (Вотан,Странник), Варнай
(Брунгильда), Удэ (Вотан – ЗР), Алденхофф (Зигфрид – З.), Лоренц
(Зигфрид – ГБ), Трептоу (Зигмунд) и др.
– Фуртванглэр, 1953: Франтц (Вотан, Странник), Мёдль (Брунгильда),
Зютхауз (Зигфрид), Виндгассен (Зигмунд) и др.
- Клеменс Краусс, 1953, Байрейт: Хоттер (Вотан, Странник), Варнай
(Брунгильда), Виндгассен (Зигфрид), Винай (Зигмунд), Резник (Зиглинда)
– Шолти, 1959, Вена: Хоттер (Вотан – В., Странник), Лондон (Вотан – ЗР),
Флагстад (фрика), Нильсен (Брунгильда), Виндгассен (Зигфрид), Кинг
(Зигмунд), Креспин (Зиглинда), Готлоб Фрик (Хундинг) и др.
– Караян, 1967-70: Фишер-Дискау (Вотан – ЗР), Томас Стюарт (Вотан,
Странник), Регина Креспин (Брунгильда – В.), Хельга Дерниш (Брунгильда –
З., ГБ), Гундула Яновиц (Зиглинда), Джон Викерс (Зигмунд), Томас
(Зигфрид – З.) и др.
- Баренбойм, 1991-92, Байрейт:Томлинсон (Вотан, Странник), Эльминг
(Зигмунд), Секунде (Зиглинда),Иерусалим (Зигфрид), АннаЭванс
(Брунгильда) Гюнтер фон Каннен (Альберих), Кларк (Миме), Филлип Канг
(Фафнер, Хаген), Вальтрауд Майер (Вальтраут) и др.
- (избранное) – Флагстад, Леманн, Мельхиор, Хоттер и др.
Золото Рейна:
– Клеменс Краусс, 1953, Байрейт: Ганс Хоттер, Эрих Витте,
Густав Нейдлингер, Ира Маланюк, Людвиг Вебер, Иозеф Грейндль,
Герман Уде, Пауль Кун
Валькирия:
–Бруно Вальтер, 1935, Вена, 1-й акт: Леманн, Мельхиор, Лист.
– Фуртванглэр, 1954, Вена: Франтц, Мёдль, Ризанек, Зютхауз, Фрик.
–Эрих Лайнсдорф, Лондон, 1962. Нильссон, Джон Викерс,
Джордж Лондон, Гре Броувенштин.
-(1-й акт): Доминго, Джесси Норман.
Гибель богов:
- Клобучар, 1975: Бриллиот, Линдхольм, Мевен и др
- Антонио Паппано, 2006, Ковент Гарден. Лиза Гастин, Джон Треливан, Джон Томлинсон, Михоко Фиджимура, Питер Сидхом и др.
Феи:
- Gabor Otvos, 1998, Сagliari: Korhonen, Patchell, Sonntag, Kriscak,
Запрет любви:
- Robert Heger, Wiener orchester, 1963: Welter, Equiluz, Zadek,
Dermota, Handlos, Salzer, Friedrich, Steffek.
Риенци:
- Winfried Zillig, 1950: Treptow, Eipperle, Fehn, Schluter, etc.
Оркестровые произведения:
– Шолти, «Кольцо» оркестровые произведения.
– Шолти, оркестровые произведения
- Карло Понтелли, Жозеф, Понта, Антон Напит и др.
(оркестровые произведения)
– Зубин Метта, оркестровые произведения.
– Джордж Селл, оркестровые произведения.
- Шолти, Лоэнгрин, Валькирия, Голландец и др. (увертюры).
Сольники:
- Ганс Хоттер (сольник 1939 – 1943) – Вотан, Голландец, Cакс,
Амонасро, Яго, Фальстафф, Пролог, Эскамилио и др.
- Фердинанд Франтц (сольник) – Фиделио, Голландец, Сакс,
Вотан, Мефистофель, Яго, Борис Годунов и др.
- Кирстен Флагстад (сольник) 1935-39 – Вагнер, Вебер, Бетховен
- Джесси Норман, Караян, 1988: (Тангейзер, Тристан и Изольда,
Зигфрид).
- Терфель Брин –сольник с Аббадо, 2002 - Вагнер:Вотан, Сакс,
Голландец, Вольфрам, Парсифаль
DVD Kольцо нибелунга:
- Булез, 1980, Байрейт: Дональд МакЙнтайр (Вотан, Странник),
Гвине Джонс (Брунгильда), Манфред Юнг (Зигфрид), Питер
Хофманн (Зигмунд), Матти Салминен (Хундинг), Фритц Хюбнер
(Хаген), Ганс Зэдник (Логе, Миме), Герман Беч (Альберих) и др.
- Ливайн, 1990 , МЕТ: Джеймс Моррис (Вотан, Странник),
ЗигфридИерусалим (Зигфрид, Логе),Лейк, Джесси Норман
(Зиглинда), Хильдегард Бехрендс (Брунгильда), Криста Людвиг
(Фрикка, Вальтраута),Курт Моль (Хундмнг), Ганс Зедник
(Миме),Матти Салминен (Фафнер, Хаген).
Лоэнгрин:
- Аббадо, Вена, 1990. Плачидо Доминго (Лоэнгрин), Черил Студер
(Эльза), Роберт Ллойд (Король), Хартмут Велькер (Тельрамунд),
Дуня Вейцович (Ортруда) и др.
Парсифаль - Баренбойм, 1994, Байрейт: Поль Эльминг (Парсифаль),Томлинсон (Гурнеманц), Вальтрауд Майер (Кундри), Гюнтер фон Каннен, (Клингзор), Фритц Хюбнер (Титурель), Фальк Струкман (Амфортес).VHS Kольцо Нибелунга: Баренбойм, 1991-92, Байрейт:Томлинсон (Вотан, Странник), Эльминu(Зигмунд),Секунд(Зиглинда),Иерусалим (Зигфрид) АннаЭванс (Брунгильда) Гюнтер фон Каннен (Альберих, Кларк (Миме), Филлип Канг (Фафнер, Хаген), Вальтраут Майе (Вальтраут)
Best regards
Re: Римский_Корсаков как аутсайдер европейской классики.
To Nadejda:
Во-первых, я не писал, что лондонские оркестры меня не устраивают. Это Вы почему-то написали, что наш оркестр (тоже могу спросить какой? у нас их три) "паршивинький". Во-вторых, я что-то не понял с Вашим каталогом. Вы что, записываете все произведения и исполнения, которые слушаете?
А в-остальном Вы сами себе противоречите. Если Р.-К. так много исполняют, как Вы пишете, то, значит, его и знают, и не только "Китеж", как Вы писали раньше, а потому не из-за чего копья ломать, никакой он не аутсайдер. Так что обдумайте, где Вы пишете то, что на самом деле думаете, в письме №2 или в последнем.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Похожие темы
-
Мусоргский и Римский-Корсаков
от snux в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 117Последнее сообщение: 21.03.2017, 16:23 -
Что для вас - Римский-Корсаков?
от Leonore в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 92Последнее сообщение: 02.12.2011, 16:54 -
Римский-Корсаков
от Флер в разделе Поиск партитур и оркестровых партийОтветов: 0Последнее сообщение: 28.11.2008, 15:36 -
Римский-Корсаков и модернизм
от katrinkinka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 14Последнее сообщение: 17.08.2008, 00:39 -
Римский-Корсаков
от Асечка в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 0Последнее сообщение: 25.05.2008, 10:50




Ответить с цитированием




Социальные закладки