-
30.01.2004, 07:19 #1
Что не так у рихтеровского Шопена?
Этот вопрос весьма не прост. Мне кажется, повторю, корни рихтеровского пианизма лежат в многоообразности, даже театральной многообразности. В то время, как музыка Шопена монологична и интонационна с точки одного героя. Вот и получается, что тот. кто дает разные персонажи, образы - тот не прав. А тот, кто страстно от своего лица пересказывает все произшедшие события - прав. Можно сказать, что Шопен - театр одного актера, а не многих.
Есть иные мнения?
Регардс хотел, как вернется высказать насчет Рих-Шопена.
Очень очень спорно. и по поводу того, что "музыка Шопена монологична и интонационна с точки одного героя", и по поводу того, кто "прав", а кто нет. и вообще мне непонятно, что значит в искусстве "прав". а?
Re: Что не так у Рихтеровского Шопена?
На мой взгляд точно сказано, что " с точки одного героя", по-моему всё, что написано Шопеном - это не галерея образов, а личный взгляд самого композитора на эти образы. И не просто взгляд со стороны, а только личные переживания и личное воспиятие.Сообщение от Gtn
Другое дело, как это возможно передать на инструменте?
Столько сразу "намешивается" всего: и соблазн уйти в театральность, и собственное видение........
Вообще, эту тему, на мой взгляд, исчерпать нельзя!
А что "так" у нерихтеровского?
Вопрос абсолютно по-Регадсовски казуистический.
Разумеется легче определить отклонения от канонов красоты, нежели объяснить саму красоту. Что так в лице Линды Еванжелисты?! Немцы возрождения, хоть Дюрер, все циркули обломали, пытаясь высчитать эти самые законы и пропорции. которые им, в отличие от итальянцев, ну никак не давались...
И все же можно попытаться, хотя бы , опять таки от противного.
Ну возьмем Падеревского, Лешетицкого, Гофмана, Рубинштейна, Липатти, Оборина, Софроницкого, Нейгауза, Корто. Кого еще? Достаточно. Хотя Султанова.
Что их объединяет? Во- первых ритмическая организация. Помните слова Листа - Шопен единственный поэт фортепиано. Да, рифмованность игры. Без ненужного разбиения на "смысловые" (не те- выраженные лигами, а другие - с переносом строки) фрагменты, как произносят некоторые артисты, нарушая ритм стиха.
Во-вторых некоторая импровизиционность. Кажущаяся, конечно. Шопен предпочитал мастерское владение инструментом - выученности конкретного текста. Поэтому пассажи могут слегка "ломаться". В третьих - пресловутый дух. ZAL - жаль польская. Не все должно быть бодро, а подернуто "дымкой" сожаления, как о чем-то прошедшем и бесконечно дорогом. Потом - светскость. Шопен был до мозга костей светский человек. Варваризмы здесь неуместны. (хотя удар кулаком? у того же Гофмана в полонезе? Уместен совершенно) в -четвертых : личностная интонационность. Шопен почти не выносит объективности. Ему подавай личное отношение. (может кроме Липатти, Оборина). Вобщем не каждое положение можно найти возражение.
Нато он и Регардс! Знает как поставить в тупик.
И все же тема не закрыта.
Хотя бы от того. что большинство из перечисленного у Рихтера почти отсутствует.
__________________________________________________ ___________
В Антологии диких мыслей я преводил фрагмент мимолетного наблюдения Шопена. А так-как в таких "видениях" ничего не бывает случайно, то его можно рассматривать как карту исполнения Шопеновской музыки. Да! Серьезность, почти хмурость Рахманиновская, безупречность к собеседнику, потом просвет улыбки и полное преображение лица, но не более, чем дозволено хорошими манерами. Эта радость - сдержанная. Некрасивый рот, дьявольский с искрой правый глаз... Его чуткость даже к невидимому мне. Таким его оставили и изобразили те, кто знал близко и видел. Живая фотография.
Вау, не слышал Падеревского, Лешетицкого.
А Гофмана, Рубинштейна (надеюсь, Артура), Липатти, Оборина, Софроницкого, Нейгауза, Корто - не объединяет НИЧТО.
ZAL - по-польски "любовь", и ничто иное.
"Варваризмы здесь неуместны" - это Вы, Пётр, про что? Про Варечку?
Простите, отхожу от темы. Мне, кажется, надо придерживаться поведения на сцене Владимира Горовица! Он прямой, свободный, яркий! Само совершенство (на сцене), да и в жизни.Сообщение от Gtn
![]()
Свободный художник.
Регардс! Так уж и ничто? Сказано сильно... В таком случае вопрос можно снять. Никого ничто не объединяет - ни признанных шопенистов ни признанных нешопенистов. Что воля. что неволя - все равно...
Польская жаль - есть любовь, однозначно. Но Шопеновская любовь ещё к тому же созвучна с русским "жаль". Ни Гладковская ни Водзиньская не составили счастья композитора. Помните песню: в селах Рязанщины, в селах Смоленщины слово люблю непривычно для женщины, там бесконечно и нежно любя женщина скажет- жалею тебя.
Тут слишком много связей между славянскими языками. Но это к слову...
На самом деле Вы, сэр, неглубоки, если не видите много схожего в подходе к Шопену у перечисленных товарищей. Или во всяким случае того, что у них присутствует а у Рихтера - отсутствует. Посвятите несколько вечеров сравнительному слушанию, желательно в повышенном осознании. И еще есть такая вещь. как опережение. Это когда человек сознанием уже в следующем такте. А у Шопена нужно быть всегда на месте, а не впереди...
Еще одно возражение и ведите тему сами! тем более обещали...
нетути - подтверждаю и упорствую
зато согласен, что есть проблема СТ и все прочие. как бы. для меня - тоже нетути. ми минор с СТ - закрытие, никому из живущих и не снилось попробовать даже крышку рояля прикрыть. Остальное - говорю совершенно официально и бестактно, т.е. с опережением тактов: возможно, по записям да, которых я не слушал, повезло почти всё live. Анекдот про 4 скерцо лично спрошу у АГ.
Прямой Собакевич! Дискуссию не ведет - уперся и все тут. Нет Вы не Демагог! Вы, батенька, Игнатий Лойола - основатель иезуитского ордена и казуистики. Никакие доводы тут не действуют, перед лицом откровения, постигшего ВАС. Дай вам власть - будете сжигать прямо на том рояле, на котором играл бедный Нерихтер.
(А ведь как говорила Маруся: Рихтер-то "спорный пианист..")
Похожие темы
-
200 лет со дня рождения Ф. Шопена
от avg в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 32Последнее сообщение: 12.03.2010, 13:55 -
Об этюде Шопена ор.10 №12
от iosifshr в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 5Последнее сообщение: 13.12.2007, 05:56 -
Ищу этюды Ф. Шопена.
от ATX в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 16Последнее сообщение: 10.12.2006, 23:55 -
Музыкает и публика. Заметки дилетанта после Рихтеровского конкурса
от любитель в разделе БеседкаОтветов: 0Последнее сообщение: 27.06.2005, 14:35 -
Список участников Рихтеровского конкурса от 6/04
от boris в разделе 1-й Международный конкурс пианистов им. С. Т. РихтераОтветов: 26Последнее сообщение: 12.06.2005, 14:30




Ответить с цитированием




Социальные закладки