«105 ЛЕТ. ПОЛЁТ НОРМАЛЬНЫЙ».
Юбилей Академического большого хора РХТУ им. Д.И. Менделеева
Юбилей Академического большого хора РХТУ им. Д.И. Менделеева
Этому любительскому хору стоя аплодировали Галина Вишневская и Мария Биешу. Им восхищалась великая Рената Тебальди. Хосе Каррерас объявил его своим любимым хором в России. Неподражаемая Мария Гулегина – своим хором-сподвижником. Эндрю Ллойд Уэббер делал для него переложения собственных сочинений, пианист Андрей Гаврилов аккомпанировал на концертах в качестве концертмейстера, а баронесса Маргарет Тэтчер назвала Национальным достоянием России.
– один из старейших и наиболее востребованных любительских хоров России – был основан в 1905 году как хор Московского промышленного училища под руководством выпускника Московской консерватории, ученика С.И. Танеева Михаила Ильича Николаевского.
С января 2004 года и по настоящее время коллектив возглавляет выпускник кафедры хорового дирижирования МГУки (творческая мастерская профессора Е.М. Круговой). В становлении хора ему помогает хормейстер и композитор Антон Фёдоров.
Хор под управлением Бориса Тараканова – непременный участник статусных концертов мировых оперных звёзд и лучших симфонических оркестров во многих странах мира. Сегодня в коллективе более 100 участников, что позволяет в значительной мере возрождать почти забытые ныне русские традиции Большого Хора.
Коллектив живёт интересной и насыщенной творческой жизнью – с удовольствием принимает участие в полярных по жанру музыкальных проектах: от Патриарших богослужений в Успенском соборе Московского кремля или Пасхальной службы в Карловых Варах до фондовых записей на Телеканале «Культура» и рок-симфонических инсталляций.
Накануне 105-летия прославленного коллектива «» взял интервью у его руководителя.
Досье «Музыкального Клондайка»:
Борис Тараканов.

Родился в 1968 году, проживает в Москве.
Окончил Государственный университет управления (ГУУ) по специальности «Организация управления предприятием» и Московский государственный университет культуры и искусств по специальностям «Дирижирование» и «Прикладная музыкология».
Ведущий эксперт Центрального банка Российской Федерации (вопросы стандартизации и стандартологии в информационных системах), художественный руководитель и главный дирижёр Академического большого хора РХТУ им. Д.И. Менделеева (). Ведущий крупнейшего в русском интернете бесплатного нотного архива ().
Автор серии фантастических романов, написанных в соавторстве с композитором и дирижёром Антоном Фёдоровым.
Профессор, академик Международной академии фундаментальных наук.
Президент Объединенного хорового движения.
Женат, воспитывает сына Бориса и дочь Ксению.
Борис Тараканов не принадлежит какой-либо музыкальной династии. Тем не менее, известность его давно уже перешагнула государственные границы – созданный им бесплатный нотный архив по количеству предоставляемого в свободном доступе нотного материала уже начал конкурировать с общеизвестной Библиотекой Конгресса США. Об этом менеджеры самой библиотеки говорят не без удовлетворения, т.к. сами предоставляют доступ своим посетителям к «Русскому Чуду», как они сами именуют «».
Не так давно Борис начал серьёзную карьеру хорового дирижёра, возглавив один из старейших любительских хоров России. Судя по энергичной, эмоциональной и во многом авантюрной дирижёрской концепции, у маэстро Тараканова интересное будущее не только на стезе нотного архивариуса.
Борис назначил мне встречу в жизнелюбивом мексиканском заведении «» на Новослободской, оформленном в виде салуна – по словам Бориса здесь подают лучшую в Москве Текилу и мраморную говядину, поэтому решено было немедленно это проверить. Беседа наша протекала неспешно, вполне в духе предложенной Борисом дегустации.
МК: Борис, скажите, 105 лет – это много или мало?
Мне очень сложно однозначно ответить на этот вопрос. Дело в том, что я встал во главе этого хора всего шесть лет назад, перед его 100-летием, а попал в него в 1988 году сразу после армии. Итого я с ним уже 22 года. Сейчас одна из моих задач – это, по возможности, сохранить то, что было создано моими предшественниками-дирижерами, среди которых были великие музыканты. Представьте, в разные годы с хором работали Ипполитов-Иванов, Танеев, Чесноков, Строкин...
МК: Такая «наследственность» накладывает на коллектив особую ответственность? Или нет?
Она порождает у хора желание добиваться невозможного, но делать это… с удовольствием. Это часть нашей креативной философии.
МК: Небольшой блиц-опрос для наших читателей. Ваш любимый жанр в музыке?
Опера, кантата и оратория.
МК: Ваш любимый жанр в литературе?
Байка.
МК: Неожиданный ответ для писателя-фантаста с несколькими книгами за плечами. Продолжим: ваш любимый напиток?
Кампари со льдом и свежевыжатым соком.
МК: Любимая страна
Италия.
МК: Любимый город на земле?
Город-герой Пиза.
МК: Почему герой?
Для меня – герой. Ясно же сказано: «Город становится миром, когда ты любишь кого-то из его обитателей».
МК: Самый объективный советчик?
Моя жена Лена.
МК: Ваш любимый фильм?
«Антон Иванович сердится».
МК: Ваш любимый композитор?
. Это сразу после Верди, Пуччини и Рахманинова.
МК: Дайте, пожалуйста, ваше личное определение хора. Только не задумываясь!
Хор. Место для счастья – ЗДЕСЬ. Время для счастья – СЕЙЧАС.
МК: Тоже не задумываясь: девиз хора?
Э-э… «Время, проведённое в хоре, в зачёт жизни не идёт».
МК: Любопытно. Похоже, что понятие «хор» и понятие «счастье» для вас практически синонимы.
В этом нет ничего удивительного. Хоровое искусство – это одно из неперечисленных чудес. И ради него стоит жить на свете. А счастье – это отнюдь не пункт назначения. Скорее – способ путешествия.
МК: Существует ли конкуренция среди любительских хоров?
Ни в коем случае! Как можно конкурировать в том, что основано на любви к общему делу и при этом не пересекает ничьих интересов и границ?
Я скажу так – каждый хоровой коллектив заслуживает внимания, уважения и любви, прежде всего по факту и праву своего существования. Иногда мне кажется, что любой хор – это некий генератор, подпитывающий Вселенную позитивной энергией, помогающий нашему миру стать лучше. Поэтому говорить здесь о конкуренции я бы не стал.
Из существующих ныне московских любительских хоров мне хочется особо отметить те, которые лично я ставлю себе в пример – в каких то вещах это для меня своеобразные эталоны, маяки. В основном это касается крупных коллективов, не менее сорока участников – энергетика большого хора особенная, не сравнимая ни с чем. Это, прежде всего, под управлением Мирзы Аскерова, звучание которого мне очень близко по восприятию, Камерный хор при Бауманском университете «», которым вот уже не первое десятилетие руководит Владимир Живов (на мой взгляд, этот коллектив отличает фирменный «симфонический» звук, благородный репертуар и филигранная работа над материалом), прекрасный под управлением Константина Кострикова (один из немногих коллективов, не боящихся экспериментов и легко расширяющий границы возможного, это дорогого стоит), очень смелый и перспективный Академический хор
Не могу обойти вниманием мои любимые камерные составы – это и (руководитель – , мой большой друг), хор «» под управлением Надежды Бойко (смелый, озорной, позитивный и прекрасно сделанный коллектив!), великолепен , которым руководит тоже мой друг – у этого хора чистое, но при этом очень насыщенное звучание, помноженное на техничность исполнения и свежесть интерпретаций. Выше всяких похвал из Иванова – им руководит Евгений Бобров, очень яркий и самобытный представитель Нижегородской дирижерской школы...
Вот перечисляю, перечисляю и боюсь кого-то забыть. Все эти коллективы – наше национальное достояние, требующее не только естественного восхищения, но и максимально бережного к себе отношения! Когда я их слушаю, меня охватывает непередаваемая гордость за руководителей, за поющих ребят: «Да! Это мой цех!», – с удовольствием говорю я себе.
МК: Как вы формируете репертуарную политику хора?
В последнее время мне очень нравится работать «на конкретный проект». Например, когда от дирижёра поступает предложение сделать с его симфоническим оркестром программу военных песен и исполнить её 9 мая на Поклонной Горе, мы какое-то время занимаемся только военным репертуаром (Антон Федоров довольно быстро сделал интересные переложения) и наслаждаемся работой с этим высококлассным дирижёром и его коллективом.
Следующее предложение, ну, скажем, от симфонического оркестра Министерства обороны России – это может быть антология мировых саундтреков. И тогда мы с удовольствием разучиваем и «Завтрак у Тиффани», и «», и даже такой репертуарный раритет, как «Марш энтузиастов» – шедевр киномузыки своего времени.
После небольшого перерыва может поступить предложение записать на студии симфонический саундтрек для компьютерной игры «Аллоды-онлайн» (да-да, эта музыка записана нашим хором в сопровождении большого симфонического оркестра под управлением Николая Соколова).
Вроде бы и передохнуть пора, но тут выясняется, что молодой композитор , который творит под творческим псевдонимом Lind Erebros и заодно трудится у нас в партии теноров, написал вторую часть и не намерен «слезать с меня», пока мы и её не запишем – приходится осваивать и эту крупную форму, эпизоды которой написаны на разных языках: эльфийском («квенья») и английском. Наша солистка Ира Сакне в восторге от выписанных специально для нее верхних нот – на минуточку от До до Фа третьей октавы. Но надо отдать должное – музыка действительно интересная, нравится хору и там есть, что попеть, авторские амбиции оправданы.
То же самое можно сказать и о музыке Константина Кайханиди, единственного российского ученика Жана Мишеля Жарра. Ему может срочно понадобиться записать с нами очередную композицию, чтобы в присутствии 75 СМИ представить её Учителю, который к тому же наш хор нежно любит и собирается с ним работать на Год Астрономии. Ну как тут отказать?
После этого наступает время разучивания , и мы полностью погружаемся в удивительный мир православной музыки, исполняемой не с концертной эстрады, а на богослужении, т.е. в своём главном применении.
Предложение Зураба Соткилавы и пианиста-легенды Андрея Гаврилова сделать с ними Маленькую торжественную мессу Россини в Малом зале консерватории по началу вызывает оторопь, которая сменяется резонным вопросом – а почему, собственно, нет? Но для начала - почему бы не спеть вместе несколько народных песен, чтобы познакомиться поближе?
Далее может последовать предложение от шикарной певицы провести с ней фондовую запись оперных шедевров на 5-й студии , затем выступить с этой программой на сцене театра «Новая Опера» – и тогда наш концертный репертуар пополняется сценами из «Нормы», «Травиаты», «Кармен»...
МК: То есть, репертуар хора формируется за счёт такой вот «проектной» работы?
В том числе. Вообще мы стараемся каждый концерт жанрово разнообразить, сделать из него своеобразную архитектурную казуаль. Будучи ведущим крупного нотного архива, я пропускаю через себя большое количество хоровых партитур, так что с формированием репертуара у нас проблем нет, вопрос – в грамотном распределении программы концерта.
МК: Например?
Александр, вы – хитрый. Но я вам расскажу, это совсем не секрет. Вы ведь сами в прошлом хоровик и знаете, что репертуарная политика – это всегда вопрос предпочтений. Для исполнения хором весьма хороши, к примеру, сочинения на итальянском языке, с его внятной фонетикой. Между тем, итальянская хоровая литература в большинстве своём – это десерт (пардон – я говорю банальность) и уместнее слушается ближе к концу программы. Томная прелесть французской музыки и возвышенная сдержанность немецкой хороши в середине любого концерта, где присутствует смешение жанров. Но, знаете, в середине концерта вообще уместна будет любая вещь, которую нельзя заподозрить в ширпотребстве.
Но, конечно же, любой хоровой концерт должен открываться Ея Величеством Русской духовной музыкой. Это начало начал, благословение, молитва перед большим делом, своего рода момент истины! Постепенно программа переходит в русскую же хоровую классику, русские народные песни в превосходных обработках – коих слава Богу предостаточно.
С этим классическим набором дивно гармонирует негринянский спиричуэл или джазовые сочинения в не тривиальном переложении для хора – подобные композиции легки и остроумны, они придадут любому выступлению хора эффект шкатулки с секретом.
В концертах, волею случая выпадающих «…во дни печальные Великого поста», хорошим тоном считается преобладание не столько жанрового ограничения, сколько элегантной умеренности.
МК: Очень интересный подход. А что вы, как руководитель одного из наиболее известных хоров, можете посоветовать более молодым вашим коллегам относительно репертуарной политики?
Прежде всего, я пока не вижу в себе должного глубокого опыта, чтобы давать советы «молодым коллегам». Я сам ещё «молодой коллега» и пока что только ищу свой путь в хоровом деле – что-то придумывается, что-то получается, а что-то и нет... Поэтому я с гораздо большим удовольствием слушаю старших, опытных и мудрых, нежели кого-то поучаю. Вы знаете, это наслаждение особого рода – такие вот неформальные посиделки с великими. Меня Господь Бог успел свести с настоящими корифеями хора – Георгием Струве, Сергеем Строкиным, Борисом Барановым, Геннадием Копчёнковым, Игорем Агафонниковым, Маргаритой Князевой, Владимиром Живовым… Причём, не просто в концертных встречах, а в контактах неформальных, когда глаза в глаза: на столе хороший коньячок, лимон порезанный, шоколад… и много-много разговоров, воспоминаний, примеров, историй, притч, всяких случаев из хорового бытия, добрых советов – много жизни! Всё это тоже – серьёзный элемент учёбы для дирижёра и хормейстера, его не стоит недооценивать.
Но я что-то увлёкся… О чём мы говорили? О репертуаре? Как интересно… Так вот, по поводу репертуара. Пока что я, из своего опыта, усвоил только одно – в любительском хоре не следует резко менять репертуарную политику, делать это следует постепенно. Заменили несколько набивших оскомину произведений новыми – потихоньку двигаемся дальше, осваивая эти новые сочинения и оттачивая те, что пока остались в репертуаре. Словом, никакого радикализма – только ненавязчивый upgrade.
МК: Каковы Ваши планы в жанре православной музыки?
Планы абсолютно традиционные для каждого сезона – прежде всего это ежегодное богослужебное исполнение Пасхальной службы. В этом году наш хор пригласили спеть Пасху в Карловых Варах, в соборе Петра и Павла. Ответственность огромная, так что готовимся – профессионально, морально, духовно... Организационно, естественно.
Уже наработанную годами партитуру Пасхального богослужения мы стараемся пополнять новыми образцами духовной музыки, иногда современными.
МК: Вот вы сказали про современные произведения для Православной церкви. Как вы считаете, может ли в наше время православная духовная музыка получить такое же развитие, как в XIX веке?
На мой взгляд, всё не так оптимистично, как хотелось бы. Из современных композиторов, обращающихся к духовному жанру, наш хор очень тепло принимает монаха Давида (Печникова), , Владимира Булюкина, естественно Антона Фёдорова... Антон вообще удивительный композитор, в его творчестве воплотились весьма любопытные традиции. Не даром решила записать и снять с нашим хором православный видеоклип на его «Отче наш». Музыку Антона с удовольствием исполняют многие хоры – причем, как в храмах, на клиросе, так и на концертах, её очень высоко ценит Эндрю Ллойд Уэббер.
МК: Вы не находите, что во многих хорах, да и вообще в обществе, сейчас наблюдается некоторая девальвация отношения к русской духовной музыке?
У меня такое неприятное чувство, что вы правы. Одна из причин вашей правоты состоит в том, что сегодня русскую духовную музыку пишет кто попало – даже атеисты и дураки. Кстати, еще не известно, кто хуже... Часто на фоне объективно признанных современных шедевров попадается настоящая религиозно-музыкальная графомания, причём в особо крупных размерах. Уголовную статью на эту тему ещё не придумали, но, по-моему, уже пора – потому, что некоторые «творения» новых «гениев» от духовной музыки (среди которых попадаются фамилии известных деятелей Союза композиторов) вообще пребывают, что называется, «за гранью добра и зла».
Особенно когда в дело идут откровенные перелицовки написанных ими в восьмидесятые годы прошлого столетия кантат «Ленин с нами!», «Ода Партии» и других «шедевров» в таком же духе – они без зазрения совести переквантовываются под первые попавшиеся под руку богослужебные тексты, часто с изменением последних, что недопустимо в принципе. То есть новые духовные произведения иногда создаются через полное непонимание темы, уже не говоря о месте и роли данного песнопения в богослужении. Гворят, в середине XVIII века мы что-то подобное уже проходили...
Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. Недавно в мой нотный архив прислали для размещения партитуру Херувимской песни для мужского хора одного известного Нижегородского композитора и дирижёра (она, оказывается, даже была записана), где во второй части на фоне бодрого кафешантанного мотивчика ничтоже сумняшеся прописано: «Яко да Царя всех подымем! всех подымем! всех-всех-всех подымем!..» Вот-вот, я также глаза округлил как вы сейчас! Можно простить композитору современные «пряные» гармонии в духовных песнопениях, но полное непонимание текста и темы простить нельзя, это большой грех. Хорошо, что я вовремя это заметил – пришлось в мягкой форме отказать в размещении неоднозначного материала, объяснив, что с этими формулами не шутят! Столь фривольное обращение с литургическими текстами может выйти по жизни таким боком, что лучше и не думать об этом. Любому композитору и дирижёру следует помнить – православная музыка жанр древний, почтенный и мистический. Огульной отсебятины он не прощает.
МК: Ваш хор участвует в каких-нибудь конкурсах?
Нет, конечно. А зачем? При такой востребованности, как у нас, это банальная потеря времени. Но здесь не стоит подменять понятия «конкурс» и «фестиваль». Это, как говорит любимая нашим хором коренная одесситка Мария Гулегина, две большие разницы. Ну, или четыре маленькие…
В своё время мы возлагали некоторые надежды на хоровую номинацию «Фестоса» – привлекла созвучная нам благая идея поддержки студенческого хорового движения. Но при ближайшем рассмотрении это оказался зачем-то завуалированный конкурс с довольно странным лоббированием интересов профессиональных хоров против самодеятельных – в этом можно убедиться, посмотрев статистику лауреатства на , она удручает. Я до сих пор искренне не понимаю, почему любительский коллектив должен соревноваться с профессиональными учебными хорами, зачастую укомплектованными «покупными певцами» из Госхора и Капеллы им. Юрлова. Вы знаете, когда прославленная Академия хорового искусства начинает на полном серьезе бороться за диплом лауреата фестиваля студенческого творчества с Академией тонкой химической технологии, Академия музыки им. Гнесиных с Академией правоведения, а Институт музыки им. Шнитке с Институтом электронной техники – это и смешно, и горько одновременно. Боксер-тяжеловес не должен драться на одном ринге с воспитанником спортивной школы за один и тот же диплом, даже если ему очень хочется этот диплом – не этично.
МК: То есть вы считаете, что конкурсы не нужны?
Почему не нужны? Кто сказал, что не нужны? Они не просто нужны, они необходимы, это одна из важных форм развития хорового искусства. Просто хоровой коллектив, подающий заявку на тот или иной КОНКУРС, должен знать, на что он идёт. Должен быть готовым к соревнованию, к борьбе, к тому, что другие хоры и их руководители в данной ситуации – это не только коллеги, но прежде всего соперники на конкурсной арене. Это нормальная мотивация, она сродни спортивному апломбу.
Но любительский хор, желающий принять участие в ФЕСТИВАЛЕ, то есть не подразумевающий в своем выступлении конкурентной борьбы (и уж тем более – борьбы со специалистами и профессионалами), должен знать, что он получит именно фестиваль – хоровой праздник, исключающий конкуренцию, а подразумевающий дружбу, любовь, взаимную поддержку и новые творческие примеры, связи, сотрудничество... В этом и есть главное отличие фестиваля от конкурса. На фестивале хор должен получать не оценочные показатели, выраженные в подозрительной сумме виртуальных баллов, не последующие пространные констатации ошибок («...а вы там где-то два раза сдетонировали, но я уже не помню, где») от членов жюри, не имеющих собственных хоровых коллективов, а чёткие, честные и подробные рекомендации от действующих мастеров хора, способных не разговорами, а личным примером научить – как стать ещё лучше, на что обратить внимание в работе с хором. Желательно в письменном виде.
Мне кажется, что в фестивальном деле распределение мест с точки зрения «лучше-хуже» – неумное занятие. Тем более в наше время, когда массовое хоровое искусство только-только начало поднимать голову и люди пока робко и осторожно, но снова пошли в хоры... Пока это очень легко спугнуть, так что осторожность подхода должна быть во главе угла – еще свежи в памяти случаи распада хоров сразу после некоторых неграмотно организованных фестивалей с конкурсным окрасом (люди теряли мотивацию и уверенность в своем деле).
Если подытожить сказанное, любой коллектив в состоянии выбрать то, что именно ему нужно, – фестиваль или конкурс, – но при этом он имеет право на правдивую информацию о мероприятии, а не на завуалированную подмену понятий. И если уж объединять в одном форуме любителей и профессионалов, то ни в коем случае не сталкивать их лбами, не заставлять конкурировать друг с другом.
Именно по этой причине любые конкурсные мероприятия нам профессионально не очень интересны – свой конкурс, под названием «Хоровая Жизнь» мы уже выиграли, у нас в нём Гран При.
МК: Глядя на за последний сезон, с этим сложно поспорить…
Да, живём мы и правда насыщенно… Теперь мы стараемся помогать в этом другим хорам – уже не первый год проводим под эгидой АРТ-Центра международный фестиваль некоммерческого хорового искусства CHORUS INSIDE, который с каждым годом обретает всё большую популярность. Это именно фестиваль, но ни в коей мере не конкурс.
В этом году фестиваль пройдет в период с 21 по 25 апреля (заявки принимаются ), и по опыту прошлых лет мы ждем много новых откровений в любительском хоровом творчестве. Сейчас мы уже получаем заявки на участие в фестивале хоров из многих городов и многих стран, даже из загадочного Кувейта – страны изначально академически не поющей, но по приказу правящего шейха сколотившей у себя за несколько лет хоровую культуру не хуже, чем у людей.
МК: Я знаю, что кроме фестиваля CHORUS INSIDE ваш хор организовывает и другие мероприятия. Расскажите о них?
Возможно, вы имеете в виду Менделеевский хоровой конгресс, который собирает многие хоровые коллективы – он бывает в среднем два раза в год. В его рамках мы проводим не только общие концерты, но и открытые мастер-классы выдающихся дирижеров и вокалистов.
Также на базе нашего хора проводится хоровая номинация , которой я руковожу.
Сейчас мы занимаемся юридической регистрацией общественной организации, названной «» – учреждённый нашим хором орган взаимопомощи для любительских хоровых коллективов. Юридическая сторона вопроса – дело не простое, не дешёвое, но где наша не пропадала.
Ну и еще мы организовываем интересные международные хоровые лагеря «Продли хору лето!» Обычно они проходят в Турции два раза в год. Турция для нас давно уже стала «хоровой дачей», вотчиной, куда мы любим ездить сами и приглашать друзей. Репетиции на берегу моря под шелест волн, отдых, пляж, познавательные экскурсии, дискотеки, всяческие невинные шалости... В прошлом году во время очередного такого лагеря мы совместно с хором Дома Учителя и недавно организованным хором МАДИ с удовольствием спели в античном амфитеатре Аспендос, сходили на премьеру «Тоски» в оперу Анталии, да и просто отдохнули великолепно!
[]
[продолжение:
[/SIZE]



Облако меток
Сообщение форума